Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Ознакомьтесь с ними, прежде чем в следующий раз транслировать свои заблуждения в комментариях.

Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Большинство пользователей ПК имеют очень ограниченный опыт по работе с комплектующими. А некоторые ориентируются лишь на бренды или популярные модели. Недостаток проверенных знаний порождает огромное количество мифов вокруг компьютеров и их комплектующих.

В этой статье постараюсь развеять самые вредные из таких мифов.

Старые 8-ядерные процессоры (особенно в разгоне) всё ещё актуальны

Полностью согласен с автором ролика

Один из главных мифов, появившихся не от хорошей жизни. Его очень любят транслировать свидетели «опередивших время» многоядерных AMD FX, а также списанных серверных процессоров Xeon. Казалось бы, и правда: если FX-8350 разгоняется чуть ли не до 5 ГГц и обладает 8-ю ядрами, то зачем менять его на что-то более современное?

Однако есть такое понятие как IPC (Instructions Per Count) — производительность на такт. У процессоров со старых платформ IPC значительно ниже, чем у более современных. Кроме того, на самом деле у всех FX 8000-й серии было лишь 4 физических ядра, а 4000-й — всего 2 (за это компанию даже засудили).

Что касается Xeon, то у них и правда много полноценных ядер и очень высокая отказоустойчивость. Но это в том числе достигается за счёт заниженной частоты каждого ядра — она примерно на уровне базовой из домашних процессоров (до 3,0 ГГц, часто намного ниже). А если вспомнить, что у старых процессоров и IPC значительно ниже...

К тому же, в играх производительность на ядро намного важнее — большинство движков не умеют эффективно использовать больше 6 физических либо 12 виртуальных потоков.

Разгоном можно спалить процессор или видеокарту

Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Этот миф если и был правдой, то давно и лишь отчасти. А сегодня у всех процессоров, материнских плат и видеокарт есть защита от нештатных ситуаций. Да и разгоняемые модели ЦП, а также старшие чипсеты (Z для Intel, X для AMD) существуют не просто так.

Процессор или видеокарту невозможно вывести из строя, просто увеличив количество мегагерц. Максимум, что может произойти — потребуется вынимание батарейки CMOS из материнской платы, чтобы сбросить настройки BIOS. Либо произойдёт сброс графического драйвера.

А вот если значительно поднять напряжение, то в теории это может привести к поломке. Поэтому вольтаж для достижения большей стабильности при разгоне стоит поднимать очень осторожно (в сети есть рекомендуемые предельные значения).

Двухканальный режим ОЗУ не нужен

В DDR5 прирост от двухканального режима уже не такой существенный — но он есть

В одноканальном режиме на процессор идёт заметно более высокая нагрузка. В прошлом поколении DDR4 количество FPS из-за этого часто снижалось на 20–30% (а если процессор слабый, то ещё сильнее). В текущем уже не так сильно, но одноканальный режим всё ещё считается неоптимальным для работы ПК.

Нетребовательные онлайн-проекты могут хорошо работать и в «одноканале», но большинство современных игр с открытым миром тем лучше работают, чем выше пропускные способности памяти. Самый яркий пример — последние игры от Ubisoft.

Для двухканального режима ОЗУ нужны две абсолютно одинаковые планки памяти

Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Этот миф идёт со времен DDR2. Тогда двухканальный режим и правда «заводился» лишь на максимально похожих планках памяти. Но уже в 3-м поколении DDR совместимость модулей улучшилась.

Теперь, даже если вы поставите вместе планки с разными частотами и от разных производителей, двухканальный режим всё равно активируется, а пропускная способность заметно увеличится. Просто они будут работать на наименьшей из двух частоте (но можно попробовать разогнать «младший» модуль).

Для процессоров Intel не нужна высокая частота ОЗУ

Действительно, процессоры от AMD заметно сильнее зависят от скорости оперативной памяти. Однако это больше относится к бюджетным моделям и среднему классу. Топовым же решениям от Intel вроде Core i7/i9 часто тоже не хватает пропускных способностей начального уровня (DDR4-2400 или DDR5-4800).

Дорогие версии видеокарт не нужны

Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Чем лучше система охлаждения и питание у видеокарты, тем лучше она разгоняется. А ещё — меньше шумит и греется. Это особенно важно для старших версий графических адаптеров с самыми горячими в линейке ядрами: GeForce RTX 4080, RTX 4090 Radeon RX 7800 XT, RX 7900 XT и других. А вот младшие представители линеек (RTX 4060, RX 7600 XT и др.) часто не нуждаются даже в двух вентиляторах.

В пару к мощной видеокарте можно ставить любой процессор («раскрытия» не существует)

«Раскрытие» потенциала видеокарты процессором существует, хоть это и не совсем корректная формулировка. Чем быстрее графический адаптер справляется с отрисовкой каждого кадра, тем чаще он обращается к процессору за заготовкой для нового.

Кроме того, в последние пару лет большинство высокобюджетных игр требуют мощный ЦП — не менее 4 физических ядер с 8-ю потоками на частоте от 4,5 гигагерц (а если частота ниже, то нужно больше ядер и потоков). Поэтому перед покупкой той же GeForce RTX 4080 стоит обзавестись актуальным Intel Core i7 или AMD Ryzen 7.

Производители замедляют старые видеокарты драйверами

На самом деле всё несколько сложнее. Обычно получается так, что старые видеокарты хуже работают в новых играх, чем новые видеокарты с сопоставимой мощностью. Например, GeForce RTX 3060 Ti через год после выхода стала выдавать в некоторых тайтлах столько же FPS, как и RTX 2080, хотя изначально соперничала скорее с RTX 2070.

Дело в том, что разработчики игр в первую очередь занимаются оптимизацией под свежее железо. А в уже вышедших тайтлах ситуация после выхода новых драйверов обычно не меняется. А если и меняется, то обычно по ошибке и до выхода следующей версии драйверов.

Даже в бюджетные материнские платы можно ставить Core i7/i9 или Ryzen 7/9

Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Бюджетные материнские платы подходят для флагманских процессоров и видеокарт лишь формально. Компьютер запустится и даже будет работать, но в играх или тяжёлых программах начнутся фризы, а также может периодически случаться «синий экран». Всё дело в слабом оснащении «материнок» на младших чипсетах.

Причем сгореть плата может даже не от слишком мощного для неё процессора, а от слишком большого количества периферии: много жёстких дисков, подключён геймпад, несколько мониторов и подзаряжающийся от ПК смартфон.

Видеокарту и планки ОЗУ можно вставлять в любые подходящие разъемы

Самые глупые мифы про компьютерное «железо»

Видеокарта обычно вставляется в верхний слот PCI-Express. Дело в том, что это главный разъём подобного типа, на который выделено максимум линий передачи данных — 16. Уже второй разъём обычно имеет лишь 8 линий, чего для последних моделей видеокарт хватает впритык. А в третьем часто не более 4 линий.

Что касается оперативной памяти, то для успешной активации двухканального режима нужно вставлять планки в разъёмы одного цвета. Обычно получается через один, если разъемов 4. А если всего 2, то просто в оба разъёма.

Чтобы хорошо разбираться в «железе», недостаточно уметь переустанавливать Windows, творчески переосмысливать наработки с GitHub или цитировать техноблогеров. Большинство мифов рождаются именно из-за чересчур поверхностного понимания индустрии технологий. Поэтому я продолжу развеивать популярные заблуждения о компьютерах и гаджетах в следующих материалах.

4747
11
80 комментариев

Светодиодная подсветка не влияет на производительность игрового компьютера.

31
3
2
Ответить

Ты ещё скажи что красная машина не едет быстрее 🥴

46
Ответить

Софт для подсветки жрёт фпс. Получается что подсветка влияет на продолжительность, правда не в ту сторону.

5
Ответить

Ну ты выдал

4
Ответить

И побольше про бесполезные зеоны

8
1
Ответить

Это его на жидком азоте так погнали? А то, что он один фиг не сравнится даже с i3-12100 — йух с ним?

6
Ответить