О сценаристах, писателях, российском кино. И его проблеме.

Ни для кого не является секретом, что современное российское кино сейчас производят достаточно неплохого качества.
По крайней мере если это касается работы оператора, производства и игры актеров.
Снимать у нас научились где то лет 10 назад и сейчас это выглядит все вполне на уровне того же нетфликса. До этого люди приходили делать кино или как новаторы без особого профессионализма или старички еще из ссср или же люди из рекламы.
Актеры до сих пор играют вполне неплохо, есть и старая театральная школа которая просуществовала со времен еще до революции норм чувствовала себя в СССР и после его распада, театр, кино все это вполне норм.
Продакшен и прочее тоже вполне себе. Режиссура с вопросами, но пойдет.
Главная же проблема современного Российского кино это сценаристы, в России стране писателей и поэтов, сценарии к современным фильмам написаны плохо, скудно в расчете то в расчете на какую то несуществующую массовую публику, то просто от неумения писать нормальный сценарий и сюжет. И это заметно во всех жанрах, массового кино или независимого.
Как так вышло? Вообще сценарист это практически писатель, а в России сейчас - не смотря на то что это страна и культура довольно таки писательская есть некоторые вопросы:

Главный момент это деньги: Литературой в 18-19 веке занимались преимущественно дворяне или образованные люди которым оказывали большую протекцию, Фонвизин(мелкий дворянин которому покровительствовал Потемкин) или Костров(человек не благородного происхождения, поэт и переводчик получавший приличные деньги миллионы за свои переводы и поэзию напрямую от государства и от некоторых дворян). Дальше, примерно со времен Пушкина начал складываться писательский бизнес и стало можно действительно зарабатывать статьями газете, рассказами даже романы выходили по плате за главу строчку или страницу. К двадцатому веку тенденция только усилилась и было легко заработать приличные деньги напечатав например томик или брошуру стихов или коротких рассказов, жить с этого и жить не бедно. В каком то виде это продолжилось и в СССР по инерции во время НЭПА и в качестве государственной политики после. Тот же Булгаков наконец смог оплачивать как то свою жизнь и довольно неплохо по тем меркам, работая фельетонистом и автором рассказов в журналах, паралельно ставя пьесы в театре. В какой то момент бюрократизма стало слишком много и во многом поэтому в позднем ссср почти нет интересной не андерграундной и самиздатовской литературы. В 90е при куче социальных проблем появлялись различные издательства и в том числе новые интересные писатели в основном развлекательные и довольно простые. Дальше же это все огусударствилось появились сферы где можно зарабатывать приличные деньги, но сам писательский бизнес стал чувствовать себя странно.

Дошло до того что заходя последний раз в книжный магазин я видел полки уваленые в чередовку Быков, Акунин, Прилепин. Прелепин, Акунин, Быков. Иногда мелькает Пелевин и все. В основном такая чудовищная графомания или просто книги написанные людьми аморальными.
Зачем же нужны писатели: писательство это важная часть культуры уже достаточно давно и вероятно будет всегда пока живут люди, писатель напишет вам книгу, рассказ, задаст тон в культуре, политике и просто в быту. Поможет правильно общаться и просто развлекет и если это человек талантливый и добрый скорее всего сделает вам и мир лучше. Напишет сценарий для фильма, сериала, компьютерной игры, газетную заметку и прочее и прочее.
И работа это непростая, нужно иметь талант, начитанность, нестандартное мышление и просто уметь мыслить чтобы придумывать что то новое или даже хорошо работать с чем то уже написанным, но уже на своей языке. Большинство писателей это люди эрудированные и неглупые. Если вы возьмете простую группу людей, например школьный класс из 30 человек что то написать минимально оригинальное из такой группы сможет ну может 1-2 человека если повезет. Т.е. люди это редкие и их нельзя так просто заменить.
И тут возникает ситуация - человек решивший заниматься писательством сейчас просто не будет зарабатывать деньги, точнее будет но эти суммы будут ниже обычной зарплаты, а интеллектуальный труд потраченный на это дело значительно превышает так сказать трудозатраты среднего программиста, квалифицированного юриста, менеджера компании. Да и труд обычного работника вроде продавца или рабочего. Т.е. писательством заниматься невыгодно, есть работа связанная с писательством и сценариями на рынке где это реклама различный копирайт, ведение соц сетей, сценарии для ютуба в основном это простая коммерция но даже она по тому насколько это на самом деле важно оплачивается мягко говоря скудно. И в это в России писательской стране. Человек занимающийся этим трудом особенно на старте может рассчитывать на деньги в среднем ниже обычных зарплат.
это проблема все вы знаете как писали Толстой и Достоевский выбивая деньги чуть ли не за каждую букву из своих издателей и как приходилось изворачиваться Некрасову чтобы самому быть издателем и поэтом. Но это были очень приличные деньги.
Так же и в США до сих пор человек способный составлять буквы в слова и написать что хотя бы отдаленно похожее на книгу может рассчитывать на реальные деньги. И в Японии не просто так, даже с учетом что люди эти не очень способные придумать что то новое, выходит уйма контента на любую тему потому что это что то приносит и с этого можно жить.
В России же сейчас же для сумм гораздо меньших приходится или получать их от чиновников не особенно заинтересованных в хорошей литературе или же от фондов существующих за счет богатых людей где действует система некой поруки и свои издержк, такая же политизированность и круговая порука.
Но главное даже не это в общественном сознании нет понимания того насколько на самом деле важно писательство и литература как его качество влияет напрямую на вас, на то что вы смотрите читаете, во что вы играете, насколько вы и люди вокруг вас культурны образованы и умны. Приведу конкретный пример из жизни, один мой знакомый будучи по природе неглупым человеком, интересовавшимся политикой и в целом желающим люди добра, пусть и на свой манер, но с ним вообще нельзя было общаться хоть сколько то серьёзно. Как то он устроился на вахтовую работу и купил где то по дороге томик Чехова это была чуть ли не первая книга прочтенная им самостоятельно, перемены вышли разительные, вместо лозунгов человек стал думать что говорит, с ним стало приятно и интересно общаться и на свою жизнь он начал смотреть по другому, по крайней мере начал ее как то анализировать. Читайте книги.
В общем если закончить эту статью, написанную в каком то смысле с некоторым пренебрежением к пользователям ДТФ, людям в целом хорошим, просто не умеющим общаться, можно привести слова одного хорошего философа - книги должны быть дороги, так создается культура. можно добавить не только книги, а в целом писательский труд должен быть хорошо оплачен.
Если вы все это прочитали и хоть с чем то согласны, спасибо вам.
Я надеюсь понимание этих, совсем простых, вещей станет чем то самоочевидным в ближайшее время и все мы будем жить в мире более справедливом, интересным и может быть более добрым.

22
17 комментариев

Согласен с тем, что со сценарием проблемы. Сценаристов тупо нет. А вот про актеров - современных актеров тоже нет. Нормальные и хорошие актеры уже старые - это эхо прошлого (СССР).

1
Ответить
Автор

Я слежу немного и за театром и за молодыми актерами, вполне талантливые ребята и старая школа еще существует. Мало что есть играть в современных фильмах + режиссеры как будто ориентируются на какой то несуществующий тип массового зрителя.

Ответить

Сценарный кризис не только у нас, кстати. В Голливуде тоже пиздец какой-то в массовом кино.

1
Ответить
Автор

Там активно вводят социализм именно в этой сфере, поэтому в том числе рос кино стало выглядеть далеко не так плохо на уровне того же нетфликса, который просто невозможно смотреть. Даже в тоталитарном ссср годов до 60х оставалось довольно серьёзное отношение к писателям и живы были многие образованные люди и общее мнение было более правильным. Собственно два последних мировых великих писателя это русские Набоков и Булгаков.

Ответить

Вот вот... В большинстве современных западных сериалах столько кринжа наваливают, что в наших, кажется, процент не такой уж и большой.

Ответить

Женя, разлогинся

Ответить

Ну ты сам на все ответил добрый человек. В наше время есть путь попаданцев, влажных романов женщин с их мечтами о маге мужике в её лоне и собственно говоря все.
Тысяча графоманов не способно создать хоть что-то ценное.
Грусть, тоска печаль
Все там есть
Ну ты бы видел реакцию людей на слова. Да я Писатель
Они смотрят на тебя как на единорога.
О чем вообще тогда вести диалог?
Нужно признать, что у нас само понятие Писатель умерло
Увы и ах как говорится 🧐

Ответить