С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Плавниковый стиль, также известный как аэростиль или детройтское барокко - течение в автомобильном дизайне, расцвет которого пришёлся на 50-е годы. Поначалу оно было характерно для американских производителей (отсюда Город моторов в названии), однако затем распространилось и на другие части света.


Главным элементом стиля служили хвостовые «плавники» - парный декоративный элемент на задней части автомобиля. Такие плавники присутствовали в автопроме ещё в довоенные годы, выполняяя сугубо функциональную роль: повышение курсовой устойчивости и уменьшение действия бокового ветра.

Tatra 77 (1934 - 1938, Чехословакия)
Tatra 77 (1934 - 1938, Чехословакия)

Но детройтское барокко было ориентировано в первую очередь не на практичность и безопасность, а на эстетику. Американская экономика в то время росла с каждым годом, граждане хотели ездить на всё более помпезных машинах, упиваясь благополучием после многих лет тяжелейшего кризиса. Повышение уровня жизни неразрывно связано с техническим прогрессом, и одним из главных символов эпохи стало покорение человеком неба. Реактивные самолеты, а затем и ракеты получили небывалое общественное внимание, и автомобильная индустрия на это среагировала.

Bell X-1 - самолет ВВС США, первым в мире преодолевший звуковой барьер (1947 г.)
Bell X-1 - самолет ВВС США, первым в мире преодолевший звуковой барьер (1947 г.)

Родоначальником аэростиля принято считать дизайнера корпорации General Motors Харли Эрла, творца «Кадиллаков» конца 40-х, у которых небольшие плавнички имели вид обтекаемых наплывов по бокам от крышки багажника. В рекламных материалах они именовались aircraft-inspired «rudder-type» fenders — «задние крылья в форме самолётных стабилизаторов», то есть подавались именно как отсылка к авиации. Впоследствии сам Эрл уточнил, что вдохновением для него послужил американский истребитель P-38 Lighting.

Cadillac Series 61 (1948–1951)
Cadillac Series 61 (1948–1951)

Как можно заметить, плавнички на тех Кадиллаках имели весьма скромный вид. Тем не менее, дизайнерская находка оказалась очень удачной в коммерческом плане. В ещё более явном виде она получила развитие в концепт-каре General Motors Le Sabre 1951 года, который содержал в своём облике многие элементы нарождающегося стиля и был «разобран на цитаты» почти всеми американскими автокомпаниями. Автором Le Sabre был тот же Харли Эрл.

General Motors Le Sabre (1951)
General Motors Le Sabre (1951)

В погоне за покупателем каждый пытался выдумать свои оригинальные решения. Во второй половине 50-х «аэромания» захватила американскую индустрию, порой принимая гротескные, но завораживающие формы. Ниже - подборка самых интересных (на мой взгляд) автомобилей, выполненных в этом стиле.

Chevrolet Bel Air 2 Gen (1955–1957)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Plymouth Belvedere Fury (1957-1959)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Dodge Coronet Lancer (1957 - 1959)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Mercury Park Lane 1 gen (1958 - 1960)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Buick Electra 1 gen (1959 - 1960)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Cadillac Eldorado 4 gen (1959 - 1960)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Chevrolet Impala 2 gen (1959 - 1960)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Pontiac Bonneville 2 gen (1959 - 1960)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Ford Starliner (1960 - 1961)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Chrysler 300F (1960 - 1961)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Плавниковый стиль за пределами США обычно выглядел куда скромнее, что было связано не только с технологическими возможностями европейских и японских производителей, но с традиционно меньшими размерами машин - гигантские плавники и обильная хромировка выглядели бы на них неуместно. Вот несколько интересных примеров из разных стран:

Lancia Flaminia Berlina (1957 - 1970, Италия)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Daimler SP250 (1959 - 1964, Великобритания)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Opel Kapitan Р2 (1959 - 1963, ФРГ)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

ГАЗ-13 «Чайка» (1959 - 1981, СССР)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

DAF 600 (1959 - 1963, Нидерланды)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Peugeot 404 (1960 - 1991, Франция)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

Volvo P1800 (1963 - 1971, Швеция)

С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)
С небес - на землю: классические американские автомобили в стиле «детройтское барокко» (+ их зарубежные подражатели)

————————————————————————

Хотя американские плавниковые монстры и не вписываются в современные стандарты ни огромными габаритами, ни прожорливыми моторами, ни архаичной рамной конструкцией, жаль, что их сегодня не увидишь на дорогах. Пусть начинались они как маркетинговая уловка, но во многих из них было нечто от настоящего произведения искусства - этого очень не хватает надёжным, удобным, безопасным, но в массе своей безликим современным автомобилям. Остаётся надеяться, что на нашем веку всё-таки появится тенденция в дизайне, от которой обыватели будут балдеть спустя много десятилетий. Или уже появилась, просто мы не замечаем ?..

5151
22
11
11
11
36 комментариев

Тоже всегда нравились машины тех годов. Особенно на фоне современных одинаковых клонов. Вольво из подборки прям в сердечко попала, красавица

7

Да, Вольво (вопреки стереотипам - дескать, «пенсионерский бренд») регулярно выдавала шедевры дизайна

2

Понимаю, что большая часть этих машин тяжелые, плохо управляемые, жрут много бензина из-за своих движков, но какие же они красивые и притягательные. Сделанный руками салон и вот это всё, очень приятно и внутри и снаружи.
Я как недавно посмотрел чтобы вспомнить как выглядели Кадилаки, такие конечно топ тачки, уже в те года имели в салоне столько штук и примочек, что сейчас отсутствует в современных машинах даже полной комплектации.

4

Ожидал увидеть 408-й

3

Да, 408 действительно яркий представитель этого тренда. Но я решил не делать материал чрезмерно длинным и от каждому страны (кроме США) упомянул не более чем по одной машине. А всё-таки «Чайка» в этом плане более интересна, как ни крути.

3

Для американца мелковат, с такого ракурса больше напоминает английские форды)

Опель же с самого начала 20 века принадлежал General Motors (и во время второй мировой, когда он поставлял технику Рейху, да). Не знаю, кто определял дизайн моделей в те года, но в новейшее время (до покупки PSA) Опели часто делили платформу с Шевроле и Бьюиками.

Так что в данном случае не уверен, подражатели или нет)

2