Впервые поиграл в Haydee(2016) в 2024 году

Впервые поиграл в Haydee(2016) в 2024 году

Если набрать название игры в онлайн переводчиках, то яндекс переведет его на русский как "Хайди", при том что транскрипция будет выглядеть как Хэйди [ˈheɪdiː]. Гугл переводит как Гайди (Gaydi). Бинг как Хейди (kheydi). А на страничке стима разработчики пишут что героиню зовую Гайде(!!!). Как правильно я ваще хз по итогу, наверное так как нравится. Мне нравится название Хайди.

Помню релиз игры в 2016, новостные ленты игрожура были завалены какой-то васянской поделкой с акцентированием на вычурно гипертрофированных формах какого-то непропорционального робота, а стим отзывы по классике наполнены искрометными шутками про то как "тижыло иглать адной лукой гыгы пуксреньк". Подобных игр в стиме как мусора, подумал я тогда, и перестал обращать внимание.

Впервые поиграл в Haydee(2016) в 2024 году

Потом в 2020 вышла вторая часть, которую завернули в еще более сексуализированную и порнифицированную оболочку, но за прошедшие годы накопились внятные отзывы на первую часть и я удивился тому как ее описывали люди. Они говорили что это очень мощная и сложная метроидвания, которую зачем-то спрятали за сиськажопами. Позже на какой-то стим распродаже все же купил первую часть за 69р полученных от карточек и забыл про нее. Тут установил и буквально офигел от того что игра оказалась не тем чем кажется. Это совершенно уникальный штучный проект, который цепляет и не отпускает, к тому же как это ни странно не имеет никаких похожих аналогов. Какая-то дикая и удачная смесь Portal, Resident Evil и Tomb Raider. Сами разработчики в титрах указали какими играми вдохновлялись при создании. К слову разрабы наши, всего два человека. Возможно даже что они сидели на дтф и отписывались тут в 2015-2016 годах, отчитываясь о прогрессе.

Первосортная классика в качестве вдохновения.
Первосортная классика в качестве вдохновения.

Тут не будет описаний механик, каких-то гайдов и прохождений. Лишь опишу краткие впечатления. Закончил прохождение вчера вечером и в лучших традициях отличных игр эмоции и восторги переполняют, в отличие от скуки и уныния от просмотра очередной безопасной квадрипл помойки от крупного издателя с миллиардным бюджетом.

Игра хайди не сюсюкается с игроком и по сути своей является очень жесткой метроидванией в 3д, где жуткий дефицит ресурсов (аптечки, патроны), где система сохранений как в резиках на точках + ограниченное количество раз, где враги выносят за 2-3 удара и местами скрыты коварные ваншот ловушки, где платформинг заставляет подумать и попотеть, где есть не сложные но и не простые головоломки и наконец самое, самое, самое хардкорное это навигация по комнатам. Мне это кажется сомнительным решением, но в игре нет карты, а запутанность комнат после середины игры становится такой, что играть без ручки и бумаги просто НЕВОЗМОЖНО если вы не ходячий GPS навигатор.

Карта одной из пяти зон, сделанная фанатами. Даже с ней разобраться с направлением очень сложно.
Карта одной из пяти зон, сделанная фанатами. Даже с ней разобраться с направлением очень сложно.

Причем по классике метроидваний тебе никто и ничего не объясняет, что делать, куда идти. После обучающей секции доступно несколько направлений, иди куда хочешь, делай что хочешь, да и вообще пошел ты нахер, вот. По этой причине мне пришлось модить игру под себя, иначе я бы ее просто не осилил, настолько она жесткая и не дружелюбная к разбалованным казуальчикам. Я честно вообще не представляю что кто-то может ее пройти без гайдов, додумавшись самостоятельно куда идти и что делать, ну или додумается но для этого понадобятся сотни часов, настолько порой неочевидные надо сделать вещи. Об этом подробнее дальше.

Для начала я скачал в мастерской нейтральный аутфит. Выбор пал на Combine Assassin из вселенной Half-Life. И как же удачно подошел этот скин, учитывая что игра визуально очень похожа на портал, скин комбайна отлично вписывается в атмосферу и сеттинг. Насколько я помню в ХЛ2 эти враги отсутствуют, поэтому Haydee можно воспринимать как ответвление от серии HL, так все органично сочетается по дизайну.

Half-Life 2: Raising the Bar, советую полистать, офигенная книга.
Half-Life 2: Raising the Bar, советую полистать, офигенная книга.

Во-первых комбайн солдат визуально похож на задуманного персонажа, это деперсонизированная единица, напоминающая гуманоида. Во-вторых сюрреализм окружения отлично сочетается со скином, вызывая чувства тревоги и напряжения, которые так хорошо выражены в фильмах Куб, Гиперкуб, Платорма и в ряде книг по научной фантастике, где описываются гиперпространства. Например в коротком рассказе Хайнлайна "Дом, который построил Тил".

Фильм Куб снятый за три копейки в гараже оказал огромнейшее влияние на становление серии Portal. Haydee так же отлично использует эту тему.
Фильм Куб снятый за три копейки в гараже оказал огромнейшее влияние на становление серии Portal. Haydee так же отлично использует эту тему.

Учитывая что эта игра не хоррор, я постоянно пребывал на измене и атмосфера стерильных камер давила очень сильно. Кто мы, где мы, что надо делать, куда идти, зачем все это? Ответов нет, игроку самому предоставляется возможность выстроить свои предположения. По мере прохождения игра отвечает на некоторые вопросы, но эти ответы порождают новые вопросы. Например мы не уникальный персонаж, по мере прохождения будем постоянно натыкаться на погибшие копии, которые забрались в эти места раньше нас. Как давно это было? Неделю назад? Может месяцы или годы? А может столетия? Может тут вообще нет времени в привычном понимании. Висящие стелажи с заготовками хайди отсылают к фильму Луна 2112, кто смотрел знает. И в совокупности все это напоминает какой-то жестокий эксперимент на тестирование ИИ, который сражается сам с собой, управляя персонажем и тут же мешая самому себе.

Неактивные оболочки, за одну из которых мы и играем. Почти что Soma.
Неактивные оболочки, за одну из которых мы и играем. Почти что Soma.

Насчет модов- установил из мастерской плагин на повышенный урон оружия. В целом чтоб меньше запариваться, но даже с ним я за прохождение задолбался отстреливаться. Без него понятное дело играть намного сложнее т.к. враги жирные. И второй плагин на частые точки сохранения. В игре нельзя сейвскамить и чтоб сохраниться надо искать рест рум и тратить драгоценные расходники дискетки, которые редко попадаются. С этими двумя модами игра стала намного проще, но главную сложность навигацию это никак не решает, поэтому при прохождении пользовался гайдами от Vanessa. Пять зон, пять объемных статей. По словам автора гайдов, ей пришлось потратить несколько сотен часов на изучение игры, чтобы составить эти гайды. С одной стороны они позволяют увидеть почти весь контент (около 95%), с другой стороны позволяют сэкономить массу времени избегая затупов, к тому же в игре есть моменты где можно запороть прохождение, наверное это тоже задумано и укладывается в рамки повествования.

Система хранения как в резиках, взять из сундука все  сразу не выйдет.
Система хранения как в резиках, взять из сундука все сразу не выйдет.

Все неспешное прохождение заняло 10 часов, там запросто можно уложиться часов в пять если двигаться плотно по гайду, открыв его на втором мониторе или на планшетике рядом. Но это были очень плотные часы, где каждая минута наполнена осмысленными действиями. В игре есть пара концовок, обе мне не понравились, потому что они не отвечают на вопросы и оставляют за собой гнетущее чувство. В портале концовки на порядок интереснее и более интригующие. Хотя может такого эффекта разработчики и добивались, атмосфера в игре очень сочная, при том что игра сделана малыми средствами. Не знаю как они этого добились и почему так разучились делать крупные студии.

От черной зоны потряхивает до сих пор.
От черной зоны потряхивает до сих пор.

Что по минусам. Это отсутствие карты свойственной для метроидваний, ориентироваться в игре очень сложно, но если использовать тетрадку с ручкой то можно делать сильно облегчающие пометки. Для современных игр это что-то из ряда вон выходящее, но раньше это не было редкостью. Второй минус для меня это система сохранений, да она щекочет очко, но постоянно откатываться на 10-20 минут назад при фейлах очень напрягает. Ну и пожалуй третий минус для меня это слитый финал, вообще какой-то безыдейный и сделанный на отвали.

Какой скин не ставь, но сочный латексный орех постоянно будет демонстрироваться крупным планом.
Какой скин не ставь, но сочный латексный орех постоянно будет демонстрироваться крупным планом.

Часть минусов решается модами из мастерской, так что настроить игру под себя и кайфануть не составит проблем. И внимания она стоит если любите метроидвании. Если считаете себя прям батей жанра, то советую поиграть в чистую версию без подсказок. Проверите себя на сколько хватит смекалки и навыков ориентирования в комнатах. Так же разнообразия в прохождениях добавляют сотни разных скинов на персонажа, от совершенно васянских, до высококачественных работ. К игре выходил редактор уровней, так что в сообществе контента навалом. Вторая часть уже сильно отличается от первой и во многом это уже другая игра с другой атмосферой. Ходят слухи о разработке третьей части, которую возможно анонсируют до конца года.

Портал 3 который мы не заслужили.
Портал 3 который мы не заслужили.

В очередной раз убедился что игры могут казаться не тем чем кажутся на первый взгляд, в данном случае под невзрачной поделкой, скрылось очень плотное и атмосферное приключение, оставившее массу впечатлений и заслужившее почетное место в списке любимых игр и звание самой жесткой метроидвании. Советую к ознакомлению.

Спасибо за прочтение)

1919
7 комментариев

Мои впечатления можно описать всего тремя словами, вот ето жеппа.

5
Ответить

Не иронично считаю её одной из лучших метроидваний, хотя долго не мог заставить себя поиграть как раз таки из-за внешнего вида. В итоге поставил мод на шкуру шпиона (пусть и с анимациями выглядит нелепо, но лучше оригинала) и получил море приятных впечатлений от игры

2
Ответить

Да, довольно интересная мимикрия. Причем я после гуглил похожие игры, так ничего и не нашел. С другой стороны если бы разработчики выпустили игру в нейтральном сеттинге, то она не получила бы той огласки. Даже и не знаю что лучше)

Ответить

Дурень, там в мастерской есть скин D.Va. Я с ним прошёл всю игру, по гайдам.

1
Ответить

Моделек то много всяких есть, но я больше ориентировался на аутентичность и атмосферность. Комбайн assass in отлично вписался по дизайну и игра стала напоминать чуть ли не Portal 3. Ну или как минимум фанатский мод на HL2, например Entropy Zero 3.

2
Ответить

Там моделька обычной бабенки была же? Кстати эта оперативница тута была, текст на сайте https://youtu.be/aiC-ZoU6A1M

1
Ответить

Робот с очень большими сиськами и очень большой жопой.

Хорошая игра.

Ответить