Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек

Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек

Если вы родились году этак в 1997, то в нулевые могли увидеть на телеэкранах незабываемый образ женщины-вамп по имени Эльвира, воплощённый прекрасной и незабываемой Кассандрой Петерсон. Думаю вы все помните её большие... глаза.

Также думаю, что вы помните, что фильмов об Эльвире всего два. Каждый из них прекрасен по-своему. Каждый вызывает как приятные ностальгические чувства, так и является поставщиком лютого кринжа. Но тем эти фильмы и прекрасны.

Являясь продуктами своей эпохи они изрядно сексуализируют образ главной героини, но при этом дают понять зрителю, что сексуальная вызывающе одетая женщина – не одно и тоже, что доступная женщина. А это важно.

Сегодня мы с вами подробно поговорим о первом появлении Эльвиры на больших экранах, а если статья вам понравится, я расскажу вам и о дальнейших приключения Повелительницы тьмы.

Часть 1. Эльвира: Повелительница тьмы (1988)

Изначально Эльвиру на данном постере должна была поджигать девочка-скаут, но решив, что это перебор, авторы заменили её на одну из антагонисток фильма в исполнении Эди Макклёрг
Изначально Эльвиру на данном постере должна была поджигать девочка-скаут, но решив, что это перебор, авторы заменили её на одну из антагонисток фильма в исполнении Эди Макклёрг

Рассказ следует начать с того, что фильм является плодом большой любви всей съёмочной группы, начиная с режиссёра и продюсера, заканчивая актёрами массовки, которым невероятно нравилась их работа.

Дублёрша Кассандры Петерсон (да, у неё была дублерша) Сьюзан МакНабб, вспоминает, что в сцене, где её в образе Эльвиры ведут на костёр, толпа так убедительно кричала «Сжечь ведьму!», что ей было по-настоящему страшно.

А вот, что говорил Курт Фуллер (о нём чуть позже) о процессе съёмок:

Вы знаете – это один из фильмов, где все мечтали, чтобы он получился...

Образ Эльвиры был придуман в то время, когда она выступала в комедийной труппе «The Groundlings», там она познакомилась с актёром Джоном Парагоном, который впоследствии напишет и срежиссирует не менее культовые, чем приключения Эльвиры «Няньки». Джон с Кассандрой нередко делили эпизоды и между ними быстро установились дружеские отношения. Они просто фонтанировали идеями. Тогда же у Кассандры зародилась идея полнометражного фильма. Она мечтала показать Эльвиру многогранной личностью, раскрыть её историю, доказать, что Эльвира не просто телеведущая с большой грудью, но и с красивыми ногами.

Она хотела быть девушкой у которой есть мечта. Поэтому она была такой Дороти из «Волшебной страны ОЗ». Слегка наивной героиней со странной причёской и одёждой, которая мечтает попасть в Лас-Вегас.
Сэм Иган, сценарист, об образе созданном Кассандрой Петерсон для фильма

Любая история начинается со сценария. Так вот за сценарий Эльвиры отвечала сама Кассандра Петерсон в паре с Джоном Парагоном, а так как до этого они никогда не писали сценарии, им в помощь направили более опытного Сэма Игана. Годы спустя вся троица вспоминает время работы над сценарием с большой любовью, как один из лучших периодов жизни, полный радости и веселья.

На пост режиссера был приглашён Джеймс Синьорелли, работавший в основном над вечерними скетч-шоу, и снявший ранее всего один фильм – комедию «Лёгкие деньги».

Съёмки фильма начались, Синьорелли горел работой. Но вот Парагон был доволен далёко не всем, он утверждает, что режиссёр не допускал сценаристов на площадку, что, с его слов, повлияло на качество фильма.

Сам Синьорелли впоследствии говорил, что фильм мог бы быть более дерзким, но несмотря на то, что были уже 80-е годы, кинобизнес был всё ещё достаточно консервативен, так что далеко не всё можно было показать на большом экране.

Так о чём же был фильм?

Зачин истории таков:

На телезвезду Эльвиру неожиданно обрушивается наследство в виде тетушкиного поместья в маленьком городишке. Местное население при виде Эльвиры в сногсшибательном платье со сногсшибательным декольте испытывает настоящий шок. Женская половина обитателей города приходит в негодование, мужская – в восторг. Но Эльвира дает отпор не только местным ханжам, но и зловещему Князю Тьмы, оказавшемуся здесь же...

Эльвира, яркая и необычная, будоражит своим появлением маленький захолустный городок Фэллвелл, жители которого очень уж пекутся о нравственности подрастающего поколения. Эльвира, замечая пуританский настрой окружающих, пытается хоть как-то растормошить городишко, по пути обретая как хороших друзей, так и заклятых врагов.

Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек

Давайте же побеседуем с вами о жителях, населяющих Фэллвелл, и актёрах их сыгравших.

Я не буду перечислять каждого жителя сего захолустного городка, ограничусь лишь наиболее колоритными персонажами.

Начнём с любовного интереса главной героини простодушного глуповатого добряка Боба Реддинга в исполнении Дэниэла Грина. Эльвира влюбляется в него при первой же встрече и начинает всячески намекать ему на более близкое знакомство, но будучи наивным и бесхитростным парнем Боб просто-напросто не замечает её намеков. Что порождает ряд неплохих комедийных моментов. Этого и добивались создатели фильма. Они искали физически развитого актёра, способного на отыгрыш (другими словами стереотипного качка, но с мозгами). И Дэниэл Грин идеально справился с этой задачей. От него прямо таки веет незамутненной наивной добротой.

Кассандра Петерсон так описывала героя Дэниэла Грина:

Очень мускулистый парень без мозгов. Классический малыш Абнер.

Чтобы вы понимали контекст, малыш Абнер – это герой комиксов, основной характеристикой которого является то, что он простодушный, доверчивый и добродушный деревенщина.

Эльвира и Боб за пару минут дото того, как первая поняла, что последний так и не поймёт намёков и взяла всё в свои руки
Эльвира и Боб за пару минут дото того, как первая поняла, что последний так и не поймёт намёков и взяла всё в свои руки

Там где есть любовный интерес, всегда встречается мотив соперничества. Здесь с ролью конкурентки отлично справляется Сьюзэн Келлерман, сыгравшая стервозину Пэтти, также влюблённую в Боба. Слишком многого о Пэтти сказать нельзя – это классическая соперница-стерва, которая в финале будет наказана за свои злодеяния. Но сцена с наказанием снята таким образом, что в момент её просмотра, я искренне сочувствовал Пэтти. Но об этом позже.

Та самая сцена с наказанием Пэтти, о которой мы поговорим чуть позже
Та самая сцена с наказанием Пэтти, о которой мы поговорим чуть позже

Важным для фильма персонажем является пудель по кличке Гонк. Весьма агрессивная собачка, которая на съёмках реально покусала одного из актёров (об этом тоже чуть позже). Гонк является частью наследства Эльвиры, полученного ей от умершей тетушки Морганы.

Эльвира и Гонк
Эльвира и Гонк

А помните того самого шерифа из первой части культовой франшизы «Очень страшное кино». Ну того, что показывал Синди свои фотки. Я конечно же имею в виду актёра Курта Фуллера, который сыграл риелтора по имени Гарольд Глоттер. Так вот, до того как прославиться, он снялся в фильме про Эльвиру, где в первой же совместной сцене хватает её в объятья, сопровождая всё это разного рода недвусмысленностями. За что здраво огребает, кубарем вылетая из дома, в сопровождении довольно важного для фильма высказывания Эльвиры:

Если дом на продажу, не значит, что и я тоже.

Сам Фуллер впоследствии рассказывал, что очень переживал во время съёмок, и ему было крайне неловко столь напористо наседать на героиню Кассандры Петерсон.

Это был третий год с начала моей карьеры актёра и одна из первых ролей.
Курт Фуллер, о роли в фильме «Эльвира: Повелительница тьмы»

А ещё он отмечал, что боится собак.

Так вот, актёром, которого покусал Гонк, и был Курт Фуллер. С его слов, шрам от укуса сохранился на его голени на долгие 15 лет. Ну зато сцена с его побегом от злобной маленькой собачонки, которая следует за сценой побега от воинствующей Эльвиры, получилась до боли реалистичной.

Ещё одной занозой в заднице, как бы сказала Эльвира, является местная блюстительница морали и сплетница Честити Пэрая. Являясь председателем городского совета, она всячески стремится сорвать планы Эльвиры, вставляя ей палки в колеса. Её основная мотивация поскорее прогнать Эльвиру из города и вернуть всё на круги своя. Таким образом, Честити это та самая старая ворчливая тётка, которая сама не живёт и другим не даёт. Что тут скажешь, Эди Макклёрг отлично справилась со своей ролью.

Все плохиши получат по заслугам
Все плохиши получат по заслугам

Ну а на сладенькое я оставил дядюшку Винни. Если быть точнее Винсента Тэлбота, который является братом тёти Морганы, злым колдуном, ну и конечно же дядюшкой Эльвиры. А чего хотят все колдуны и дядюшки? Правильно! Могущества. Я об этом ранее не говорил, не было подходящего момента, но теперь сообщаю, что помимо дома и пуделя Гонка тётушка завещала Эльвире магическую поваренную книгу, которая и является ключом к могуществу к которому так стремится злобный колдун.

Образ Винсента Тэлбота воплотил на экране Уильям Морган Шеппард, на тот момент актёр Королевского Шекспировского театра. В его исполнении он предстаёт коварным, расчётливым злодеем, готовым на всё ради достижения собственной цели.

Колдун, интриган, дядюшка
Колдун, интриган, дядюшка

Изначально, по задумке сценаристов, злого дядюшку должен был играть культовый актёр фильмов ужасов Винсент Прайс, на тот момент он уже неоднократно пересекался с Кассандрой Петерсон на тех или иных тематических мероприятиях. Но на момент съёмок, как отмечает Петерсон, он имел некие проблемы со здоровье, что вероятно и послужило причиной к отказу от роли в данном фильме.

Зловещий образ Винсента Тэлбота был разработан специалистом по гриму Стивом Лапортом и иллюстратором визуальных эффектов Ларри Николаем
Зловещий образ Винсента Тэлбота был разработан специалистом по гриму Стивом Лапортом и иллюстратором визуальных эффектов Ларри Николаем

Но нет худа без добра. Уильям Морган Шеппард прекрасно справился со своей актёрской задачей, а Винсент Прайс, в итоге, всё-таки внёс свою лепту в фильм, подарив своё имя главному антагонисту картины.

Также важное место в повествовании занимают населяющие Фэллвелл ребята и девчата. Они все классные и хорошие. Плохишей среди них нет. Они ценят и любят Эльвиру. И есть за что. Но и об этом чуть позже.

Все эти герои взаимодействуя друг с другом создают практически идеальную чёрную комедию, которая несмотря на все свои плюсы имеет и ряд существенных недостатков. Скоро вы узнаете каких.

Часть 2. Кассовый провал и успех в видеопрокате

Фильм вышел в прокат 30 сентября 1988 года.

Занимательный факт

За день до выхода фильма в прокат в возрасте 76 лет скончался от инфаркта Чарльз Сэмюэл Аддамс, создатель персонажей Семейки Аддамс

Вся съёмочная команда пророчила фильму кассовый успех, но случилось непредвиденное. За неделю до выхода фильма в прокат студия New World Pictures обанкротилась и не могла больше выполнять обязанности по рекламному сопровождению фильма. Узнав об этом, на третьей неделе проката, владельцы кинотеатров стали снимать картину с показа. Так если первые две недели картину показывало около 120 кинотеатров, то на третьей их число уменьшилось более чем в два раза. В результате чего картина потеряла третье место по кассовым сборам, завоеванное за первые две недели, что стало большим ударом для всей съёмочной команды.

Прошло несколько месяцев. Компания New World Home Video выпустила фильм на видео. И он разумеется стал хитом. За первую неделю было распродано около 180 тысяч копий фильма. Он стал одним из самых продаваемых фильмов на видеокассетах. И в конце концов окупился.

Но не всё так прекрасно как кажется на первый взгляд. Из-за сложных махинаций с авторскими правами создатели картины никакой прибыли от продажи видеокассет не получили.

Тем не менее фильм стал культовым, обзавёлся преданной фан-базой, а Эльвира в исполнении Кассандры Петерсон навсегда увековечила себя в мировом кинематографе, став неотделимой частью огромного фанатского сообщества любителей фильмов ужасов.

Да что там говорить, в процессе работы над статьёй я натолкнулся на русскоязычное сообщество любителей данной кинокартины. Там даже есть фанфик-кроссовер Эльвиры с рукой из семейки Аддамс. Звучит, если честно, весьма интригующе.

И как вы помните фильм обзавёлся продолжением, которое пусть и хуже первой части, но всё же может доставить удовольствие при просмотре, но о нём в следующий раз. Нам ещё есть о чём с вами поговорить.

Часть 3. Почему вам стоит посмотреть документалку «Слишком зловещая: Как снимали фильм «Эльвира – повелительница тьмы»»

Too Macabre: The Making of Elvira, Mistress of the Dark, 2018
Too Macabre: The Making of Elvira, Mistress of the Dark, 2018

В год тридцатилетия первого появления Эльвиры на больших экранах нам решили показать с чего же всё началось.

Каждому кому хоть чуточку интересно как создаётся чудо кинематографа, обязательно нужно познакомиться с данной документальной картиной. Она даёт невероятно полное представление о процессе съёмок, за счёт того, что каждый причастный к созданию оригинального фильма человек, начиная с продюсера и заканчивая дублёршей Кассандры Петерсон, не просто рассказывает сухие факты о фильме, а делится невероятно светлыми и добрыми историями о его создании и своей роли в нём.

В сентябре 1988 года фильм «Эльвира – повелительница тьмы» должен был стать лидером проката в США, но некоторые обстоятельства помешали этому. Несмотря на неудачу, сейчас этот фильм считается классикой чёрной комедии, наравне с «Семейкой Адамс» и другими. Эта лента рассказывает о процессе съёмок.

Я считаю, что если вы фанатеете от Эльвиры, то просто обязаны посмотреть данную документалку.

А для затравочки вот вам лишь несколько интересных фактов, которые я узнал из данной работы:

  • О сцене на заправке: да её реально взорвали.
  • О сцене сожжения на костре: Кассандра Петерсон была реально привязана к столбу, а вся её одежда была пропитана специальным огнеупорным составом. Актёры массовки, участвовавшие в данной сцене, отлично справлялись со своей работой и реально пугали Кассандру, плюс ко всему жар от костра опаливал её черный парик.
Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек
  • О сцене танца с пародией на фильм «Танец-вспышка»: по сюжету на Эльвиру вместо запланированных блесток выливается чёрная смола. В реальности же на Кассандру Петерсон вылили густую чёрную краску, что причинило её сильный дискомфорт (она даже удивлялась, что не сломала шею), а саму краску она вымывала из носа и ушей и спустя неделю после съёмок. Сцена была снята с одного дубля.

Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек
  • О сцене с монстром из кастрюли: в данной сцене монстр должен был ухватить Эльвиру за фартук, что было довольно сложно реализовать, т.к. управлявшие им кукловод Марк Брайан Уилсони и скульптор Янси Кальсада сидели под столом. В итоге им пришлось разместиться между ног у Кассандры Петерсон, на что она заметила: «Надеюсь вам нравится вид». Тем самым разрядив возникшую было неловкость.

Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек
  • О камео сценаристов: Джон Парагон сыграл реднека с той самой взорванной заправки, а Сэм Иган отца одного из подростков, он произносит фразу: «Ты тронула моего сына, как никто никогда до тебя».

Надеюсь я смог вас заинтересовать, и вы поняли почему вам следует посмотреть данную документальную работу.

Часть 4. «Эльвира: Повелительница тьмы» глубже, чем кажется?

Она была невероятно смешной. Смешная и сексуальная.
Курт Фуллер, об Эльвире в исполнении Кассандры Петерсон
Эльвира: Повелительница тьмы и наших сердечек

Вот мы с вами и добрались до финальной части повествования. Настало время подводить итоги. Давайте поразмыслим и попытаемся понять почему же фильм, который казалось бы является всего лишь незатейливой чёрной комедией о героине с большими сиськами (использую цитату из фильма) до которой домогается каждый встречный поперечный, стал настолько культовым. Так ли он прост, как кажется на первый взгляд? Почему Эльвира стала ролевой моделью для целого поколения кинозрителей? Почему влияние фильма на зрителей можно расценивать и как положительное, и как отрицательное?

Мой дорогой уважаемый читатель, сейчас ты получишь ответы на все эти вопросы.

Начнём с того, что фильм широкими мазками рассказывает о такой актуальной и в настоящее время проблеме, как сексуальная объективация женщин. Большинство показанных на экране героев мужчин видят в Эльвире лишь девушку с большой грудью и воспринимают её не как самостоятельную творческую единицу, а как объект для удовлетворения собственных изощрённых потребностей (что наиболее ярко проиллюстрировано гэгами, где каждый так и норовит ухватить Эльвиру за грудь). Логично, что каждый из таких персонажей будучи отвергнут Эльвирой получает по заслугам. И лишь Боб, который не акцентирует внимание на сексуальности Эльвиры, находит ключик к её сердцу.

Казалось бы отличный посыл. Но тут раскрывается и первая проблема фильма. Нам показывают любовный интерес Эльвиры как заботливого, красивого, накачанного, пусть и немного глуповатого, мужчину, в какой-то степени являющегося эталоном красоты. И возникает вопрос. Влюбилась бы Эльвира в такого же добродушного и заботливого парня имей он менее развитые физические данные? И можно ли в таком случае утверждать, что борясь с сексуальной объективацией женщин, фильм уходит в сексуальную объективацию мужчин, ведь другие мужские персонажи (за исключением подростков) положительного отклика у зрителей не вызывают? Тут явно есть над чем подумать.

Важным аспектом является и то, что многие свои проблемы Эльвира могла бы решить используя свои внешние данные, но она как было упомянуто ранее «не продаётся». Она не использует свою красоту в корыстных целях, а отдаёт всю себя тому кто по её мнению этого заслуживает. Она одевается вызывающе не потому, что стремится привлечь к себе внимание, а лишь потому, что ей нравится такой стиль. Так она самовыражается. Это очень важный посыл. Важно осознавать и принимать право человека на самовыражение. И это вновь плюс фильма.

А теперь очередной недостаток. Помните Пэгги, которая вредила Эльвире. Ранее я упомянул, что её наказали, и что мне даже было её жаль. Так вот сейчас объясню почему. В одной из сцен фильма Эльвира на глазах практически у всех жителей города срывает с Пэгги бюстгальтер, та падает, и тут жители города видят, что у Пэгги очень маленькая грудь, и начинают над ней смеяться. Казалось бы стервозина получила по заслугам, но у меня эта сцена вызывает лишь отрицательные эмоции. В чём смысл данного наказания? Авторы пытаются сказать, что маленькая грудь это смешно? Это бред. Маленькая грудь – норм. Как мне кажется сцена несмешная и неуместная. Могли бы, так же как она на Эльвиру, вылить ей что-нибудь на голову (это тоже несмешно, но хотя бы тянет на соизмеримое наказание). Это очень странная сцена. На протяжении всего фильма нам говорят, что нужно принимать себя таким какой ты есть, а потом заставляют смеяться над Пэгги из-за того, что у неё маленькая грудь.

Ладно. Что-то я разошёлся. Давайте о главном плюсе фильма и расходимся. Фильм катком сатиры проходит по пуританству и закостенелости общества. И пусть он вышел в далёком 1988, в наши дни это не менее актуально.

Подводя итог следует сказать, что плюсов в фильме больше чем минусов. Я с большим интересом смотрел его в детстве, и с неменьшим пересмотрел в уже сознательном возрасте. Несмотря на все недостатки фильм учит нас простым истинам.

Будь добр.

Помогай окружающим тебя людям.

Принимай окружающих такими какие они есть.

Мечтай.

Следуй за своей мечтой.

Да главный посыл именно таков. Мечтай. Эльвира мечтала выступить на сцене в Лас-Вегасе и выступила. Если у неё всё получилось, то и у тебя получится уважаемый читатель.

Мечтай.

Спасибо за то, что прочитали данный текст. Будьте как Эльвира. Следуйте за своей мечтой.

P.S.: Мечты мечтами. Но не стоит забывать и о том, что культовость фильма во многом обусловлена красотой и сексуальностью Эльвиры, которую воплотила на экране невероятно скромная в повседневной жизни Кассандра Петерсон.

Я также пишу в телеге и ВК.

123123
44
34 комментария

Много текста, мало грудей

54

Комментарий недоступен

23

Праальтушка

3

А вот и разгадка, откуда у меня стояк на готичный образ.

8

Моему бате очень нравилась эта баба. Мне не очень

1