Актуальность Уличных Боев: Street Fighter 1 в 2024

Эта статья могла быть приурочена к какому-нибудь значимому событию в истории серии Street Fighter, но ближайший юбилей нескоро, а новой части не видно даже на горизонте. Но мне есть, что сказать, так что представьте, будто произошло что-то значимое с знаменитой серией от Capcom. Либо (менее желательно) отложите чтение до более подходящего момента — через 3 года будет 40-летие серии.

И да, почти 40 лет назад вышла первая честь серии Street Fighter, о которой и пойдет речь.

Актуальность Уличных Боев: Street Fighter 1 в 2024

Значимость серии

В 1987 году силами Такаси Нисиямы, Хироси Мацумото и других, непопавших в историю людей, случился видео-игровой «Большой Взрыв», который запустил быстрое расширение файтинг вселенной. На игровых автоматах вышел первый Street Fighter. В свое время игра произвела настоящую революцию в своем жанре и по праву может считаться одним из основоположников виртуального скиллового мордобоя.

Но мы собрались здесь не ради глубокого анализа истории зарождения серии. Цель — узнать, как эта игра чувствует себя сейчас, в 2024 году.

Начнем с того, что играл я в нее в составе сборника от Capcom, который был приурочен к 30-летию серии — Street Fighter 30th Anniversary Collection, который включает в себя все ранние классические части серии вплоть до Street Fighter 3. Так как это официальный порт на Виндовс, игра работала безупречо с технической точки зрения, и даже корректно схватывалась OBS. Так что, если вдруг захотите поиграть в классические Street Fighter — юбилейное издание ваш выбор.

На старте

Запуск Street Fighter сразу представит вам на выбор два режима — arcade и versus. Первый, как можно догадаться, запускает аркадный режим на прохождения кампании, по итогу которой главный герой становится самым сильным бойцом в мире и игра считается пройденной. Второй режим позволяет сразиться со своим другом и решить, кто из вам больший ноулайфер. И да, больше ничего нет.

Начнем с arcade. Выбирая этот пункт, вам сразу предлогается определиться со страной — Япония или США. Знакомые с серией могут предположить, что сейчас вам дают выбор за кого проходить кампанию. Ведь неизменными символами серии являются Рю — японец по происхождению и его американский друг Кен (который, все же, есть в игре). Но не дайте себя обмануть — данный выбор лишь определяет с какой страны начнется мировое покорение боевых искусств и кто будет вашим первым противником. Так как во время прохождения придется встретиться со всеми соперниками, в этом решении мало смысла.

И после выбора начинается «Становление самым сильным в мире» — необходимо будет сразиться и победить определенное количество противников, а в конце схлестнуться с настоящим боссом.

Актуальность Уличных Боев: Street Fighter 1 в 2024

Механика вражин

В Street Fighter все противники ощущаются максимально разнообразно и неповторимо. Среди них: невероятно быстрые мастера китайского бокса, медленные, но сильные боксеры, которые не используют удары ногами, и даже мастер ниндзюцу с сюрикенами и скиллом инвиза. А в роли босса знаменитый Виктор Сагат, который не раз потом повстречается в остальных частях серии. Подробно останавливаться на каждом не будут, это пока не гайд, все-таки.

Могу сказать точно — именно в этой части я в полной мере почувствовал различия между бойцами. Быстрый и ловкий оппонент ощущался маскимально быстрым и ловким, особенно на контрасте с более медлительными врагами. Может это исключительно мое ощущение, но такого уровня различия между персонажами я не видел ни в одном другом файтинге. Возможно это связано с тем, что все противники — не игровые персонажи и их не нужно балансировать для «честной игры» с другими игроками. Но если вы можете назвать файтинг, в котором есть похожее такое сильное различие между бойцами, напишите об этом. Я с радостью это проверю.

Кстати, по поводу балансировки персонажей! Чуть выше я упомянул, что Кен также есть в игре. Но поиграть за него возможно лишь в сражении с живым игроком в мультиплеере. И отличается Кен от Рю... только цветом одежды. Все остальное идентичное, даже спецприемы. Вот вам и баланс — дать двум игрокам идентичные возможности — как в шахматах.

Куда жать-то

Итак, кого побеждать мы выяснили. Но как это делать? Управление в Street Fighter такое, которое сейчас считается «стандартным». Это контроль направления движения (кнопки или же более классический аркадный стик) и шесть кнопок удара — три удара ногой (слабый, средний, сильный) и тоже самое для трех ударов рукой. И все. Мы не берем во внимание кнопки старт и прочее, так как непосредственно в гейплее они не используются.

Такое управление остается неизменным в Street Fighter и по сей день, и не только в Street Fighter, но и во многих других файтингах. И все это благодаря универсальности. Файтинги развивались — появлялись новые механики, будь это ультра супер удар, или же смена персонажа в играх, где ты играл за отряд бойцов. Но все это очень удобно ложилось на эти шесть кнопок. А конкретнее на комбинации, например, одновременное нажатие всех трех клавиш ударов руками или ногами. Или сочетание клавиш слабый удар ногой и средний удар рукой.

Вообще, тема управления в файтингах — это отдельный разговор, который включает в себя нюансы начиная от разновидностей раскладок, до истории развития специализированных контролеров для файтингов. Возможно, об этом будет отдельная статья. Сейчас же я просто объяснил базовые принципы управления для тех, кто с ними не знаком.

Так же главный герой владеет «секретными» спецприемами. Знаменитый хадокен, который, как мне кажется, был вдохновлен приемом каме-каме-ха из Dragon Ball, сёрюкен — рывок вверх с апперкотом и тацумаки-сэнпукяку — ураганный удар ногой. Все эти удары выполняются определенной комбинацией клавиш. И только в этой игре данные приемы ощущаются как тайные техники. Потому что, самый обычный хадокен при попадании сносит врагу почти ТРЕТЬ всего здоровья. Это невероятно много! А тот же тацумаки-сэнпукяку наносит урон при каждом развороте, так что при должной сноровке, раунд можно выиграть одним удачным приемом. Хотя абузить эти механики у меня лично так и не получилось.

Не баг, а фича

А все дело в особенностях управления и геймплея. Первый Street Fighter играется сейчас довольно медлено и деревянно. Взять те же спец приемы — я так и не смог поймать ритм, как же все таки их делать. Как итог — выполняя заветную комбинацию клавиш, хадокен не вылетал из рук, а Рю не подпрыгивал с апперкотом. Помогал только бесконечный спам этой комбинации. И где-то один раз из семи игра все таки корректно засчитывала ввод и выпускала заветный шар энергии во врага. Я бы мог предположить, что это у меня руки кривые, только если бы не особенности игры, и не тот факт, что в других играх серии у меня такие проблемы не встречались.

Многие, кто играет в файтинги раз в год в кальянной с друзьями, или в гостях у кого-нибудь на тусовке, играют в них так называемым баттонмэшингом. То есть, хаотичным и беспорядочным нажатием на все кнопки подряд, в надежде хотя бы одним ударом попасть по врагу. Порой такой стиль оправдан — вы просто хотите провести вечер с друзьями, не вникая в особенности игры в файтинги или же просто побыстрее пройти кампанию за какого-нибудь персонажа, выставив легкую сложность.

И тут всплывает главная особенность первого Street Fighter — таким способом вы не только не пройдете ее — вы даже первый раунд не сможете выиграть. Это связано с тем, о чем я говорил выше — игра медленная и деревянная в управлении. А это значит, что пока вы в панике нажимаете десять раз на кнопку удара за две секунды, игрой же считается только один удар. Который даже не попадет по врагу. И в тот момент, когда вы промахнетесь, противник уже уложит вас на лопатки.

Актуальность Уличных Боев: Street Fighter 1 в 2024

Первый Street Fighter учит тому, что отличает обычного подпиваса, который играет с друзьями раз год, от профессионалов мирового уровня. Именно эта игра наглядно показывает и дает осознать одну простую истину, которая позволит вам играть в файтинги более уверенно и профессионально. Игра учит прожимать определенные удары в определенное время.Если противник сейчас в воздухе и летит, нацелившись ногой тебе в голову, зачем бить нижний удар или даже прямой в корпус? Если противник стоит в верхнем блоке, не лучше ли ударить его по ногам в этот момент? И так далее до бесконечности.

Игра дает время немного подумать и отреагировать на действия врага, чтобы применить удар или прием, который актуален в данной ситуации и в данное время. Да, это сложно, требует много практики и какой-никакой реакции. Но это именно то, что необходимо для осознанной игры в файтинги. И в целом серия Street Fighter, устроена так, что вдумчивая игра в нее, поможет вам научиться сражаться лучше и профессиональнее. Не жать все подряд, а использовать знания и опыт для победы над противником.

Что мне с этим делать?

И если вы спросите, стоит ли сейчас играть в Street Fighter, чтобы научиться играть в файтинги, я отвечу — да! Но есть нюанс: первый Street Fighter в этом контексте годиться только для того, чтобы понять и прочувствовать эту философию. Философию поиска уникального подхода к врагу, реакции на действия оппонента. Только для этого. Если вы прочувствовали это в первой же битве и поняли суть, то дальше можно не играть. Так как сейчас первая часть серии подходит лишь для того, чтобы сломать этот барьер в сознании и понять, как же правильно играть в файтинги. А вот уже учиться в них играть надо на других играх, о которых я расскажу в следующих статьях.

88
11
3 комментария

Хороший длиннопост.
Достаточно интересно взглянуть на истоки жанра, с учетом того как файтинги выглядят сейчас - разница впечатляющая, особенно если не играл в прародителей жанра.

2

Я не совсем понял про то что персонажи отличаются между собой, почему-то мне казалось, что данная тенденция есть во всех файтингов (лол я же тока в 3 файтинга играл хд)
Просто в том же SF 6 бойцы ведь так же делятся на агрессивных прессеров, средних чаров которые по чуть чуть хороши во всем без ярко выраженных недостатков и достоинств, и мощные граплеры, которые не быстрые не ловкие, но очень мощные в своих бросках

1
Автор

Это очень тяжело описать, но разница ощутимая между SF1 и SF6. То есть да, персонажи в последних частях отличаются друг от друга, но в SF1 это отличие заметно очень четко. Тут поймешь, если только сам поиграешь