Кринжовый шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915): фильм, с которого началось современное кино

«Рождение нации» — это первый блокбастер и новаторский по киноязыку шедевр. А еще это — дико расистский фильм, где хорошие парни — члены Ку-клукс-клана, а главный злодей — сенатор, выступающий за отмену рабства. Если вы недовольны современной повесткой в Голливуде, посмотрите для интереса, какое кино собирало в Америке кассу 110 лет назад.

Дружба семьи Стоунмен с Кэмеронами осложнилась Гражданской войной, поскольку обе стороны сражались в противоборствующих армиях.

Этот фильм я смотрела из-за марафона «100 этапных фильмов мирового кинематографа», который прохожу вместе со своим киноклубом. Ожидая от фильма максимального пафоса (название навеяло) и увидев, что «Рождение нации» идет больше 3х часов, я немного приуныла.

Когда понял, во что ввязался с марафоном великих фильмов, но уже поздно, не спрыгнешь

Но тут появились котики!

Лиллиан Гиш ещё больше котик, чем сам котик
Лиллиан Гиш ещё больше котик, чем сам котик

И я такая: а, ну нет, такое мы смотрим 🥰

Кстати, на днях пересматривала Крестного отца. Поэтому держите мем:

Гениальное отсылает к великому

А кот и щенята в «Рождении нации» не просто так, а в качестве метафоры противоборствующих Юга и Севера. Вот такие метафоры были в ходу у великих режиссеров в 1915 году, и что вы им сделаете?

Ладно, давайте серьезно. Вообще-то, Дэвид Уорк Гриффит — создатель киноязыка, каким мы его сейчас знаем.

Он первым применил монтажную последовательность, которая сейчас известна как эффект Кулешова:

  • крупный план героя
  • то, что он видит или представляет
  • затем опять лицо героя, которому теперь мы приписываем определенные чувства.
Например, из этого отрывка мы понимаем, что герой тоскует по любимой

А еще он популяризировал использование в кино разных планов. До него было принято снимать общим планом, никакой фантазии! А Гриффит стал снимать и средние, и крупные планы, и планы деталей.

Вдобавок Гриффит очень много использует в фильме кашетирование, это когда часть кадра затеняется специальной маской. Не только круглой, разных форм. Эти каше вносят дополнительное разнообразие в кадр.

Кринжовый шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915): фильм, с которого началось современное кино

Также Гриффит был первым, кто применил сложный параллельный монтаж, когда одновременно показываются несколько сюжетных линий, происходящих иногда не только в разных местах, но и в разное время.

В «Рождении нации» ближе к концу фильма сцены с параллельным монтажом все больше укорачиваются, монтаж ускоряется и за счёт этого нарастает напряжение

Из-за монтажа и активного драматического действия вторая половина фильма, особенно последний час — это самая увлекательная часть. И там без всяких скидок на возраст и немоту фильма ты чувствуешь нарастание напряжения и нормальный такой накал.

Кстати, смешно, что киноштамп «кавалерия из-за холмов» берет свое начало именно из «Рождения нации». Там в финале буквально в последний момент появляются бойцы Ку-клукс-клана, спасающие главных героев.

Но при всем своем кинематографическом великолепии вторая часть фильма очень кринжовая.

Потому что речь там идёт о борьбе Ку-клукс-клана и черных, освобождённых северянами. Симпатии режиссера, как потомственного южанина, на стороне Ку-клукс-клана.

Кстати, этот фильм даже в момент выхода имел скандальный имидж. Что не помешало ему собрать огромную кассу (режиссер заработал около миллиона долларов при бюджете 100 тыс долларов) и быть продемонстрированным на каком-то заседании Белого дома по распоряжению тогдашнего президента Вудро Вильсона.

И многие моменты были для меня ну настолько кринжовыми, что даже смешными.

Например, все сцены с черными (которые на самом деле раскрашенные белые). Зацените в этом видео, кстати, как титры воспроизводят их сленг.

`Dem free-niggers f`um de North am sho` crazy - это на самом деле, Damn, free niggers from the North, I am so crazy (вольный перевод: чертовы освобожденные ниггеры с Севера так меня бесят)

Театрального переигрывания тоже хватало:

Ну, ку-клукс-клановец, погоди!! (это плохие герои, особенно дядька-сенатор, он главный антагонист, преследующий хороших ку-клукс-клановцев, не перепутайте)

Супер-мелодраматичность тоже в наличии, но она достаточно няшная, потому что героини очень милые и Гриффит сумел показать тут, несмотря на всю масштабность событий, еще и простые и трогательные эмоции.

Птичьего гриппа на вас нет 😅

В целом, «Рождение нации» — это самый противоречивый фильм марафона по великому кино. Потому что при максимально расистском сюжете, он всё-таки крутой и новаторский.

Там в целом естественная и живая актерская игра, много интересных деталей, характеризующих героев, очень выразительная музыка (микс из классики, народной американской музыки и специально написанного для фильма саундтрека). Плюс очень красивые актрисы, блокбастерность и размах, крутое нарастание интенсивности действия и накала драматизма к финалу.

Вот, кстати, про накал: википедия пишет, что на просмотре в кинотеатре в 1915 году зритель так увлекся действием, что стрелял в экран. Это не потому, что его возмутил расизм. Наоборот, он хотел помочь героине избавиться от наглых черных посягательств на ее честь.

Кринжовый шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (1915): фильм, с которого началось современное кино

Но правда, Лилиан Гиш и Мириам Купер настолько очаровательны, что хочется спасти их от всего мира.

А ещё мне было интересно посмотреть на применение в этом фильме цвета, потому что в киноклубе у нас сейчас идет цикл про цвет в кино, и я разбиралась как и когда он возник. Кстати, вы знаете, что до 90% немого кино было цветным? Просто раскрашенные пленки хуже хранились, поэтому до нас дошли в основном черно-белые копии.

В начале прошлого века в кино использовалась либо ручное, либо трафаретное раскрашивание, но это не случай Рождения нации, потому что 3-х часовой фильм раскрасить вручную или даже с трафаретами было нереально долго и дорого.

Другими способами окрашивания были тонирование или вирирование. Первый способ применял анилиновые красители и окрашивал желатин (светлые участки) на пленке, а второй работал через реакцию с солями серебра в пленке, заменяя его другими цветными металлами (так окрашивались темные участки пленки).

Исходя из того, что в «Рождении нации» окрашены светлые участки пленки, понятно, что использовалось тонирование.

Разные сцены в зависимости от их настроения были окрашены в соответствующие цвета: бои и погони в красный, сцены в лесу в зеленый, сцены на американском юге в желтый.

Что в итоге: впечатление этот фильм производит незабываемое! И из-за масштаба, и из-за новаторства, и из-за противоречивости темы. Если вам интересно, как начиналось то кино, каким мы его теперь знаем, рекомендую посмотреть.

Ну и больше подпищиков богу подпищиков, присоединяйтесь к марафону великого кино в моей тележке, скоро будем обсуждать великого Фрица Ланга и его фильм «Доктор Мабузе, игрок».

А из современного кино в ближайших планах разбор прекрасного и любимого «Чунгкингского экспресса» Вонга Карвая. Ссылка на канал 👇🏻

Лиллиан Гиш с саркастическим прищуром замеряет, скольких подпищиков принесет мне этот пост, одного или двух?
Лиллиан Гиш с саркастическим прищуром замеряет, скольких подпищиков принесет мне этот пост, одного или двух?
2222
99
44
22
22
11
24 комментария

Такую страну потеряли..

6

Ну началось 😅
Надеюсь, вы шутите

3

Очередное доказательство, что расисты двигали прогресс лучше любой нынешней повестки.))

2

Ой, шутники вы тут все такие 😅

2
1

Лиллиан Гиш с саркастическим прищуром замеряет, скольких подпищиков принесет мне этот пост, одного или двух?

Подлый прием, так что пришлось сразу подписаться

1

😂😂😂