Чем была Берлинская конференция?

В 1884-1885 гг. Западные державы встретились в Берлине с целью привести к единому знаменателю их колонизацию Африки. Известная как Берлинская Конференция, встреча положила начало новой эры империализма.

Бисмарк разрезает Африку во время Берлинской конференции. Источник: Deutsche Welle
Бисмарк разрезает Африку во время Берлинской конференции. Источник: Deutsche Welle

Во второй половине XIX века европейские державы конкурировали друг с другом в попытке расширить свое влияние на Африканском континенте. Известный как Колониальный раздел Африки (Scramble for Africa), данный период обновленной колониальной активности привел к напряженным отношениям между Западными державами. В ноябре 1884 года немецкий канцлер Отто фон Бисмарк организовал так называемую Берлинскую конференцию с целью предотвратить весьма напряженное соперничество от перехода к военным конфликтам. В течение четырехмесячных переговоров европейские страны и Соединенные Штаты договорились о серии правил для регулирования колонизации Африки. В результате появился Общий акт (General Act), приведший к разделу континента среди Западных держав.

Раздел Африки и Берлинская конференция

В 1884 году, когда канцлер Германии Отто фон Бисмарк собрал представителей тринадцати европейских держав, а также Соединенных Штатов, в Берлине, так называемый Раздел Африки шел уже полным ходом. В то время как раньше потуги европейских стран в области колонизации были направлены преимущественно на Америки и Азию, во второй половине XIX века многие европейские государства начали смотреть на Африку с новым интересом. Во времена предыдущих экспансионистских волн и Трансатлантической работорговли Западные державы основали множество поселений и торговых точек в прибрежных зонах Африки. Они редко выбирались во внутренние враждебные части континента. В то время, в 1870-х гг., огромный процент континента управлялся местными вождями и царьками.

Фотография немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, Берлин, 1877 год. Источник: Lebendiges Museum Online, Deutsches Historisches Museum
Фотография немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, Берлин, 1877 год. Источник: Lebendiges Museum Online, Deutsches Historisches Museum

Десятилетие спустя, в 1880-х, западные страны в поисках способов укрепления своего международного престижа, а также в целях эксплуатации природных ресурсов, расположенных в некоторых африканских регионах, начали злоупотреблять своей властью, распространяя контроль на ранее независимые территории.

“В наше время” сказал в то время французский премьер-министр Жюль Ферри, “нации великие лишь посредством той деятельности, которую они реализуют; не посредством распространения миролюбивого огня их институтов … и лишь поэтому они велики на сегодняшний день”.

Вместе со старейшими колониальными державами в схватку над стратегическими территориями вступили и некоторые новые игроки, такие как Бельгия, Германия и Италия. В результате этого Раздел Африки привел к взаимным среди стран-соперниц подозрениям и конфликтам.

Открытие Суэцкого канала. 1869 года. Источник: Deutsche Welle<br />
Открытие Суэцкого канала. 1869 года. Источник: Deutsche Welle

В Северной Африке, к примеру, Великобритания и Франция соперничали по поводу контроля над Египтом, особенно после открытия Суэцкого канала, который превратил страну в ключевую точку маршрутов, торговых и не только, на Восток. В 1875 году Великобритания, воспользовавшись финансовыми трудностями у египетского правительства, сумела завладеть его активами, таким образом, став главным держателем акций в Компании Суэцкого канала (Suez Canal Company). Позже, в 1882 году, когда египтяне протестовали против иностранного вмешательства в их внутренние дела, Великобритания оккупировала страну. Подобный поворот событий потревожил французов, надеявшихся восстановить утраченную национальную гордость после потери Эльзаса-Лотарингии немцам во Франко-прусской войне.

Пока напряжение среди западных держав росло, в том числе, и в других областях Африки, особенно в районе Впадины Конго, где Бельгия, Франция, Германия, Португалия и Великобритания боролись за контроль, канцлер Отто фон Бисмарк созвал международную конференцию в Берлине с целью урегулирования опасных экспансионистских устремлений. В частности, Бисмарк боялся, что беспорядочная гонка за африканскими территориями раскачает баланс сил в Европе, которого он старался достичь.

Колонизация в XIX веке

В XIX веке комбинация экономического, социального и политического факторов привела к тому, что европейские державы начали проведение агрессивных колониальных компаний в Африке. Во время Паники 1873 года и последовавшей за ней Долгой Депрессии, к примеру, многие индустриализованные западные страны видели в заморских экспансиях способ обезопасить новооткрывшиеся рынки и точки продаж для своих собственных инвестиций.

Карта, иллюстрирующая телеграфные линии, покрывающие земной шар. Около 1869 года. Источник: Princeton University
Карта, иллюстрирующая телеграфные линии, покрывающие земной шар. Около 1869 года. Источник: Princeton University

Что более всего важно, африканский континент был богат востребованными природными ресурсами. Помимо алмазов и золота, особенно востребованными оказались каучук, медь и слоновая кость, недоступные в Европе. Каучук, к примеру, применялся в изоляции недавно появившихся электрических и телеграфных проводов.

Технологические прорывы Второй индустриальной революции также сыграли ключевую роль в самой возможности экспансионистской лихорадки XIX века. В то время, когда изобретение телеграфа сделало сообщение новостей и информации легче и быстрее, железные дороги и пароходы (работающие на новеньком двигателе тройного расширения) совершили революцию в мире передвижения и транспортировки, делая ранее малодоступные регионы доступными для купцов, миссионеров и исследователей. Пока пароходы, телеграфные линии и поезда стали довольно привычной чертой африканского континента, другое изобретение – пулемет, также внесло свой вклад в быструю колонизацию континента. В частности, новый вид оружия расширил технологический разрыв в вооружении европейцев и африканцев, в свою очередь ускорив захват территорий.

Генри Мортон Стэнли. Источник: National Portrait Gallery, Smithsonian Institution, Washington DC
Генри Мортон Стэнли. Источник: National Portrait Gallery, Smithsonian Institution, Washington DC

До XIX века, Африка была, по большей части, неизведанной частью земного шара. Западные державы, занятые Трансатлантической работорговлей, а также укреплением торговых маршрутов с Востоком, не имели особого интереса в продвижении вглубь враждебных территорий африканского континента. Непроходимые леса, разделяющие прибрежье и глубь, несудоходные реки и обширные пустынные регионы разубеждали торговцев и путешественников в идеях исследования большей части Африки.

Однако, новые технологии, наряду с совершенствованием хинина, лекарства от малярии, привело бесчисленных географов-европейцев, натуралистов, исследователей и миссионеров вглубь континента. В результате этого, картографы постепенны смогли заполнить некогда пустые карты Африки реками и озерами.

Европейский и американские газеты и журналы регулярно потчевали своих читателей историями из самых известных исследовательских миссий, доходя вплоть до рекрутинга репортеров для поездок в Африку. В 1871 году газета The New York Herald послала журналиста Генри Мортона Стэнли в Центральную Африку для установления местонахождения Дэвида Ливингстона, шотландского миссионера, пропавшего во время поиска истока реки Нил.

Во второй половине XIX века исследователи начали сотрудничать с западными державами, подписывая договоры от их имени с африканскими вождями. Договоры, часто неправильно переведенные, позволяли западных государствам эксплуатировать местные ресурсы и устанавливать свои порядки на континенте.

“Сердце тьмы”: Борьба за Бассейн Конго

Миссия Стэнли привлекла внимание короля Леопольда II Бельгийского, который начал в то время амбициозную политику экспансии. В частности, Леопольд II положил в основу своих целей установление контроля над Бассейн Конго, желая использовать ее ресурсы для приумножения своего состояния. В конце концов, в 1870-х гг., он основал Международную Ассоциацию Конго (International Association of Congo) с финансовой поддержкой группы крупных банкиров. Позже, в начале 1880-х гг., король отправил Стэнли в экспедицию в центральный регион Африки.

Король Леопольд II Бельгийский. Источник: National Galleries Scotland
Король Леопольд II Бельгийский. Источник: National Galleries Scotland

С 1879 по 1882 гг. американский репортер исследовал территории, окружающие реку Конго, заключая договоры с местными вождями, а также изучая то, каким образом можно было бы открыть бассейн реки Конго для торговли и колонизации. Тогда, в 1884 году, незадолго до Берлинской конференции, Леопольд II выразил свою претензию на весь Бассейн реки Конго, надеясь превратить данную территорию в свою личную колонию.

Пока экспедиция Стэнли открыла ранее недоступный африканский регион европейцам, другие западные страны заинтересовались Бассейном Конго, превратив его, вполне возможно, в самую желанную заморскую территорию. Франция, например, откомандировала итальянского исследователя Пьера де Бразза в Центральную Африку, где он основал город Браззавиль. Как результат, Великобритания, пытаясь сорвать экспансионистские планы колониальных соперниц, нацелилась на поддержку претензий Португалии на реку Конго. Однако, двусторонние переговоры между двумя странами не увенчались успехом.

Берлинская конференция

В Берлине, участники конференции заострили внимание на трех основных задачах: безопасность свободной торговли в Бассейне Конго, установление свободы судоходства на реках Нигер и Конго, а также регулирование будущей колонизации африканских территорий.

В то же время, Берлинская конференция признала власть короля Леопольда II над регионом Конго, где он сформировал Свободное государство Конго. 26 февраля 1885 года, после четырех месяцев переговоров, представители всех наций подписали Общий Акт Берлинской конференции, таким образом соглашаясь соблюдать новообразованные правила в своих будущих экспансионистских кампаниях.

Во избежание начала вооруженных конфликтов Статья 35 Общего Акта говорила, что “любая Нация, которая, таким образом, берет во владения часть земли на побережьях африканского континента вне пределов своих владений .. должна сопроводить данный акт оповещением, направленным другим Нациям-Подписантам данного Акта, с целью позволения им, в случае нужды, предъявлять собственные претензии”.

Последующая Статья 36 представила новые требования для вступления в хаотичную колониальную гонку. Известная в широких кругах как “эффективная оккупация” (effective occupation), эта новая норма наложила требования на “стран-подписантов” “обеспечения создания властных органов в регионах, оккупированных ими на берегах африканского континента достаточных в своих силах для защиты существующих прав и, в случае чего, свобод торговли и прохода”.

В то время как легализация продолжавшегося раздела Африки была оформлена, западные державы изображали их империалистическую политику как цивилизованную миссию с целью “инструктирования местного населения, а также привнесения им в дом благ цивилизации”.

В 1899 году британский писатель Редьярд Киплинг, известный своим высказыванием относительно данной миссий, называл ее “бременем белого человека” (“the white man’s burden”). В 1885 году, хотя страны-участницы Берлинской конференции обязались “следить за сохранением местных племен и заботиться об улучшении условий их морального и материального благополучия”, они, однако, не посчитали нужным приглашать африканских лидеров для того, чтобы принять участие в переговорах, которые бы определили будущее их стран.

Новый империализм и последствия Берлинской конференции

Берлинская конференция лишь ускорила порыв западных держав в расширении своих сфер влияния, совершенно далекая от замедления Раздела Африки. Накануне Первой Мировой войны, около 90% Африки было уже колонизировано. Лишь Либерия и Эфиопия оставались независимыми. В 1896 году, император Эфиопии успешно сорвал экспансионистские устремления Италии во время Итало-Эфиопской войны. Разделение континента между европейскими державами имело катастрофические последствия для местных африканских народов. В Свободном государстве Конго, например, местное население жестоко уничтожалось и убивалось во время сурового правления короля Леопольда II.

Фотография Бассейна реки Конго. Источник: The Ecologist
Фотография Бассейна реки Конго. Источник: The Ecologist

В последующие годы после Берлинской конференции, правила, установленные в Общем Акте лишь частично соблюдались акторами. Несомненно, требование об оповещении и принцип “эффективной оккупации” были, в конечном счете, безуспешны в попытках остановить противостояние между колониальными державами, которые и дальше продолжили реализовывать свои экспансионистские устремления.

Напротив, несмотря на клятвы о сохранении и защите “местных племен”, европейские страны начали стирать их сферы влияния без каких-либо раздумий об уже существующих этнических, лингвистических и культурных группах. Политический и социальный эффекты искусственных границ, возведенных во времена Раздела Африки, существуют и поныне.

Несмотря на эффективность нормативных рамок, установленных Берлинской конференцией, собрание юридически и идеологически легитимизировало Раздел Африки. Таким образом, данное событие считается, поистине, олицетворением Нового Империализма XIX века, периода территориальной экспансии, оправданной ошибочной верой в превосходство белой расы.

“Наш долг заключается в использовании любой возможности для приобретения большего количества территорий и нам следует четко придерживаться идеи о том, что большее количество территорий значит больший процент составляющей англо-саксонской расы, самой лучшей, самой человеческой, самой достопочтенной расы, которая существует на земной шаре” - утверждал Сесил Родс в 1877 году.

Похожим образом декларировал Жюль Ферри, комментируя колониальную политику Франции: “Мы должны открыто заявить о несомненном превосходстве высших рас над низшими … Я повторяю, что высшие расы имеют право по причине наличия долга. У них имеется долг очеловечить (to civilize) низшие расы”.

Переведено с английского языка по материалам веб-сайта The Collector.

77
44
13 комментариев

Познавательно. Спасибо.

2
Ответить

Вам спасибо за прочтение. Иногда выкладываю свои переводы на различные темы на данный аккаунт.

2
Ответить

Спасибо. Исторические периоды в которых не было войн, как то выпадают из круга зрения и складывается ощущение, что почти ничего не было. После наполеона до первой мировой как будто все было тихо, но это неверно.

2
Ответить

Полностью с Вами солидарен. Подобные периоды пролегают слегка ниже радаров неспециалистов. Мне показалась данная статья (советую к прочтению, если владеете английским языком) крайне привлекательной, поэтому я решил поделиться содержимым со всеми и перевести ее. Потратил всего пару часов, к слову!

2
Ответить

Отличная статья. 19 век очень интересный. Африка сильно настрадалась и из-за эго европейцев была втянута в мировые войны. Так бы мирно жила себе

1
Ответить

Да, действительно, крайне интересный исторический период. Спасибо за оценку.

1
Ответить

Спасибо за материал! Тема от меня сильно далёкая, но хорошие переводы одобряю.
Как пишущий на подобные темы скажу, что такие материалы лучше публиковать в первой половине дня в будни. Иначе не взлетит.
Сам историк? Или просто энтузиаст?

1
Ответить