«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера

Эта картина задает простые вопросы на непростые темы, на которые зритель сам должен найти ответы.

«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера

ДИСКЛЕЙМЕР:
В тексте есть спойлеры. Если не смотрели, но планируете, то добавляйте в закладки и возвращайтесь после ознакомления — обсудим вместе. Остальным добро пожаловать!

Тяжело быть непредвзятым, когда на протяжении нескольких месяцев внимательно следишь за судьбой этого, возможно, последнего фильма Клинта Иствуда. Дэвид Заслав, руководитель Warner Bros, сделал всё, чтобы критики и зрители отнеслись к «Присяжному №2» благосклонно, закрыв глаза на некоторые шероховатости ленты. И сильнее всего эту благосклонность видно на зарубежных агрегаторах — что на IMDb, что на Rotten Tomatoes, что на Metacritic оценки высокие.

Во время просмотра я постарался максимально дистанцироваться от регалий режиссера, от непростой судьбы картины, от всего того информационного шума, который подтолкнул бы меня отнестись к фильму мягче, «не по всей строгости закона». Сегодня попробую примерить на себя образ присяжного, ничего не знающего об этом деле, кроме того, что ему поведали прямо здесь — «в зале суда».

«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера

Перед тем, как приступить к обсуждению всех представленных «материалов», нужно соблюсти некоторые формальности — пройтись по сюжету и техническому аспекту.

Джастин Кемп, главный герой истории, живет спокойной жизнью: ходит на работу, по вечерам ездит на собрания алкоголиков (в завязке четыре года), а после проводит время со своей беременной женой, которая вот-вот должна родить. Омрачила эту идиллию повестка с требованием явиться в суд для исполнения своего гражданского долга — побыть присяжным в деле об убийстве. Или не побыть, если тебя забракует сторона защиты/обвинителя. Но тогда бы не было фильма, верно? В конечном счете, несмотря на вялые попытки как-то съехать, Джастин становится тем самым присяжным №2.

Между делом нас знакомят с другим важным персонажем этой притчи — прокурором Фэйт Килбрю. Она твердо верит, что подозреваемый действительно совершил преступление, отталкиваясь от его плохого прошлого, показаний многочисленны свидетелей, выставляющих «убийцу» в невыгодном свете, и немногочисленных улик, которые производят впечатление крайне весомых.

Во время первого слушания Джастин понимает, что в ту роковую ночь это он насмерть сбил девушку, а не подозреваемый. Нет, это не спойлер. Клинт Иствуд довольно быстро разыгрывает эту карту, потому что это самая натуральная притча, обернутая в судебную драму.

Вы посмотрите какая мордашка — ну и кто после такого поверит, что он совершил наезд на девушку?
Вы посмотрите какая мордашка — ну и кто после такого поверит, что он совершил наезд на девушку?

Коротко обсудим техническую часть.

Главное достоинство фильма — прекрасный Николас Холт, которому было что тут играть. Во время заседания суда, когда каждая из сторон приводит доказательства в свою пользу, Джастина накрывают «вьетнамские флешбэки», грызут муки совести и разрывают на части душевные терзания. Последние два пункта мы увидим собственными глазами, наблюдая за меняющимся выражением лица главного героя и за его красноречивыми взглядами, которые прекрасно передают внутренние переживания.

Операторская и режиссерская работа здесь крайне крепкая и олдскульная. За весь фильм ни разу не возникло ощущения, что здесь есть лишние сцены и ненужные кадры. По хронометражу тоже претензий нет — я даже не заметил, как фильм подошел к концу, хотя он идет почти два часа. В фильме абсолютно всё на своих местах: нет ощущения сумбурности, чрезмерной плотности событий или растягивания истории.

В плане музыкального сопровождения тоже нет ничего лишнего. Вся музыка выполняет больше функциональную роль — она не пытается перетянуть внимание на себя, а аккуратно подчеркивает происходящее в кадре. Как по мне, с этим она справилась, потому что просмотр прошел гладко, без запинок.

Приятно было видеть Кифера Сазерленда, хоть и его роль здесь незначительная.

«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера

Формальности соблюдены — пора перейти к сути.

В начале «Присяжный №2» может сбить с толку, мастерски притворяясь судебной драмой с легкими вайбами триллера ровно до третьего акта, где она дает непозволительную слабину для жанра. Выражается это в отсутствии характерного «надлома», когда конфликт выкручивают на максимум, а эмоции бьют ключом, после которого обычно следует развязка с так называемым катарсисом (или нет, он не всегда должен быть). Подобная «бескровность» финала смазывает впечатления и оставляет с чувством неудовлетворения, словно тебя лишили части контента против твоей воли.

Таков был бы мой вердикт, если бы выносил решение, отталкиваясь от позиции, что по жанру «Присяжный №2» является судебной драмой. Но это лишь вершина айсберга, по которой целиком судить произведение будет ошибкой.

«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера
«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера

Почему я решил, что картина Клинта Иствуда притча? Одна из причин представлена выше в виде двух кадров, идущих друг за другом. Как бы символизм на лицо. На самом деле главная причина кроется в говорящих именах двух важных действующих лиц, а озвученная ранее деталь приятно дополняет картину.

Джастин (Justin) подозрительно похоже на Justice, это можно перевести как справедливость, правосудие и в конце-концов судья, а с Фэйт (Faith) вообще нет никаких проблем, потому что Faith — это вера как обычная, так и религиозная, а также верность или преданность. Также Faith несколько созвучно с Fate, которое уже означает судьбу. В контексте фильма данный вариант тоже можно рассматривать, но тогда, как по мне, все превратится в откровенное натягивание совы на глобус, поэтому остановимся на вере, которая лучше раскрывает заложенные в картине смыслы.

В качестве наглядного примера можно взять сцену отбора присяжных. В ней Фэйт опрашивает Джастина, чтобы понять — подойдет ли он на роль присяжного. После того, как он объясняет ей, что пишет для религиозного издания и ничего не слышал про дело, она сделала выбор в его пользу.

Как вижу это я. Вера выбрала Справедливость, потому что увидела в Джастине беспристрастного человека, способного поступить правильно. На тот момент Фэйт предстает прокурором, ни на секунду не сомневающимся в виновности обвиняемого. Она твердо верит, что справедливость восторжествует, когда преступник окажется за решеткой. Но в итоге череда событий покачнут уверенность Фэйт в своей правоте, а потом, ближе к концу, сам Джастин косвенно подтвердит ее догадку, кто на самом деле сбил девушку.

«Присяжный №2»: кинематографичная притча, завернутая в судебную драму с легким налетом триллера

Это, в свою очередь, придает финалу другой окрас. Если смотреть на концовку с точки зрения судебной драмы, то ее излишняя открытость может ввести в ступор. Все герои истории, в том числе зритель, знают, что нет ни одной весомой улики, способной доказать виновность Джастина. Ну пришла Фэйт к нему — и что дальше? Кемп не признал своей вины в их разговоре после суда, хотя в иносказательной форме дал понять, что на скамье подсудимых должен был быть другой. Типа, сказать, что никогда не отстанет от него? Ну такое-такое.

Но если взглянуть на концовку, словно перед нами притча, то финал обретает завершенность. Фэйт приходит к Джастину для того, чтобы настоящая справедливость восторжествовала, а не мнимая. На протяжении двух актов Кемп всячески старался переубедить других присяжных, чтобы они вынесли справедливое решение, но ему так и не удалось склонить чашу весов в свою пользу, зато некоторые начали косо посматривать на него. А почему ничего не вышло? Потому что он замалчивал правду. В дверь Джастина постучалась не Фэйт, а Вера-в-справедливость, чтобы теперь Справедливость сделала все как нужно — раскрыла правду.

Как и в любой притче, в конце всегда есть мораль. Для себя я сформулировал ее так: для торжества справедливости миру нужно явить правду, потому что иногда правосудие бывает слепо. Но, как мне кажется, каждый может найти что-то свое в фильме, потому что «Присяжный №2» делает то, чем обычно не занимаются типичные современные фильмы — задает простые вопросы на непростые темы, позволяя зрителям самим найти ответы. Такой вот вышла, возможно, последняя картина Клинта Иствуда.

1414
22
30 комментариев

побыть в деле об убийстве присяжным.исправил
побыть присяжным в деле об убийстве.

1

Кстати, актриса, в роли Кедлалл (жертвы)
Родная дочка Клинта, Франческа Иствуд.
Мама тоже известная актриса Фрэнсис Фишер.
Они с дочкой в Фарго играли одного и того же персонажа в разное время

1

Кендалл, конечно

не понял, а где там джокер то?

Весьма и весьма посредственная картина