Топ-10 хорроров в преддверии Хэллоуина

Потусторонняя картина, написанная больным шизофренией
Потусторонняя картина, написанная больным шизофренией

В этот уютный октябрьский вечер хочу пожелать вам покрепче закутаться в пледик, сделать себе чашку крепкого чая или кофе, приберечь вкусняшек и окунуться в мир эскапизма, то есть хоррора. Конечно, список со временем превращается в мейнстрим, например, тот же фильм "Ведьма". Но это классика, проверенная временем. Сюда бы я добавил еще и недавний "Субстанция". Хотя всё вкусовщина - кому-то зайдёт и сплеттер "Ужасающий" :) В любом случае, не стоит задачи откопать наименее известные хорроры. Я убеждён, если вы прожженный знаток жанра, то поиск интересных для себя представителей жанра будет проходить через попытки посмотреть тонну проходного, если не отвратительного кино. Поэтому лучше пересмотрим классику :) А лонги на совсем уж нишевые фильмы типа "топ 5 малоизвестных хорроров", пожалуй, пока что опустим. Всем приятного чтения и просмотра!

P.S. Покидайте ваш личный топ-5 ужастиков в комментарии, возможно я еще не раскрыл для себя какую-то годноту. Будет интересно почитать.

Изгоняющий дьявола (The Exorcist) 1973, Реж. Уильям Фридкин.

«Изгоняющий Дьявола» – 1973 года Уильяма Фридкина.
«Изгоняющий Дьявола» – 1973 года Уильяма Фридкина.

Первый фильм в нашем списке – культовый "Экзорцист" - экранизация по одноименному роману "Экзорцист" Уильяма Питера Блэтти. Кинокартина стала первой в истории номинированной на премию Оскар в жанре хоррор. Сюжет фильма повествует о случае одержимости дьяволом маленькой девочки и попытками изгнать из нее древнейшее зло. Несмотря на статус бестселлера книги, у создателей возникли трудности с подбором актёров. Получив отказ от главных звезд Голливуда, они остановились на малоизвестной Эллен Бёрстин, а также на неизвестных Блэре и Миллере, авторе популярной пьесы без опыта работы в кино; кастинг был решительно отвергнут руководителями студии WB. На этом трудности не закончились — большая часть съемочной площадки была уничтожена во время пожара, а Блэр и Бёрстин получили травмы в результате несчастных случаев. В конечном счёте производство заняло вдвое больше времени, чем планировалось, и обошлось более чем в два раза дороже первоначального бюджета.

Фильм был выпущен в 24 кинотеатрах Соединенных Штатов и Канаде в конце декабря 1973 года. Несмотря на первоначальные неоднозначные критические отзывы, аудитория массово ходила на фильм, ожидая в длинных очередях в зимнюю погоду, многие не единожды ходили на сеанс. Некоторые зрители страдали от неблагоприятных физических реакций, обмороков или рвоты во время просмотра сцены, в которых главная героиня проходит реалистичную церебральную ангиографию, а позже яростно мастурбирует распятием. Сообщалось о сердечных приступах и выкидышах; психиатрический журнал опубликовал статью о «кинематографическом неврозе», спровоцированном фильмом. Многим детям разрешили посмотреть картину, что привело к обвинениям в том, что рейтинговый совет «MPAA» пошел навстречу студии, присвоив фильму рейтинг R вместо рейтинга X, дабы обеспечить коммерческий успех картине. В нескольких городах предпринимались попытки полностью запретить его или не давать посещать несовершеннолетним. В СССР из-за цензуры фильм вышел только в 1988 году без дубляжа с одноголосой закадровой озвучкой в переводе от студии «Мосфильм». В 2010 году внесён в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».

Очереди дедов на "Экзорциста"
Очереди дедов на "Экзорциста"

ОНО (It Follows) 2014, Реж. Дэвид Роберт Митчелл.

«It Follows» (ОНО) – 2014 режиссёра Дэвида Роберта Митчелла.
«It Follows» (ОНО) – 2014 режиссёра Дэвида Роберта Митчелла.

Номинант Каннского кинофестиваля 2014 года. Фильм получил признание критиков. На «Несвежих томатах" он имеет рейтинг 95% со средней оценкой 8,10/10. Фильм вызвал многочисленные интерпретации со стороны кинокритиков в отношении источника «оно» и символики фильма. Критики интерпретировали фильм как параболу о ВИЧ или СПИД, инфекциях ЗПП и их социальном восприятии, «первичных тревогах» по поводу близости и экономической тревоге после мирового экономического кризиса 2008 года. В фильме потрясающий саундтрек в исполнении американского композитора под псевдонимом Disasterpeace , который можно заслушивать на репите.Сам сюжет фильма повествует о группе подростков. Пытающихся спастись и убить потустороннее зловещее существо, которое преследует свою жертву с целью убийства, Примечательно, что «сбросить» с себя преследователя жертва может с помощью полового акта с другим человеком. Тогда нечисть перейдет на того, с кем переспали и будет желать уже его смерти. Фильм невероятно атмосферный, философский и интересный. Всем, кто любит артхаус – он рекомендуется к просмотру 100 процентов. Для остальных эта картина просто очень хороший пример того, каким может и должен быть качественный хоррор.

Спуск (The Descent) 2005, Реж. Нил Маршалл.

«Спуск» 2005 года Нила Маршалла.
«Спуск» 2005 года Нила Маршалла.

После выхода в 2002 году"Псов-воинов" Нила Маршалла поспешили провозгласить главной надеждой британского хоррора. Но на этот раз обошлось без шестерых десантников и кельтских оборотней. В павильонах Pinewood построили самые страшные пещеры в истории кино, так что не удивительно, что картина мастерски нагоняет на зрителя клаустрофобической жути. Понижение уровня тестостерона так же работает на руку саспенсу, ведь главные героини - это шесть современных эмансипированных девушек среднего возраста осуществляющих спуск в пещеры, дабы вдохнуть капельку вдохновения и экстрима в скучную бытовуху взрослой жизни, и так же чтобы отвлечь главную героиню от трагедии, произошедшей в первые минуты хронометража. Элемент психологизма завораживает, включается человеческий фактор, характеры раскрываются, “Спуск” - это не пресловутая мясорубка в духе пятницы 13е, но история о подводных камнях женской дружбы. Хотя и без кровавой бани в финале здесь не обошлось, Маршалл бескомпромиссно, я бы сказала филигранно преподносит раскрытие персонажей, операторскую работу и борьбу за выживание в замкнутом пространстве. Схватки выглядят отчаянными и яростными, а персонажи в борьбе за жизнь постепенно теряют человеческое лицо. Никаких дилетантских ошибок - нам не объясняют природу происхождения зла. Пожалуй самый тестостероново-адреналиновый хоррор на тему “чего хотят женщины”, снятый за три копейки. Невероятно талантливая работа.

Кинопроба (Odishon) 1999, Реж. Такаси Миике.

«Кинопроба» (1999) Такаси Миике – кстати, любимый хоррор Тарантино.
«Кинопроба» (1999) Такаси Миике – кстати, любимый хоррор Тарантино.

А вы знали, что «Кинопроба» 1999 года, снятый мастером своего ремесла Такаси Миике – это один из любимых фильмов Квентина Тарантино? У Миике, экранизирующего одноименный роман Рю Мураками, получается фильм-мутант, где сквозь один жанр болезненно продирается другой. Один из редких для тех лет случаев своеобразного авторского фильма с уклоном в психологизм и нагнетание, через оксюморон и метафоры. Постхоррор из страны восходящего солнца, преподносит зрителю три фильма по цене одного – и все они на тему пугающей изнанки модели идеальной жены. В истории про неудачный поиск хозяйки домашнего очага уживаются и психологический сюжет про женщину, ненавидящую мужчин (порожденную насилием мужчин, которые ненавидят женщин), и городская легенда про демоническую женщину из японской хоррор-мифологии, и просто мизогинический троп про ведьму. Через успокаивающую банальность неизобретательного хоум-видео постепенно прорываются саспенс, демонические тени и яркие цвета. Мелодраматический медлительный темпоритм первых двадцати минут предстает перед нами лишь ширмой общего представления. Размеренный трёп двух приятелей режиссёров за сигаретой и кофе нагоняет успокаивающий эффект, усиливая, тем не менее, все остальные аспекты картины. Вся эта многослойность и хитровыдуманность «Кинопробы», впрочем, может разбиться только об одну прозаическую деталь: ее разгоняющаяся размеренность убаюкивает, и по другую сторону экрана легко увидеть комедию про зрителя, заснувшего во время мелодрамы и тревожно дергающегося при звуках изощренных пыток, когда Миике наконец доводит ситуацию до боди-хоррора. И тем не менее задача вживить в интерьер обыденности свой личный ад почти без швов, здесь мы упрекнуть Миике не способны, ведь справляется тот мастерски.

Призраки дома на холме (The Haunting of Hill House) 2018, Реж. Майк Фленаган.

"Призраки дома на холме" (2018) режиссёра Майка Флэнагана.
"Призраки дома на холме" (2018) режиссёра Майка Флэнагана.

Ценители жанра ужасов наверняка уже знакомы с Майком Флэнаганом по его произведениям «Сомния», «Уиджи проклятие Доски дьявола» и «Окулус». Вообще очень плодовитый режиссёр, раз за разом лирическим и сентиментальным образом затрагивает тему загробного мира в своих произведениях. И пускай большая часть его творений – крепкий проходняк, в «Призраках дома на холме», 10 серийном произведении для нетфликс, вышедшем в 2018 году Майк Фленаган выдал экспириенс, переплюнуть который или снова достичь вершин которого он вряд ли когда-нибудь сумеет. Одним из главных преимуществ «Призраков дома на холме» является его техническая безупречность. Начав свое восхождение в индустрии монтажером, Флэнаган нахватался из ремесла интересных приемов, которые и старается развивать в каждой новой работе. Продуманный сторителлинг и шокирующие сюжетные повороты достигают своего пика ближе к середине сезона. В шестом эпизоде нас и вовсе ожидают технические чудеса, состоящие из трех 15-минутных сцен, снятых одним кадром. Хоррор-элементы здесь представлены не как самоцель для испуга зрителя, а вкупе с детективом, психологическим триллером и драмой, раскрывая травмы прошлого, эмоциональную нестабильность и психические проблемы главных героев. Своеобразное эмоциональное рассуждение о потере с гнетущей атмосферой от ожидания чего-то неизбежного и трагичного. Настоящий, да не убоимся мы этого слова, шедевр своего жанра.

Незнакомцы (The Strangers) 2007, Реж. Брайан Бертино.

«Незнакомцы» – 2008 года режиссёра Брайана Бертино.
«Незнакомцы» – 2008 года режиссёра Брайана Бертино.

“Незнакомцы” 2008 года начинается с фразы “Каждый год происходит больше 1,5 миллиона жестоких убийств”. Пиар кампания хоррора с трейлеров и таблоидов залетала с лозунгом “основано на реальных событиях”, популярным ходом для фильмов ужасов нулевых. И хотя от реальных событий в этом фильме лишь реально произошедшая трагедия с участием банды психопата маньяка Чарльза Мэнсона и аллюзия на убийство беременной кинозвезды Шерон Тейт - картину это не портит. Стоит сразу оговориться, что подобный проект не блещет ярким концептом, интерактивом в духе “кто же маньяк”, но воплощает собой крепко сбитый психологический триллер с элементами слешера. Из сильных сторон можно выделить химию между Скоттом Спидманном и Лив Тайлер, вязкую атмосферу страха, отчаяния в замкнутом пространстве в доме на отшибе. Картину безусловно делает интереснее фокус на внутренних ощущениях героев, а не на самом слешере, воздействуя на эффект присутствия в столь избитом сюжетном материале. И несмотря на полностью читаемые ходы и штампы в сценарии “Незнакомцев”, острых моментов здесь предостаточно.

Ведьма (The VVitch: A New-England Folktale) 2015, Реж. Роберт Эггерс.

«Ведьма» 2015 года (The VVitch: A New-England Folktale) режиссёра Роберта Эггерса.
«Ведьма» 2015 года (The VVitch: A New-England Folktale) режиссёра Роберта Эггерса.

"Ведьма" - это про вязкую атмосферу. Такой правильный и такой чарующий представитель вичкора. Не в духе зачарованных, а именно темного и зловещего. Там есть все: и Англия, и серый цветкор, и красивая ведьма, живущая в лесу, и жутковатый козел, и конечно неземная Аня Тейлор Джой. По мнению аналитиков, фильм выходит за рамки традиционного жанра ужасов и попадает в потенциально новую категорию, получившую название "возвышенный ужас". Его воздействие осуществляется не с помощью страха, а с помощью атмосферы и сценографии. Стилистически это представлено в фильме экспрессионистским освещением, использованием различных видов камер для проведения тематических границ, монтажом, используемым для того, чтобы скрыть ужасающие сцены от основного взгляда, и звуковым диссонансом саундтрека. Не хочется рассказывать сюжет фильма, потому что он до банальности прост. Не ищите в нем замысловатых диалогов или остросюжетных поворотов, Смотрите его именно для эстетики – тогда он действительно вас приятно удивит.

Зловещие мертвецы: Чёрная книга (Evil Dead) 2013, Реж. Федерико Альварес.

«Зловещие мертвецы: Чёрная книга» 2013 года режиссёра Федерико Альвареса.
«Зловещие мертвецы: Чёрная книга» 2013 года режиссёра Федерико Альвареса.

Еще не классика, но уже культ. И хотя ремейк спродюсировал отец франшизы Сэм Рейми, автор оригинальной трилогии, старина Брюс Кэмпбелл от эпизодической роли все же отказался. Что примечательно из первых букв имен главных героев – Дэвид, Эрик, Миа, Оливия и Нэтали – можно составить английское слово "демон". По сюжету пятеро друзей встречаются в заброшенной хижине в дремучем лесу, чтобы помочь Мии победить наркозависимость вдали от цивилизации. И в очередной раз некрономикон попадает в руки самонадеянному пареньку.. Старо предание, да снова верится! Альварес сохраняет сюжетный каркас первоисточника, при этом мастерски меняя как тональность повествования так и содержание. Неугомонно мрачную и бескомпромиссно грубую атмосферу фильма подпитывает и цветкор, и эстетика безысходности. А от невероятных объемов бутафорской и до ужаса правдоподобной крови, задействованных по ходу фильма, некоторым зрителям может поплохеть. Здесь провели серьезную работу с бутафорией и практическими спецэффектами. Старая школа в лучшем ее воплощении. А когда кровавый апокалиптический дождь начинает заливать кадр целиком, кажется, будто сама пленка истекает впитанной за предыдущие полтора часа кровью, троекратно усиливая эффект присутствия. Один из ярчайших представителей своего жанра и вполне возможно лучший фильм всей франшизы evil dead.

Оцепеневшие от страха (Aterrados) 2018, Реж. Дэмиан Рунья.

«Оцепеневшие от страха» 2018 года режиссёра Демиана Рунья.
«Оцепеневшие от страха» 2018 года режиссёра Демиана Рунья.

“Оцепеневшие от страха” - хит 2017 года прямиком из Аргентины за авторством Демиана Руньи. В пригороде Буэнос-Айреса происходит череда странных смертей. Опрашиваемый убийца жены утверждает, что призраки заставили его пойти на убийство. Трое исследователей паранормальных явлений вместе с местным полицейским решают провести ночь в каждом из трех домов, в попытке выяснить, не связаны ли между собой все эти события. Дом 2 - построй свое реалити, или как ловко орудовать вторичностью. Фильм начинается с истории семейной пары, которую бесит сосед за стенкой, устроивший ремонт. Пока муж пытается достучаться до соседа, он понимает, что стук раздается не снаружи, а изнутри его дома… В “Оцепеневших от страха” Рунья не стесняется эксплуатировать штампы и клише, свойственные как жанру, так и отдельным кассовым хитам. Но делает это не в лоб, а вполне себе органично сплетая солянку из сцен, навеянных то "Сайлент Хиллом", то "Паранормальным явлением". Постановка некоторых скримеров так и вовсе преподносит нам уровень джей-хорроров в лучшие их годы, местами также напоминая ранние работы Андреса Мускетти, например той же короткометражки “Мама”. Чувствуется общее познание в жанре, когда авторы сознательно не стремятся раскрывать природу зла, намеренно концентрируясь на ощущениях персонажей. Сквозь медлительный темпоритм на зрителя изредка вываливают по-настоящему криповые образы призраков, а вторичность сюжетного каркаса и истории в целом с лихвой восполняется мастерством постановки и любовью к жанру.

«Варвар» 2022 года выпуска режиссёра Зака Креггера.

«Варвар» 2022 года выпуска режиссёра Зака Креггера.
«Варвар» 2022 года выпуска режиссёра Зака Креггера.

Детройт — не самое безопасное место в мире, а его ночной пригород - вообще практически Братск. Именно там Тесс и посчастливилось снять через сервис AirBnb дом, в который из-за системной ошибки уже заселился незатейливый паренёк Кит. В дождливую ночь особо никуда не денешься, поэтому девушке придется остаться до утра в доме с посторонним человеком. Неказистый проходной слешер с завязкой аляповатого ромкома с казалось бы уже прочитанными зрителем банальными штампами превращается далее в нескончаемую череду кошмаров, раз за разом удивляющую заядлого киномана. Ведь увиденное нами в трейлере – это и есть пресловутые первые 20 минут фильма, а после все развешенные ружья Чехова начинают выстреливать одно за другим. Актер класса С и режиссер парочки неизвестных комедий Зак Креггер совершенно неожиданно для всех выдаёт экспириенс, в котором саспенс нагнетается с практически Хичкоковским мастерством. Фильм преисполнен символизмом и социальными наболевшими темами, будь то комплекс спасателя или важность активного согласия в той же теме межполового сексуального взаимодействия. Помимо того, что «Варвар» - это прекрасный изобретательный слешер, это ещё и чёрный юмор с наличием антигероя и аляповатых ситуаций с Джастином Лонгом, с которых невозможно не словить кринж и не усмехнуться даже в наиболее напряжённые моменты. Прекрасный представитель символистского арт-кино, мимикрирующий под проходной слешер, прячется у нас у всех на виду. А вот! Мы его раскопали!

«Ритуал» - фильм, снятый в 2017 году режиссёром Дэвидом Брукнером.

«Ритуал» - фильм, снятый в 2017 году режиссёром Дэвидом Брукнером.
«Ритуал» - фильм, снятый в 2017 году режиссёром Дэвидом Брукнером.

От “Ритуала” Дэвида Брукнера фанаты жанра ожидали как минимум настоящего события в мире кинохорроров. После его опыта над созданием короткометражки в киноальманахе “ЗЛО-VHS” с его коротким метром под названием Amateur Night, атмосферном сюжете про странную девушку и вампира, а так же лучшей новеллы в “Монстрах юга” про мужчину, который пытается спасти жизнь сбитой им на пустынной дороге девушке. И все же на выходе у нас получился просто крепкий во всех отношениях сарвайвл-хоррор, ловко жонглирующий штампами “Ведьмы из Блэр” и “Ведьмы” Эггерса. Четверо друзей, уже явно вышедших из возраста безудержного веселья, решают провести совместный отпуск с изюминкой – отправившись в пеший поход из Швеции в Норвегию. По пути один из них подворачивает ногу, так что приятели решают срезать оставшийся путь через лес. На исходе дня они набредают на заброшенный дом, где остаются переночевать, но вскоре становится понятно, что это была плохая идея. Взаимотношения всей компании друзей на удивление добротно проработаны, а психологизм работает на все 100.Здесь и комплекс вины, и прекрасно прописанный главный герой в исполнении Рэйфа Сполла. Крайне эффектный грим и дизайн главного монстра. Брукнер не стесняется затрагивать местную мифологию и преподносить зрителю кадры прекрасных видов величественных гор и бескрайних лесов. Отчасти - это все же режиссерский дебют. Отчасти же Эггерс уже до “Ритуала” слишком много сделал для жанра, чтобы воспользоваться форой и пережевывать штампы и клише. И все же мы решили не ограничивать сегодняшний топ хоть и проверенной временем, но банальной классикой с астралом, реинкарнацией и кошмаром на улице вязов, дополнив наш список к хэллоуину крепкими фильмами с нашим личным рейтингом не ниже семи баллов. Автор “Ритуала” явно не понаслышке знаком с понятием “саспенс”, а всех любителей атмосферы ведьмы из блэр и эстетики лесов ждет приятный сюрприз.

Топ-10 хорроров в преддверии Хэллоуина

Спасибо, что дочитали до конца. Не забудьте поделиться списком своих любимых фильмов ужасов и жмякнуть на сердечко в конце статьи

1515
22
23 комментария

Великолепный топ. Ни Пятницы 13, ни Восставшие из Ада, ни Фредди Крюгера, ни Пилы, ни Джиперс Криперса, ни Крика, ни даже блять Хэллоуина на Хэллоуин.

5
Ответить

Я бы подумал, что это сарказм, но когда ты упомянул франшизу "Хэллоуин" я задумался, что ты буквально хвалишь)

3
Ответить

Спасибо, поржал с твоего топа.

Ответить

За "It Follows" огромный лайк
Я бы добавил "Реинкарнацию" и "Демон внутри"

2
Ответить

Я после "Оно" влюбился в Футболку Монро.

1
Ответить

Ведьма какая-то ссанина для "ценителей".

1
Ответить

Думал тут что-то интересное, а тут одна банальщина

1
Ответить