Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Когда, как не в канун Хэллоуина, поговорить о прародителе слэшеров и самом ярком (в буквальном смысле) представителе джалло: фильме «Суспирия» Дарио Ардженто (1977). Им вдохновлялись Эдгар Райт, Квентин Тарантино, Дэвид Линч и Пол Верховен.

В нашем киноклубе сейчас идет цикл обсуждений про цвет в кино. И обойти этот фильм с безумной палитрой мы никак не могли. К тому же уникальность этого фильма в том, что он стал одним из последних, отпечатанных по процессу Техниколор. Что и сделало его цвета такими дикими и насыщенными.

В этой статье про эстетику и особенности фильма, источники его вдохновения, интересные моменты производства. Также я сделала разбор открывающей сцены «Суспирии», которую многие считают культовой.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Синопсис: Юная американка Сюзи приезжает в Германию обучаться мастерству танца в старой римской балетной школе. В ночь приезда ее туда почему-то не пустили, но она видела, как из здания школы выбежала девушка, которая в ту же ночь будет жестоко убита. На утро недоразумение разрешится, Сюзи примут, и она приступит к занятиям. Ее принудят остаться жить в пансионате при школе, на ночь будут поить вином с подмешанным снотворным, но девушка все равно почувствует витающую в воздухе школы мистическую угрозу и захочет выяснить, что ей угрожает…

Как возникла идея фильма

Фильм частично основан на сборнике эссе «Suspiria de Profundis» («Воздыхания из глубины») Томаса де Квинси. Это сборник рассказов, основанных на опиумных видениях Томаса де Квинси. Чувствуете уже вайб, да?

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Идея снять «Суспирию» пришла Ардженто во время путешествия по европейским городам. Его впечатлил «волшебный треугольник» — пограничный стык в точке, где сходятся границы трёх государств: Германии, Франции и Швейцарии, он считал это место особенным.

Дарья Николоди помогала Ардженто в написании сценария, в основу которого легле ее семейная легенда, как бабушка Николоди сбежала из музыкальной школы, в которой преподовательницы были ведьмами.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Главная героиня — почти Белоснежка

В целом, эстетика Суспирии была вдохновлена цветовой схемой диснеевской «Белоснежки и семи гномов» (1937). Также оттуда Ардженто взял сказочный вайб и образ юной невинной героини, окруженной злом.

Лучано Товоли, оператор «Суспирии» (1977) так вспоминал про съемки этого фильма:

Меня глубоко вдохновило интересное лицо Джессики (Харпер, исполнительницы главной роли), его объемы и пропорции, и ее прекрасные выразительные глаза. После того, как я подготовил свет и она появилась на съемочной площадке, она сразу же засияла так ярко, что я каждый раз удивлялся. Как и сам Ардженто.

В других фильмах я отмечал тот факт, что камера любит некоторые лица, но в случае с Джессикой эта связь была действительно феноменальной.

Белоснежка 37-го года, кстати, сама тот еще триллер и хоррор.

Безумная эстетика фильма

Яркие декорации в стиле ар нуво, витражи, текстурированные фоны, геометрические фигуры и цветные поверхности — все это работает на создание сюрреалистической атмосферы фильма.

Странные ракурсы камеры и сумасшедше-яркое освещение усиливают этот эффект.

В цветах и формах, кстати, большое сходство с Отелем Гранд-Будапешт Уэса Андерсона, только какое разное настроение!

Отдельного упоминания заслуживают отсылки к работам Маурица Корнелиса Эшера в интерьерах Суспирии.

Эшер — мастер реалистичных гравюр, в которых достигаются причудливые оптические и концептуальные эффекты. Иллюзии и обман — то что надо! — подумал Ардженто))

Отсылки к Эшеру дополнительно подтверждаются еще и тем, что танцевальная академия в фильме находится на улице Эшерштрассе.

Дикие цвета

«Суспирия» Ардженто известна своей психоделической цветовой палитрой, которая смешивает красный с электрическим зеленым и синим, и добавляет туда черно-белые экспрессионистские узоры. Красивое!

Красный — главный цвет Суспирии. Стены балетной школы, кроваво-красные, как внутри, так и снаружи. Если стены не красные, то есть красная подсветка. Помада и лак для ногтей учениц тоже красные. Как и их кровь! 🌚

Синий — это цвет, который сопровождает в зловещий мир смерти.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Нежно-оранжевый цвет маленького окна в комнате, где до героини вот-вот доберется угрожающий преследователь, это обманчивая иллюзия безопасности.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

А дальше сияющий металлический синий цвет колючей проволоки, которая как плотоядное растение, захватит героиню навсегда. Тут прям еще и отсылка к Белоснежке, которую кусты тоже хватали своими когтистыми лапами.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Я всегда говорил художнику-постановщику и художнику-декоратору: «Больше красного! Больше синего!» Я дал ту же рекомендацию своему очень терпеливому осветителю Альберто, и он, как хороший друг, спросил меня: «Ты уверен?» Потом глядя на мое неизменно счастливое лицо он спросил: «Ты хочешь, чтобы тебя уволили?»

Лучано Товоли

Как Ардженто и Товоли добились такой палитры

Фильм снимался на обычную плёнку Eastman Color Kodak, но с самого начала Ардженто намеревался использовать легендарный процесс печати с переносом красителя Technicolor для создания мира Суспирии.

Поэтому при съемках оператор Лучано Товоли стремился сохранить четкий фокус.

Резкость всегда была еще одним из моих глубоких убеждений, отчасти как форма уважения к специалистам по оптике, которые усердно трудятся каждый день, чтобы улучшить рендеринг линз.

Я не использую или очень редко использую рассеиватели или цветные фильтры. И я вообще никогда не использовал их в Суспирии.

Негатив Eastman 5254 имел прекрасные значения контрастности и цвета, которыми я восхищался, и это было так важно для печати по процессу Technicolor, которую мы должны были сделать с нашего негатива, потому что мы планировали нарушить, испортить нормальный цветовой диапазон изображения.

Для создания ярких оттенков оператор использовал рамы из цветного бархата и папиросной бумаги, установленных перед мощными угольными дуговыми лампами, расположенными близко к актерам.

Во время съемок наши актеры очень часто обоснованно беспокоились, что могут обжечься!

В лаборатории Техниколор в Риме согласились сделать для Суспирии важную модификацию. Они убрали диффузор, который предотвращал любое возможное растекание цветов за пределы физических контуров каждого изображения.

Растекание цвета было именно тем, чего я искал с Ардженто — мы хотели большего контраста, более вибрирующих цветов — поэтому я предложил Карло Лабелле, милейшему человеку и очень талантливому колористу, чтобы мы убрали это небольшое ослабление цветового контраста. Я не готов забыть его дружелюбную улыбку, когда он выслушал мое, по-видимому, абсурдное предложение!

Лучано Товоли

Также при печати лаборанты использовали специальный фильтр, который еще больше выделял красный цвет для усиления его присутствия в фильме.

Саундтрек

Один из важных элементов фильма, работающих на создание его атмосферы — саундтрек группы Goblins. Это было первое использование прог-рока в хорроре.

Интересно, что запись была выполнена до начала съёмок фильма и проигрывалась во время их, немного сводя актеров с ума.

Этот же саундтрек Эдгар Райт слушал без остановки, когда писал с Саймоном Пеггом сценарий Зомби по имени Шон.

На реддите я прочитала, что Гоблинс делали тур по США, когда они играли саундтрек к фильму с одновременным его показом на большом экране. Те, кому удалось попасть, говорили, что это лучший концерт и лучший опыт просмотра фильма в их жизни ever))

Жуткая открывающая сцена, в которой вообще-то ничего не происходит

Открывающая сцена Суспирии до сих пор считается одной из лучших в жанре хоррора.

А ведь в ней героиня просто прилетает в немецкий городок, выходит из аэропорта и ищет такси. Но эта сцена сразу создаёт пугающее и тревожное ощущение.

Давайте посмотрим, как достигается этот эффект.

Уже на титрах мы слышим музыку Goblins и она своими колокольчиками, басами, шепотами и зацикленностью, как у мелодии музыкальной шкатулки, уже погружает нас в гипнотическую готику. Последний бит звука попадает на первый кадр с табло рейсов, ставя тревожный акцент.

(Трансатлантические рейсы прилетают в Европу утром, но Ардженто для атмосферности изменил время прилета на вечернее.)

Табло рейсов оператор «Суспирии» Лучано Товоли подсветил красным, как и всю комнату, откуда выходят прилетевшие пассажиры и главная героиня Сюзи. Этот поток красного, заливающий лица пассажиров, сразу создаёт пугающий эффект странности происходящего.

Почему красный свет, обильный и передержанный, нереальный? Потому что я думал, что ни один кадр фильма не должен обойтись без ведьминского знака

Лучано Товоли
Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Мы видим, как героиня выходит из красной комнаты со встревоженным лицом. Мы и она не понимаем, что происходит, но вместе чувствуем что-то неладное.

Кстати, помните отсылку к диснеевской Белоснежке в образе Сюзи? Скриня кадры для разбора, я увидела ещё одну отсылку к этой сказке: табличка Black Forest (Черный лес) на выходе. Помните же, что охотник, которому злая королева приказала убить Белоснежку, не решился это сделать и вместо этого бросил ее на съедение волкам именно в Черном лесу?

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Дальше красный цвет не пропадает, а поддерживается костюмами людей в потоке пассажиров вокруг героини. При этом она одна среди толпы в белом. Со своими широко распахнутыми глазами и невинно-встревоженным видом. Широкий формат кадра дополнительно подчеркивает ее одиночество.

Дальше в сцене интересный прием с раздвижными дверями аэропорта. Сюзи идет к ним, вокруг обычный интершум, объявления о прибывающих рейсах, разговоры людей. Когда двери открываются перед выходящими людьми (они опять в красном!), интершум стихает и начинает играть все та же музыка Goblins. Двери закрываются, музыка исчезает, возникают обычные звуки.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Мы видим эту сцену с точки зрения героини. И тут же нам показывают ее настороженное лицо с нахмуренными бровями, мы понимаем, что не только зрители, но и она сама тоже слышит эту странную музыку из дверей.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Там, кстати, опять висит предупреждающая табличка Black Forrest. Двери — это граница между миром людей и миром Суспирии. Это разделение еще и усилено бурей снаружи: на улице страшный ветер и дождь.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Перед тем, как Сюзи пройдет сквозь двери, Ардженто фиксирует наше внимание на раздвижном механизме дверей. Это механическое движение и его шипение добавляют сцене странности и угрозы.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Когда Сюзи проходит через двери, порыв ветра резко вздымает ее шарф, я на этом моменте вздрогнула от неожиданности. Еще и его движение выглядит так, как будто шарф хочет обвиться вокруг шеи героини и задушить ее.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

Цвет снаружи продолжает играть свою роль, создавая эффект нереалистичности. Мы видим множество цветовых пятен: сочетания красного и голубого, зеленые огни фонарей, желто-фиолетовый цвет фар.

Суспирия: очень красивое и атмосферное кино для Хэллоуина (много кадров внутри)

В аэропорту было много обычных неоновых огней, и мы не могли полностью их включать и выключать. Мне пришлось пойти на компромисс, поставив цветные желатиновые экраны перед огнями аэропорта только в пределах 50 метров. Однако по эту сторону аэропорт Мюнхена стал аэропортом Суспирии.

Я раскрасил аэропорт до такой степени, что, как мне сказали, при посадке один встревоженный пилот спросил диспетчерскую вышку: «Что происходит? Пожар? Взрыв? Вы даете разные коды... Что это за код? Его нет в наших руководствах...».

«Успокойтесь, это код Suspiria!» — как говорят, ответил диспетчер полетов. Само собой, я нашел эту маленькую историю очень приятной!

Лучано Товоли

Дальше, для нарастания ощущения угрозы весь мир снаружи аэропорта показан недоброжелательным к героине: дождь с ветром и молниями, игнорирующие героиню такси, грубый водитель, замкнутое пространство машины, где заперта Сюзи, странные всполохи яркого цвета.

Интересно, что Ардженто еще использовал в фильме такие приемы, которые вряд ли отследишь на уровне сознания, но возможно, на общую атмосферу жути они тоже работали. Например, когда Сюзи едет в такси, есть криповый момент с камео самого Ардженто. На фото ниже можно увидеть в стекле пугающее отражение лица режиссера 😱

Присмотритесь к обведенной области на фото
Присмотритесь к обведенной области на фото

А в это воскресенье мы обсуждаем в онлайн-киноклубе еще один культовый хоррор — «А теперь не смотри» Николаса Роуга по новелле Дафню дю Морье.

Присоединяйтесь!

3333
11
11
11
39 комментариев

Субстанция, суспирия.. ждем следующий пост про суспензию

6

Ты только родился чтоль?

5

Что касается аудиовизуальной части - Ардженто справляется превосходно. Отличная операторская работа, дизайн, но вот сценарий явно не соответствуют. И это можно сказать про все работы мастера.
У Ардженто рекомендую посмотреть:
Profondo rosso (1975) - это, как по мне, главный его шедевр
Инферно (1980) - тут Ардженто удалось добиться полной ирреальности происходящего, поэтому фильм напоминает, скорее, какой-то кошмарный сон, что идёт кино только на пользу. При этом визуальная часть не отстаёт от Суспирии.
Tenebre (1982) - можно не смотреть, только послушать главную тему
Феномен (1983)
Опера (1987) - с точки зрения операторской работы - это его лучшая вещь, и вообще один из самых красивых фильмов в мире, рекомендую посмотреть ( но сценарий - полная жесть)
Дальше смотреть рекомендуется только для особо хардкорных фанатов режиссёра, потому что визуал начинает деградировать, а сценарии лучше не становятся.

5

Сценарий слабое место, однозначно. Но ради картинки и атмосферы стоит посмотреть. Однозначно))
Кто-то написал "вот если бы можно было отключить диалоги, но оставить саундтрек, это был бы идеальный фильм" 😅
За рекомендации спасибо!

3

А мне Феномен больше нравится (с него кстати слизали Clock Tower)

3

И там молодая Дженнифер Коннели)

4

Комментарий недоступен

2