Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Самурайские доспехи —общее название различных доспехов, использовавшихся в Японии в разные периоды и отличавшихся разной конструкцией.

Броня самураев была не просто крута, она была устроена по «гибридному принципу» и сочетала одновременно жёсткость с амортизацией. Это в Европе доспехи были «простыми» — выковал стальную пластину нужной формы и готово.

Делалась броня из металлических пластин, покрытых лаком (для защиты от ржавчины) и с наклеенной на них кожей. В классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами кумихимо).

Даже внешний вид доспехов намекает на трудоёмкость их изготовления.
Даже внешний вид доспехов намекает на трудоёмкость их изготовления.

Готовая конструкция получалась и твёрдой, и мягкой. Это опять таки не латы, но японские доспехи по принципу работы были чем-то сродни «многослойной» и даже намного лучше неё. Стрелы в таких доспехах просто застревали. Да в ближнем бою, если не повезёт в нём увязнуть, они были очень надёжны. При этом такой доспех имел крайне важное достоинство для лучника-всадника — будучи множеством пластин связанных шнуром, такой доспех был очень удобен и не сковывал движения

К доспехам самураи относились очень бережно: их хранили на почетном месте , а надевали непосредственно перед сражениями. Перед сражениям облаченный воин мылся и умащивал себя благовониями, чтобы приятно пахнуть в случае гибели.

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Кара-бицу — специальный ящик (сундук) для хранения доспехов самураев. Название означает «китайский ящик», так как родиной таких ящиков был Китай.

Использование

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

В ящике хранили детали доспехов: шлем, подшлемную маску, кирасу с пристёгнутыми оплечьями и латными рукавами, налядвенник, поножи. Каждая деталь помещалась в специальную сумку, сшитую из мягкой ткани, причём на каждой сумке надписывали, какие туда следовало положить части.

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Японские боевые доспехи были намного легче рыцарских лат и панцирей (весила всего 12 кг), давала большую свободу движения и маневрирования в бою, облачившись в нее, самурай мог свободно бегать и плавать, благодаря подвижности пластин тело было хорошо прикрыто – пластины плотно прилегали к телу, перекрывали края друг друга.

Как одевали доспехи самураев

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Доспех имел множество отверстий, что было необходимо в теплом и влажном климате японского архипелага для вентиляции и охлаждения тела бойца. Амуницию одевали в определенной последовательности:

👺 Сперва самурай облачался в нижнее платье, потом одевал перчатки и шапочку, напульсники, верхнее платье и пластины для ног;

👺 Затем обувался, и наконец, закреплял броню на теле и прикрытие шеи.

👺 Непосредственно перед сражением надевался шлем. Благодаря гибкой шнуровке доспехи подстраивались под телосложение, и даже была возможность надеть одну броню поверх другой.

История самурайских доспехов

Самурайские доспехи в течение времени модернизировались и отрабатывались, благодаря чему самураи могли выстоять против холодного или огнестрельного оружия. Первое одеяние в самурайскую эпоху было о-ёрой. Предмет гардероба отличался плотным плетением, за счет чего воители отличались полным отсутствием гибкости. Примечательно, что позволить себе костюм могли представители высшей знати, так как о-ёрой стоил дорого.

Самым престижным вариантом были не новые пластины, сделанные мастером под заказ, а древние фамильные, оставшиеся от дальнего родственника и побывавшие в сражении. Такое одеяние в хорошем состоянии стоило баснословных денег. Отличительная черта – массивные наплечники. Как правило, надевали элементы конные лучники. При поднятии рук для совершения выстрела наплечники съезжали за спину человека, а когда воин отпускал руки обратно, они возвращались на законное место и защищали руки от повреждений.

Самурайские доспехи в разное время одевались и комплектовались по-разному в зависимости от эпохи и типа доспехов.

🏯Доспехи древней эпохи (до IX века) в Японии имели следующий облик:

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

До IX века в Японии использовались доспехи разных типов, которые имели характерный облик. Среди них — танко, хотокэ-до и утидаси-до

Танко

Древнейший японский железный доспех. Из-за конструктивных особенностей танко был предназначен исключительно для пешего боя — сесть в нём на лошадь было невозможно.

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]
  1. Основные элементы:
  • Кирасу составляли отдельные железные полосы или пластины, склёпанные в форму, похожую на кожаный корсет. Этот доспех назывался танко — короткий доспех с открытым верхом, удерживавшийся на теле за счет сужения на поясе.
  • Кираса была дополнена латным ожерельем (горжетом), гибкими ламинарными наплечниками до локтей и длинной колоколообразной ламинарной юбкой.
  • Были трубчатые наручи с полурукавицами, частично прикрывающими кисти рук, оставляя открытыми пальцы.
  • Шлем имел полусферическую форму с ламинарным назатыльником, напоминавшим полукруг, и выступающим вперед небольшим гребнем.
  1. Технология и материалы:
  • Пластины делались из железа и покрывались лаком для защиты от ржавчины.
  • Пластины соединялись между собой шелковыми шнурами (кумихимо), которые создавали прочное, но гибкое соединение.
  • Иногда доспехи украшались кожей и лаком, также применялись выделанные шкурки.
  1. Визуальные отличия:
  • Доспехи того времени ещё имели значительное влияние с континента (Китай, Корея) и выглядели более функционально и просто по сравнению с классическими самурайскими доспехами.
  • Форма шлема и доспехов была более простой и «коробчатой», без сложной декорации и множества шнурков.

Хотокэ-до

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Доспех с цельной на вид кирасой. Кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы

Утидаси-до

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Разновидность хотокэ-до, получившая распространение после окончания междоусобных войн Сэнгоку. Отличается от обычных гладких хотокэ-до обильными украшениями из чеканки и гравировки.

Особенности утидаси-до:

Обильные украшения из чеканки и гравировки. Во время войн Сэнгоку подобные украшения считались слишком опасными для владельца, так как за них могло зацепиться остриё оружия.

Грудная пластина скреплена с боковыми не парой шнуров, а шнуром и шарнирами. К утидаси-до относят кирасы анатомического типа, которые имели сложную форму, похожую на человеческий торс.

🏯В эпоху Хэйан (794-1185) сформировался классический образ самурайских доспехов.

о-ёрой («большой доспех») — классического самурайского доспеха, ставшего символом воинской элиты. Первоначально о-ёрой создавался для конных лучников
о-ёрой («большой доспех») — классического самурайского доспеха, ставшего символом воинской элиты. Первоначально о-ёрой создавался для конных лучников

Особенности доспехов эпохи Хэйан

  1. О-ёрой ("большой доспех") — тяжеловооружённый комплект доспехов для конных самураев. Он состоял из множества мелких железных и кожаных пластинок, соединённых между собой шелковыми шнурами. Кираса имела сложную конструкцию с защитой груди, спины, боков, а также крупные наплечники (содэ), набедренники (кусадзури) и шлем (кабуто) с мощным защитным покрытием. Наплечники создавали узнаваемый вид, их форма была уникальна и не имела аналогов в Европе или Азии. Эти доспехи были практически тяжелыми, но обеспечивали хорошую защиту конному воину.
  2. До-мару — более лёгкий и удобный для пеших воинов тип доспеха, открывающийся с правого бока. Он имел больше гибких пластинок и тканей, лучше подходил для манёвренности в пешем бою, был дешевле по стоимости, поэтому его носили самураи низшего сословия.
  3. В доспехах использовалась сложная шнуровка (одоши) из шелка, которая не только соединяла части, но и украшала доспех. Пластины покрывались лаком для защиты от влаги.
  4. Шлемы кабуто состояли из нескольких железных пластин, крепящихся на голове, с назатыльником и боковыми защитами. Очень крупные заклёпки получили название «больших звёзд», и украшали шлемы.

В период Хэйан формировался облик классических японских самурайских доспехов, сочетающих в себе практичность и декоративность, а также учитывавших особенности конной и пешей борьбы.

🏯В период Камакура (XII-XIV века) и Намбокутё (XIV век) самурайские доспехи сохранили классическую форму, при этом стали более практичными и усовершенствованными.

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Особенности доспехов Камакура и Намбокутё

  • Доспехи этого периода называются санэ-ёрой или кодзан-до и включали базовые элементы: кирасу (накакагава), большие плоские наплечники (о-содэ), защитную юбку (кусадзури), шлем (кабуто), набедренники, наручи и поножи.
  • Кираса состояла из ряда пластин, собранных в три уровня, прикрывающих грудь, спину и боковины. Наплечники были плоскими и могли откидываться назад для удобства — это связано с распространением стрельбы из лука, когда нужны были свобода движения рук.
  • Шлемы конца Хэйан — начала Камакура имели форму хоси-кабуто с характерными металлическими элементами и защитой шеи.
  • Доспехи стали более адаптированы для работы с луком и мечом одновременно.
  • Технология изготовления включала использование кумихимо (шелковых шнуров), лаковых покрытий для защиты металла и сложную систему крепления элементов для удобства использования.

В этот период происходило совершенствование классических доспехов с упором на гибкость и удобство в бою, что обеспечивало самураям широкие возможности в боях как конных, так и пеших.Период Камакура (1185-1333) и Намбокутё (1333-1392) характеризуется незначительными изменениями классических самурайских доспехов. Основные черты:

  • Доспехи этого периода назывались санэ-ёрой или кодзан-до и включали кирасу с тремя основными уровнями пластин, наплечники (о-содэ), защитную юбку (кусадзури), шлем (кабуто), наручи, набедренники и поножи.
  • Наплечники в виде плоских, легко откидывающихся назад пластин были адаптированы для удобства стрельбы из лука, популярного в то время.
  • Шлемы этого периода, как хоси-кабуто, имели массивную конструкцию с металлическими элементами для защиты шеи и головы.
  • Доспехи были более практичными, сохраняя при этом традиционную ламеллярную структуру, подошли для смешанной тактики — конной и пешей.

Маски в самурайских доспехах, называемые "мэнгу" (или мэн ёрои).

Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]

Одним из элементов облачения самурая были лицевые маски мэнгу.

Маски как часть доспехов появились в VIII веке, но популярны стали только в середине XV века. Первые маски скрывали только подбородок и щеки. Горло прикрывали мягкой нашивкой.

Позднее мэнгу стали обязательны. Их делали из металла или кожи, нередко материалы комбинировали. Готовую маску покрывали лаком. Мэнгу крепились к шлему крючками и шнурами.

  1. Защитная функция: Маска закрывала часть лица, особенно подбородок и нижнюю челюсть, иногда почти всё лицо, оставляя отверстия для глаз и дыхания. Она защищала воина от стрел, ударов мечей и осколков в бою. Маска была изготовлена из металла и укреплялась шнуровкой, соединяясь с шлемом кабуто и защищая также шею с помощью специального ожерелья (нодова).
  2. Психологический эффект: Маски зачастую имели устрашающие формы — изображали лица демонов, животных или божеств, что создавало устрашающий образ на поле боя. Это должно было запугать противника и повысить моральный дух своего воина.
  3. Символическая и социальная роль: Маска и шлем были знаком статуса и принадлежности к определённому клану или военной группе. Украшения на шлемах и масках, такие как рога, перья павлина, гребни, имели символическое значение и подчеркивали индивидуальность и престиж самурая.

Маска мэнгу была не только важным элементом физической защиты, но и мощным символом воинской чести и устрашающего имиджа на поле боя.

Какие конкретные элементы мэнгу делали их особенно грозными:

Пышные седые усы и брови, которые придавали лицу маски выразительность и устрашающий облик.
Пышные седые усы и брови, которые придавали лицу маски выразительность и устрашающий облик.
Торчащие зубы и клыки, часто большие и острые, имитировали звериные или демонические черты.
Торчащие зубы и клыки, часто большие и острые, имитировали звериные или демонические черты.
Клювы демонов-тэнгу — длинные изогнутые носы, которые ассоциировались с духами и устрашали врагов
Клювы демонов-тэнгу — длинные изогнутые носы, которые ассоциировались с духами и устрашали врагов
Морщины, ярко выраженные черты лица и иногда гладкая или старческая кожа (в зависимости от типа маски), создавали агрессивный или пугающий образ.
Морщины, ярко выраженные черты лица и иногда гладкая или старческая кожа (в зависимости от типа маски), создавали агрессивный или пугающий образ.
Уникальные элементы театрального стиля имитировали образы из японского театра Но или традиционных мифов, усиливая эффект устрашения
Уникальные элементы театрального стиля имитировали образы из японского театра Но или традиционных мифов, усиливая эффект устрашения
Лакированное покрытие делало маску блестящей и цветастой, привлекая внимание и подчёркивая устрашающие детали
Лакированное покрытие делало маску блестящей и цветастой, привлекая внимание и подчёркивая устрашающие детали

Почему у самураев не было щитов?

В исторических японских рисунках куда проще встретить самурая с луком, чем мечом
В исторических японских рисунках куда проще встретить самурая с луком, чем мечом

Ответ на данный вопрос довольно комплексный, но в целом очень простой. У японских «рыцарей» использовать щит не было ни возможности, ни даже необходимости. Да и «рыцари» ли они? Если европейский рыцарь это тяжёлая ударная кавалерия, то японский самурай это «средняя» кавалерия ... прежде всего стрелков!

Опа, неожиданно, да? Это они в фильмах и играх рассекают на конях и рубят отлетающие кувырками головы катаной (которая по факту была вообще гражданским оружием). В реальной жизни они настолько были лучниками, что даже их кодекс «Бусидо» («Путь воина») происходит от более раннего кодекса под названием «Путь лука и наездника».

Посади таких на коней и для щита места не останется
Посади таких на коней и для щита места не останется

Хотя самураи были универсальными воинами, искусно владевшими различными видами оружия, в том числе мечами, их военная доктрина и образ жизни имели больше общего с азиатскими воинами, нежели с европейскими рыцарями. Это сходство проявлялось не только в боевых техниках и вооружении, но и в строгом распорядке дня, которому они следовали как в мирное время, так и в период подготовки к сражениям.

Однако главной их специализацией была конная стрельба из лука. Лишь в редких случаях самураи вступали в рукопашный бой, и только в более поздние исторические периоды это стало распространённым явлением. Когда же дело доходило до ближнего боя, они предпочитали использовать длинные копья, длина которых превышала два метра.

Почему всё было так, а не как в кино?

Япония имеет очень сложную топографию — это практически сплошные горы и леса. Использовать мобильность в таких условиях можно и нужно, но крайне сложно. Провести стремительную и неожиданную атаку очень сложно, но ещё сложнее в нужный момент отступить. Так что, всадники находясь в крайне непростых условиях стремились держать дистанцию и оставлять пути отхода. Воюя с луком в руках использовать щит как-то не комильфо.

К тому же, у них не было многовековой истории использования щитов гоплитами и легионерами — их военное искусство развивалось самобытно и в изоляции, по этому различия очень существенны.

Самурай-всадник с луком. Да, опять с луком.
Самурай-всадник с луком. Да, опять с луком.

Подводя итог, можно сказать, что идея о самураях со щитами столь же нелогична, как и представление о русской поместной коннице, вооружённой щитами. Подобно японским воинам, русские конные стрелки делали ставку на дистанционный бой и не стремились вступать в рукопашную схватку. Их экипировка включала лишь лёгкие защитные элементы от стрел, а щиты были совершенно неуместны.

В этом не было никакой практической необходимости, поскольку доспехи самураев обеспечивали достаточную защиту и позволяли успешно противостоять противнику в бою. Дополнительной защиты в виде щита просто не требовалось — она лишь бы стесняла движения и делала воина менее мобильным.

Интересно что не смотря на не-использование самураями щитов поздние самурайские доспехи (с учётом изоляции Японии сделали они это самостоятельно, а то сейчас опять набегут теоретики и начнут писать про заимствование) пошли схожим с европейскими путём. «Щиты» стали встраиваться в доспех в качестве дополнительной массивной детали, надеваемой поверх основного доспеха.

Рыцарский турнир берет свое начало в военной тактике тяжелой кавалерии высокого средневековья
Рыцарский турнир берет свое начало в военной тактике тяжелой кавалерии высокого средневековья

В Европе при этом такое изобретение носило преимущественно турнирный характер для конной сшибки. Самураи одевали такие штуки как раз для сражений — «щиты» надевались так чтобы закрывать самурая по бокам и размещались на плечах и предплечьях. То что на аутентичных изображениях самураев выглядит как плащ свисающий с плеча — это как раз не плащ, а такой «щит».

В поздние периоды самурайские доспехи включали «щиты» в качестве дополнительной детали, которая надевалась поверх основного доспеха.
В поздние периоды самурайские доспехи включали «щиты» в качестве дополнительной детали, которая надевалась поверх основного доспеха.

Самурайские доспехи – это не просто защитное снаряжение, а отражение японской культуры, боевой тактики и высокого мастерства кузнецов. С самых ранних пластинчатых кирас эпохи Хэйан до современных для своего времени доспехов тосэй-гусоку в период Адзути-Момояма эволюция доспехов шла в ногу с изменениями в вооружении, тактике и социальной структуре Японии.

Каждый элемент доспехов — от хитроумной шнуровки и лаковой защиты до устрашающих мэнгу.

Процесс одевания требовал внимания и навыков: начиная с кирасы, дальше крепились наплечники, рукавицы, набедренники, ножные защиты, шлемы с масками, — всё это становилось единым цельным комплексом, позволяющим самураю максимально эффективно действовать в бою.

Так, самурайские доспехи — это гармония техники, искусства и духа воина, ставшая символом эпохи и культуры Японии.

127
17
14
6
2
2
1
91 комментарий