Я взял кредит 700 тысяч на разработку своей визуальной новеллы, чтобы тебе не пришлось.

Приветствую тебя, дорогой ДТФер. Ты, наверное, уже задался вопросом, какой нездоровый на голову человек будет влезать в такие долги при нынешней экономической ситуации в стране, да и в мире в целом. На что он вообще надеется, делая визуальную новеллу, да ещё в пиксель-арте и в советском сеттинге по детским страшилкам? Он что, совсем больной? В целом вопросы справедливы и, возможно, даже диагноз верный. Но давайте взглянем чуточку назад и найдём причинно-следственные связи для столь отчаянного, на первый взгляд, поступка.

P.S. Не стоит повторять подобные трюки в домашних условиях.

КРИЗИС

Начну, пожалуй, я свой эпос с того, что меня зовут Владимир и мне стуканул как-то раз в прошлом году сорокет. И я такой: "Ну блин, и что дальше то? ". А дальше было вообще непонятно что. На текущей работке началась лютая задачная недостаточность, вызвавшая резкое обширное ухудшение в области кошелька. А работка была не хухры-мухры, между прочим, а крупная международная компания по производству всякого графического контента для разных игровых и не только контор. И зарплатка там была хорошая, в известных условных единицах. Но справедливости ради надо сказать, что особой вины компании, в общем-то, не было. Просто заказчики такие: "Не, чёт мы походу доигрались, и тут опять какой-то мировой кризис назревает. Лучше накупим тушёнки и засядем в бункере". Я то, конечно, опытный отец семейства и в запасе имел "подушку" на пару месяцев жизни. Но время шло, задач всё не было. А по мере того, как из подушки начали вылетать последние перья, в голове начала постепенно выкристаллизовываться неприятная мыслишка под названием "Ну что, друг, пора новую работку искать".

А это значит, что опять всё заново: опять вливаться в коллектив, опять вливаться в проект, опять вливаться ещё чёрт знает куда. Да и всё бы ничего, но я уже за 15 лет работы в геймдеве куда только не вливался и откуда только не увольнялся. И по началу это было даже прикольно - увольняться. О, это особое чувство. Как только все узнают, что ты увольняешься, на тебя начинают смотреть как на человека, который всё таки смог вырваться из этого проклятого ада унылого бытия. Вырваться в волшебную страну, где несомненно трава зеленее, небо голубее, задачи интереснее и зарплата зарплатистее как минимум в раза три. И ты ходишь такой павлином по офису, и все тебя уважают и завидуют. Короче, всем, кто не пробовал, рекомендую. Ну, если вы, конечно, не удалёнщик. Потому что в таком случае всем будет пофиг.

Ну и вот, сижу я, значит, и думаю. Заколебало меня уже всё это проходить на сотый раз, да и сколько ещё это сможет продолжаться в принципе? Лет десять? А потом что, пирожками торговать на рынке, ибо кто уже меня, такого старпёра, в айти возьмёт? Хотя ладно, пирожки я люблю. Тут перспектива норм. Но до пенсии ещё лет пятнадцать будет, а с ней у меня бооольшииииие проблемы. А тут ещё эти нейронки супостатские разом обесценили все мои многолетние художественные потуги. Смотрит теперь обыватель на картинку любую и думает: "А уж не нейронка ли это чаем, что-то подозрительно как-то". И ладно бы только это, но ведь теперь количество всякого контента из-за ИИ вырастет в разы. А это значит, скоро все так этим всем нахаваются, что уже всякий аппетит пропадёт. Ну и конкурировать в такой среде - это просто капец. А что если нейронка научится печь пирожки?

Ну и главная проблема даже не в этом всём. Обернувшись назад, я вдруг увидел, что, в общем-то, за все эти 15 лет я ничего прикольного толком и не сделал, чем можно было бы реально гордиться и всем показывать, мол, смотри-смотри, это я сделал! Работал какую-то работу, пока всякие мои идеи складывались в долгий ящик до какого-то светлого будущего, которое всё никак почему-то не наступало, какая бы зарплата у меня бы ни была. Ладно, вру, горжусь одной мобильной игрой - "It"s a Duck", которую я совместно с товарищем когда-то сделал. И хотя финансовой отдачи от неё было с гулькин нос, всё же это прям такая творческая штука была. Но с тех пор уже 8 лет прошло, и хотелось бы погордиться уже чем-то новеньким. В общем, такой вот капец у меня творился в затуманенном безденежьем и возрастным кризисом сознании.

КРЕДИТ

И вот, сижу я весь такой понурый, под пристальным взглядом многодетного и без пяти минут голодного семейства, и вдруг злость прям взяла какая-то, и я такой: "Эй, сейчас или, блин, нахрен, никогда! ". Я резко встал, выпрямил спину, задрал подбородок, но вспомнил, что денег вообще-то нет и уселся назад. Но тут рождается другая, не менее провокационная мысль, и я такой: "надо взять кредит! ". Вообще, эту гадкую мысль мне долгое время подселяло банковское приложение, которое заранее мне одобрило долговое рабство и ждало только, когда я нажму на заветную кнопку "Надеть хомут". Но кнопку я самоотверженно игнорировал, так как в целом и так норм было, а лишних долгов не особо хотелось. Но теперь, вдруг, появился важный повод, и подлый кризис мозга начал давить на нервную систему, призывая к возможно неадекватным действиям. И я поддался искушению. “Чёрт с вами!” - подумал я, - “Давайте ваши деньги!” Но прежде чем нажать на заветную кнопку, надо было как то обо всём этом рассказать своей любимой жене.

Прошла неделя, а я всё не решался ей поведать о моем "гениальном" плане. Но время жестоко тикало, и, в конце-концов, надо было уже действовать. Собрав волю в кулак, я рванул к жене, обнял её за талию и нежно прокричал ей в ушко: "Давай возьмём кредит и сделаем свою игру!" Как любая адекватная жена, в подобной ситуации, она сначала посмотрели на меня, как на полоумного гомодрила, обожравшегося перезрелыми плодами манго, и это пожалуй было разумно с её стороны. Затем, терпеливо выслушав в течении двух часов все мои многомерные душеизлияния, она посмотрела на меня своими большими карими глазами и сказала "А давай". И началось! Ну, точнее, не сразу началось.

Во-первых, встал вопрос: "А сколько брать-то?" А во-вторых, где брать? В приложении Жёлтого Банка, клиентом которого я был уже лет пять, высвечивалась красивая и помпезная цифра в полтора ляма. Посчитав немного, циферки прикинув, получалось, что этого хватит где-то на 10 месяцев разработки с учётом погашения ежемесячного платежа в размере около 30 тыщ с кредитных же денег. Ну, думаю, за это время стопудова чего-нить выпустим, я же весь такой опытный. Ну и 30-ка в месяц не казалось каким-то страшным обременением на тот момент, даже если бы дело не выгорело. На крайняк машину продадим, чтобы первое время кредит гасить. Всё, подумал я, пора становится взрослым и взять на себя новые кредитные обязательства, нажав на заветную кнопку в приложении. И я нажал! И что вы думаете? Фанфары и вперёд? Нет, блин! Оказалось, что предложение, которое маячило у меня всё это время перед глазами, не было особо предодобренным. Это была просто замануха Ж-Банка. Выскочило сообщение, что в банке сейчас подумают, и спустя какое-то время, крепко почесав репу, они с радостью сообщили мне, что кредит, который я у них запросил, одобрен в размере целых 120 тысяч рублей. 120 тысяч рублей, Карл! Что вообще можно сделать за такие деньги, то есть, по сути, за месяц разработки? И это банк, через который проходила вся моя зарплата и карточкой которого я постоянно пользовался. В общем, Жёлтый Банк сокрушительно разбил мне сердце неожиданным обломом. А теперь я и вовсе подумываю отказаться от его услуг.

И что же я сделал дальше? Погоревав и поплевав немного на карту Жёлтого Банка, я решил пойти к Красному Банку. Я также являлся их клиентом и даже был счастливым обладателем красной кредитной карты уже довольно продолжительное время. Поэтому я был уверен, что эти то ребята наверняка дадут мне то, что я хочу. Тем более, что несколько лет назад уже брал у них кредит на стройку. В приложении так же висела внушительная предодобренная сумма, и я нажал на кнопку ещё раз. Ииии. И мне одобрили кредит! Но в размере 708 тыщ. Да что такое, подумал я! Какие капец эти банки неблагодарные. И в сердцах сначала подумал отказаться от столь щедрого предложения. Но потом, ещё немного поразмыслив, решил таки воспользоваться им. Правда вместо 10 месяцев выходило 6, но зато и ежемесячные выплаты были не 30, а 20, что согласитесь, приятней в случае жёсткого факапа. В общем: "Давайте" - говорю. И они с радостью дали.

Кстати, мне потом ещё звонили из Ж-Банка и спрашивали, почему же я не беру их 120 тысяч, ведь это такое выгодное предложение. Но мне пришлось тактично объяснить, что это немного меньше той суммы, которую я изначально запрашивал у них. И с тех пор в их приложении больше 15-ти тысяч "халявных" денег мне уже не предлагают.

ВИЗУАЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ

Дорогой читатель, ты, наверное, уже успел подумать: "Ух ты! Вот это жена! Так с бухты барахты согласилась на какие-то безумные эмоциональные полюции мужа! Вот бы мне такую". А другие такие: "Да что за игру они там собрались строгать полгода за 700 тысяч? ". Тут надо сделать лёгкую такую ремарочку. Дело в том, что до этого самого момента, как мы с женой решили взять кредит, мы уже целый год в свободное от работы время потели над своей визуальной новеллой в таком тёмно-фэнтезийном славянском сеттинге по мотивам известного классического произведения. В общем, жуть, мрачнота, катарсис, русалки и деревянное зодчество. Это сейчас таких проектов уже пруд пруди, а тогда это ещё не было мейнстримом. Ну так вот, у нас уже был готов кусок примерно на час игры с накаляканым на коленке артом. Но постепенно пришло понимание, что вся вот эта тема жутко дорогая и ещё более жутко долгая. А я вообще не самый терпеливый и не самый быстрый в мире человек. И если уж быть совсем откровенным, то к моменту рождения идеи с кредитом уже зарождался альтернативный план - сделать несколько коротких новеллок на часок-полтора игры каждая, чтобы как-то на этом сколотить некий капитал, а уже потом вернуться к нашей первоначальной задумке.

"Но почему именно визуальные новеллы? Это же вообще не игры! Кому вообще это нафиг надо?" - скажете вы мне. Ну что ж, на это у меня есть свои весьма и весьма веские причины. Где-то в году 2001 пришёл как-то раз ко мне один знакомый и давай хвастаться очень необычным CD-диском. А на диске том красовалась многообещающая надпись "180 эротических игр". "О Боже! " - подумал я тогда, - "Целых 180 эротических игр". Это же ровно на 180 штук больше, чем у меня было за всю жизнь. А учитывая, что половое созревание уже, как назло, давно наступило, а девать его ровным счётом было некуда, то обладание этими играми было вопросом фактически жизни и смерти. Уж и не знаю, чего мне тогда стоило уболтать товарища этого, оставить сие чудо природы у меня на время, но факт остаётся фактом - вся эта немыслимая куча игр пикантного содержания оказалась в моём сидироме. И вы не поверите, чего тут только не было: и серия квестов про похотливого ловеласа Ларри, и всевозможные покеры, и крестики-нолики на раздевание, шанс победить в которых был явно выше, чем в покере, правил которого я не знаю до сих пор. А так же всякие пазлы, шутеры и даже эротические хранители экрана, увидев которые, твои родители перекрестились бы и на всякий случай сожгли бы твой комп. И вот среди всей этой пубертатной вакханалии я наткнулся на одну очень необычную игруху. Называлась она просто и лаконично "True Love". И вот эта самая игра оказалась, не много ни мало, первой визуальной новеллой в моей жизни. И я погрузился. Да погрузился так, что с меня 100 потов сошло, а может и все 180. Ведь я общался с "настоящими" девушками, которые по каким-то непонятным мне причинам хотели общаться со мной. И неважно, что они были пиксельными и анимешными. Я, взращенный на Сейлор-Мун, был очень даже лоялен к японской анимации. И поверьте, для меня, 18-ти летнего девственника, всё, что творилось по ту сторону экрана, было по-настоящему, потому что ничего такого у меня в реальности вообще не было. А ведь игра была полностью на английском языке, и довольно часто приходилось судорожно перелистывать своими потными ручонками аналоговый англо-русский словарик, чтобы хоть как-то вникнуть в суть происходящего.

Английский выучить это мне не помогло, конечно, но новеллы я полюбил безвозвратно. А пиксель-арт с тех-пор вызывает у меня чувство лёгкого волнения. Но, помимо тянок, что-то ещё было такого в этом жанре игры, что меня зацепило. Он не был похож на квест, где ты в сотый раз пытаешься применить утюг к водолазу в надежде, что это продвинет тебя по линейному сюжету. Это было что-то другое. И персонажи здесь общались не с каким-то там левым героем, они фактически общались с тобой. И эта фишка с выбором, который влияет на дальнейший сюжет. Ну офигенно же! Я увидел в этом жанре отличный способ рассказывать разные истории и влиять на них. Спустя пару лет, находясь под впечатлением манги "Bremen", я даже захотел замутить с друзьями свою ВН про русских рокеров, но, увы, вышел облом. Во-первых, тогда не было никакого “Ренпая”, и чтобы такое провернуть, это надо было С++ знать и свой движок писать. А во-вторых, друзьяшки очень быстро слились, чего я им конечно никогда не прощу! Хотя ладно, шучу, простил конечно. Или нет?

Вторым таким же откровением для меня оказалось, конечно, "Бесконечное Лето"... Спустя 18 лет. Да, не удивляйтесь, поигрался я в неё только в 2019 году и до сего величайшего момента в моей жизни, я играл только в ещё одну новеллу. Называлась она "Красный Космос". Помню, тогда ещё на свежекупленной сияющей пластиком коробке красовался многообещающий отзыв от журнала "Страна Игр" - "Лучшая отечественная игра в жанре визуальных новелл, рекомендуем всем поклонникам аниме". Конечно же, это была абсолютная и наглая ложь! Эта игра была не лучшая отечественная игра в жанре визуальных новелл, она была на тот момент единственной отечественной игрой в жанре визуальных новелл, а это был, между прочим, 2007 год. Хотя, говорят, была какая-то до них "Книга Мёртвых" и вроде от тех же разрабов, но о ней я тогда ничего не слышал и в "Онегина" я тоже не игрался принципиально, ибо дичь какая-то.

Думаю, "Красный Космос" сыграл свою важную роль в становлении жанра ВН в нашей необъятной родине, но по сравнению с "Летом" он, конечно, был просто пузырём, потому что именно БЛ смогла меня погрузить в то самое состояние 2001 года и даже глубже. Вы сто раз можете мне говорить, что оригинальное "Бесконечно Лето" - это графоманство и вообще сплошная сценарная дыра. Но, это всё полная фигня, потому что именно эта игра, снова зажгла во мне желание делать новеллы. И, как показало время, далеко не у одного меня. Ну и эта абсолютно клёвая ностальгическая лагерная атмосфера и саундтрек подселили мне идею, во что бы то ни стало, сделать свою игру в сеттинге СССР! Особенно мне запомнился эпизод, когда с тянкой надо было в заброшенный лагерь пробираться, вот это вообще просто снос башки, прям мурашки по коже бегали. В общем, в порыве накрывших меня чувств, я тогда даже пару концептов накалякал, но дальше этого, увы, дело не дошло. Но вот желание осталось.

ДЕТСКИЕ СОВЕТСКИЕ СТРАШИЛКИ

Возвращаясь к теме коротких новелл, ради которых и затеялась вся эта котовасия с кредитом, скажу, что общей темой для этих самых игр мы выбрали детские советские страшилки. Ну, знаете, "Гробик на колёсиках", "Пиковая дама", "Черная простыня" и т.п. Почему именно их? О, спасибо, что спросил! Много лет назад, когда я был совсем мелким, в лагере "Огонёк" кто-то рассказал мне детскую страшилку "Зелёные Глаза". В ней говорилось о девочке, которая не послушалась маму и послушала зелёную пластинку... И не один раз. После каждого такого прослушивания в "крысу", у мамы девочки пропадала очередная часть тела, и девочка, маниакально упорствуя в своём непослушании, довела маму до весьма плачевного состояния и та, обидевшись на свою вредную и неблагодарную дочку, задушила её непонятно чем. Прикольно? А вот мне тогда было не очень прикольно и даже страшно. И хотя спустя столько лет про маму в сюжете я порядком подзабыл, но вот жуткую песенку, которая каждый раз играла на зелёной пластинке, я запомнил на всю жизнь:

"Бегут бегут по стенке
Зелёные Глаза.
Девочку задушат,
Да, да, да!
"

Вспомнил я об этой страшилке где-то в июне 2023, когда мы с женой как раз занимались другим нашим проектом. И я подумал тогда: "Блин, а было бы прикольно сделать ВН по таким вот ужастикам, и чтобы там было и страшненько и жутенько, но не сильно, потому что страшилки то детские. Ну и щепотка юмора тут точно не помешала бы". И вот как раз первой такой новеллой мне захотелось сделать именно "Зелёные Глаза", наверное, чтобы детский гештальт какой закрыть, как говорят психологи. Кстати, оказалось, что у этой страшилки существует как минимум пять версий, порой очень отличающихся друг от друга. Есть даже версия, где из пластинки глаза вылезают, и девочка протыкает их иголкой. Бррр. Песенка с зелёной пластинки тоже имеет несколько вариков, но версии, которая мне запомнилась, я не нашёл нигде.

Вообще, лор таких вот страшилок весьма богатый и разнообразный, Успенский не даст соврать. Но вот проблемка: каждая такая история очень короткая сама по себе, и из неё сделать полноценную игру - это надо очень мощно сосать из пальца. Поэтому мы подумали, что в своих ВН мы можем использовать элементы этих страшилок, и пусть наши истории существуют в мире, где все детские страшилки вполне взаправдашние и могли произойти с кем-угодно. Ну, например, знакомый нашего друга пропал, встретившись в лифте с "Чёрным человеком". Или у нашего участкового погиб сын на манер страшилки "Синий ноготь". Или, скажем, бабульки на скамейке могут вскользь поведать о "Красном холодильнике". И хотя такой детской страшилки нет, но кто мешает нам придумывать свои?

Вобщем, я так загорелся этой идеей, что даже, втихаря от жены, кусок сценария начиркал в виндовом блокноте, но пришлось вовремя спохватится и вернутся к основному славянскому проекту, чтобы не отхватить люлей от неё. Ибо обещал ей, что этот-то проект мы точно доделаем, в отличие от кучи предыдущих. И вот прошло полгода, и я снова вернулся к этой теме, но на этот раз уже по-настоящему.

ДИАФИЛЬМЫ

Фактически, одновременно с идеей детских страшилок неожиданно сгенерилась другая занятная мыслишка, суть которой была в следующем - советский фильмоскоп с диафильмами - это, по сути, советские визуальные новеллы. Да, именно визуальные новеллы. Ведь там тоже есть сюжет, который мы смотрим, прокручивая плёнку ручкой фильмоскопа, есть картинки, и даже есть текст в нижней части экрана на тёмной, как правило, подложке. И всё это, в отличие от книг, проецировалось на стену, завешанную простынёй, создавая подобие экрана. То есть советские детишки игрались в ВН ещё до того, как они в Японии то появились. Да, тянок там, конечно, не было и подавно, но зато было куча всяких разнообразных историй и сказок. Это, кстати, можно считать особенностью диафильмов в СССР, так как в основном в остальном мире они использовались в качестве учебных пособий на уроках.

Параллель с визуальными новеллами, конечно, была несколько наивной и скорее забавной, но она прочно вбилась гвоздём в мою голову, да так, что вытащить её уже не представлялось возможным. И я подумал: "Эй, а прикольно было бы сделать визуальную новеллу в эстетике диафильмов, чтобы прям фоны сменялись на манер прокрутки плёнки, а по бокам экрана были видны перфорированные края. Ну и чтобы на ней потёртости и царапины всякие были. И с одной стороны, так можно было бы отдать дань уважения ныне почившей технологии, а которой уже мало кто знает. А с другой стороны, за счёт такого вот стилистического решения, можно усилить эффект прошлого, ведь фильмоскопы то были у нас в детстве, в Советском Союзе.

ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зелёные Глаза

Ну чтож, вот и наступил момент сбросить все эти ингредиенты в горящий котёл нашего проекта: нарезаем короткие визуальные новеллы, засыпаем по вкусу детских страшилок, приправляем всё это эстетикой диафильмов и пиксель-арта, дабы усилить привкус ностальгии. И вот у нас в производстве блюдо под названием "ФИЛЬМОСКОП УЖАСОВ: Зелёные Глаза" - нелинейная визуальная новелла в сеттинге СССР 80-ых по мотивам детской советской страшилки.

Само название игры - это отсылка к фильму 1982 года "Калейдоскоп Ужасов" который, я когда-то увидел уже подростком по телеку. Уж и не знаю, почему он мне запомнился, но такая отсылка показалось мне прикольной. А ещё оказалось, что сценаристом всех пяти коротких историй в этом фильме был небезызвестный Стивен Кинг. Наверное, поэтому мы решили, что у нас тоже будет пять коротких визуальных новелл, но, в отличие от "Калейдоскопа", наши истории будут связаны между собой. И вот, собственно, на первую из этих запланированных нами пяти жутеньких историй я с женой и взял кредит в феврале 2024.

ИТОГ

Наш тизер

С тех самых пор прошло уже больше полугода разработки, и тебе, возможно, интересно, как дела у этих доходяг. А дела у нас отлично! За это время мы успели сделать 40-ка минутную демку, которую ты можешь скачать ТУТА. Создали страницы в Стиме и ВК Плее. Нашли клёвого звукаря и припахали дочь делать анимацию. Сгоняли по шоукейсить на несколько конференций. Самой эпичной была поездка на СТАЧКУ из Новосиба в Ульяновск и обратно на машине всей семьёй. Думаю настрочу об этом событии отдельный пост.

И вот теперь, проев к чертям весь кредит, мы таки продаём машину, дабы продолжить нашу игру. И чтобы там дальше не произошло, в любом случае нам уже точно будет, что вспомнить. А значит, всё не зря.

Это собственно мы :)
Это собственно мы :)
А это я пишу статью для ДТФ сидя в Москвиче 412, который я превратил в офис.
А это я пишу статью для ДТФ сидя в Москвиче 412, который я превратил в офис.

Всякие скриншоты нашей игры:

1.1K
121121
3636
1919
1414
1010
66
44
22
22
11
11
11
11
665 комментариев

Зря другие фотки офиса не выложил, потому что вопросов больше чем ответов :D А так, хотя сейчас уже принято хаять пиксели, но рисовка у тебя отличная, выглядит хорошо. Так что прям успехов.

174
10
7
1
1
1
Ответить
Автор

Пожалуйста :)

117
4
Ответить
Автор

И ещё одну ))

61
1
Ответить

Вот это отличная фотка. А то я думал по фотке в посте что тачку домой затащили.
Особенно будет круто кодить в таком офисе зимой. Эффективность и скорость работы значительно возрастет

31
Ответить

Еще и ковер

21
Ответить

Жизнь с Москвичом)

9
Ответить

Когда бабушка сказала, что ты дома за компом торчишь - иди погуляй xD

7
Ответить