Make Games Great Again? Как погиб сегмент сюжетных игр

Всем привет! Я – Андрей, PR-менеджер ИТ-компании Инфомаксимум, и идея для этого текста родилась в корпоративном опенспейсе.

Make Games Great Again? Как погиб сегмент сюжетных игр

Так получилось, что 3 мужчины со схожими увлечениями проводят в одном пространстве по 8+ часов в течение 5+ дней в неделю. В какой-то момент мы стали разгонять за компьютерные игры очень и очень часто. Опуская детали, скажу генеральную мысль: сюжетные игры находятся в состоянии клинической смерти, а индустрия переживает самый масштабный кризис как минимум за 20 последних лет.

Спойлер: для ответа на этот вопрос обратились к Ярославу Мешалкину, автор канала «ЯР о PR», управляющий партнёр Heads'made, в прошлом — директору по коммуникациям Федерации компьютерного спорта России, киберспортивного холдинга ESforce и Virtus.pr. Комментарий — по ссылке в телеграм.

Что было раньше?

Кажется, период нулевых и десятых — это время максимального расцвета игровой индустрии, подарившее нам множество незаурядных феноменов, которые не были сезонным и разовым бумом, а становились частью культурной идентичности. Приведу абсурдный, но понятный пример. Есть ли хоть одна игра, повлиявшая на СНГ-комьюнити так же сильно, как серия S.T.A.L.K.E.R., несмотря на вагон технических проблем и ужасный движок X-Ray? Скорее всего, нет. Её влияние можно оценить через количество фанатских модификаций, который поддерживают жизнь в этом артефакте добрых 17 лет, и именно фаны, думается, стали причиной, из-за чего вторая часть вообще увидела свет.

Западный геймдев того периода — величие в чистом виде, и ориентир на сюжет был настолько сильным, что даже туннельные шутеры по типу Call Of Duty обретали интересный, пускай и построенный вокруг стереотипа о «плохих и хороших русских» нарратив. Серии Modern Warfare и Black Ops — реально хорошие и небанальные с точки зрения истории, чего нельзя сказать об их продолжениях, вышедших в двадцатые.

Далее — о моей личной боли, точнее о серии Assasin’s Creed. Олды помнят, как хорош был переплетенный и закольцованный сюжет от первой части и до Revelations, где отлично раскрывался исторический сеттинг, где сюжет современности о первой цивилизации не выглядел, как шизофренический припадок сценариста, которому ну очень понравились «Американские боги». История цепляла с первого действия и перекрывала весь негатив от однотипных миссий и бесконечного захвата башен. Тогда это казалось издержкой механики, но сейчас разработчики возвели это бесполезное действие в абсолют.

Важно: наверное, мы должны быть благодарны вселенной, что росли и жили в период, когда выходили две первых части MAFIA, запускались серии The Witcher и The Elder Scrolls, блистали Mass Effect и BioShock. Когда Naughty Dogs выпускала первый The Last of Us, когда после долгих перерывов возвращались легендарные истории, как Red Dead Redemption. Любая из перечисленных серий, игр или серий игр буквально трансформировала индустрию, задавая новые стандарты качества. В первую очередь, на уровне истории. Они оставляли уникальное пользовательское впечатление, формировали культурный код и становились маркером идентичности целого поколения игроков.

Набирая эти буквы на клавиатуре в 2024 году, невольно напрашивается скупая мужская слеза и прямое цитирование Эцио Аудиторе. Что же, если этот блок так похож на некролог, то завершить его можно только фразой Requiescat In Pace.

Что случилось?

Поменялись аудитория и конъюнктура. Крупные сюжетные нарративы уже не пользуются популярностью, а приоритет отдается играм с системой внутренних транзакций. Крупные издатели стремятся к модели игр-сервисов, которые постоянно обновляются, где используются простые механики и где можно использовать простейшие донат-магниты. Примеров – масса: от Fortnite до Counter Strike и EA FC. По сути создание комплексных и проработанных миров стало экономически невыгодным, что накладывается на и без того огромные затраты студий на создание проектов.

Ко всему прочему, тренд на стриминговую экономику и культуру быстрого потребления контента стали еще одним фактором. Современные игры теперь разрабатываются с оглядкой на то, как они будут смотреться в трансляции. Например, Among Us, неожиданно ставший популярным в 2020 году, не предлагает глубокого сюжета, но привлекает простым геймплеем и возможностью для интерактивности между стримерами и зрителями. Эта тенденция оказала влияние даже на крупные сюжетные проекты.

Что будет дальше?

Хочется написать «тоска и безнадега», но есть луч надежды в виде независимых инди-студий. К примеру, ребята из Zaum создали Disco Elysium, которая превзошла все ожидания и превратилось в масштабное философское высказывание, ставящее перед игроком ряд сложных вопросов в области морали и этики. Тем не менее, даже такие проекты сдаются под маркетинговым гнётом, ведь студия выкуплена, а оригинальная команда разработки выставлена на мороз.

Тем не менее, хочется верить, что не самая лучшая эпоха развития игровой индустрии рано или поздно закончится, а достигнутое дно позволит оттолкнуться и выйти на новый виток развития. К тому же, всегда есть возможность перепрохождения игр давно минувших дней. Как раз такую подборку опубликовали в нашем телеграм-канале.

***

Спасибо, что дочитали! Делитесь своим мнением по теме в комментариях — буду рад развёрнутой дискуссии.

2424
55
22
11
53 комментария

Вот это правильный подход - сразу в заголовке всё чётко обозначить, чтобы дальше и читать уже не требовалось. Хороший контент, пиши ещё.

36
1

А раньше такие заголовки провоцировали на прочтение, чтобы увидеть аргументацию, а потом оспорить.

1

Комментарий недоступен

26

Все умирают да умирают игры, что ж такое, никак не помрут!

19

Как по мне, умираю ААА сюжетные, а не игры в целом. Пока гоев можно греть на донаты, игры и не умрут

10
1
1

Андрей, перестань строить из себя ебаного эксперта и уебывай в свой сраный канал в телеге

17