Metro 2033: Redux (2014 г.) - обзор

Metro 2033: Redux (2014 г.) - обзор

Доброго времени, уважаемые читатели. Сегодшняшний лонгрид я хотел бы посвятить игре, события которой проходят после применения ядерного оружия - Сталкер 2. Но есть нюанс: моя Radeon 780m эту игру не тянет; поэтому я выбрал игру с более скромными требованиями к железу - Metro 2033 Redux. От желаемой темы я ушёл недалеко, ведь события здесь также постапокалиптические.

Я пишу этот обзор после прохождения Metro 2033 и Metro Last Light. В Exodus я пока не грал, и потому не знаю, что в этой игре происходит. Первые две игры имеют немало общих черт, поэтому обзор отчасти будет построен как сравнение двух игр.

В обзоре есть незначительные спойлеры. Начнём.

Разработка

В основу этой игры лёг роман Дмитрия Глуховского - "Метро 2033". Автор презентовал её в 2002 году необычным для того времени способом - опубликовал бесплатно в интернете; в 2005 году книгу напечатало издательство Эксмо, а в 2010 году по ней вышла игра, обзор на которую вы сейчас читаете. Мир Метро расширился книгами "Метро 2034" (2009 г.) и "Метро 2035" (2015 г.), а в 2022 году Глуховского признали иностранным агентом.

Дмитрий Глуховский (писатель-иноагент)
Дмитрий Глуховский (писатель-иноагент)

Разработчиками игры стала студия украинская 4A Games. Она была сформирована из людей, вышедших из другой украинской студии - GSC Game World, а эта компания известна играми серии Сталкер. То есть игру Metro 2033 разрабатывали люди, имеющие опыт создания постапокалиптичных игр. И, как говорит Википедия, кроме серии Metro эта студия ничего не выпустила (есть ещё Arktika, но геймеры приняли её холодно).

Сюжет

Действия игры происходят в Москве 2033 года. Человечество не смогло мирно решить противоречия, поэтому было применено ядерное оружие. Москва превратилась в руины, и жить на поверхности стало невозможно по двум причинам: обилие там мутантов и высокий уровень радиации.

Удар ракетами по Москве (из Metro Last Light)
Удар ракетами по Москве (из Metro Last Light)

Из-за этого выжившие жители столицы начали жить в метро, которое они обустроили под свои нужды. Каждая станция превратилась в маленький город, а некоторые линии - в государства; например, красная линия принадлежит "красным", т.е. коммунистам.

Станция ВДНХ
Станция ВДНХ

Главный герой - Артём - родом со станции ВДНХ. Его станции угрожают некие Чёрные - высокие антропоморфные существа, которые могут проникать в людское сознание, странным образом воздействовать на него и тем самым убивать.

Чёрный
Чёрный

Чтобы ликвидировать эту угрозу, Артём направляется на станцию Полис; фактически эта станция - столица всего московского метро. На ней Артём планирует просить военную помощь для уничтожения чёрных военным путём. На пути от ВДНХ до Полиса и проходит большая часть игры.

Станция Полис
Станция Полис

По пути к Полису мы встречаем несколько попутчиков. Первый - Бурбон. Мы встречаем его на станции Рижская, и он обещает нас довести до Сухаревской. Бурбон - грубый бывалый человек.

Бурбон
Бурбон

Передвижение между станциями происходит не на поездах, а пешком. В тоннелях на людей могут напать монстры, появившиеся после ядерного удара. С Бурбоном игрок не только ходит по тоннелям, но и поднимается на поверхность, где мы впервые видим разрушенную Москву.

Зимняя Москва после "Апокалипсиса"
Зимняя Москва после "Апокалипсиса"

Следующий персонаж на нашем пути - Хан. В первых двух играх серии он выглядит самым мудрым персонажем, моральным компасом героя. Но тут я разделяю персонажа и его влияние на игру. Поясню, что имею в виду.

Странности начинаются уже с появления этого персонажа: он просто... выпрыгивает из потолка. Во время путешествия с ним мы видим много мистики: поезд-призрак, люди-призраки, голоса из ниоткуда; также Хан читает молитву (или заклятие?) на непонятном языке и говорит о "разрушении рая и ада" после ядерного взрыва. После того, как наше путешествие с Ханом завершается, мистика практически исчезает.

В Metro Last Light мистики стало чрезвычайно много, и она доходит до своего пика именно во время походов с Ханом. В этом я вижу влияние Хана на игру - неуместная мистика. Но как персонаж он мне понравился: он - человек немолодой, опытный, мудрый. Хан выглядит наиболее рассудительным человеком, из его уст то и дело выходят умные выражения.

Ха
Ха

Я обещал вставить лишь незнчительные спойлеры. В принципе, это они и были. Чтобы разобрать финал игры, спойлеры должны быть более серьёзными. Эти абзацы я скрыл, так что можете их пропустить.

У меня возникли вопросы к финалу игры. Как упоминалось, чёрные могут вселяться в сознание людей и убивать их. Артём всю игру шёл к тому, чтобы ликвидировать угрозу чёрных. И в "плохой концовке" он это делает, направляя ракеты на их место обитания. Правда, есть и "хорошая концовка": Артём понимает, что чёрные - не угроза людям, просто они не знают, как правильно выйти с человечеством на контакт. И поэтому Артём решает оставить чёрных в живых.

Начнём с того, что эту концовку добавили только в Redux версии 2014-го года: в оригинале 2010-го её не было. Это объясняется тем, что в книжном оригинале чёрных всё-таки убивают ракетами; эта же концовка канонична дял Last Light. Но главное: я вообще не понял, почему чёрные - не плохие создания. Эта линия чуть ли не главенствует в Last Light, но какие предпосылки тому были в Metro 2033? Лично я их не обнаружил; если есть мысли на этот счёт - пишите в комментариях.

Что по итогу. Сюжет получился на высоком уровне, хоть некоторые моменты и можно было до докрутить (вопрос о мистике, финал игры или нахождение Артёма и Полисе). В целом - я доволен, но стоит понимать, что особенно ценят Metro за его атмосферу.

Атмосфера

Metro разрабатывалось русскоязычными людьми для русскоязычных людей. То, как здесь передан культурный код России, заслуживает почтения.

Начнём с речи персонажей. Оригинальный язык озвучки - русский, и тут используется не литературный язык, а бытовой и даже грубый. Сколько раз можно услышать слова "ваще", "чё", "да ладно те", "не парься", "не кипешуй", "браток" и др... Персонажи говорят не как герои чеховских пьес, а как простые люди на улице.

Разработчикам сыграл на руку опыт в создании Сталкера: визуал в игре просто отличный. Вся игра очень, я бы даже сказал, слишком тёмная. Я играл в помещении с низкой освещённостью, но мне приходилось ставить яркость монитора на 80%. Фонарик и зажигалка спасают не всегда. Игра крайне натуралистична. Если на полу лежит труп, то это не просто мёртвое тело, оно может быть обожжёно или изуродавано, это может быть просто оставшийся от человека скелет.

Metro 2033: Redux (2014 г.) - обзор

Подземный мир сильно контрастирует с поверхностью. Думаю, разработчики не просто так выбрали зимнее время года, ведь зимой на поверхности лежит белый снег, а под землёй всё чёрное и мрачное. Улицы Москвы разрушенные, запустевшие, как остатки былой цивилизации. Интересно видеть в игре знакомые места, по которым можно пройтись и сегодня. (например, Библиотека им. Ленина).

Дизайн монстров также интересный. В оригинальной и Redux версии их дизайн отличается, и мне трудно сказать, где лучше, ибо везде хорошо!

Монстр "Библиотекарь"
Монстр "Библиотекарь"

В лоре Метро есть и различные группировки, самые крупные из них - Красные, 4-ый Рейх и Спарта. В Metro 2033 они фигурируют немного, больше чтобы показать, что они вообще существуют. Зато в Last Light противостояние группировок - ключевая тема сюжета...

Геймплей

В игре большую роль играет шутерная механика, поэтому начну с неё. Нам предстоит отстреливаться от монстров из людей при помощи оружия. Оружие можно либо купить на некоторых станциях, либо взять у поражённых соперников.

Тут у меня есть первая претензия. Во время прохождения Metro 2033 я полгры задавал один и тот же вопрос: чем одно оружие отличается от другого? При выборе оружия игроку неизвестны его характеристики: урон, темп стрельбы, объём магазина и др. Передо мной три оружия с одинаковым типом патронов: как я должен понять, какое из них самое сильное? Ответ на этот вопрос я не нашёл и к концу прохождения Last Light, решив, что достаточно бегать со связкой калаш + дробовик + снайперка и прокачивать их. Это решение фактически закрыло для меня всё другие вооружения: если эти оружия нормальные, то я не буду смотреть другие (а вдруг они хуже?)

Из оружия мы убивает людей и монстров. Я не знаю, с кем мне было НЕприятнее сражаться. Возьмём людей: они могут чуть ли не в упор не видеть персонажа, если играть по стелсу, в чём проявляется их тупость, а могут убить Артёма за пару секунд на сложности Хардкор.

Да, стелс. Он как бы есть, но как бы и нет. Для успешного стелса мы должны передвигаться на корточках и по-максимуму выключать свет на локациях. Есть одно но: никто не объясняет, как правильно играть по-стелсу. О том, что повсюду нужно выключать освещение, я узнал лишь в Metro Last Light, где на первой же миссии с людьми нам объяснили принципы стелса. Из-за этого Metro 2033 я проходил "убийственно".

Что до монстров, то их дизайн хорош, но они слишком жирные: чтобы убить их, нужно всадить немало патронов, а они часто в дефиците. Плюс монстры имеют странную анимацию смерти: они могут сделать сальто, улететь и др.

Особое внимание уделено NPC (неписям). Если подойти к людям, можно подсшулать их диалоги, зачастую очень интересные. Например, как два мальчика обсуждают то, что монстры могут их украсть и схесть их мозги. Несколько раз за то, что мы прослушаем диалог до конца, игроку повышают карму, а она нужна для получения хорошей концовки.

Игра совершенно не надоедает, ведь игрок оказывается в разных местах и разных ситуациях: вот мы идём по тоннелю, а сейчас мы на станции; потом поднялись на поверхность, а затем опять спустились и теперь мы на мосту в метро; вот мы сражаемся с людьми, а теперь с монстрами, а вот появился новый тип монстров и др. Этого очень не хватает в Last Light, где первые миссии это переход от уровня со стелсом к уровню со стелсом.

Что можно сказать: с геймплейной частью есть проблемы, которые не мешают наслаждаться игрой.

Итоги

Игра получилось отличной, затягивающей, атмосферой. Рекомендую. 9/10

22
16 комментариев

Глуховский - очень крутой тип

1

Не знаком с его литературным творчеством, но его политическая позиция в моих глазах не заслуживает уважения. Впрочем, он не политик,а писатель.

2
1

Комментарий удалён модератором

Надо было пояснить, что Метро Исход я не успел пройти (другими словами, пока не прошел, но собираюсь).

Про стелс. В Last Light его слишком много, я сначала проходил игру чисто по стелсу, но так как каждая локация - выключи свет и грохни противника - я перестал этого делать. В 2033, наоборот, мне стелса не хватило. Вероятно, в 2010 году его действительно не было, но в обычную версию я не играл.

1

Кроме того Метро: Исход несёт антивоенный характер и поощряет прохождение по стелсу, таким образом можно получить "хорошую" концовку сохранив соратников.

Лол, нет. Исход куда менее пацифистская, чем предшественники.