Как Бэтмен в МЧС подался: чем все-таки плох хороший фильм "Бэтмен" (2022) от Мэтта Ривза?

Как Бэтмен в МЧС подался: чем все-таки плох хороший фильм "Бэтмен" (2022) от Мэтта Ривза?

Фильм распадается на две сюжетные линии:

1. Предвыборная политическая кампания между кандидатами в мэры Готэма.

2. Детективный сюжет, где Бэтмен расследует преступления, совершенные Загадочником, и пытается его поймать.

Фильм начинается с первой сюжетной линии, когда нам показывают дебаты между Доном Митчеллом, действующим мэром Готэма, который собирается переизбраться на второй срок, и кандидатом-самовыдвиженцем, Бэллой Реал. В этих дебатах произносится первое ключевое означающее фильма – инновации/изменения. В дебатах речь идет о том, что Готэм нуждается в изменениях. Дон Митчелл, действующий мэр, настаивает, что именно он и проводит такие изменения, в частности, борется с мафией. Так, именно он посадил банду Сальваторе Марони, занимавшуюся наркоторговлей. Не раз подчеркивается, что эта посадка – одна из самых крупных побед власти над преступностью. С этого начинается вторая сюжетная линия, детективная, где Бэтмен будет бороться с Загадочником.

Что касается Бэтмена, то его нам полноценно показывают в следующей сцене. Ночной Готэм. Банда преступников нападает на мирного жителя. Вмешивается Бэтмен. Никто его, правда, так не называет: для бандитов он непонятный псих в маске, сам себя Бэтмен называет «Возмездие», из-за чего его действия воспринимаются скорее как месть, а не как наведение справедливости. Спасенный мирный житель и вовсе убегает от него, потому что боится (то есть, для мирного житель он мало чем отличается от преступников?). Бэтмен занимается не восстановлением справедливости, а местью за тех, кто сам не может за себя постоять, страхом, запугиванием. Бэтмен пытается изменить Готэм, но в одиночку и сугубо силовыми методами: бродить по ночному городу, бить и запугивать бандитов. Днем Бэтмен не превращается в блистательного миллиардера, напротив, это закрытый, замкнутый, разбитый жизнью и семейной трагедией одиночка. Дела кампании и бизнеса его не заботят, хотя в фильме указывается, что он рискует разориться. Он растрачивает себя на борьбу с преступностью и попытки спасти Готэм, но одновременно осознает и бессмысленность этой борьбы, в чем и признается почти в начале фильма.

«Хочется верить, что я на что-то повлиял. Не знаю. Убийства. Ограбления. Налеты. За два года мало что изменилось. Теперь еще и это [убийство мэра – прим. Автора]. Город пожирает сам себя, возможно, его уже не спасти, но я должен пытаться сделать все возможное». - Мысли Бэтмена после первого убийства.

Словом, хотя Бэтмен и есть в Готэме, но городу от этого ни горячо, ни холодно: Готэм не меняется, методы Бэтмена не работают. Но именно такой Бэтмен вступает в борьбу с Загадочником и расследует совершенные им убийства.

Загадочник совершает три убийства: 1) он убивает ныне действующего мэра Готэма, который хочет избраться на второй срок, 2) комиссара полиции, 3) прокурора. Довольно быстро выясняется, в том числе и благодаря Загадочнику, который сам подкидывает доказательства, что все они были коррумпированы и повязаны с местной мафией, в частности с Марони.

Расследование выводит Бэтмена на своего отца, Томаса Уэйна. Как оказалось, в прошлом Томас Уэйн тоже участвовал в политической борьбе, основал фонд «Реновации», чтобы способствовать городскому благоустройству. Однако, несмотря на благие намерения, этот фонд никаких инноваций не принес, а, напротив, стал инструментом мафии для отмывания денег. Бэтмен узнает, что и вовсе никакой борьбы с преступностью власти не вели. Напротив, и мэр, и прокурор, и городская администрация, - все они работали вместе с главарями мафии, Марони и Фальконе, и занимались наркоторговлей. Потом Фальконе подмял все под себя и сдал Марони. Теперь Фальконе единственный глава мафии, который контролирует все финансовые потоки. И вся посадка банды Марони была, по сути, только перераспределением власти и денег среди мафиозных, финансовых и политических элит Готэма.

<i>Продажный коп рассказывает Бэтмену и Гордону о связях мафии и городских властей<br /></i>
Продажный коп рассказывает Бэтмену и Гордону о связях мафии и городских властей

«Фальконе работает на вас, на мэра и прокурора?» – Гордон

«Нет, мы на него работаем, все до единого. Через фонд ‘Реновации’. Фонд ‘Реновации’ наше все. После смерти Томаса Уэйна все набросились на него, как волки: и мэр, и Фальконе с Марони, все вцепились в этот фонд. Через него было удобно отмывать бабло – благотворительный фонд без внешнего контроля. Каждому достался свой кусов. Но Фальконе было мало. И мы [городские власти – прим. Автора] все подстроили так, чтобы свалить Марони. Фальконе обеспечил карьеры всем, кто его поддержал и сделал своими марионетками. Думаете, выборы что-то решают? Фальконе – наш мэр, он правит городом уже 20 лет». – монолог продажного полицейского перед Бэтменом и Гордоном.

Расследование оканчивается тем, что Бэтмен, наконец, находит Загадочника, и его заключают в тюрьму. Загадочник при этом совсем не сопротивляется. Почему так? Как указывалось выше, сам Бэтмен называет себя «Возмездие». Другие тоже воспринимают его отнюдь не как благостного спасителя. Для полиции он псих в маске, мирные жители его боятся. Загадочник, страдающий паранойей, и вовсе воображает его как своего коллегу, который поможет ему осуществить его планы.

Далее происходит финал фильма, однако прежде стоит сделать краткое резюме уже просмотренного и обдуманного.

Итак, что мы имеем? Имеется Готэм, который погряз в коррупции, бандитизме, где страдают мирные жители, всем заправляет мафия, а полиция не может ничего исправить. По ходу фильма дается несколько ответов, как можно это изменить, которые, впрочем, тут же дискредитируются.

1) Реформы сверху, со стороны действующей политической и финансовой элиты, со стороны действующего мэра, комиссара полиции, бизнесменов (Томас Уэйн и его фонд). Этот ответ не годится, потому что политики погрязли в коррупции, повязаны с мафией и не заинтересованы ни в каких изменениях. Нам это демонстрируется на протяжении всего фильма много раз.

2) Индивидуалистские попытки, когда один человек, пусть уникальный и выдающийся, решает сам навести порядок. Это ответ Бэтмена. Тоже не получается: от того, что Бэтмен каждую ночь избивает преступников, лучше в Готэме не становится.

3) Загадочник дает третий логический ответ: реформы снизу, левая идея, когда народ поднимается против власти, свергает ее, наводит свои порядки. Почему Загадочник хочет именно этого? Правильный, но не полный ответ – Загадочник хочет мести ненавистным капиталистам, буржуям и эксплуататорам (раз уж речь зашла про левизну, я немного попользую этот дискурс), что видно в его монологе, который он толкает Бэтмену.

<i>Несчастный маньяк Загадочник в тюрьме жалуется Бэтмену на жизнь</i><br />
Несчастный маньяк Загадочник в тюрьме жалуется Бэтмену на жизнь

«Когда великий Томас Уэйн сказал, что идет на выборы и наобещал всем. А через неделю его убили, и все про это забыли. Говорили только о бедном Брюсе Уэйне, сиротке. Когда ты живешь в башне, ты уже не сиротка. Смотришь сверху, на этих людишек, купаешься в деньгах. Знаешь, что такое быть сиротой? Нас 30 в одной комнате. В 12 лет ты уже сидишь на каплях [вид наркотика из фильма – прим. Автора], глушишь боль. Просыпаешься, потому что крысы жуют твои пальцы. И каждую зиму один из нас умирает, потому что холодно. Но нет, давайте говорить о миллиардере, сыне лжеца, ведь деньги делают его таким несчастным». – монолог Загадочника из тюрьмы.

Полный ответ – Загадочник жаждет События. Не просто так его план, нарисованный на полу его квартиры, называется «a real change».

<i>План Загадочника по подрыву дамбы</i><br />
План Загадочника по подрыву дамбы

Событие – это сингулярный акт, который меняет привычную повторяющуюся реальность. Загадочник хочет реальных изменений, а не формальных, когда меняются одни и те же мэры, прокуроры, или вовсе остаются одни и те же (нынешний мэр Готэма хотел избраться на второй срок), причем избираются они из своей элитной тусовки; когда произносятся красивые речи, но все остается по-прежнему; когда простые люди страдают и ничего не могут изменить (прошлое Загадочника). И так до бесконечности. Загадочник хочет разорвать этот порочный круг, эту бесконечную цепочку.

Звучит очень красиво, но и такой левый ответ в рамках фильма тоже дискредитируется. Во-первых, показано, что за Загадочника выступает не народ или большие массы, а лишь небольшая группа радикально настроенных маргиналов. Во-вторых, чем они занимаются, в чем план Загадочника? Люди Загадочника устраивают покушение на новоизбранного мэра (о ней подробнее ниже) и подрывают дамбу, из-за чего вода хлынула в Готэм, уничтожая все и вся на своем пути. Тут, к слову, невольно возникает сравнение бунта со стихией: бунт – это стихия, которая без разбору уничтожает все на своем пути (видимо, не только «русский бунт - бессмысленный и беспощадный»). В-третьих, из всего этого возникает вопрос: а в чем же заключается «a real change», которого хотят Загадочник и его сторонники, что будет дальше, после События? На это ответа никто не дает. Из-за этого план Загадочника скорее напоминает легенду о Содоме и Гоморре: настолько все плохо, что уже ничего не изменишь, а раз уж ничего не изменить, то и пусть все сгорит дотла будет затоплено.

Вернемся к фильму. Бэтмен и Загадочник находятся в тюрьме. Рассказав свою слезливую историю про трудное детство, Загадочник предлагает Бэтмену присоединиться: Загадочник думает, что Бэтмен – это такой же униженный и оскорбленный, который защищает других униженных и оскорбленных от бандитов и мафии. И цель Загадочника, цель всех его убийств, его игр с Бэтменом была в том, чтобы показать Бэтмену, что реальный враг не здесь, а там, наверху, среди политиков и бизнесменов. И теперь, показав правду, Загадочник надеется, что Бэтмен все поймет, осознает, - и присоединиться к нему. Но этого не происходит, Бэтмен отказывается. Потому что он сам из богатых, и мотивы Загадочника, его планы и действия кажутся ему ужасными. Если уж у Бэтмена и есть желание мести преступникам, то вызвано оно личной тяжелой психологической травмой, а не невыносимыми социальными обстоятельствами.

После этого Загадочник говорит, что осуществление его плана началось: взрывается дамба, вода хлынула в город, в центре собралась огромная толпа людей по случаю избрания нового мэра Готэма – Бэллы Реал.

<i>Новый мэр Готэма: Бэлла Реал. Именно она, по логике фильма, должна исправить ситуацию в Готэме</i><br />
Новый мэр Готэма: Бэлла Реал. Именно она, по логике фильма, должна исправить ситуацию в Готэме

Бэтмен отправляется их спасать. Пока люди укрываются под развалинами от потопа, Бэтмен сражается с людьми Загадочниками. В конце один из них говорит, что они и есть «Возмездие». И здесь Бэтмен понимает, что просто месть и только насилие ведет только к еще большему насилию и разрушению. И нужно не насилие, а жертва, просто месть ни к чему созидательному не приведет. И Бэтмен бросается вниз, в воду, выводит жителей из-под завалов на свободу. Визуально это показано очень наглядно.

<i>Бэтмен спасает людей и выводит их из затопленного здания</i><br />
Бэтмен спасает людей и выводит их из затопленного здания

Но это что касается личных изменений Бэтмена как персонажа. Но что там про спасение и изменение Готэма? Как мы помним, реформы сверху не работают, индивидуалистские попытки Бэтмена тоже, попытки мятежа снизу и вовсе чуть всех не уничтожили.

Тут стоит напомнить, что в фильме есть две сюжетные линии: одна про выборы в мэры, другая про Бэтмена и Загадочника. Конечно, большая и наиболее интересная часть посвящена второй из них. Первая, про выборы, появляется только вначале и в конце, а в остальном лишь обозначается где-то на фоне. Однако обе сюжетные линии сплетаются в конце фильма, когда новый избранный мэр сплотила вокруг себя жителей Готэма. Исходя из логики фильма, можно было бы подумать, что она мало чем отличается от других политиков: тоже говорит красивые речи, а по факту ничего не делает. Однако происходит совсем иначе: фильм упорно, хотя и не очень убедительно, демонстрирует зрителю, что она не такая. Когда люди Загадочника стреляют по ней, он не бежит, хотя и Гордон предлагает ей укрыться в безопасном месте. В ответ она говорит, что «Не поеду я никуда. В этом беда города, все боятся смотреть в глаза опасности, а я - нет» – и остается. Когда вода затопляет здание, он также не бежит и остается вместе с народом под развалинами. В конце она произносит пафосный монолог.

Как Бэтмен в МЧС подался: чем все-таки плох хороший фильм "Бэтмен" (2022) от Мэтта Ривза?

«Мы все восстановим. И не только город. Мы должны вернуть людям веру в государство, в избранников народа, в самих себя. Вместе мы заново научимся верить в Готэм». - Монолог нового мэра, Бэллы Реал

Уже понятно, что ответом №4 является такой ответ, что следует сменить старых, коррумпированных политиков, на новых, честных, которые действительно заботятся о народе. Наверное, в такой формулировке этот четвертый ответ звучит глупо и отталкивающе, но вообще-то в нем нет ничего особенного. Это не редкость, когда супергерои отстаивают действующую власть и действующий порядок. Такое можно встретить и в трилогии К. Нолана о Бэтмене, и в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор». Проблема и причина раздражения кроется в том, насколько прямолинейно и неубедительно этот ответ подается как единственно правильный.

Фильм никак не объясняет, почему именно такой ответ правильный, почему этот новый мэр способен изменить Готэм. Банально, что она делала на протяжении фильма для города? Кто она такая? Может, она вышла из самых низов народа, знает его чаяния и заботы? О ее биографии в фильме ничего не говорится, кроме того, что она кандидат-самовыдвиженец. Она произносила яркие речи на дебатах. Но этим занимались и остальные. Один раз она подошла к Брюсу Уэйну, во время похорон убитого мэра, и поинтересовалась у него, чем он может помочь городу. К чему-то привело? Нет. В конце она не побежала спасаться, а осталась вместе с народом. Похвально и красиво, но только всех спас в итоге Бэтмен, а она ничего не организовала и не сделала, и осталась бы там лежать под развалинами вместе с народом, если бы не он и женщина-кошка.

Еще она произнесла пафосную речь в конце, про веру в новые власти. Но почему в эти власти стоит верить? Чем они лучше предыдущих? Тем, что она самовыдвиженка и не еще повязана с преступными кругами? Никаких объяснений и ответов не дается. И в этот момент подливает масла в огонь повестка, потому что, за неимением вразумительных ответов, невольно закрадывается мысль, что, в общем-то, единственная разница между ней и другими власть имущими заключается в том, что она черная женщина, а они (убитый мэр, убитый комиссар, прокурор, да даже Загадочник, который хотел всех уничтожить) – белые мужики. И, наверное, поэтому Готэму должно стать лучше.

Наверное, эта неудовлетворенность полученными ответами и вызывает жесткое раздражение у зрителя. В каком-то смысле сам зритель является тем народом, которому в том или ином виде знакомы социальные проблемы, показанные в фильме, но которого обманули и ничего нового не показали, не показали достойных путей и ответов решения.

44
11
8 комментариев

Там цветной Гордон
+ Кринж

А без шуток посмотрел - прикольно - едем дальше
Есть и есть

Норм фильм но убило танкование лицом а не стелз подход. С робокопом попутали слегка. И убийство людей на автостраде с жестким дтп во время преследования Пингвина.

"Словом, хотя Бэтмен и есть в Готэме, но городу от этого ни горячо, ни холодно: Готэм не меняется, методы Бэтмена не работают. Но именно такой Бэтмен вступает в борьбу с Загадочником и расследует совершенные им убийства."

Именно по этому для меня это лучший фильм о Бэтмене.
Тоесть в каком то смысле Загадочник победил , и начал что то менять.
А Бэтмен хоть и умён , но оказался в клетке как летучая мышь.

Бэтмен и Брюс Уейн здесь один и тот же человек .
Он одного настроения
Одного тела
С теми же проблемами
И возможностями, не считая времени суток.

И правда ведь ...Бэтмен псих, и город от его действий не меняется.

Фильм ощущается как пару серий неплохого сериала. Вроде неплохо, но не поселил внутри меня желание когда-либо его пересмотреть. Но ждём продолжение

Может фильм и не плох, но смотреть его сдался когда на середине 3 й раз уснул, примерно как и лонгом- вероятно он хороший)

Худший фильм про Бэтмена. Раз 5 пытался смотреть и засыпал. Даже хуже фильма с Клуни, там хоть Шварц был уматный

По мне так худший фильм о Бэтмене

1. Бэтмена в этом фильме буквально в паре сцен. В метро и в конце когда он с крыши на поддельников загадочника прыгнул. Остальное время мог быть обычный коп или частный детектив помогающий полиции.
2. Просто ходит на место преступления, в клуб и т.д. Никакого стелса, и "бэтменства"
3. Погоня за Пингвином тоже непонятная. Куча взрывов, сто процентных трупов. Никому за это ничего не было. Пингвина просто отпустили
4. Брюса все гоняют как маленького мальчика и он всем верит. Твой отец меня нанял, он плохой. Ууу Альфред ты мне врал... Это не Фальконе, а Мороне... Ты мне как отец Альфред, и т.д
5. В конце, просто дал руку Мэру и все за ним пошли. Никого не вытаскивал из под завалин и тому подобное, просто дал руку и все
6. В полиции никто не снял с него маску. Тащили его в полицейский участок, решил снять только спустя несколько часов, в тот самый момент, когда он очнулся.(Ну это часто встречается в комиксах про супергероев в масках, но не отменяет тупости)
7. Дополняйте

Снято все красиво, не спорю.
Сериал Пингвин на его фоне просто земля и небо.