Лонг про дробовики, 12 калибр и игры. Реальная жизнь против условностей и баланса

Моя МР-155
Моя МР-155

Я много играл в шутеры и также являюсь владельцем МР-155, а ещё мне довелось попробовать Rem 870, Benelli, MOSSBERG, Вепрь и Сайгу-12 и.. это небо и земля. Буквально пропасть. В этом тексте я постараюсь рассказать, что такое дробовик: в чём разница между помповым и полуавтоматическим, чем отличается трубчатый магазин и коробчатый, и почему двустволки — это не пережиток прошлого, а очень надёжная и современная бумпалка (даже по меркам Думгая).

А ещё порассуждаем о том, почему игровые условности делают этот класс оружия невостребованным.

За основу для сравнения я взял «Побег из Таркова» как игру, которая строится вокруг ганпорно и деталей к мелочам именно в контексте оружия. А пока не начался лонг, буду рад видеть вас в своём телеграм-канале Trauma, где я пишу о гражданском оружии в России, разбираю законы и рассказываю, как присоединиться к сообществу!

Виды зарядов

Давайте сперва разберёмся, с чем будем иметь дело. В жизни дробовики стреляют не только дробью. Реальная номенклатура зарядов в патроне 12 калибра широка, а ещё у каждого класса патронов есть свои подкатегории зарядов:

Дробь — заряд мелких шариков до 5мм. Всего видоразмеров дроби — аж целых 16 и задачи у каждой разные. Дробь №12 имеет диаметр 1,25 мм, а каждая последующая больше ровно на 0,25 мм. Все они отличаются размером свинцовых шариков, как я писал выше, до 5мм. Используются повсеместно в практической стрельбе, спорте и охоте.

Дробь 3мм
Дробь 3мм

Картечь или шрапнель — заряд свинцовых шариков побольше. От 6 до 9мм. Если что, вес пули в патроне 9мм Парабеллум — от 9,1 до 9,6 грамм. В одну гильзу можно снарядить 9мм шариков от 9 до 12 штук. За один выстрел. Вылетает. 9 шариков 9мм. Как вам?

Картечь 8мм
Картечь 8мм

Пуля — сейчас внимание: круглые, стреловидные, стрелочно-турбинные, турбинные, катушечные, колпачковые.. да-да, это всё виды пуль для 12 калибра. При этом на дистанции в 100 метров (стрелял сам на эту дистанцию) поражение гонга уверенное, и когда я говорю «уверенное», — я имею ввиду 10 из 10.

Её величество пуля
Её величество пуля

Всё, что попалось — помните эпизод в фильме «Брат», где Данила Багров снаряжает шляпки от гвоздей в гильзы 12 калибра? Вообще без проблем. Или соль? Тоже можно, аналог травматического заряда. Короче, снаряжать патроны 12 калибра можно всем, что условно попадёт под руку, но в таком случае стрелок платит ресурсом хрома в стволе, если он есть. Ничего критичного, просто без хрома сложнее чистить ствол.

Магнум, супер-магнум.. чего?

[12x70] Помимо метаемого снаряда у 12 калибра существует ещё длина гильзы и соответственно длина патронника. Обычно это 70мм, но бывает и меньше — стандартный размер, «золотая» середина. В патрон с гильзой 70мм максимально можно вместить 36 грамм дроби или картечи, а пороха — 1,9 – 2,1 грамма. Но есть ли что-то помощнее?

[12x76] Магнум. Навеска до 52 грамм, а пороха — до 2,5 грамма. Это убойная штука, которая лягается так, что мало не покажется. «Зажимать» с магнум патрона сложно — там не просто отдача, эта штука двигает меня, кабанчика 80кг на полметра назад. Энергетика такого заряда может достигать 3000 джоулей, а я напомню, что в «травмате» максимальная энергетика — 91 джоуль..

[12x89] Супер-магнум! Появился на свет благодаря экологам, которые считали, что свинец загрязняет экологию и в некоторых странах его запретили вовсе. Производители оружия в странах, которые отказались от свинца стали выпускать стальную дробь как самое экологическое чистое и дешёвое сырье, однако по баллистическим показаниям оказалось что стальная дробь гораздо легче свинца, поэтому она теряет убойную силу.

Монстр во плоти
Монстр во плоти

В этой связи был разработан патрон 12х89, он же «супер-магнум». У меня нет ружья с таким патронником и мне лишь несколько раз доводилось стрелять ими. С практической точки зрения толку от такого калибра нет, но чтобы испытать себя на прочность и понять, что такое серьёзная отдача — выбор однозначно верный. Навеска может достигать 63 грамм. Это огромная отдача, без преувеличений.

В «Побег из Таркова» реализована разная отдача в зависимости от типа патрона, но ощущается это слабо

Оставляя тему с видами патронов, их наполнением и мощности могу сказать одно — пожалуй из тех игр, что я встречал, только «Побег из Таркова» слегка прикоснулся к теме с их вариативностью. И я даже молчу про убойность таких патронов.

В большинстве шутеров мощность 12 калибра крайне недооценена, и на дистанциях до 50 метров, если говорить о картечи, это оружие ультимативно против слабозащищенной цели. А осыпь из 9 картечин 9мм на дистанции 15-25 метров мало кого должна оставить равнодушным.

Виды дробовиков

Помповый дробовик — считается одним из самых надёжных с точки зрения автоматики дробовиков, потому что его автоматика — это руки стрелка. Самая большая проблема помповых дробовиков в играх — это досылание следующего патрона. Этот процесс ужасно медлителен:

Разница в два раза!

Интервал между выстрелами у помпового оружия в среднем меньше, чем у образцов полуавтоматического. Использование широкого спектра патронов, несовместимых со стандартным оружием, также играет ему на руку. Механический принцип делает это оружие дешевле и надёжнее самозарядного. Но эти преимущества в играх не реализовать, а вот почему нельзя сделать процесс перезарядки быстрее с учётом того, что стрелять с помпы шустро более чем возможно — вопрос.

При этом помповые дробовики способны работать на малых навесках, там, где полуавтоматическому дробовику просто не хватит энергетики перезарядиться.

Полуавтоматы

Сразу стоит отметить, что ни в одной игре я не встречал такого понятия как «навеска», да и в общем не нужна она. Но могу с уверенностью сказать, что полуавтоматический дробовик проиграет помповому по надёжности в случае, если навеска будет скажем.. меньше 28 грамм.

Глюк. До сих пор не понял, что случилось. Больше не повторялось

Трубчатый магазин — грубо говоря, под стволом труба, а в ней пружина. Патроны занимают пространство вдоль длины трубы и подаются кареткой в патронник. Процесс с поднятием патрона можно оценить в видео выше. Основное преимущество такого магазина — возможность забивать разные типы патронов «на ходу» и сразу пускать их в дело, но перезаряжать такой дробовик дольше.

Этот же принцип можно отнести и к помповым дробовикам, но на большинстве полуавтоматов магазин является еще и направляющей автоматики, поршень двигается назад, толкая затвор. На поршень давят газы из двух отверстий в стволе, оставленных специально для них [газов]. В общем сам принцип прост, но чтобы толкнуть всю эту конструкцию назад нужен патрон по навеске не меньше среднего.

В играх быструю смену боеприпасов или выбора определенной последовательности боеприпасов прямо в бою я не видел, а фича крайне полезная. Например, когда игрок в курсе, что у него оппоненты и на ближней, и на средней дистанциях, можно было бы сделать винегрет из 3 картечных патронов вначале и 3 пулевых в конце.

Скорость заряжания при наработанном навыке. Без комментариев

Коробчатый магазин — это магазин, который используется в большинстве автоматического оружия, включая автоматы, пистолеты-пулемёты и штурмовые винтовки. Он обычно легкосъёмный, что позволяет быстро менять боевой комплект оружия. На самом деле, такой вид магазина встречается и на помпах, и на полуавтоматах, которые в девичестве имели трубу, но самым распространённым и популярным дробовиком в России считаются Вепрь-12 и Сайга-12.

Скорострельность полуавтоматов в жизни и «Побег из Таркова» сопоставима

Коробчатый магазин позволяет быстро менять магазины, заталкивая патроны не по 1-2, а то и 4 штуки в трубу, а сразу примкнуть столько, сколько вмещает в себя сам магазин. Самый главный минус такого типа дробовика — это опять же не всеядная автоматика с точки зрения навески по сравнению помпой (но при этом достаточная для уверенной работы) и невозможность заряжания «на ходу» именно теми боеприпасами, которые нужны сейчас. Можно, конечно, сидеть и забивать магазин, но это время.

При правильной вкладке можно добиться высокой скорострельности с контролем отдачи
При правильной вкладке можно добиться высокой скорострельности с контролем отдачи

Двустволки

Преимуществом двуствольного ружья является возможность использования патронов с любой навеской дроби (от 20 до 52гр.). Владельцу же полуавтомата приходится стрелять не ниже 28 грамм, чтобы автоматика оружия смогла перезарядить ружье. При этом двустволка обладает бесшумной перезарядкой, если надо поменять в стволе патрон, чтобы не спугнуть зверя. Но в полуавтомате это проблематично, т.к. перезарядка сопровождается весьма громким щелчком.

В целом это очень неприхотливое и надёжное оружие, и именно по этой причине его нет в большинстве игр — практически никто не занимается разработкой нештатных ситуаций, а это именно то, что нужно двустволке — показать себя во всей красе именно в надёжности, бесшумной смене боеприпаса и простоте.

Я своими глазами видел людей, которые на двустволке перестреливали помповиков и полуавтоматичкиков исключительно на перезарядке. В основном разработчики представляют себе двустволку или обрез как нечто ультимативно мощное, но с долгой перезарядкой. На деле же помпа или полуавтомат по своей мощности ничем не уступят двустволке, потому что оружие строится и работает вокруг патрона, а не наоборот.

Урон и отдача от любого дробовика — это патрон. Чудес не бывает.

В целом это всё, что я хотел рассказать о дробовиках в реальной жизни. К сожалению, дробовики очень недооценены и по сей день считаются в геймдеве оружием исключительно ближнего боя с долгой и муторной перезарядкой, преимущество которого лишь в том, что перезарядку можно остановить в любой момент времени. Однако на деле оказывается, что у дробовиков больше преимуществ, которые геймдев в силу поддержания стереотипа и банального удешевления и упрощения игр балансирует этот класс оружия именно в сторону ближнего боя.

Всем снова привет!
Всем снова привет!

Не хватило, пожалуй, устройства самого патрона, но расскажу об этом в следующий раз тем, кому это интересно. А пока можете подписаться на мой телеграм канал — Trauma. Там я рассказываю о гражданском оружии в России, делюсь опытом и помогаю советом всем, кто так или иначе заинтересован в сообществе. Оружие в России — это веселее и проще, чем многим кажется.

Спасибо, что дочитали!

8181
56 комментариев

Мальчик рома любит дробари

6

А минусы будут?

6

Мне понравилось, как реализованы разные типы боеприпасов к дробовику в Hunt: Showdown. Дробь ультимативна вблизи, слаггеры страшны и на средней дистанции, монеты, снаряженные в гильзу- стильно, модно, молодёжно (это к моменту, что в гильзу можно напихать всякого), еще и Dragon breath запихнули.

4

Только слаггеры категорически мало эффективны вблизи, что для меня делает их абсолютно бесполезными

Познавательно, сенкс

3

Всегда рад!

1

Почти не коснулся темы убойности в играх в сравнении с реальной жизнью, очень вскользь вроде бы в одном предложении. А суть в том, ну думаю тебе известно, что в 95% игр дробовик это оружие которое бьёт на 3-5 метров, хотя по факту на 50 даже дробью можно поражать уверенно, и даже на сотку относительно прицельно и результативно, но не на 3-5 метров как чаще всего и балансят дробовик со времён КС 1.6

3