«Медленные лошади»: лучший сегодня представитель шпионского жанра?

Местами неровный, но в целом отличный образец британского подхода к детективным сериалам. А еще тут Гэри Олдмен всех унижает.

«Медленные лошади»: лучший сегодня представитель шпионского жанра?

Я не очень большой фанат жанра, так что о каких-то фильмах и сериалах даже не знаю. Но благодаря регулярным раздачам подписок на Apple TV+ мне попался на глаза первый сезон «Медленных лошадей». Он был отсмотрен за один день, и это оказалось просто бомба. За два года вышло уже четыре сезона, и можно сказать, что все они остались верны изначальной концепции.

О чем это

«Медленные лошади»: лучший сегодня представитель шпионского жанра?

Первый и последующие сезоны основаны на романах Мика Геррона, которого считают продолжателем традиций реалистичного британского подхода к шпионскому жанру, который ассоциируется с романами Джона ле Карре («Шпион, выйди вон!» и многие другие).

Судя по первым главам первого романа Геррона «Медленные лошади», всё снято предельно близко к исходному тексту. В центре сюжета находится отдел британской контрразведки МИ-5 «Слау Хаус», куда ссылают всех тунеядцев, алкоголиков, дураков и просто проштрафившихся агентов.

По разным причинам их решили не увольнять, а сами они еще не потеряли надежду вернуться обратно. Сидя в своем болоте они перебирают мало кому нужные бумажки или занимаются оперативной работой на подхвате у старших коллег. И все это под руководством вышедшего в тираж, но еще не совсем забытого под горой пустых бутылок ветерана Холодной войны Джексона Лэма.

Лэм в исполнении Гэри Олдмана обладает внешностью опытного алкоголика, огромным самомнением, мерзким характером, огромным опытом и связями. Номинально главным героем является молодой агент Ривер Картрайт, но всё внимание на себя перетягивает, конечно же, Лэм.

В начале рабочего дня в «Слау хаус»...

На протяжении всех сезонов его взаимоотношения с подчиненными строятся по одному шаблону. Лэм относится к подчиненным как к идиотам. Он с нескрываемым чувством собственного превосходства раздает идиотские или явно унизительные поручения и наблюдает, что из этого выйдет, пока на горизонте не обнаруживается очередной кризис, требующий его вмешательства. Причем зачастую источником проблем становятся подчиненные Лэма.

...рабочее совещание в конце того же дня

Сразу скажу, что сериал я в любом случае рекомендую к просмотру, так что постараюсь избежать критических спойлеров и подробного пересказа событий каждого сезона. Обойдемся общими впечатлениями и деталями, на которые стоит обратить внимание при просмотре.

Эта песня также идеально подходит сериалу, как Push it to the Limit к «Лицу со шрамом»

Медленные лошади

Не считая экспозиции, основная история начинается с похищения неонацистами пакистанца, чтобы казнить его в прямом эфире и поднять свой авторитет. Вот только это оказывается классической операцией под ложным флагом, организованной самой МИ-5. Изначально предполагалось маленькая победоносная спецоперация против врагов демократии, но что-то пошло не так.

Экзистенциальный враг в лице СССР повержен, а денег все еще хочется. Значит, если достойных противников нет, то их можно и придумать. Лейтмотивом проходит мысль, что подобных террористов могут плодить в недрах самих спецслужб ее функционеры для достижения своих узкокорыстных целей.

Контрразведчик за работой
Контрразведчик за работой

Происходящее настолько лишено шпионского лоска, насколько это возможно. Даже когда начинаются шпионские интриги, то они выглядят либо как криминальные разборки между бандами, либо как банальная бытовуха. Вся история первого сезона в своем жанре до неприличия локальна, а смертельную опасность для главных героев представляют прежде всего их старшие коллеги, которым срочно нужен козел отпущения.

Основные события укладываются в одни сутки, чем напоминают культовый в свое время «24 часа». Здесь герои, правда, далеко не всегда рвутся в бой и могут себе позволить посидеть в кафе и подождать естественного развития событий. Первый сезон стал отличным доказательством концепта – можно снять динамичный и увлекательный антибондовский сериал со здоровой долей иронии по отношению к себе и жанру в целом.

Мёртвые львы

«Медленные лошади» сразу задали себе высокую планку, которой теперь нужно соответствовать. В продолжении, вышедшем всего через полгода, герои продолжают решать личные проблемы и, прежде всего, пытаются так или иначе вырваться из своего отстойника. Но масштабы происходящего значительно вырастают и выходят на международный уровень. Лэм пытается раскрыть тайну гибели своего вышедшего на пенсию коллеги, а другие оказываются направлены обеспечивать безопасность беглого русского олигарха.

В штаб-квартире МИ-5. По крайней мере, в сериале
В штаб-квартире МИ-5. По крайней мере, в сериале

Пока одни пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях местного Ходорковского и российских бандитов, Картрайт выходит на след загадочных шпионов, живущих в тихом английском пригороде. Хоть это и не сразу становится ясно, но герои оказываются втянуты в интриги геополитических масштабов. В итоге, по закону жанра, все сюжетные линии сойдутся в одной точке.

Но если в первых эпизодах все шло вполне неплохо, то когда восстал из пепла призрак коммунизма, история начала отдавать тем самым ранним Джеймсом Бондом, от которого сериал старается быть как можно дальше.

Если бы вместо советских агентов глубокого залегания оказалась версия Петрова и Баширова, то стало бы не только веселей, но и гораздо убедительней. Тут же сценаристам от Геррона достались такие безумные схемы и хитрые планы, что только за голову хватаешься.

Русская мафия в Лондоне
Русская мафия в Лондоне

Стремление авторов привязаться к эпохе Холодной войны, когда в британской разведке работали Ким Филби, Джордж Блейк и только архивы КГБ знают, кто еще, выглядит крайне неуместно и натянуто. То была совсем иная эпоха с другими героями, и все они остались в прошлом. Сегодня же Петров и Боширов, перебежчики из ФСБ, беглые олигархи и уголовники – вот это достойный контингент для работы современной британской контрразведки.

Есть претензии и к другим сюжетным ходам. Мне не очень ясно, каким образом бандиты смогли обставить убийство одного из героев как несчастный случай. Убили его в одном месте определенным способом, а труп подбросили на оживленную дорогу, да еще и сымитировали несчастный случай. Не вычислить постановочность этого можно было, только если специально ничего не искать. Не стану спойлерить, но со вторым сезоном всё не так гладко. Хоть основные достоинства авторы сохранили, но явно не приумножили.

Настоящие тигры

Третий сезон выплыл в исходное русло. Вся интрига в этот раз вновь замкнута на разборках внутри британской контрразведки. Группа бывших и действующих функционеров, ушедших в бизнес, пытается приватизировать часть функций своей конторы и сесть на госконтракт, а не на зарплату. Я не проверял, но, возможно, это актуальная и злободневная проблема для британской политики.

«Медленные лошади»: лучший сегодня представитель шпионского жанра?

В любом случае в сериале всё идёт не так, как задумывалось. Преданность наёмников, которые должны были показать преимущества частника перед государством, оказывается несколько преувеличенной. Тем более у их лидера оказывается свой скрытый мотив. А спасти положение могут только… ну вы уже поняли кто. Тем более Джексон Лэм всё ещё не готов умирать от цирроза.

Все они, поначалу против своей воли, оказываются втянуты в поиски загадочной «Серой книги», которая якобы хранит сведения о различных грязных операциях спецслужб. Антагонист принуждает Картрайта добыть для него сведения, подтверждающие убийство его агента-напарницы по приказу начальства. Ну а руководство разведки с их верными псами старается скрыть эту историю любой ценой, включая ликвидацию вообще всех свидетелей, которых с каждым часом становится всё больше.

Мне понравилось, что в этом сезоне показали конфликт разведчиков поколения Ривера Картрайта и его деда, воспитанного еще традициями Холодной войны. Если для старика лояльность МИ-5 и престиж государства превыше всего, то его внук вполне допускает, что некоторыми грязными секретами спецслужб можно поделиться с широкой общественностью.

«Медленные лошади»: лучший сегодня представитель шпионского жанра?

Если бы события развернулись в 1940-е годы, то он бы мог, как Джордж Блейк и многие другие, пойти на сотрудничество с советской разведкой, а не ограничиться сливом секретных данных в прессу. По крайней мере, такая дилемма могла перед ним возникнуть, не будь он в отстойнике для неудачников.

И вот эта статичность героев – слабая сторона сериала. Как только авторы нащупывают тему, которую можно было бы развивать дальше, сезон уже заканчивается, и приходит очередь следующей. И, несмотря на важность для самого сюжета затрагиваемых вопросов, они всегда проходят как-то вскользь. Герои тоже предпочитают не вспоминать о пережитом. Каждое приключение для них как первое.

В целом же сезон оказался не хуже первого и порадует многих жестоким избавлением от парочки ненавистных персонажей. Разочаровали меня только финальные перестрелки, которые проходят не по законам столь приземленного сеттинга, а в мире «Голого пистолета». Вражеские боты в самый ответственный момент начинают тупеть только для того, чтобы дать героям выйти из схватки победителями.

Это еще сокращенная версия перестрелки, а из них весь эпизод состоит. В конце вообще буквально два бота активировались и пошли во вторую волну атаки 

Призрачная улица

В четвертом сезоне авторы решили исследовать новую для себя тему семейных ценностей. Вот только в этот раз до самого последнего эпизода происходящее ощущается филлером из сериалов начала 2000-х, когда на 20 эпизодов сезона сюжетно-важных приходилось хорошо если четверть. А остальной эфир занимали всякие «монстры недели». Только вместо одного эпизода у нас тут целый сезон.

Весь сюжет посветили впадающему в маразм дедушке главного героя и настигнувшим его призракам времен Холодной войны, когда он, еще служа в разведке, финансировал группу наемных убийц с базой во Франции. Все начинается с попытки убийства Картрайта старшего таким наемником, чего, конечно, Ривер стерпеть не может и отправляется на поиски их логова.

Вы гляньте, кто в четвертом сезоне в роли злодея
Вы гляньте, кто в четвертом сезоне в роли злодея

В середине сезона появляются явные намеки на истинный смысл происходящего, но я просто не верил, что в итоге все сведется именно к этому – важности семейных уз. И во имя раскрытия именно этой интриги жертвуют остальными сюжетными линиями. Из повествования исчезает некий ближневосточный шейх, хотя он должен был сильно беспокоить главного злодея и в самом конце. Даже вечный конфликт между вторым человеком в МИ-5 Дианой Тавернер и ее новым начальником заканчивается ни на чем, если сравнивать с предыдущими сезонами.

В этот раз чувствуется, что авторы с трудом пытаются выдавить на экран событий, чтобы хватило на целый сезон. Герои постоянно куда-то ходят, о чем-то разговаривают и открывают все новые тайны, но запоминается из всего этого хорошо, если только финальные сцены каждого эпизода. Хотя еще Штирлиц говорил, что лучше всего запоминается конец разговора.

В этом плане впечатления, как от четвертого сезона «Пацанов». Только если у Крипке это была подготовка к, надеюсь, мощной кульминации, то «Медленные лошади» через полгода предложат еще один авантюрный сюжет, слабо связанный с предыдущим, а потом еще один.

Вот почему нет ничего лучше старой школы, и Джексон Лэм в ней все еще директор

Заключение

Что по итогу. Поклонникам жанра – однозначно рекомендую. Несмотря на некоторые недостатки, это в основе своей очень качественно написанный, сыгранный и снятый проект. Но к четвертому сезону мне все же не хватило сквозного сюжета. Сериал можно смотреть хоть задом наперед, и единственное, что вас смутит – это внезапное появление и исчезновение персонажей. Но в этом и сила проекта в целом.

Пока Гэри Олдмен в строю, к нему в отдел можно всегда ссылать партию новых разведчиков-неудачников взамен выбывших и втягивать их во все новые авантюры. Я даже удивлен нежеланию авторов оседлать актуальную политическую конъюнктуру, как это делали «Родина» и «24 часа». С учетом их короткого производственного цикла это было бы очень просто. Может быть, мы еще увидим и такой поворот, когда закончатся книги-первоисточники. Но если общее качество не упадет ниже текущего уровня, то почему бы и нет.

2020
33
11
13 комментариев

Изначально думал, что сериал какой-то кал унылый. В итоге залпом 3 сезона посмотрел. Сейчас начал 4-й.

3
Ответить

Начальные серии слишком неспешные? Я из-за этого дропнул на второй, слишком не тот настрой был

Ответить

В ролях: Гари Олдман, Джонатан Прайс и Хьюго Уивинг.
Спасибо за инфу, гляну!

3
Ответить

Мне новая глава Псов понравилась

2
Ответить

Отличный сериал!
Любимый из ныне выходящих.
Продлили ещё на 2 сезона👌

1
Ответить

О блин, пропустил выход 4го сезона. Надо наверстать!

1
Ответить

Заголовок как будто мастер Йода писал.

1
Ответить