Субъективный Tier List игр серии Зельда по силе произведенного впечатления

Странный по стилю тир лист, но наиболее полный из тех, что мне удалось найти
Странный по стилю тир лист, но наиболее полный из тех, что мне удалось найти

Я когда-то уже пробовал написать пост с рекапом экспириенса по пройденным играм Зельда, но попробую зайти в него, во-первых, с чуть обновлённым опытом, а во-вторых, с новой стороны.

Хочу попробовать составить рейтинг пройденных Зельд исходя из "эмоционального импакта", субъективной силы полученных ощущений от прохождения. Раскидав по разным тирам. Понятно, что список будет глубоко субъективный, на него влияют и возраст, и порядок прохождения, и состояние на тот момент, и особенности моих вкусовых рецепторов, но вдруг кому-то покажется интересным.

Для простоты и ремастер, и оригинал буду считать одной игрой - скажем, ремастер Окарины для 3дс не отделяю от версии Окарины для N64, аналогично с HD версиями. Они больше напоминают порты игр под новые консоли, чем ремастеры.

При этом ремейк Links Awakening на Свитч для меня - отдельная игра, со своим стилем, визуальными и музыкальными решениями, достаточно далеко стоящая от оригинала на GB.

Полный список зарейченных игр. В остальные просто не играл:

1. The Legend of Zelda (NES)
2. Zelda II: The Adventure of Link (NES)
3. Link's Awakening (GB)
4. Link's Awakening (Switch)
5. Link to the Past (SNES)
6. Ocarina of Time (N64, 3ds)
7. Majora's Mask (N64, 3ds)
8. Twilight Princess HD Remaster (GameCube, WiiU)
9. The Windwaker HD (GameCube, WiiU)
10. Skyward Sword (Wii, Switch)
11. Breath of the Wild (WiiU, Switch)
12. Tears of Kingdom (Switch)
13. Minish Cap (GBA)
14. Link between Worlds (3DS)
15. Echoes of Wisdom (Switch)

Начну с тех, которые наверное не стал бы рекомендовать для знакомства с серией. Тех, что оставили слабое впечатление, что не значит, что они сами по себе плохи, просто возможно пришлись не ко времени или просто не зацепили.

И закончу теми, которые на меня произвели самый сильный эффект, активно поучаствовав в формировании фанбойства. Итак,

D - "shit tier"

Конечно, название несправедливое, я бы назвал их скорее, "обыкновенная игра, которую прошёл и забыл". Количество вызванных эмоций приближается к 0, оставили равнодушными, без повышения сердечного ритма и без навязчивых снов после прохождения.

Могу показаться странным, но сюда поместил обе игры на Свитч, сделанные на одном движке

Link's Awakening (Switch)

Echoes of Wisdom (Switch)

То ли в моём возрасте дело, то ли в накопленной насмотренности, то ли в выбранной стилистике, но почему-то нет ни одного момента ни в сюжете, ни в концепте, которые бы меня как-то по особенному зацепили именно в этой версии игры про Пробуждение на Свитч и именно в этом приключении Зельды.

Обе вызывают ощущение какой-то хорошо слаженной коммерческой поделки, игрушечности, ненастоящести.

То ли я равнодушен к судьбе Зельды как главного персонажа, но как ни странно никакой разницы в плане геймплея с ситуацией, когда главным героем был Линк, здесь я не ощутил.

Но скорее всего причина в том, что Зельду - "Прекрасную Даму", некий недосягаемый идеальный образ из снов, которой её рисуют в других частях, я люблю гораздо больше, чем просто девочку, которую можно одеть в костюм котенка и отправить ловить куриц.

C - "mid tier"

Сюда я поместил игры, которые тоже не вызвали ярких эмоций, но всё-таки имеют определённое очарование, какую-то особенность, из-за которой к ним хочется иногда возвращаться в воспоминаниях.

The Windwaker (GameCube, WiiU)

Многое сказано и написано об этой игре, одна из самых низкорейтинговых во франшизе, как я понимаю. Виной тому во многом странное решение с передвижением по миру на корабле. Как говорил об этом состоянии один из бывших обзорщиков с сайта Nostalgia Critic - я физически чувствую, как старею, пока плыву к очередному острову.

Встреченные препятствия - небольшие острова с головоломками, водовороты, редкие морские чудовища не делают опыт ярче.

Мне импонирует концепт этой игры - есть определённый надлом в созерцании мира после потопа, но таких ярких красок в других играх серии будет больше. Но всё остальное...

Деревня рыбаков, пиратская тема - не трогают.

Важное замечание - эта игра не уложилась в дедлайн при производстве, несколько важных сюжетных подземелий не попали в финальный релиз, а стали частью более поздних игр. Возможно, жирный спойлер, но в процессе продвижения к финалу... В общем в финале есть яркие и интересные моменты, ради которых её стоит пройти. Но есть и сильные очевидные замятости, вызванные спешкой при её издании.

Link between Worlds (3DS)

Сам удивлён, что я поместил её так низко, но я измеряю действительно только силу ощущений. Как игра она хороша, вполне советую играть. Но как история... тут наверное два фактора, которые для меня сидят на чаше весов в минусе:

1) Абсолютная вторичность артстайла. Вся игра является оммажем к Link to the Past, переиспользует оттуда всех персонажей, монстров, подземелья, музыку. Да, добавляя новые и интересные механики и головоломки, но ощущение дежа вю в данном случае для меня работало в минус, а не в плюс

2) Эта игра примечательна своим движением к опен ворлду. Но опять таки, это попытка, но не финальный результат. Это уже не классическая Зельда, наследующая структуру метроидвании с видом сверху на персонажа. Но это ещё и не опен ворлд как Breath of the Wild.

Это что-то посередине - здесь можно проходить подземелья в любом порядке, но для этого надо БРАТЬ В АРЕНДУ у безумного зайца на время предметы, каждый из которых доступен почти с самого начала. Попытка интересная, а реализация, как мне кажется, хромает - весь мой прогресс зависит от какого-то зайца-барыги.

В моей голове это выглядит почти так же плохо, как и ситуация, когда Адам Малкович запрещал Самус Аран пользоваться элементами её скафандра в "Metroid: Other M", просто "не давая санкцию" на это, из-за чего прогресс по карте был ограничен. Такие противоестественные моменты работают в минус.

В целом игра хороша геймплейно, но именно свежих ощущений принесла мало. И я совсем не помню каких-то примечательных моментов в сюжете.

C+ - "top mid tier"

Отдельно хочется выделить этот тайтл.

Skyward Sword (Wii, Switch)

Наиболее странная игра со своеобразнейшим арт стайлом и, к сожалению, в оригинальной версии абсолютно сломанным управлением. Есть несколько моментов, за которые я довольно сильно её субъективно люблю, и ставлю даже выше, чем Windwaker:

1) Первое появление "города на небесах", "небесной академии" как домашней локации, а не данжна. Кажется, в Twilight Princess было подземелье - небесный мир, да и в "Линке между мирами" хождения по башням, уходящим в небо, были важны. Но то данжны.

Да, сам по себе образ домашней гавани игрока, идиллического мира, деревни, где мальчик родился, не нов, он есть и в более ранней Принцессе Сумрака, и в Windwaker, и много где ещё, но только здесь этот мир - воздушный, оторванный от всего, недосягаемый.
Понятно, что на полную образ "замка в небе" будет исследован в "Tears of Kingdom", но здесь уже есть очень многие его черты.

2) Почти Хогвартс. Образ школы, университета - очень сильный, и здесь кажется единственный раз во франшизе он раскручивается на полную катушку. Я почти физически ощущаю, как дороги и мне, и моему персонажу другие студенты и ученики, с которыми провёл детство. Сами сцены инициации при посвящении в рыцари, образ девушки - первой любви, образ странного злодея или не злодея - и конкурента за сердце девушки, и обидчика, и всё-таки друга, для которого важнее раздоров то, что вы учились вместе и сородичи.

3) Мне очень понравились паззлы, связанные со временем. Пожалуй, лучшая реализация головоломок на путешествия во времени в серии, в тех играх, что прошёл.

Но есть, конечно, минусы, тянущие на дно:

1) Управление. Сам по себе концепт motion controls - ты физически махаешь контроллером, чтобы Линк так же физически махал мечом в своём мире - новый для серии и интересный. Но его реализация - это просто кошмар. Wii версия игры из-за этого кажется неиграбельной (на Switch в ремастере дали возможность управлять направлением удара мечом стиками, и там с этим всё хорошо). Версию на Wii даже отзывали с производства из-за этого, если я ничего не путаю, снизив выпущенный тираж, чтобы уменьшить репутационные издержки.

2) Переиспользование локаций. Как ни крути, локаций в игре мало, и факт, что тебя заставляют проходить их снова и снова, населяя их новыми квестами и существами, значимый минус.

3) Передвижение на птице приятней передвижения по морю в Windwaker. Но до свободного полета из totk здесь всё ещё очень далеко. Все квесты с островками в небе мне были скучны. А управление на wii птицей так и вовсе чудовщино.

Zelda II: The Adventure of Link (NES)

Один из самых противоречивых тайтлов. Много минусов:

1) Одна из немногих игр, где для победы реально нужно фармить, бегая по одним и тем же локациям, чтобы вкачать персонажа достаточно для челленджей, которые его ждут

2) Великие задумки авторов никак не влезли в технически слабое железо консоли. Круто, что есть и вид сверху, и вид сбоку, круто - для своего времени, что Линк может использовать магию, круто, что есть элементы рпг (порезанные в будущих играх) со статами Линка помимо стамины и здоровья. Но боже, как же слабенько пока выглядят боссы. Какая странная и не запоминающаяся музыка. Какую тоску иногда навевает мир.

Из интересного - её делали ещё тогда, когда никто не знал, чем станет Зельда в будущем. Линк здесь близок к роли средневекового рыцаря как никогда, а Зельда к роле принцессы в башне дракона. Серия вполне могла двинуться в сторону этакого европейского фэнтези с драконами и магией, и в этой игре активно пыталась это сделать. Превратить её в рпг. За попытку расширить границы жанра нужно сказать спасибо. Много в будущем из игры было порезано и уже не вернулось, но в целом я чувствую, что она должна была быть бОльшим, чем в итоге стала. Как эксперимент - одобряю.

B- "good tier"

Я бы просто назвал эти игры живой классикой. Столпы жанра, которые определили для меня, что такое Зельда.

The Legend of Zelda (NES)

Понятно, что ей дополнительный балл за первенство. Для своего возраста очень прилично выглядящая игра, почти каждый элемент которой навечно вошёл в кровь серии.

И легендарные мелодии, и меч, получение которого можно скипнуть. Лейнели в горах, охраняющие самые высокоуровневые локации. Трифорс. Ну и в конце концов - мир с головоломками, с шумом прибоя, с замками, подземельями - это расширило понятие о том, чем вообще может быть адвенчура на домашней консоли.

Её довольно сложно пройти без гайдов, во всяком случае пару обязательных подземелий найти самому тяжело, но в своё время скорее всего и это придавало ей дополнительной притягательности, наличие тайны, которую тяжело разгадать.

Ocarina of Time (N64, 3ds)

Тут мало что можно добавить к тому, что знают все. Легендарный саундтрек (лощина Геруда в моём сердечке).
Первый нырок в 3д. Первое появление горонов и первое появление Зора не в качестве врагов и источника ласт, а как полноценных нпс в локации со своими квестами и своей жизнью. Собственно, первое появление Герудо в той роли, в которой их знают.

Первая игра с действительно сложным и развитым сюжетом, с нпс, с каждым из которых можно общаться. Ферма с молоком. Первое появление лошади у Линка, на которой можно скакать. Появление циклов дня и ночи, меняющихся в реальном времени. Первый заход в манипуляции со временем - одна из значимых черт, которая сохраняется в игре по сей день. Два облика мира были и раньше, но только здесь это - мир в прошлом и мир в будущем. Храм времени.

Собственно, сама Окарина. Концепт "волшебной флейты", инструмента, на котором можно играть мелодии, меняющие мир, мне очень близок - впервые зацепил меня, кажется, в легендарной адвенчуре "Loom" от LucasArts, но здесь окарина встроена в и без того богатый геймплей.

Twilight Princess (GameCube, WiiU)

Может быть, странный выбор, но для меня эта игра - та же Окарина времени, но в новой оболочке. Да, есть жирный минус - избыточное число линейных моментов, когда тебя насильно загоняют <s>в шкуру волка</s> в кишку с малым количеством вариантов действия, но если это пересилить, то ближе к концу она раскрывается полностью.

У неё достаточно странный артстайл, первое представление "хаотичных" музыкальных саундтреков, которые изображают потустороннесть. Но мир сумрака. Мидна. Действительно впечатляющие и значимые заставки - не только на начальных и конечных титрах.

Как игра - наверное, не лучшая, из-за линейных моментов я бы поместил её в тир C или даже ниже, но сюжетно и атмосферно она для меня на этом уровне.

A - "top tier"

То, что выше классики. Понятно, что тут я начинаю раскрываться как фанбой, но всё же.

Breath of the Wild (WiiU, Switch)

Самая неожиданная для меня игра. Когда казалось, что опен ворлд сломает всё нажитое непосильным трудом за десятилетия, но оказалось, что здесь он был сделан по-своему и наоборот спас всё.

Божественные заставки - с ужасным дубляжом что на русский, что на английский, кстати, рекомендую играть с японской озвучкой.

Надлом в повествовании - мир после проигранной большой войны, в которой погибли многие друзья. Не думал, что детская игра сможет быть построена вокруг такой сложной эмоционально темы. Но как же это сильно торкает. И при этом геймплейно это действительно шедевр, сказавший в жанре опен ворлда то, что там, кажется, нельзя было бы сказать. Что можно строить мир не на квестовых маркерах, а просто делая его визуально интересным и привлекательным.
Это почти песочница, из которой не хочется выбираться. Но и идти к финальному боссу можно с самого начала.

Minish Cap (GBA)

Тут я немного внесу хаоса и хулиганства, и помещу в этот тир игру, оставившую почему-то на мне сильный эмоциональный импакт. Миниш Кап - небольшая игра на GBA. Но невозможно передать как сильно я был удивлён концептом "Карика и Вали", "Дюймовочки" и "Нильса Хольгерссона" в ней. Господи, квесты, построенные на возможности превращаться в миниатюру размером с насекомое это просто 10 из 10. Я знаю, что игру делала, кажется, команда, которая занималась мегаменом. Это сайд проект, её отдали Capcom на аутсорс. Но как же хорошо в итоге вышло. Я не могу это объяснить, но очень её люблю.

Link to the Past (SNES)

Сюда помещаю игру, которую когда-то считал просто лучшей из существующих. С неё началось моё знакомство с серией в школе.
Ну и тут трудно что-то добавить, она до сих пор кажется наиболее сбалансированной.
Визуал, музыка, квесты, две версии мира. Плюс детские воспоминания, когда играл в гостях у одноклассника, не имея дома, разумеется, Super Nintendo.
Понять игру целиком и более полно смог, только установив эмулятор.

S - "god tier"

И персональный топ.

Tears of Kingdom (Switch)

Вот уж не думал, что может быть что-то, что превзвойдёт Breath of the Wild, но Нинтендо удивили и тут. Оговорюсь, игра не идеальна - скажем, от подземного мира я ждал большего. Находить в 30й раз старые трусы или шляпу линка от комплекта, который мне не нужен, мне тоже было неинтересно. Мне не совсем зашло оказуаливание там, где оно случилось, скажем, квест с поиском мест по фотографиям уже не тот, или поиск, куда делся Эсту, был значительно облегчен. Момент с возможностью набора высоты десятком способов где-то оказуалил (всё-таки копить зелья выносливости и ползти 15 минут вверх было своеобразным опытом), где-то улучшил прохождение. Но в целом это та же Breath of the Wild, во всём ставшая ещё лучше.

В том числе и по части сюжета. Я не хочу спойлерить, и всем очень советую проходить только вслепую, как делал я. Несколько неожиданных моментов, сделавших для меня сюжет нелинейным. Ну и конечно, важный элемент песочницы - паззлы, решаемые с помощью предметов, из которых сам строишь механизмы. Не знаю, тупиковая ли эта ветвь, такой майнкрафтовый вариант развития, но как геймплейная часть поверх всего, что уже было в ботве - смотрится хорошо. Но да, как видим, в моём восприятии само по себе это игру не вытягивает - см. на тир, куда я поставил "Осколки мудрости".

Link's Awakening (GB)

Опять-таки внесу элемент субъективности и хаоса. Я играл в неё на своем геймбое в детстве, но прошёл не до конца, потому что игра была взята на время у гостей из другой страны.

Но тут в плане эмоций странно, что сочетание всего вызывает такой микс - музыкальная тема вроде бы короткая, но как же она въелась в память. И сам концепт мира, который снится большому киту. Я впечатлительный. Понятно, что геймплейно игра сильно ниже многих - где-то в районе тира B. Но атмосферно самая странная и самая сильно меня зацепившая.

Tier ? Неизвестная зона

Я так пока и не смог себя заставить пройти до конца в отличие от остальных игр из списка

Majora's Mask (N64, 3ds)

Пока она для меня в отложенном. Я наиграл часов 10 (?), но так и не прошёл пока до конца или хоть сколько-нибудь значимо далеко.
Я ОЧЕНЬ не люблю четырёхмерные квесты, где исход событий зависит не только от манипуляций в пространстве, но и от состояния мира во времени. Я видел, как её помещали в топовый тир.

Тематически снова надлом - мир за два дня до его гибели, которые как в дне сурка приходится переживать снова и снова. Но начальная сюжетная последовательность меня в ней несколько ужасает, а где-то и травмирует. Рано или поздно попробую всё-таки её пройти. Пока не готов высказать окончательное мнение.

Как-то так. Спасибо за внимание.

66
11
20 комментариев

никакой разницы в плане геймплея с ситуацией, когда главным героем был Линк, здесь я не ощутил.

1
Ответить

Ну а что изменилось то, кроме модельки персонажа?

Было бы прикольно посмотреть на мир с новой перспективы, с позиции принцессы, вот это всё.

Но её с самого начала превращают в беглеца, лишая королевских привилегий, а в магию без помощника и его палочки она там в принципе не умеет почему-то.

В итоге уже через полчаса перестаешь замечать, что играешь за какого-то иного персонажа, чем обычно.

Тот же Линк, только в юбке

1
Ответить

Minish cap - GBA же, а не DS?
Ну и где Phantom Hourglass? И Spirit Tracks?

1
Ответить

А, точно, спасибо. Я покупал её на WiiU, когда их магазин ещё работал.
Спутал.

Phantom Hourglass и Spirit Tracks не успел поиграть. Когда-нибудь думал, что куплю и их, но сейчас магазин игр для виртуальной консоли WiiU уже прибит

1
Ответить

Phantom Hourglass на DS великолепна, очень порадовала опытом взаимодействия с консолью (в поезда пока не играл)

1
Ответить

Не доиграл в лучшую зельду масочку, ясно да.

1
Ответить