VK Play Лаборатория - что это и почему за молодыми разработчиками будущее?

VK Play Лаборатория — совместный проект игровой экосистемы VK Play и VK Education, в котором студенты, ранее обучавшиеся по направлениям, связанным с геймдевом, могут реализовать свои проекты. Прямо сейчас на странице Лаборатории можно познакомиться с играми, которые прошли отбор. До конца августа аудитория VK Play и инфлюенсеры выбирают 10 лучших проектов, которые получат поддержку и возможность провести питч перед крупными инвесторами.

А пока результаты ещё неизвестны, я Алексей Дроконов, лид проекта VK Play Лаборатория, расскажу вам, как мы пришли к идее, как реализовывали её и что планируем делать дальше.

Не переживайте, вводная часть не будет слишком длинной, к самому вкусному я перейду довольно скоро.

Итак, геймдев-индустрия в последнее время развивается скачкообразно, семимильными шагами. Сейчас российские разработчики (по множеству причин) обратили внимание на внутренний рынок, в котором уже сложились свои особенности и нюансы. На мой взгляд, игровая индустрия в России пережила три стадии перерождения.

(на этом месте можно пустить слезу)
(на этом месте можно пустить слезу)

В 90-х и 00-х игровая индустрия была амбициозной, со своим авторским видением, своим стилем и, очевидно, ориентированной на PC. В 2008 грянул экономический кризис, и разработчики начали считать деньги и больше внимания уделять бизнес-моделям, а игры стали скорее коммерческими, чем творческими. Примерно в это время появились невероятно успешные игры в социальных сетях, ставшие фундаментом крупных современных игровых студий.

(Про “Тюрягу” знают почти все, как минимум из мемов. Но именно она позволила крепко встать на ноги студии Kefir)
(Про “Тюрягу” знают почти все, как минимум из мемов. Но именно она позволила крепко встать на ноги студии Kefir)

Но игровая индустрия предпочла не почивать на лаврах и начала работать в новой нише и создавать игры для мобильных устройств. На этапе становления проекты были близки к flash-играм и прочим браузерным тайм-киллерам. Не будем останавливаться на этом периоде, все знают студии, создававшие проекты на многомиллионную аудиторию, появившиеся на просторах СНГ и уверенно занимающие свои позиции до сих пор.

(милый и мягкий Остин покорил множество женских сердец по всему миру)
(милый и мягкий Остин покорил множество женских сердец по всему миру)

Но что же по поводу PC? А вот PC-рынок все последние годы оставался в тени. При высоком проценте мидкор- и хардкор-игроков в РФ, разработка таких игр — большой риск. Такие проекты на PC делать долго, дорого и сложно, издатели предпочитают вкладываться в то, что легко просчитать или что требует малых сроков на доработку. От этого тем самым хардкорным идейным проектам и тяжело, ведь даже чтобы довести до какого-то среза, нужно потратить немало ресурсов. Но геймдев, как ни крути, остаётся бизнесом и мы от этого не уйдем никогда. Просчитать успешность мобильных игр куда проще. У разработчиков в этом направлении есть множество инструментов, которые по какой-то технодемке, состоящей из пары уровней (я утрирую), собрать все нужные метрики, высчитать CPU/Retention и другие аудиторные показатели. Для PC-игр все уже не так просто.

Душно-вводную часть (специально разбавленную картинками, чтобы вы не заскучали) я на этом закончу и расскажу, почему, на мой взгляд, мы сейчас переживаем своеобразный ренессанс развития индустрии игр на PC и какую роль в этом может сыграть Лаборатория.

VK Play Лаборатория - что это и почему за молодыми разработчиками будущее?

Два года назад у отечественных игроделов появилась своя площадка — VK Play. Площадка, которая помогает получить доступ к аудитории, готовой покупать новые мидкор/хардкор-проекты. И, так получилось, что я к ней имею прямое отношение.

Инди-сегмент больше не тот малый процент и артхаус, который был несколько лет назад. Это отдельная, устоявшаяся ниша, с оригинальными идеями и продажами, которые порой перекрывают несколько АА-тайтлов вместе взятых. И именно сейчас в России активно развивается инди-сообщество, которое делает отличные проекты: от декбилдеров по типу Knock on the Coffin Lid и Union of Gnomes, до мультиплеерных проектов по типу КЛЕТЬ, Передний край и даже MMORPG Reign of Guilds. Малых команд умельцев у нас хватает, но хватит ли этих самых рук при успехе проекта на рынке? Как масштабировать его дальше и прийти к следующему? Это те вопросы, которые инди-студии редко задают себе, а стоило бы!

(этот проект - моя отдельная любовь, слишком уж я фанат декбилдеров)
(этот проект - моя отдельная любовь, слишком уж я фанат декбилдеров)

С развитием геймдев-образования, умельцев год от года становится всё больше. И именно благодаря образованию по игровым направлениям в ВУЗах и нашей связке с ними через VK Play, и появился проект Лаборатория.

Лаборатория стала тем самым решением, позволяющим поощрить действительно талантливых ребят, а заодно и дать им возможность обкатать проект на большой аудитории. В РФ очень много разнообразных образовательных программ, которые обещают неопытному, но горящему геймдизайнеру все необходимые для работы в индустрии знания. От трёхмесячных специализированных программ до магистратуры в ИТМО. И результатом такого обучения чаще всего становится своя игра. А точнее, демонстрационный билд, он же вертикальный срез, он же MVP — часть игры, которая показывает все механики и коротко знакомит с внутренним содержанием. Но чаще получается так, что студенческие демки либо лежат на сайте ВУЗа (куда игроки не заходят), либо упоминаются максимум в виде видеоролика в соцсетях образовательного учреждения.

VK Play Лаборатория - что это и почему за молодыми разработчиками будущее?

Случается, что команда студентов собралась и доделала свою демку до желаемого результата или даже выпустила в свет полную версию. Кажется, что вот и всё, победа, зачем какая-то Лаборатория?!

Но релиз — только половина пути. Игре нужна аудитория, проект нужно дорабатывать и править, исходя из фидбэка игроков (даже ААА-игры не всегда могут похвастаться отсутствием багов в момент релиза). Но не патчами одними едины. В играх, как и во многих других медиа, направленных на взаимодействие с людьми, есть свои показатели. Метрики игровой аналитики бывают разными — от тех, что покажут насколько грамотно была выстроена рекламная кампания до параметра увлечения пользователем игрой. С ними иногда учат работать (что уже чудо), но на практике редко удается в реальном времени наблюдать за изменением показателей. Важно ведь не только понимать, за что они отвечают, но и принимать соответствующие решения.

А вся сложность в том, что после релиза молодые команды попадают на безжалостную арену индустрии. На этой арене нет никакой градации по весовой категории, навыкам или бюджету, тут команда из 500 человек будет стоять напротив студента и просто снесет его проект в самые глубокие пучины любого магазина. У профессиональных студий и арт качественнее, и звук заставляет растворяться в проекте, да и с технической частью все намного лучше, не говоря уже про маркетинг. На бюджет для одного ролика для Honkai Startrail можно накормить команду, которая трудится над каким-нибудь инди-хоррором по типу Signalis.

(маленькая инди-студия однажды сделала Genshin Impact и понеслась…)
(маленькая инди-студия однажды сделала Genshin Impact и понеслась…)

Изучая студенческие проекты несколько лет, видя, как очень перспективные игры так и остаются после выпуска студента стоять на полочке, у меня и появилась идея создать специальный раздел для студенческих игр и их продвижения.

Идея переросла в намерение после того, как на одной из встреч представителей VK с ВУЗами (мы сотрудничаем на базе VK Education) по вопросу образования в геймдеве, мы озвучили вопрос, “есть ли потребность в площадке, где студенты смогут себя реализовать?”. Ответом было исключительное “да”.

Так мы поняли, что это интересно не только нам, как площадке, но и студентам-разработчикам, и самим учебным заведениям. На этом этапе появился главный вопрос — как выбрать тех, кого можно взять в проект? Очевидно, что нацеленная на студентов инициатива не предназначена для всех. С другой стороны — есть те, кто на направлениях по геймдеву учится не из-за желания делать игры, а потому что любит в них играть. В итоге для прохождения в своеобразный лонг-лист Лаборатории, подав заявку через оформления странички на VK Play и загрузке демо, команде нужно было соблюсти следующие условия:

  • Лидер команды — студент, или 60% команды и более — учащиеся образовательных программ или курсов.
  • Проект не нарушает авторских и смежных прав.
  • Время активного игрового процесса не менее десяти минут (кат-сцены и нахождение в меню не учитываются).
  • Игра опубликована в виде демо-версии.

В июне к нам пришло около 100 заявок на PC-сегмент Лаборатории. Причем, как и полагается студентам (не знаю, чего еще мы ожидали), 70% подавались в последние дни. Нам даже пришлось продлить прием на неделю, потому что кто-то пропустил, а кто-то прослушал представителей ВУЗов, которые рассказывали студентам об этой возможности.

Отбор производился по критериям, созданным специалистами VK Education и экспертами из 70 топовых ВУЗов страны. Учитывался в целом уровень готовности и оригинальности игры — чем более продвинутый уровень реализации показывали проекты, тем больше баллов набрала команда. Подробнее со всеми критериями можно ознакомиться тут.

VK Play Лаборатория - что это и почему за молодыми разработчиками будущее?
VK Play Лаборатория - что это и почему за молодыми разработчиками будущее?
(Проекты, прошедшие отбор в пилотный сезон Лаборатории!)
(Проекты, прошедшие отбор в пилотный сезон Лаборатории!)

Итоговая тридцатка оказалась просто уникальной. Каждый проект вносит что-то новое и интересное, обладает необычным концептом или сплетением механик. Даже определить, каким проектам мы дадим зелёный свет, было сложно. А ещё отдельного внимания заслуживали и мобильные игры, из которых отобрали 3 лучших, но каждая из них способна увлечь надолго (а 2 из 3, так оказалось, разработали студенты из моей альма-матер, Scream School). С ними можно познакомиться в приложении RuStore.

В итоге мы остановились на 33 интересных демо-версиях, с которыми игроки могут ознакомиться, пощупать со всех сторон и оставить отзыв молодым разработчикам. И всё это прямо в магазине, где можно купить и обычные игры! Разумеется, у Лаборатории есть отдельная страница. Игры уже загружены на VK Play и останутся там и после подведения итогов.

Но просто предоставление площадки и релиз первого сезона Лаборатории — это далеко не конец. Каждый отзыв на проект не только дает разработчику стимул для улучшения проекта, он ещё и влияет на прохождение проекта дальше. Публикация в августе — лишь третий этап из нескольких. К середине сентября мы выберем десять лучших проектов, которые выберут как наши партнеры в лицах игровых журналистов, стримеров и инфлюенсеров, так и сами игроки. Выбор проектов как раз и будет зависеть от отзывов — не только от количества, но и от качества. Именно поэтому я искренне прошу тех, кто заинтересовался каким-то из проектов или просто любит проходить демки, зайти, поиграть и оставить честный отзыв ребятам, ведь именно он может стать решающим! Все эти пока что неизвестные имена — будущее нашей перспективной, самобытной индустрии.

И что же мы будем делать с этой десяткой? Очевидно, подсветим в нашем магазине. Но это лишь малая часть! Благодаря фидбэку игроков, у команд будет понимание, чего не хватает проекту или наоборот, что хорошо и нужно масштабировать. Помимо обратной связи, наши финалисты получат поддержку от крутых специалистов игровой индустрии. В течение полугода мы будем поддерживать ребят вместе с экспертами и давать менторские консультации каждому проекту в зависимости от пользовательского фидбэка и аналитики. Игроки отметили проблемы с геймплеем — отсмотрим именно геймплей. Отваливаются после первого уровня — проверим левелдизайн и баланс. Оформление странички хромает — поможем сделать её более вкусной. Шесть месяцев поддержки по итогу приведут ребят к тому самому дню Х — закрытой питч-сессии с издателями.

К этому времени у ребят будут: - отзывы игроков на игру, по которой издатель может судить о том, насколько пользователи ждут полную версию;- аналитика, которая покажет, насколько проект будет успешен и окупаем;- отполированный билд;- подготовленные к питч-сессии разработчики (мы поможем сделать презентацию, подскажем, что в какой момент говорить и показывать).Весь этот путь значительно повышает вероятность студенческой команды попасть к издателю и получить те самые желанные средства на доработку проекта, в который уже вложено много сил и времени. Ведь помните, о чем я писал в начале? На PC очень тяжело понимать, насколько игроки хотят в итоговый проект играть и тем более собрать первые метрики, теперь же у всех молодых ребят будет для инструмент.По итогу у нас получился уникальный для всей игровой индустрии симбиоз: площадка VK Play, эксперт в образовании и взаимодействии с ВУЗами VK Education, сами ВУЗы, студенты, инфлюенсеры и, конечно же, игроки. Фактически, это та самая фабрика талантов, которая позволит ежегодно показывать миру десятки проектов от наших молодых ребят.

Итого, на дистанции трёх-пяти лет, при достаточной поддержке с каждой из сторон, мы получим множество уникальных проектов, которыми мы будем гордиться, а небольшие студии начнут сами себя обеспечивать. Если же посмотреть на горизонт ближайших лет семи, многие из этих небольших команд с высокой вероятностью могут вырасти в те самые студии, которые начнут создавать проекты А-АА уровня, в которые захочется играть. Ведь мы, заинтересованные лица, все вместе выбрали тех, в ком мы уверены и поддержали их в самом начале пути!

Подытоживать результаты проекта пока рано, но в промежутке могу сказать вот что:

  • в отечественном геймдеве множество перспективных идей и талантливых разработчиков;
  • уровень образования среди разработчиков растет, и мы хотим способствовать этому;
  • сильные вузы, которые развивают геймдев-образование есть в разных уголках страны;
  • при должном уровне поддержки, Лабораторию в следующем году ждёт ещё больше заявок и ещё больше крутых новых игр!

P.S. Мне, как лиду проекта, правда очень важно видеть обратную связь от пользователей. Я вижу, как множеству людей заходят эти проекты, заходит инициатива, но обратной связи никогда не бывает мало! Поэтому, если у вас есть вопросы, предложения, пожелания и в целом вы хотите выразится по поводу проекта VK Play Лаборатория, я готов ответить на все вопросы и предложения в комментариях.

2626
66
11
65 комментариев

почему за молодыми разработчиками будущее?Потому что старые разработчики рано или поздно умрут.

32
6
Ответить

VK параша как и весь мейл.сру, а из дендрофекальной поделки ничего хорошего не выйдет.
Лучше бы эти разрабы на тот же итч пошли

15
5
Ответить

Как одно другому мешает

4
Ответить

А на итче и так многие разрабы сидят
Мало кто пробирается через тонны adult игр

Хотя те же джемы И игры-победители имеют повышенные шансы из-за нагнанного трафика во время оценивания

Играм не с джемов потеряться легче легкого

2
Ответить

Что такое итч?

Ответить

Насидятся в своих лабораториях а потом смуты разрабатывают

11
1
Ответить

Вот для этого VK Play студентов и поддерживает, чтобы выходили не "Смуты", а "Атомики харты" :D

4
1
Ответить