Плохая музыка существует: объясняю по фактам

С некоторого времени я подметил в соцсетях странную тенденцию. Будто бы сговорившись, люди начали продвигать идею, дескать, «плохой музыки не существует, главное чтобы она тебе нравилась, нельзя осуждать за свои вкусы» и прочие ко-ко-ко и кукареку.

Поначалу это выглядело как странное юродство, но со временем, благодаря различным, так сказать, инфлюенсерам, например вот этому персонажу, идея о том, что любой музон по умолчанию крутой, словно вирус заразила множество людей. Сейчас я расскажу вам, что же тут не так и почему этим уникумам стоит подлечиться.

Чтобы не терять ваше время попусту, сходу отвечу на заглавный вопрос. Итак, существует ли плохая музыка? Мой ответ: да, существует. Здесь самые чувствительные могут уже закрывать вкладку и убегать в слезах, так как далее я приведу весьма убедительные аргументы. Ну а адекваты, умеющие в дискуссию, пусть читают до конца, – будет интересно потом послушать ваши опровержения. Итак, поехали!

Кому лень читать – есть видеоверсия!

Как оценивать музыку?

Главный аргумент, на который напирают адепты Церкви хорошей музыки – это собственно то, что любая музыка хорошая по умолчанию; то есть, если она нравится людям, значит в ней что-то есть. Звучит вроде бы здраво, но упускается важный момент: любое творчество не существует в вакууме. Оно создается для того, чтобы другие люди оценили результат, и эта оценка может быть как положительной, так и отрицательной. Отсутствие оценки означает лишь одно – ваш труд никому не интересен.

К любому продукту творческой деятельности можно применить качественные характеристики и, соответственно, по достоинству его оценить, причем не только отдельные произведения, а и целые жанры.

Логично спросить: а как оценивать музыку, чтобы отделять хорошую от плохой? Тут все довольно просто. Для оценки я использую диаграмму в виде трех пересекающихся кругов тире качеств:

По-научному – диаграмма Венна
По-научному – диаграмма Венна

1-й кружок: богатство аранжировки – проще говоря, насколько разнообразно это звучит в плане мелодий, ходов в музыкальной и вокальной части.

2-й кружочек: художественная ценность – то есть, насколько глубоки заложенные смыслы, а также есть ли положительный вклад в развитие культуры и позитивное влияние на общество. Звучит довольно пафосно, но далее вы поймете, что к чему.

3-й круг: новизна, или необычность – а именно, насколько оно отличается от других похожих по духу явлений, не важно, в текущий момент или безотносительно времени.

Применяем знания на практике

Рассмотрим самый нижний уровень, то есть песни. Чтобы отнести наш объект оценки к условно хорошей, она должна соответствовать хотя бы двум этим критериям. Если песня попала в самый центр – она не просто хорошая, это нетленка. Ну, а отсутствие пересечений означает, что это тупо мусор, недостойный внимания.

Возьмем к примеру «Розовое вино» Элджея и Федука. Давайте сперва освежим этот трек в памяти.

Заодно посмотрим модный клипец

Что по аранжировке? Согласитесь, бит даже спустя столько лет после релиза звучит очень стильно и разносторонне. Он одновременно воздушный и упругий, а темп на протяжении песни меняется от бодрого до медляка и обратно, и это слушается аутентично. Вокалисты, несмотря на специфический гундеж Элджея, гармонично дополняют атмосферу и не вызывают отторжения.

Новизна: в свое время «Розовое вино» просто взорвало чарты своим необычным слиянием хауса и репа, став шаблоном для эпигонов (ставь лойс если знаешь это слово).

Увы, художественная ценность тут невысока. Текст раскрывает не самые благополучные семейные отношения, звучит в целом банально и упоминает в положительном ключе сомнительные действия вроде употребления запрещенных веществ, что, безусловно, некруто. То есть песня, конечно, хорошая, но к шедеврам я бы ее не относил.

Продолжаем эксперимент

Такой подход, напомню, можно применять не только к конкретным песням, но и к музыкантам, и даже целым жанрам.

Рассмотрим печально известный кальянный реп. С аранжировками тут все бедно. При достаточной сноровке клепать биты можно без каких-либо музыкальных познаний, просто подбирая сэмплы на слух, – миллионы гайдов на замедленном Ютубе это подтвердят.

По художественной ценности, честно говоря, обсуждать нечего. Межполовые отношения, красивая жизнь и всякий там позитивчик, – вот три кита, хотя наверное лучше сказать три планктона, на которых держится этот жанр.

Первая ссылка в гугле по запросу «кальянный реп»

По поводу необычности можно разве что отметить как необычайно быстро ощущается падение уровня IQ при прослушивании, усугубляемое гнетущей атмосферой кальянных и специфическим эффектом от вдутия калика.

Или вот Егор Летов. При том, что я крайне прохладно отношусь что к его личности, что к творчеству, тем не менее не могу отрицать, что в два кружка он точно попал – в художественную ценность и новизну. Увы, насчет богатства аранжировок промолчу, дабы не ранить хрупкую душевную организацию поклонников Летова.

Мы думали, что достигли дна, как снизу постучали

К сожалению, в музыке есть явления, к которым такой подход не применим, так как они являются чистой воды злом.

Например, есть такая странная тусовка, как… назовем ее «говнорейверы». Это когда чуваки просто подчистую тырят чужие песни, лепят сверху пердящий бас и прямую бочку, добавляют затюненый вокал с абсолютно безмозглыми текстами, и получается типа новый модный трек. Подробно об этом рассказывал Андрей Ганц aka Грибочек, но потом он почему-то снес тот ролик, так что я тоже не буду их упоминать, чтобы не форсить.

Чудом сохранившаяся обложка видео
Чудом сохранившаяся обложка видео

Лучше вспомним продукцию былинного интернет-лейбла Popsakal Records, которым управлял некто Епифаний Кукуефф. Да, именно управлял: в 2016 году по неизвестным причинам лейбл был закрыт. Похлопаем этому событию.

Но мы отвлеклись. По моему мнению, чудовищные релизы Popsakal Records не должны существовать в принципе, потому что они не несут в себе ничего кроме деградации, ненависти, оскорблений и бредовых идей. «Ёлка – ебливая и страшная чувырла» – это, если что, не мое утверждение, а название одной из песен коллектива «На 100% отмудоханная бабуля».

Кто не понял, речь о певице, а не дереве
Кто не понял, речь о певице, а не дереве

Или вот Pipiski International – одно из наименований вокально-инструментального ансамбля «Кровавая соска». И это не самые жесткие примеры. Сами лучше не проверяйте, просто поверьте на слово.

Также напомню, что именно на Popsakal Records выкладывал свои бредни печально известный дуэт «Расчлененная ПугачОва», они же «Академовские маньяки». Их так называемое творчество содержит в себе откровенно зложелательные, гомофобные, садистские фантазии, а иногда и фашистские идеи.

В сухости и комфорте
В сухости и комфорте

Закончили они, как мы помним, плохо: господа сошли с ума и совершили почти два десятка нападений с применением холодного оружия, убив при этом 6 человек, за что одного из них посадили на 20 лет, а второго вообще на пожизненное. В 2021 году один из маньяков покончил с собой, не выдержав тягот своей никчемной тюремной жизни. Как говорится, земля стекловатой.

Еще есть такой персонаж как Аким Апачев. Несмотря на то, что для таких субъектов любое упоминание это реклама, все же придется о нем рассказать. Потому что вы должны знать – это вовсе не музыкант, а пропагандист, продвигающий под музыкальной оберткой (к слову, весьма низкого качества) радикальные человеконенавистнические идеи – от прославления войны как явления до призывов к убийствам.

🤡
🤡

Я эти идеи не поддерживаю и надеюсь, что вы, уважаемые читатели, со мной в одной лодке. Если вам неиронично нравятся песни этого говнорепера и вы находите в них что-то хорошее – значит, вы людоед и достойны как минимум осуждения. Другого мнения тут быть не может.

Ну что, господа, надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что плохая музыка, как и плохой музыкальный вкус, существуют. Те, кто не согласен с изложенным, могут оставить свое мнение в каментах – я всегда готов к здравой дискуссии. Но знайте – смысл текста не в том, чтобы обосрать чужие предпочтения, он совсем в другом. Зрите в корень!

Если же вы подписываетесь под каждым моим словом, то также подписывайтесь на мои телеграм-каналы: одноименный «Контркультурный гид», куда я отправляю прикольные заметочки и видеокружочки, и Rubbish Music, где рассказываю о хорошей музыке.

5252
2626
55
11
11
11
412 комментария

Не, ну ты насрал себе в штаны собственной аргументацией. Захуярил аж целую диаграмму для объективной оценки, где каждый из параметров оценивается субъективно.
Музыка, как и любое искусство - это генератор эмоций. Картина, фильм, игра, песня, танец - вызовут одни эмоции у одного человека и другие (или никакие) - у другого. Даже в разное время у одного человека объект искусства может вызывать разные эмоции. Поэтому искусство может оцениваться только субъективно, ибо эмоции субъективны. Объективно любое искусство - бесполезная хуйня.
Поэтому не бывает плохой музыки, бывают дебилы, которым нравится говно.

71
4
2
1
Ответить

Так может сказать только человек которому нравится говно.
Плохая музыка существует. Существует дурной вкус. Кто этого не понимает, у того просто нет вкуса и он говноед. Это база.

46
3
Ответить

привет, адепт Церкви хорошей музыки! как прекрасно, что у всех вас одинаковые тезисы, вплоть до последнего знака, – можно не читать

9
3
Ответить

Этот прав за исключением одного тейка который не совсем точен. Вот этого:
Объективно любое искусство - бесполезная хуйня.На самом деле можно объективно оценивать... некоторые аспекты. Но да, не произведение в целом. Мы и вправду можем более менее объективно оценить богатство аранжировки, а спустя время-культурный вклад и культурное влияние произведения. Мы можем оценить более менее объективно качество сведения, качество записи, "академичность" вокала, и много каких ещё параметров. Но да, даже если мы обмажемся объективными оценками всего что только можно оценить объективно в произведении-мы всё равно не сможем ответить говно оно, или нет. И даже если у произведения все объективно оцениваемые аспекты-говно, но оно вызывает у тебя лично эмоциональный отклик-значит как минимум для тебя оно не говно.)

10
Ответить

Во первых ОБЪЕКТИВНО любое исскуство не хуйня, во вторых, тезис о том что не бывает плохого творчества разбивается об КОМПЕТЕНЦИЮ.
И да, я предпочитаю именно твочерство, ибо вопрос, что является истинным искусством слишком дискуссионный.
Так вот, попробуй стать хорошим битмейкером, или художником концептером, по пути ты увидишь: чтобы им стать тебе нужно научится огромному количеству ОБЪЕКТИВНЫХ навыков, будь то понимание форм, анатомия, перспектива, или в музыке понимание нот и тд. А после, мастерами, при оценке твоих трудов, не будет обсуждаться субъективно это красиво или нет: у тебя плохое сочетание цветов в работе, это ОБЪЕКТИВНО плохо и неправильно. Ты конечно можешь послать все эти нормы, делать как твоей душе угодно(что не есть плохо), но твои работы ограничатся твоим столом и оценкой твоего круга общения.
Поэтому, любое творчество и исскуство способно разложится на ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии оценки, по которым можно судить хорошо это реализовано или плохо, в том числе работы примитивизма, кубизма, ибо открою секрет, даже тут есть объективные критерии.

6
Ответить

Я согласен с ТС, что плохая музыка существует, но не согласен с его некоторыми тезисами. Как и не согласен с аргументацией, которую ты приводишь в комменте.
Искусство может быть деструктивным, а деструкцию хорошим не назовешь. Творчество - эмоционально, но ТС рассуждает о его коммерческой составляющей.
Если нет, плохого и хорошего, почему от разных "творений" разные эмоции? Разве можно назвать какофонию чем-то хорошим?

1
Ответить

А вот этот вопрос меня всегда увлекал.
Испытывание эмоций индивидуально, да. Но вот не универсальны ли заложенные в композицию эмоции?
Дескать, композитор хочет написать что-то бодрое - он пишет с быстрым ритмом.
Хочет что-то лиричное - долгие и тянущиеся ноты вставляет.
Ну, это на мой профанский взгляд.

Короче - саундтрек к "Секретным материалам" весь такой загадочный потому что я знаю, откуда он, потому что он похож на другую "загадочную музыку" из моей культуры - или он подсознательно таков?

Ответить