Как одевались настоящие самураи. [ЛОНГ]
Самурайские доспехи —общее название различных доспехов, использовавшихся в Японии в разные периоды и отличавшихся разной конструкцией.
Броня самураев была не просто крута, она была устроена по «гибридному принципу» и сочетала одновременно жёсткость с амортизацией. Это в Европе доспехи были «простыми» — выковал стальную пластину нужной формы и готово.
Делалась броня из металлических пластин, покрытых лаком (для защиты от ржавчины) и с наклеенной на них кожей. В классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами кумихимо).
Готовая конструкция получалась и твёрдой, и мягкой. Это опять таки не латы, но японские доспехи по принципу работы были чем-то сродни «многослойной» и даже намного лучше неё. Стрелы в таких доспехах просто застревали. Да в ближнем бою, если не повезёт в нём увязнуть, они были очень надёжны. При этом такой доспех имел крайне важное достоинство для лучника-всадника — будучи множеством пластин связанных шнуром, такой доспех был очень удобен и не сковывал движения
К доспехам самураи относились очень бережно: их хранили на почетном месте , а надевали непосредственно перед сражениями. Перед сражениям облаченный воин мылся и умащивал себя благовониями, чтобы приятно пахнуть в случае гибели.
Кара-бицу — специальный ящик (сундук) для хранения доспехов самураев. Название означает «китайский ящик», так как родиной таких ящиков был Китай.
Использование
В ящике хранили детали доспехов: шлем, подшлемную маску, кирасу с пристёгнутыми оплечьями и латными рукавами, налядвенник, поножи. Каждая деталь помещалась в специальную сумку, сшитую из мягкой ткани, причём на каждой сумке надписывали, какие туда следовало положить части.
Японские боевые доспехи были намного легче рыцарских лат и панцирей (весила всего 12 кг), давала большую свободу движения и маневрирования в бою, облачившись в нее, самурай мог свободно бегать и плавать, благодаря подвижности пластин тело было хорошо прикрыто – пластины плотно прилегали к телу, перекрывали края друг друга.
Как одевали доспехи самураев
Доспех имел множество отверстий, что было необходимо в теплом и влажном климате японского архипелага для вентиляции и охлаждения тела бойца. Амуницию одевали в определенной последовательности:
👺 Сперва самурай облачался в нижнее платье, потом одевал перчатки и шапочку, напульсники, верхнее платье и пластины для ног;
👺 Затем обувался, и наконец, закреплял броню на теле и прикрытие шеи.
👺 Непосредственно перед сражением надевался шлем. Благодаря гибкой шнуровке доспехи подстраивались под телосложение, и даже была возможность надеть одну броню поверх другой.
История самурайских доспехов
Самурайские доспехи в течение времени модернизировались и отрабатывались, благодаря чему самураи могли выстоять против холодного или огнестрельного оружия. Первое одеяние в самурайскую эпоху было о-ёрой. Предмет гардероба отличался плотным плетением, за счет чего воители отличались полным отсутствием гибкости. Примечательно, что позволить себе костюм могли представители высшей знати, так как о-ёрой стоил дорого.
Самым престижным вариантом были не новые пластины, сделанные мастером под заказ, а древние фамильные, оставшиеся от дальнего родственника и побывавшие в сражении. Такое одеяние в хорошем состоянии стоило баснословных денег. Отличительная черта – массивные наплечники. Как правило, надевали элементы конные лучники. При поднятии рук для совершения выстрела наплечники съезжали за спину человека, а когда воин отпускал руки обратно, они возвращались на законное место и защищали руки от повреждений.
Самурайские доспехи в разное время одевались и комплектовались по-разному в зависимости от эпохи и типа доспехов.
🏯Доспехи древней эпохи (до IX века) в Японии имели следующий облик:
До IX века в Японии использовались доспехи разных типов, которые имели характерный облик. Среди них — танко, хотокэ-до и утидаси-до
Танко
Древнейший японский железный доспех. Из-за конструктивных особенностей танко был предназначен исключительно для пешего боя — сесть в нём на лошадь было невозможно.
- Основные элементы:
- Кирасу составляли отдельные железные полосы или пластины, склёпанные в форму, похожую на кожаный корсет. Этот доспех назывался танко — короткий доспех с открытым верхом, удерживавшийся на теле за счет сужения на поясе.
- Кираса была дополнена латным ожерельем (горжетом), гибкими ламинарными наплечниками до локтей и длинной колоколообразной ламинарной юбкой.
- Были трубчатые наручи с полурукавицами, частично прикрывающими кисти рук, оставляя открытыми пальцы.
- Шлем имел полусферическую форму с ламинарным назатыльником, напоминавшим полукруг, и выступающим вперед небольшим гребнем.
- Технология и материалы:
- Пластины делались из железа и покрывались лаком для защиты от ржавчины.
- Пластины соединялись между собой шелковыми шнурами (кумихимо), которые создавали прочное, но гибкое соединение.
- Иногда доспехи украшались кожей и лаком, также применялись выделанные шкурки.
- Визуальные отличия:
- Доспехи того времени ещё имели значительное влияние с континента (Китай, Корея) и выглядели более функционально и просто по сравнению с классическими самурайскими доспехами.
- Форма шлема и доспехов была более простой и «коробчатой», без сложной декорации и множества шнурков.
Хотокэ-до
Доспех с цельной на вид кирасой. Кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы
Утидаси-до
Разновидность хотокэ-до, получившая распространение после окончания междоусобных войн Сэнгоку. Отличается от обычных гладких хотокэ-до обильными украшениями из чеканки и гравировки.
Особенности утидаси-до:
Обильные украшения из чеканки и гравировки. Во время войн Сэнгоку подобные украшения считались слишком опасными для владельца, так как за них могло зацепиться остриё оружия.
Грудная пластина скреплена с боковыми не парой шнуров, а шнуром и шарнирами. К утидаси-до относят кирасы анатомического типа, которые имели сложную форму, похожую на человеческий торс.
🏯В эпоху Хэйан (794-1185) сформировался классический образ самурайских доспехов.
Особенности доспехов эпохи Хэйан
- О-ёрой ("большой доспех") — тяжеловооружённый комплект доспехов для конных самураев. Он состоял из множества мелких железных и кожаных пластинок, соединённых между собой шелковыми шнурами. Кираса имела сложную конструкцию с защитой груди, спины, боков, а также крупные наплечники (содэ), набедренники (кусадзури) и шлем (кабуто) с мощным защитным покрытием. Наплечники создавали узнаваемый вид, их форма была уникальна и не имела аналогов в Европе или Азии. Эти доспехи были практически тяжелыми, но обеспечивали хорошую защиту конному воину.
- До-мару — более лёгкий и удобный для пеших воинов тип доспеха, открывающийся с правого бока. Он имел больше гибких пластинок и тканей, лучше подходил для манёвренности в пешем бою, был дешевле по стоимости, поэтому его носили самураи низшего сословия.
- В доспехах использовалась сложная шнуровка (одоши) из шелка, которая не только соединяла части, но и украшала доспех. Пластины покрывались лаком для защиты от влаги.
- Шлемы кабуто состояли из нескольких железных пластин, крепящихся на голове, с назатыльником и боковыми защитами. Очень крупные заклёпки получили название «больших звёзд», и украшали шлемы.
В период Хэйан формировался облик классических японских самурайских доспехов, сочетающих в себе практичность и декоративность, а также учитывавших особенности конной и пешей борьбы.
🏯В период Камакура (XII-XIV века) и Намбокутё (XIV век) самурайские доспехи сохранили классическую форму, при этом стали более практичными и усовершенствованными.
Особенности доспехов Камакура и Намбокутё
- Доспехи этого периода называются санэ-ёрой или кодзан-до и включали базовые элементы: кирасу (накакагава), большие плоские наплечники (о-содэ), защитную юбку (кусадзури), шлем (кабуто), набедренники, наручи и поножи.
- Кираса состояла из ряда пластин, собранных в три уровня, прикрывающих грудь, спину и боковины. Наплечники были плоскими и могли откидываться назад для удобства — это связано с распространением стрельбы из лука, когда нужны были свобода движения рук.
- Шлемы конца Хэйан — начала Камакура имели форму хоси-кабуто с характерными металлическими элементами и защитой шеи.
- Доспехи стали более адаптированы для работы с луком и мечом одновременно.
- Технология изготовления включала использование кумихимо (шелковых шнуров), лаковых покрытий для защиты металла и сложную систему крепления элементов для удобства использования.
В этот период происходило совершенствование классических доспехов с упором на гибкость и удобство в бою, что обеспечивало самураям широкие возможности в боях как конных, так и пеших.Период Камакура (1185-1333) и Намбокутё (1333-1392) характеризуется незначительными изменениями классических самурайских доспехов. Основные черты:
- Доспехи этого периода назывались санэ-ёрой или кодзан-до и включали кирасу с тремя основными уровнями пластин, наплечники (о-содэ), защитную юбку (кусадзури), шлем (кабуто), наручи, набедренники и поножи.
- Наплечники в виде плоских, легко откидывающихся назад пластин были адаптированы для удобства стрельбы из лука, популярного в то время.
- Шлемы этого периода, как хоси-кабуто, имели массивную конструкцию с металлическими элементами для защиты шеи и головы.
- Доспехи были более практичными, сохраняя при этом традиционную ламеллярную структуру, подошли для смешанной тактики — конной и пешей.
Маски в самурайских доспехах, называемые "мэнгу" (или мэн ёрои).
Одним из элементов облачения самурая были лицевые маски мэнгу.
Маски как часть доспехов появились в VIII веке, но популярны стали только в середине XV века. Первые маски скрывали только подбородок и щеки. Горло прикрывали мягкой нашивкой.
Позднее мэнгу стали обязательны. Их делали из металла или кожи, нередко материалы комбинировали. Готовую маску покрывали лаком. Мэнгу крепились к шлему крючками и шнурами.
- Защитная функция: Маска закрывала часть лица, особенно подбородок и нижнюю челюсть, иногда почти всё лицо, оставляя отверстия для глаз и дыхания. Она защищала воина от стрел, ударов мечей и осколков в бою. Маска была изготовлена из металла и укреплялась шнуровкой, соединяясь с шлемом кабуто и защищая также шею с помощью специального ожерелья (нодова).
- Психологический эффект: Маски зачастую имели устрашающие формы — изображали лица демонов, животных или божеств, что создавало устрашающий образ на поле боя. Это должно было запугать противника и повысить моральный дух своего воина.
- Символическая и социальная роль: Маска и шлем были знаком статуса и принадлежности к определённому клану или военной группе. Украшения на шлемах и масках, такие как рога, перья павлина, гребни, имели символическое значение и подчеркивали индивидуальность и престиж самурая.
Маска мэнгу была не только важным элементом физической защиты, но и мощным символом воинской чести и устрашающего имиджа на поле боя.
Какие конкретные элементы мэнгу делали их особенно грозными:
Почему у самураев не было щитов?
Ответ на данный вопрос довольно комплексный, но в целом очень простой. У японских «рыцарей» использовать щит не было ни возможности, ни даже необходимости. Да и «рыцари» ли они? Если европейский рыцарь это тяжёлая ударная кавалерия, то японский самурай это «средняя» кавалерия ... прежде всего стрелков!
Опа, неожиданно, да? Это они в фильмах и играх рассекают на конях и рубят отлетающие кувырками головы катаной (которая по факту была вообще гражданским оружием). В реальной жизни они настолько были лучниками, что даже их кодекс «Бусидо» («Путь воина») происходит от более раннего кодекса под названием «Путь лука и наездника».
Хотя самураи были универсальными воинами, искусно владевшими различными видами оружия, в том числе мечами, их военная доктрина и образ жизни имели больше общего с азиатскими воинами, нежели с европейскими рыцарями. Это сходство проявлялось не только в боевых техниках и вооружении, но и в строгом распорядке дня, которому они следовали как в мирное время, так и в период подготовки к сражениям.
Однако главной их специализацией была конная стрельба из лука. Лишь в редких случаях самураи вступали в рукопашный бой, и только в более поздние исторические периоды это стало распространённым явлением. Когда же дело доходило до ближнего боя, они предпочитали использовать длинные копья, длина которых превышала два метра.
Почему всё было так, а не как в кино?
Япония имеет очень сложную топографию — это практически сплошные горы и леса. Использовать мобильность в таких условиях можно и нужно, но крайне сложно. Провести стремительную и неожиданную атаку очень сложно, но ещё сложнее в нужный момент отступить. Так что, всадники находясь в крайне непростых условиях стремились держать дистанцию и оставлять пути отхода. Воюя с луком в руках использовать щит как-то не комильфо.
К тому же, у них не было многовековой истории использования щитов гоплитами и легионерами — их военное искусство развивалось самобытно и в изоляции, по этому различия очень существенны.
Подводя итог, можно сказать, что идея о самураях со щитами столь же нелогична, как и представление о русской поместной коннице, вооружённой щитами. Подобно японским воинам, русские конные стрелки делали ставку на дистанционный бой и не стремились вступать в рукопашную схватку. Их экипировка включала лишь лёгкие защитные элементы от стрел, а щиты были совершенно неуместны.
В этом не было никакой практической необходимости, поскольку доспехи самураев обеспечивали достаточную защиту и позволяли успешно противостоять противнику в бою. Дополнительной защиты в виде щита просто не требовалось — она лишь бы стесняла движения и делала воина менее мобильным.
Интересно что не смотря на не-использование самураями щитов поздние самурайские доспехи (с учётом изоляции Японии сделали они это самостоятельно, а то сейчас опять набегут теоретики и начнут писать про заимствование) пошли схожим с европейскими путём. «Щиты» стали встраиваться в доспех в качестве дополнительной массивной детали, надеваемой поверх основного доспеха.
В Европе при этом такое изобретение носило преимущественно турнирный характер для конной сшибки. Самураи одевали такие штуки как раз для сражений — «щиты» надевались так чтобы закрывать самурая по бокам и размещались на плечах и предплечьях. То что на аутентичных изображениях самураев выглядит как плащ свисающий с плеча — это как раз не плащ, а такой «щит».
Самурайские доспехи – это не просто защитное снаряжение, а отражение японской культуры, боевой тактики и высокого мастерства кузнецов. С самых ранних пластинчатых кирас эпохи Хэйан до современных для своего времени доспехов тосэй-гусоку в период Адзути-Момояма эволюция доспехов шла в ногу с изменениями в вооружении, тактике и социальной структуре Японии.
Каждый элемент доспехов — от хитроумной шнуровки и лаковой защиты до устрашающих мэнгу.
Процесс одевания требовал внимания и навыков: начиная с кирасы, дальше крепились наплечники, рукавицы, набедренники, ножные защиты, шлемы с масками, — всё это становилось единым цельным комплексом, позволяющим самураю максимально эффективно действовать в бою.
Так, самурайские доспехи — это гармония техники, искусства и духа воина, ставшая символом эпохи и культуры Японии.