Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

История о роботе-полицейском, снятая в 1987 году Полом Верховеном, стала классикой. Она не только помогла студии Orion Pictures отстрочить неминуемое банкротство, но и вывело фантастику на новый уровень. Продюсерам лишь оставалось крепче держать удачу за хвост и воспользоваться её благодушием, но свой шанс они использовали... странно.

Когда заговорили о сиквеле, стало понятно, что Пол Верховен к нему не вернется. Именитый режиссер "ушел с головой" в производство "Вспомнить всё", и время доказало, что это решение было правильным. Создатели Робокопа - Эдвард Ноймаер и Майкл Майнер - вроде бы взялись за сценарий с энтузиазмом, но их сил и средств хватило лишь на "черновой драфт".

Когда за сценарий взялся автор комиксов Фрэнк Миллер, ситуация вроде бы сдвинулась с мертвой точки. Руководство отвергло "драфт" Ноймаера и Майнера, ссылаясь на нехватку бюджета, поэтому Миллер сел писать сценарий с нуля. По слухам получилось что-то похожее на сюжет третьего "Робокопа". Впоследствии, Orion ещё несколько раз требовали переделать сценарий до тех пор, пока не дали добро на съемки.

Камео Фрэнка Миллера в фильме<br />
Камео Фрэнка Миллера в фильме

Миллер был недоволен итоговым результатом. Недовольным остался и режиссер Ирвин Кершнер, ранее поставивший пятый эпизод "Звездных Войн"; до такой степени, что после второго Робокопа он ушел из кино раз и навсегда. С ними был солидарен и Питер Уэллер, исполнитель роли Робокопа. Тот и вовсе до последнего не хотел сниматься в третьей части, а когда согласился, не смог из-за съемок в "Голом завтраке".

В чем-то я их понимаю. Робокоп 2 напоминает сборную солянку из разных сюжетных линий либо не доведенных до конца, либо кое-как скрещенных между собой.

В конце первого фильма Робокоп, он же Алекс Мерфи, вроде как принял свою новую ипостасью и "очеловечился". В сиквеле Миллер попытался продолжить эту идею, добавив персонажу "привязанность" к бывшей семье. Каждый день, после очередной полицейской операции, Робо часами сидит в машине у дома жены и вспоминает свою прежнюю жизнь. У этой сюжетной линии есть финал. Жестокий, логичный... но через чур скоропостижный. В конце концов Робокоп понимает, что в таком обличии не сможет ничего предложить жене, а потому "врет", что Алекс Мерфи мертв и покидает её навсегда.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Проблема в том, что на эту линию отводится где-то пять минут, после чего начинается сам сюжет. Имея такое красивое и сильное начало (флэшбеки, муки выбора) даже удивительно, что фильм резко превращается в жестокий спиномозговой боевик. А сам Робо окончательно примеряет на себя образ крутого полицейского. Настолько крутого, что замени его на какого-нибудь Мэла Гибсона из "Смертельного оружия", ничего бы не поменялось. Так что моя теория о "солянке" остается в силе.

Однако, даже в таком виде сиквел всё равно остается примером качественного фантастического боевика, который и правда старается следовать видению Пола Верховена. И даже продолжает её. И не просто продолжает - утрирует так сильно, что происходящему веришь, а потом понимаешь, что в наше время так никто уже не снимет. Годы не те.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Детройт на грани упадка. Мэр должен миллионы долларов OCP и вынужден собирать "донаты" на телевидении, дабы не отдать город корпоратам. OCP же грезит строительством Дельта-Сити на месте старых районов и под это дело пытается разработать нового Робокопа, но каждый раз терпит неудачу, а вместе с этим теряет и деньги. Сцена, где глава корпорации по прозвищу "Старик" смотрит неудачную демонстрацию новых "роботов" достойна похвалы хотя бы за цинизм; в нем ученые пытаются внедрить мозги мертвых полицейских в кибертело, но сталкиваются с чрезмерной апатией кандидатов.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

На улице же творится сущий хаос. Пока полицейские бастуют (OCP выкупила полицию и не платит зарплату), наркобарон Кейн берет власть над криминальным миром с помощью дешевого наркотика Ньюк. Многие становится наркоманами и нисходят на самые ничтожные преступления ради новой дозы. Воры избивают бабулек ради лишней монеты, потом этого вора избивают проститутки, а где-то рядом дети грабят магазины и бегают с оружием по пустынным дорогам.

На мой взгляд, социальная жестокость Робокопа 2 могла бы стать идеальным примером, как нужно показывать гнилую сторону человечества, где нет никакой морали, и где богатых и бедных отделяет лишь причесанный деловой костюм.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Пока полиция бастует, Робокоп усиленно занимается поисками Кеина и даже на время выходит из строя. Буквально. В этот момент Миллер с со товарищами начинает насмехаться над Orion, которые ради большего охвата старались сделать фильм максимально "безопасным". Они же в лице ОСР решают сделают Робокопа более послушным, учтивым, воспитанным и способным вести научные дискуссии на тему экологии. Как итог, "починенный" Робо читает детям мораль, зачитывает трупу его права, и силой заставляет курильщика бросить сигарету. Без смеха на это смотреть нельзя. А если учесть контекст этого подсюжета, так и вовсе хочется поаплодировать Миллеру за его смелость.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Если бы не одно но - проблема солянки. Линия с "добрым" Робокопом, как и линия с его семьей плохо сочетается с основным сюжетом; их как будто пришили ради увеличения хронометража. Без них фильм бы мало что потерял, разве что мы не узнали бы, какие странные люди работают в ОСР.

Какой же получилась основная линия противостояния Робо и наркобарона Кейна?

Во-первых, история изобилует перестрелками. Каждые десять минут кто-нибудь да постреляет, кого-нибудь да убьют. Пули сыпятся градом, кровь льется фонтаном, порох заслоняет воздух. Кажется, что в этом фильме даже младенцы носят с собой пистолет. Финальная резня и вовсе по количеству трупов может сравниться разве что с "Рэмбо 2". Без прикрас, для фильма с фантастической направленностью, такой грамотный сочный экшен вызывает лишь детский восторг.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Во-вторых, история грамотно соприкасается с линией загнивающего Детройта и несуразностью решений ОСР, в разные стороны развивая сюжет. Здесь много персонажей, много ситуаций, много решений, много занятных сцен, дабы зритель в полной мере мог впитать себя весь контекст ситуации. Из-за этого здесь трудно определить настоящего антагониста. То ли это фанатичный жестокий Кейн, который расчленяет пропащих слуг на глазах у всех, то ли сумасшедшая ученая из ОСР, доктор Фейр, которая без тени сомнений и страха может убить человека ради своих экспериментов. А может, и они оба.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

В третьих, сам Робо. Как я уже говорил, Миллер сделал его по-настоящему крутым персонажем, чуть ли не супергероем, и какой-нибудь Мэл Гибсон с его дикими глазами и злобной усмешкой смотрелся бы здесь как влитой. Загибаем пальцы: Робо красиво стреляет рикошетом, Робо грубостью и сарказмом выбивает из наркоманов информацию, Робо вопреки директивам берет над собой контроль, Робо осуждает полицейских, дабы те бросили транспаранты и пошли на работу, Робо гоняет на байке и идет на таран... Звучит странно, но какую сцену не возьми, выглядит донельзя круто и органично.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

Особенно органично, с налетом иронии и сарказма выглядит финальная сцена, где на возмущение напарницы Робо отвечает: "Терпение, Льюис, мы же люди!", тем временем ковыряя у себя в голове торцовым ключом.

В четвертых, робо-Кейн. Ближе к концу ОСР превратит его в грозного беспощадного робота, работающего на наркотиках. Такая здоровая, пугающая махина с миниганом и ракетницей. В отличие от Робо, Кейн практически неуязвим, имеет в арсенале чуть ли не бесконечный боезапас, и способен в одиночку положить весь полицейский отряд. Даже герою пришлось постараться, чтобы его остановить... Одна беда - робо-Кейна слишком мало.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

В пятых, жестокость. Обычно я против чрезмерной жестокости, если она идет вразрез логике, но в Робокопе 2, с её атмосферой тотального упадка, она допустима. И она реально пугает. Здесь расчленяют провинившегося полицейского, с кровью и криками; без всякой цензуры проводят вскрытие трупа прям как в каком-нибудь "Tracers of Death" ("Лики смерти" по-нашему); убивают детей (хоть и за кадром); берут младенцев в заложники и позволяют бешеному роботу истребить половину города. Удивительно и страшно.

***

Робокоп 2 - удивительный пример фильма, который не хочется откровенно ругать при всех его объективных недостатках. Идеи, атмосфера, мрачный сеттинг, крутой Робокоп с избытком компенсируют то, чего не досталось сиквелу от оригинала - глубины и едкой политической сатиры.

Впрочем, Миллера, Кершнера и Уэллера можно понять. Они видели во втором Робокопе идеальное продолжение, которое можно было бы часами анализировать в статьях и кино эссе. Но вместо этого получился брутальный, но плоский фантастический боевик про крутого робота, который легко бы мог оказаться среди подобных ему картин категории Б, если бы не бюджет и громкое название.

Робокоп 2. Спорный сиквел, который я люблю

К сожалению, в будущем Orion сделает неправильные выводы. Пытаясь спасти свою репутацию, боссы студии будут позиционировать третий фильм, как более лёгкий, массовый и семейный продукт, чтобы охватить куда большую аудиторию. И даже с таким подходом они проиграют: фильм провалится, Orion окажется на свалке истории, а Ноймайер и Майнер в последствии отправят своё детище на ТВ. И тоже безуспешно.

Спасибо за внимание.

5656
40 комментариев

Cиквел пускай и хуже оригинала,но всё же хорош,в отличии от реально детской 3-й части.

7

Не, у третьей есть свои плюсы, там очень клевое, мощное, жестокое начало, убийство напарницы

3

Пожалуй самый охуенный вообще придуманный робот из всего кинематографа в целом!!! Я про РОБО-КЕЙНА

Про «Мы всего лишь люди» это да, прям смачная сука точка в фильме. Эта сцена, она как вишенка на торте! В ней охуенно, буквально ВСЁ!

6

"Та-та-та-та-та....та-та-та-та...................та-та-та-та-та-таааааааааа..." (с)

5

А вы музыкант? Так точно напели👍🏻🔥

Робокоп 2 - заебцом. Робот Кейн - охеренный. Прям демон из ада, один из самых жутких роботов, на моей памяти.

По крутости, где-то на уровне с Балрогом из Властелина Колец, как по мне.

4

Комментарий недоступен

2