Deus Ex Human Revolution. Киберпанк, который никогда не был киберпанком.

Deus Ex. Бог из. Великая видеоигровая франшиза, переходившая из рук в руки и оказавшаяся в итоге в руках меркантильных издателей, которые поставили крест на её развитии. Но сегодня мы поговорим о другом, а именно о Deus Ex: Human Revolution. О том, какую роль играет это произведение в серии, о том, почему он так сильно отличается от своего предшественника Deus Ex Уоррена Спектора и о том, почему в отличие от этого Deus Ex тяжело назвать Human Revolution тем самым каноническим киберпанком.

Арт в духе космооперы
Арт в духе космооперы

Начнем, пожалуй, с того, как вообще на свет появился Human Revolution. Оригинальный Deus Ex 2000 года Уоррена Спектра создавался по всем канонам того самого золотого времени киберпанка. Если вы знакомы с такими словами, как "Нейромант" или знаете такие термины, как "киберпространство" и "ледокол", то понимаете, что это было за время. Главный герой Deus Ex, JC Denton, — настоящий апофеоз технологий аугментации, от влияния которого может по-настоящему зависеть будущее всего мира. Итак, почему же Deus Ex стал таким успешным? После проникновения киберпанка в кинокультуру игровая индустрия уже была на пороге своего становления, и соответственно в ней появился спрос на что-то подобное. Ведь игры — это продукт информационных технологий, с которыми тесно связан весь киберпанк. И Deus Ex произвел настоящий фурор, до сих пор некоторые считают его величайшей игрой. На момент выхода в нём было всё — невероятно разнообразный иммерсивный геймплей, наиболее возможная на тот момент графическая реализация эстетики киберпанка и, конечно же, очень интригующий сюжет, заставляющий игрока усомниться в господстве технологического мира будущего. Уоррен Спектор становится Уильямом Гибсоном игровой индустрии, а Deus Ex — классикой киберпанка.

Уоррен Спектор. Отец.
Уоррен Спектор. Отец.
His vision is augmented.
His vision is augmented.

Но после невероятно успешной первой части выходит вторая — Deus Ex: Invisible War — необходимый сиквел, который, хоть и получает неплохие оценки от критиков, становится далеко не самой финансово успешной игрой и, на самом-то деле, слабым на фоне своего предшественника. Здесь не будет подробностей, почему именно так произошло, так как эта статья не про это. Но так или иначе, надо знать, что после нескольких неудачных релизов студия Ion Storm — родоначальница Deus Ex — распадается, и всё существование франшизы оказывается под вопросом. Фанаты ждут новостей от издателя. И получают только в 2007 году: Eidos Interactive формирует канадскую студию разработки Eidos Montreal, целью которой становится воссоздание франшизы и переосмысление неудавшегося сиквела. Разработчиками становятся совершенно другие люди, а Уоррен Спектор уже занимается совершенно другими делами. Начинается разработка Deus Ex: Human Revolution.

Само создание студии буквально связано с необходимостью создать новый Deus Ex, сохранив дух оригинальных частей. Новые разработчики никак не были связаны с идеями Уоррена Спектора, и поэтому перед ними стояла очень сложная задача. В их руках были более современные технологии игровой разработки и огромные амбиции. У разработки DXHR не было чёткого лидера, но в качестве основных лиц можно выделить арт-директора Джонатана Жака-Бельта, лицо которого стало лицом Адама Дженсена, нарративного дизайнера Мэри ДеМарль и геймдизайнера Жана-Франсуа Дюга. Разработка нового Deus Ex для них стала делом жизни на следующие несколько лет. Одно из первых интервью разработчиков так и начинается: журналист Eurogamer подчеркивает давление:

"Eurogamer: Если вы не возражаете, скажу вам прямо, много хардкорных фанатов молятся, чтобы вы не объебались.

Жан-Франсуа Дюг: (смех, потом тишина) Я знаю.

Eurogamer: Страшно, да?

Жан-Франсуа Дюг: Мы говорим, что испытываем давление со стороны внешнего мира и всё такое, но даже внутри нас — внутренне — есть стремление создать отличную игру. Мы на самом деле очень суровы к самим себе: "Это не работает". "Этого недостаточно". "Давайте продолжим в том же духе". Что-то в этом роде. Таким образом, существует давление извне, но также и давление, которое мы оказываем на свои собственные плечи."

У нас была какая-то тактика и мы ее придерживались, резюмирует Жан
Так выглядит арт-директор Джонатан Жак-Бельте. Сигма мейл гриндсет
Так выглядит арт-директор Джонатан Жак-Бельте. Сигма мейл гриндсет

Пока разработка шла полным ходом, у издателя Eidos Interactive начались большие финансовые проблемы, в результате которых Eidos Montreal перешла в руки японского корпоративного гиганта Square Enix, что в какой-то степени также повлияло на разработку в лучшую сторону. В общей сложности сама разработка шла 4 года, и для того времени это было на самом деле много. Это сейчас мы привыкли, что все AAA-проекты разрабатываются минимум три года, а тогда это был солидный срок, поэтому новый Deus Ex ни в коем случае не должен был разочаровать своего издателя. И этого не произошло: в 2011 игра выходит в свет и оправдывает все ожидания фанатов, устанавливая стандарт иммерсив симов на долгое время вперёд и становясь кандидатом на игру года.

I never asked for this.

Главный герой игры Адам Дженсен — очень серьёзный и, можно сказать, даже суровый человек. Он пережил множество травм и продолжает их переживать по ходу сюжета. Именно инцидент с его бывшей работой и столкновение идеалистических принципов с суровой реальностью привели Дженсена к работе на Sharif Industries. Важно отметить тот факт, что Адам никогда не являлся ярым сторонником технологий аугментации, которые развивает компания, в которую он устроился. Так вот, сюжет игры строится на ещё одной трагедии, с которой сталкивается Дженсен. Любовь его жизни была украдена, с чем Адам и разбирается на протяжении всей истории. На своём пути он видит все ужасы технологий, которые повсеместно проникают в мир: испытания над людьми компанией Belltower, создание искусственного интеллекта Элизы в целях оболванивания людей, отторжение организмом имплантов, что подсаживает людей на соответствующие препараты. При этом, несмотря на всю суровость характера, главный герой очень чувствителен, и даже несмотря на то, что в игре бывают не самые этичные выборы, сам персонаж однозначно скорее на стороне "добра" и хорошей морали. Он старается поступать по совести, несмотря на всю несправедливость и "подарки" судьбы.

Он никогда не просил этого.
Он никогда не просил этого.

Нужно отметить, что DXHR — это приквел к оригинальной истории, и если вы играли в оригинальные части, мы знаем результат всех событий, произошедших в игре. Да, Адам Дженсен играет свою роль в истории, но, как мы уже знаем, глобально это не приносит особых результатов. И это также может быть символизмом того, что обычный человек бессилен перед иллюминатами. Бессилен перед силами, стоящими выше. Боб Пейдж будет увеличивать своё влияние, получив необычайную власть уже в истории Джей Си Дентона. В контексте этих событий развязка с Хью Дэрроу воспринимается совершенно под другим углом, где выбор с "человеческой порядочностью, которая обязательно победит", кажется наиболее верным. И на самом деле в этой истории Human Revolution трагически суровая. Как бы ты ни хотел сделать мир лучше, всегда будут те, кто сделает твои усилия напрасными. Конечно, Адам Дженсен стал героем, но героем только своей истории. Героем в глазах людей, которым он помог по-настоящему. Но не в глазах общества, потому что в одиночку его не изменить. И это суровая правда реальности.

МЧС - мужчина честной судьбы
МЧС - мужчина честной судьбы

В контексте этого герою Адама Дженсена можно противопоставить протагониста оригинального Deus Ex Джей Си Дентона. Самостоятельно разбираясь в том, что на самом деле представляет из себя организация NSF, что их главной целью является борьба с иллюминатами, которые распространяют смертельный нано-вирус под названием "Серая Смерть", Джей Си встаёт на их сторону, возглавляя борьбу против Majestic 12, влиятельной организации, которая тайно управляет миром. То есть в контексте вселенной Deus Ex история Human Revolution и Адама Дженсена является более локальной. Да, Панхейский инцидент 2027 года был важным событием в мире вселенной, но сама история Адама Дженсена не так значительна, как история Джей Си Дентона, который мог ликвидировать самого Боба Пейджа, самого влиятельного человека во всём мире, выше которого мог стоять только сам Бог.

Deus Ex Human Revolution. Киберпанк, который никогда не был киберпанком.

Технологии и их влияние на мир игры

Основное отличие этой игры от такого эталонного киберпанка в том, что мир игры не сильно отдалился от нашей реальности. И ведь правда, если посмотреть на технологии, которые уже реализованы во вселенной игры, мы увидим, что Земля 2027 года не так сильно ушла в прогрессе от нашей Земли 2024 года. На повестке — угроза глобального потепления, как и у нас, или сплетни об искусственных вирусах, используемых в руках каких-то вышестоящих сил, тоже перекликаются с пандемией Covid-19. Только главное отличие в том, что в Deus Ex: HR вся общемировая повестка завязана на этом, и буквально всё внимание общества направлено на протест против внедряемых технологий и этичности ухода от природного.

Human Revolution предсказал ковид. Прямо в стиле симпсонов
Human Revolution предсказал ковид. Прямо в стиле симпсонов

Говоря про "киберпространство", стоит отметить, что во вселенной Deus Ex 2027 года оно ещё попросту не появилось, и основным источником взаимодействия с информационной средой всё так же являются персональные компьютеры с обычным гипертекстом в качестве обмена информации. Нету никаких традиционных для киберпанка входов в трёхмерное кибернетическое пространство, которые переносят нас в "другой" мир. Да и, честно говоря, даже наоборот: компьютеры в игре выглядят довольно примитивно и, кажется, являются исключительно средством для передачи текстовой информации. Да, периодически появляются голо-проекторы с передачей звука и изображения собеседника, но создаётся ощущение, что они доступны только очень богатым и влиятельным лицам.

Так выглядят все компы в 2027. Кто бы мог подумать.
Так выглядят все компы в 2027. Кто бы мог подумать.

Интересно, что гейм-дизайнеры решили добавить лазерные и плазменные винтовки. С одной стороны, этим они хотели сохранить дух оригинального Deus Ex, который предоставлял большую свободу в выборе высокотехнологичного оружия. Но с другой стороны, такой вид оружия совершенно не стыкуется с общим духом мира игры, где все до сих пор используют обычное баллистическое оружие, и визуально такое оружие совершенно не подходит общей эстетике игры и стелсовому подходу Адама Дженсена. Как будто добавление такого оружия было обусловлено сугубо намерениями сохранить дух оригинала, но проблема в том, что итоговый продукт уже слишком сильно отличался от первой части. "Противоречивое" оружие решили убрать уже в Mankind Divided. По моему мнению, такие футуристические пушки хоть и делали геймплей разнообразнее, это сказывалось на атмосфере.

Оружие прямиком из DOOM
Оружие прямиком из DOOM

Deus Ex: Human Revolution также поднимает вопрос утраты монополии на насилие у государства и последствий такого развития событий. Мир DXHR включает множество частных военных компаний, во главе которых стоит компания Belltower, исполняющая роль защитника интересов мегакорпораций. Сотрудники Belltower готовы убивать всех, кто встаёт у них на пути, а само насилие уже стало нормой, как мы видим из событий игры. И, конечно, это находит отражение уже в нашем мире. Сам нарратив не о "high tech low life", а о технологиях с разных перспектив — политической, экономической, научной. В отличие от традиций киберпанка, Eidos Montreal создали остросоциальный триллер будущего десятилетия, возможно, сами того не осознавая. Если взглянуть на сюжет, можно заметить множество тем, пересекающихся с современной действительностью. Разработчики, хоть и подчеркивают некоторые плюсы развития имплантов, например, Адам Дженсен смог буквально восстать из мёртвых благодаря технологиям Шариф Индастрис, однако весь нарратив игры основан на том, что эти импланты являются средством подчинения людей.

База Бэллтауэр, на которой проводятся генетические опыты. Аллюзия на концлагеря.
База Бэллтауэр, на которой проводятся генетические опыты. Аллюзия на концлагеря.

Учёные — заложники прогресса

С детства мы привыкли слышать о том, что учёные являются настоящими героями, которые приближают прогресс, работая на благо всего общества. Но как на самом деле происходит эта наука? В Human Revolution работа учёных представляется перед нами немного в ином ключе. Меган Рид, главная героиня сюжета, стоявшая на пороге величайшего открытия, слепо осуществляла задумки более влиятельных лиц, для которых её амбиции являлись главным оружием. Она, не осознавая чудовищных последствий, продолжает разработку технологии по скрещиванию живой ткани и имплантов, считая свою деятельность общественно полезной. Игра показывает работу учёного как работу марионетки организации, на которую он работает, шестерёнки в беспощадной машине по порабощению мира.

Меган Рид. Пример женщины, для которой амбиции стоят выше любви
Меган Рид. Пример женщины, для которой амбиции стоят выше любви

Киберренессанс, но не киберпанк

Играя в DXHR, создаётся ощущение, что гейм-дизайнеры Eidos Montreal сильно вдохновлялись популяризирующимися в то время идеями трансгуманизма, идеями о возможности создания "сверхчеловека" и оценке полезности технологий для человека. Корни этих идей идут со времён эпохи Возрождения, эстетический дизайн которой присутствует в игре очень явным образом. Например, схватка с одним из главных антагонистов Джароном Намиром происходит в интересной локации с анатомическими скульптурами человека, которые вышли будто с чертежей Леонардо да Винчи. И, конечно же, трансгуманистическая повестка о появлении сверхчеловека. Если в Нейроманте само наличие киборгов является чем-то обыденным, то мир Human Revolution обыгрывает идею о роботизированных людях как переход на новый этап человеческого развития, а Адам Дженсен, как будто бы сам того не осознавая, является пионером эволюционного прогресса.

Сэр, да вы эстет
Сэр, да вы эстет
Так арт-директор Джонатан Жак-Белльте описывал свое видение
Так арт-директор Джонатан Жак-Белльте описывал свое видение

Эстетическое представление Детройта и других локаций игры поистине уникально. Авторы буквально решили создать свою, новую формулу сеттинга научной фантастики. По словам разработчиков, они хотели совместить цвета эпохи Возрождения с острым сай-фай минимализмом, с ярко подчеркнутой остротой геометрии. Повсеместно мы видим футуристичные янтарно-черные оттенки. Общий цветокор игры, интерфейс, архитектура зданий и интерьер комнат выполнены в одном стиле, что создаёт атмосферу погружения и ощущение целостности этого мира. Он высокотехнологичен, но суров. Серьёзный, но мрачный. И точно можно сказать, что ощущение этой уникальной эстетики ни с чем нельзя спутать, авторы продолжили развивать своё видение в их сиквеле Mankind Divided, и сейчас эта серия запомнилась в первую очередь визуальной уникальностью.

Very impressive
Very impressive

Стоит также сказать о музыкальном сопровождении Майкла МакКана. Композитор сильно вдохновлялся саундом оригинальной игры и все прохождение мы слышим приятный сай-фай саунд с привкусом шпионского триллера. Большая часть композиций представляет из себя футуристичный звук, но без динамики и пафоса, присущего киберпанку.

Дедал и Икар

В игре присутствует большое количество референсов и аллегорий, но основной аллегорией является противостояние Икара в лице Адама Дженсена и Дедала в лице Хью Дерроу. Арт-директор Джонатан Жак-Белльте говорил в своём интервью:

"Миф об Икаре действительно был прекрасной аллегорией опасностей чрезмерного увлечения сверхчеловеческими технологиями. Текст был просто переполнен символами и метафорами, которые мы могли использовать как для сюжета, так и для художественного оформления. Икар — это, по сути, символ трансчеловека, человека, дополненного искусственными крыльями. Паря в небе, летя, как птица, Дедал предупреждает Икара, что полёт слишком близко к солнцу может расплавить воск, скрепляющий крылья, и он упадёт насмерть. Это также дало нам прекрасный символ темной и опасной стороны злоупотребления кибернетическими улучшениями — солнце."

Нифига ты баклажан, ну ты внатуре кабан, короче говоря
Икар во плоти
Икар во плоти

Хью Дэрроу, как и большая часть главных персонажей игры, имеет неоднозначное место в сюжете. Он является создателем технологий аугментации и в конце истории выступает в качестве антагониста, намеренного сделать всех носителей его имплантов зомби, называя себя Дедалом. И, несмотря на то, что при первых впечатлениях может показаться, что это главный злодей, можно пойти дальше и проанализировать его мотивацию. Адам Дженсен действительно подмечает наличие у него комплексов, ведь, являясь "отцом" имплантов, он не может восстановить свою ногу из-за наличия генетических изъянов. Но по сути его слова о том, что имплантами может управлять каждый являются истиной. И в контексте игры мы видим, что существуют ещё гораздо более влиятельные силы, для которых действия Хью Дэрроу наносили серьёзный ущерб.

Дедал смотрит на одно из своих творений
Дедал смотрит на одно из своих творений

Киберпанк, который никогда не был киберпанком

Deus Ex: Human Revolution — манифест разработчиков о разрушительной способности технологий уже грядущего будущего, где каждый аспект игры, начиная от "консерватизма" Адама Дженсена и заканчивая отсутствием чётких положительных героев, говорит об этом. Даже потенциальные протагонисты в лице Шарифа являются по факту защитниками своих корпоративных интересов. Шариф закрывает глаза на весь вред своих имплантов в угоду идеалистических амбиций и не понимает, что он является марионеткой в руках иллюминатов. Как будто бы цель разработчиков — заставить игрока задуматься о том, что повсеместный технооптимизм может привести к катастрофическим последствиям.

Deus Ex Human Revolution. Киберпанк, который никогда не был киберпанком.

У Eidos Montreal получилось творение, которое можно назвать серьёзным переосмыслением киберпанка с трансгуманистической повесткой и технопессимизмом. Авторы делают упор не на эстетическую привлекательность технологического мира и не останавливаются на избитых темах киберпанка о "high tech low life". Авторы заставляют задуматься о технологиях и практиках уже настоящего времени, и мы, как современники нашего 2025 года, можем представить наш прогресс в сфере информационных технологий как технологию аугментации из мира Deus Ex. И, возможно, нами не управляют иллюминаты, как марионетками, но уже есть определённые тенденции к деградации общества из-за технологий. Да, это происходит не так стремительно и сурово, как в Human Revolution, и не так красочно, как в Cyberpunk 2077, но уже происходит.

113113
1515
77
11
11
11
11
80 комментариев

Но ведь основная идея киберпанка (развитие технологий не всегда ведет к развитию человечества и улучшению мира) как раз ярко прослеживается в деусе. Киберпанк это же не просто набор атрибутов в виде имплантов, киберпространства и ИИ, это высказывание на тему опасности быстрого развития науки и технологий, чему HR вполне себе соответствует.

Текст хороший, но я вообще не понял, как можно было сделать вывод, что деус екс не киберпанк просто по несовпадению эстетики и стиля с нейромантом.

43
Ответить

Не, ну формально это киберпанк, но если сравнивать с классическим то он более наивен, и скорее это прекиберпанк, поскольку киберпанк как жанр, это когда катастрофа уже состоялась, а в Хрюшке ее еще не произошло. Ну и по наивности - хорошие олигархи-творцы против плохих олигархов, один ИИ который на что-то там влияет и т.д.

2
Ответить

Мощно. Спасибо
С удовольствием почитал.
Одна из нескольких игр которую я перепрошёл больше одного раза. ☺️👍

13
Ответить

Тоже самое, в очередной раз перепрошел и решил написать какие-то свои мысли, которые долго время копились в голове. Конечно, может быть получилось сумбурно, но для меня даже такой результат уже неплохо. Спасибо за отклик)

2
Ответить

Это ж приквел. В игре показаны истоки будущего мира — мира киберпанка. И его представителем в игре показан только Дженсен. Прочим аугам надо принимать средства против отторжения имплантов, что делает мир, как киберпанковский, ущербным.
В игре на это указывается в письме на компе Хью Дэрроу в бункере сингапурского комплекса:
«Вы понимаете, что это может означать? Мы, наконец, у цели. Только представьте себе. Совершенно обычный на вид человек. С совершенно естественной внешностью. И всё же он обладает силой миллиардов машин, которой может пользоваться по собственной воле. Это будущее, мистер Дэрроу.»
(с, Алан Кёритис в письме к Хью Дэрроу).
В игре Дженсен такой и есть, поэтому имеет преимущества перед прочими, и в результате побеждает. Игру можно ж проходить, как за "доброго" главного героя, так и за "злого". Моральный облик никак не влияет на итог.

Кстати, JC Denton можно расшифровать как Jensen’s Clone Denton.
:)

6
Ответить

Кстати, JC Denton можно расшифровать как Jensen’s Clone Denton.блять...

4
Ответить

Никто не спорит с тем, что выбор можно делать разный, проблема в прописанном каноне сиквела, а там где выбора нет, Адам Дженсен обязательно поступает по совести. Здесь вариативность уровня ведьмака.

А насчет всего остального вроде написано в моем тексте прямо, либо косвенно.

1
Ответить