Иоганн Людвиг Буркхардт: бесстрашный швейцарец-исследователь

В 1812 году швейцарский авантюрист и исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт (1784-1817 гг.) посетил древний набатейский город Петра. Он стал первым европейцем, лицезревшим данные руины со времен крестовых походов. Описание его жизни – захватывающая история, состоящая из открытий и чудесных приключений.

Иоганн Людвиг Буркхардт: бесстрашный швейцарец-исследователь

Сын Рудольфа Буркхардта и Сары Ронер, Иоганн Людвиг Буркхардт родился 24 ноября 1784 года в Лозанне. Он был воспитан богатой базельской семьей, которые сколотили свое состояние благодаря коммерции и производству шелка. Молодой Бюркард вырос в доме космополитов, живя то в Базеле, то в Лозанне. Среди друзей семьи фигурировали такие известные личности как Эдвард Гиббон, Мадам де Шталь и Гете.

Жизнь Буркхардта совпала с французской революцией (1789-1799 гг.) и наполеоновскими войнами (1803-1815 гг.), и его семья была потрясена политическими волнениями в полной мере, которые претерпевала Европа. Для семьи Буркхардт французское вторжение в Швейцарию (1798 год) и Акт Посредничества (1803 год), который затем последовал, стали катастрофой, нанесшие урон по коммерческим и политическим интересам семьи.

Столкнувшись с сокращением перспектив и возможностей, молодой Буркхардт бросил свои силы на изучение языков, права и статистики в Германии, в Геттингене, что рядом с Лейпцигом. В 1806 году, он начал жизнь в Англии. Победы Наполеона против Австрии во время битвы при Аустерлице (1805 год) и против Пруссии во время битвы при Йене и Ауэрштедте (1806 год) убедили Буркхардт, что Великобритания была единственной огромной европейской державой, способной противостоять наполеоновской Франции. Его убытие в Британию было, в сущности, мотивированно желанием построить карьеру в британской публичной политике.

И хотя Буркхардт не сумел удержать позиции в сфере публичной политики, его компетенции в лингвистике и его эрудиция не остались незамеченными. Он, в конце концов, начал участвовать в деятельности “Association for promoting the discovery of the interior parts of Africa” (“Ассоциация по продвижению исследования внутренней части Африки”), старинной лондонской организации, известной под именем “Африканская Ассоциация”. Основанная в 1788 году, она ставило своей целью открыть исток и течение реки Нигер, указать местонахождение легендарного города Тимбукту и отменить торговлю африканскими рабами. Углубление познаний на Африканском континенте и на Ближнем Востоке стало стратегической целью Великобритании в мировом противостоянии с наполеоновской Францией. Буркхардт также примкнул к данному проекту.

В Лондоне Буркхардт произвел такое впечатление на английского натуралиста Джозефа Бэнкса (жил в 1742-1820 гг.), что президент престижного общества Royal Society согласился выделить необходимые средства для достойной организации экспедиции Буркхардта. Он заметит, что поколением ранее Бэнкс уже помог британско-швейцарскому художнику Джону Веберу попасть на борт корабля Джеймса Кука во время его третьего путешествия.

При подготовке своей экспедиции в самое сердце Западной Африки, Буркхардт изучал арабский язык, медицину, химию, астрономию и географию Африки в Кембриджском университете. После освоения базового арабского языка, он был послан в Сирию близь Египта дабы отшлифовать знания языка и воспринять нюансы арабских обычаев перед тем как отправиться за пределы Сахары.

Путешествие в Ливан

В 1809 году, Буркхардт покинул Англию, начав путешествие на Ближний Восток, сделав остановку на Мальте. В Валетте он узнал о судьбе немецкого исследователя Ульриха Яспера Зеетцена (1767-1811 гг.). Ученый, также посещавший университет в Геттингене, Зеетцен провел жизнь в попытках найти древний набатейский город Петра. Заинтригованный, Буркхардт решил извлечь выгоду из того факта, что он посещал сирийский город Алеппо, в те годы находившийся под управлением турков. Во время убытия из Мальты, Буркхардт придумал себе новую личность: теперь он – мусульманин-торговец с севера Индии под именем “Шейх Ибрахим ибн Абдулла”. Данная заимствованная личность должна была помочь ему скрыть свои не лучшие знания арабского языка и остаться незамеченным в глазах местного населения и турецких властей.

Если верить записям самого Буркхардта, стратагема работала: каждый раз, когда кто-то его спрашивал как сказать что-либо на языке Хинди, Буркхардт всегда отвечал на швейцарском диалекте немецкого языка, прикрытом грубым акцентом. Параллельно, он продолжал совершенствование своего арабского и изучение наизусть целых сур из Корана с целью совершенствования своего акцента, а также с целью скорейшей интеграции в общество города Алеппо.

В течение последующих трех лет Буркхардт осуществил три краткие независимые экспедиции в регион, занимаемый ныне Ливаном, Палестиной, Иорданией, Израилем и Саудовской Аравией. Он изучал античные и доисторические места, и стал одним из первых европейцев записавший хеттские иероглифы. Он приобрел карты, книги и редкие манускрипты для их изучения насколько это возможно в части топографии, флоры, истории и искусства данного региона. Буркхардт изучал также исламскую юриспруденцию (фикх), также как и обычаи племен бедуинов в Ливане. Осознавая свои европейские корни и явно европейскую внешность, Буркхардт пытался быть особенно осмотрительным и не писал заметок в свой журнал до тех пор, пока окончательно не убеждался, что он один. Он также отрастил бороду и начал одеваться согласно арабской моде. Несмотря на чрезвычайные предосторожности, он все же был ограблен несколько раз.

Летом 1812 года, Буркхардт был готов отправиться в Египет. Он, однако, не забыл о легендарном городе Петра. Вместо того, чтобы идти вдоль ливанского края до Каира, он решил добраться до Керака через Амман, пересекая внутреннюю пустыню. Буркхардт провел данное путешествие под предлогом паломничества и жертвоприношения на гробницу Аарона, убежденный, что древний город Петра должен был находиться недалеко от захоронения брата Моисея.

В Кераке, местный губернатор обеспечил Буркхардта сомнительным гидом, который довольно быстро его бросил посреди пустыни. Исследователь выбрался, полагаясь исключительно на самого себя, совершенно без книг или карт местности, которые могли бы его сопроводить. И все же, удача ему улыбнулась, так как он наткнулся на поселение бедуинов. Кочевники показались относительно дружелюбными. Они почтили его желание совершить жертвоприношение на гробнице Аарона и пообещали сопроводить его до Акабы, что на побережье Красного моря, через Улад-Муса.

Буркхардт открывает город Петра

Иоганн Людвиг Буркхардт вошел в Петру 22 августа 1812 года. Он описывал свое открытие в письме African Association:

“Спустя два долгих дня путешествия на северо-восток Акабы, в Джебель-эль-Хаджар, со стороны Арабы, мы обнаружили маленький поток и некую долину, прозванную Улад-Мусса. Данное местечко крайне интересно из-за своих древностей и руинов древнего города, которое, как я полагаю, и есть Петра, столица Аравии Петрейской, место, которое, согласно моим познаниям, ни один европеец еще не посещал. В красном песчанике, из которого состоит сама долина, мы можем обнаружить более 250-ти захоронений полностью покрытых камнем, большая часть которых украшена надписями на греческом языке. Также здесь имеется некий мавзолей, похожий на храм, с колоссальными измерениями, также занесенными камнем, с множественными залами, вестибюлями, перистелями и пр. Можно говорить о чудеснейшем примере греческой архитектуры, находящийся, к слову, в идеальном состоянии. Имеются, также, и другие мавзолеи с обелисками, предположительно, в египетском стиле, амфитеатр, заваленный камнями, руины некоего дворца и множество иных храмов. На вершине горы, закрывающей узкую долину с ее западной стороны, мы можем обнаружить гробницу Харона (Аарона). Он является объектом великого почитания у арабов”.

Иоганн Людвиг Буркхардт: бесстрашный швейцарец-исследователь

Буркхардт не имел достаточно времени на исследование Петры, боясь того, что бедуины заподозрят его в колдовстве, либо в расхищении гробниц, поэтому он продолжил свой пусть в Каир.

Поздние путешествия

Между 1812 и 1817 годами, Буркхардт устроил и другие экспедиции на восток Северной Африки, а также на Аравийский полуостров. Он вышел к Нилу в Верхнем Египте и в Нубию, став, без сомнения, первым европейцем, узревшим руины храмов Абу-Симбел в 1813 году. В течение этой же самой экспедиции, он также посетил Нубийские пирамиды в самом Судане.

Буркхардт даже посетил священные города Мекки и Медины между 1814-1815 гг. Он смог войти в Мекку, притворившись попрошайкой. И хотя его переход в ислам по сей день остается предметом дискуссии (его семья отрицает его, однако некоторые детали указывают на то, что его переход был искренним), факт остается фактом – записи Буркхардта являются первым непосредственным источником знаний о Мекке со стороны европейца.

Иоганн Людвиг Буркхардт: бесстрашный швейцарец-исследователь

Годы удивительных странствий и грубого образа жизни должны были подходить к концу, Буркхардт хотел поймать момент и готовился к отправке в Западную Африку. Серия смертельных эпидемий, таких как чума и дизентерия, прошлись по Ближнему Востоку и Северной Африке в 1810-х гг. Буркхардт был поражен дизентерией в городе Джидда в течение лета 1814-го года, а потом еще раз немного позже в Медине. Третий раз стал фатальным и он скончался 15 октября 1817 года в Каире в возрасте 33-х лет. Он был похоронен на каирском кладбище Баб эн-Наср, где его могильная плита видна и в наши дни.

Ценное наследие

И хотя его мало кто знает в Швейцарии нынешних дней, Буркхардт оставил ценное наследие будущим поколениям. Он стал зачинателем множества географических и этнографических работ, описавших места, которые он посетил и народы, о которых он рассказал в течение своих путешествий на Ближний Восток и в Северную Африку. Данные записи отличаются живостью и своей исключительной объективностью для своей эпохи. African Association опубликовала произведения Буркхардта после его смерти под названием “Путешествия по Нубии” (1819), “Арабские пословицы, или современные мораль и обычаи египтян” (1830), “Очерки по бедуинам и ваххабитам” (1830).

Информация, собранная Буркхардтом, без сомнения, величайшим образом способствовала формированию европейских знаний о Ближнем Востоке и Северной Африки. В 1991 году, Хусейн, король Иордании, наградил швейцарского исследователя орденом Независимости II степени посмертно за его вклад в области этнографии, картографии и археологии, а также за его открытие древнего города Петра.

Перевод с французского сделан 28.08.2024 года по тексту сайта National Museum.

66
6 комментариев

Не не не

Ответить

Буркхардт

Звучит как перс из игры Кодзимы

Ответить

Бывает и такое!

Ответить