Теодор Киттельсен

Норвежский художник (1857-1914), наиболее известный своими работами на фольклорные темы

В 1905 году Норвегия выходит из союза со Швецией, и одним из ключевых проектов для укрепления суверенитета и самосознания нации становится возведение электростанции на водопаде Свельгфос. Построенная в 1907 году электростанция считалась крупнейшей в Европе и второй в мире, а ее роль тесно связана со снабжением электричеством производства минеральных удобрений в Нутоддене.

Для увековечивания столь значительного проекта Теодору Киттельсену была заказана серия работ, и вряд ли кто-то мог бы справиться лучше. В картинах художника индустриализация перестает быть бездушным процессом, противостоящим всему традиционному и исконному, здесь она напротив становится своего рода выражением скрытой силы природы. И эта сила не рабски становится слугой человека, а напротив как будто сама готова помогать: чего стоит только представление шахтеров в образе гномов-ниссе.

На деле, как это обычно бывает, не так уж все совсем благостно. Есть в работах и элементы сатиры: например, выглядывающая голова над плотиной может рассматриваться олицетворением бдящего над постройкой парламента Норвегии. Кроме того, все же очевидны элементы "укрощения" природных сил, что радует далеко не всех их порождений: грустит водный дух фоссегрим в водах под плотиной, несчастными выглядят и горы у водопада Свельгфорс.

Тем не менее, позитивный мотив все-таки явно преобладает. Недовольные будут всегда, а здесь и сейчас закладывается будущее нации, и хочется верить, что радуга действительно знаменует только хорошее.

1414
9 комментариев

Другие мои статьи про живопись можно найти здесь: https://dtf.ru/u/455288-dracubik/2183146-putevoditel-po-blogu

Смотришь на рисунок с одной лошадкой, и сразу мультфильм "Ёжик в тумане" вспоминается.

1

Лошадки эти очень обманчивые. Кэлпи, что-то вроде наших водяных, только поопаснее что ли. Садишься, а они тебя в воду.
И да, именно отсюда происходит имя лошади Цири в Ведьмаке, кто помнит.

2

Интересно получается, чем более абстрактный формат произведения (фентези, фантастика), тем проще поставить его на пропагандистские рельсы. Типа, отсутствие внутреннего содержания (внутреннее содержание только из внутреннего видения автора) легко вывернуть в оправдание и прославление чего угодно...

1

Не то чтобы фэнтези и фантастика именно что абстрактны, мне кажется. Просто там можно органично делать множество допущений, благодаря чему воплощать буквально любую точку зрения на любой вопрос, будь то политика, религия или какие-либо социальные отношения.
При этом с фэнтези это как раз чуть сложнее, потому что материальная и социальная сторона там часто на уровне условного средневековья. А вот фантастика да, что угодно. Как из кубиков конструктора собираешь общество на свой вкус

1

Блекметал обложки 😎

1