Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Жизненный цикл любых взаимоотношений никогда не получится свести к единой концепции. Отношения между людьми настолько индивидуальны, что общего мнения специалистов на этот счет нет, ведь помимо уникальных особенностей человека, существуют также и этно-культуральные, социальные, семейные и многие другие факторы, способствующие тому или иному пути развития пары как общего целого. Однако, нельзя отрицать существование некой стадийности отношений, имеющей свои закономерности. По мнению разных исследователей выделяют от 3 до 20 стадий различных по длительности, при этом общепризнанного стандарта нет.

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Если придерживаться классификации Сьюзен Кемпбелл и Джека Даймонда, то стадии отношений можно представить в виде лестницы: влюбленность, пресыщение, отвержение, терпимость (принятие), мудрая любовь. В фильме "Вечное сияние чистого разума" демонстрируют не просто особенности взаимоотношений между двумя людьми, а именно застревание на стадии отвержения. Драматический компонент сочетаясь с фантастическим, показывает нам как хрупки и сложны человеческие отношения, особенно, если бы у каждого была возможность отыграть назад и прийти к первоначальной стадии влюбленности.

Клементина и Джоэл изначально некие противоположности, она экстравертная и открытая всему новому, а он интроверт с затянувшейся депрессией, любящий тишину, их пара словно сочетание несочетаемого. В начале отношений на стадии влюбленности эти различия не были столь очевидны, они как и все прошли эйфорию, а затем на этапе пресыщения стали видеть недостатки друг друга. Перед ними открылась дилемма: "партнер всегда был такой или я просто этого не замечал(а)". Притирка между парой не происходит, потому и возникают претензии, замалчивая и не обсуждая свои недовольства, Клементина и Джоэл шаг за шагом подходили к стадии отвержения.

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Отвержение

Состояние партнеров в этот период довольно напряженное, недостатки теперь не просто видны, а уже раздражают. Многие люди в своей жизни так и не переходят через эту сложную стадию в отношениях, и всю жизнь ходят по кругу в поисках идеального партнера, наступая на одни и те же грабли. Риск расставания на этом этапе высокий, что зачастую и становится финальной точкой многих взаимоотношений. В фильме прекрасно демонстрируются проблемы стадии отвержения, когда вместо обсуждения и желания услышать партнера, пара решает расстаться, но не просто, а раз и навсегда, стерев память друг о друге. С одной стороны, комично-фантастическая ситуация, если на минуту представить, что людям дадут возможность навсегда забыть об отношениях, но в тоже время это и шанс отыграть назад и увидеть весь тот сложный путь, который они прошли от влюбленности до разрыва. Для Джоэла это стало не просто испытанием, а ценным уроком, ведь прожив вновь от "заката" до "рассвета" свои чувства, он вспомнил за что полюбил совершенно непохожего на себя человека.

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Психологические портреты героев

Клементина имеет типичные признаки пограничного расстройства личности. Она склонна к созависимым отношениям, при этом весьма инфантильна и амбивалентна. Амбивалентность как двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, свидетельствует о пограничной структуре. Клементина сегодня любит, а завтра уже бежит удалять воспоминания, то веселится, то плачет. Люди с пограничным расстройством личности имеют черно-белое мышление, склонны к обесцениванию и идеализации, причем вместе и одновременно эти чувства могут сменяться в течении суток. В повседневной жизни человек с ПРЛ впадает в крайности постоянно, меняя решения на ходу, особенно ярко это видно по цвету волос Клементины, она меняет их также часто, как и свое отношение к Джоэлу. С партнером, у которого ПРЛ может быть очень сложно, они не стабильны, созависимы, инфантильны, но с ними никогда не будет скучно. А скука, главная проблема Джоэла...

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Джоэл депрессивен, его самооценка строится на мнении окружающих, у него имеются признаки тревожно-избегающего типа привязанности. С самого начала герой повествует, что его жизнь ничем не примечательна, он интроверт и любит покой, однако Клементина внесла множество ярких красок в его быт. Возникает вопрос "неужели противоположности притягиваются"? В жизни всё намного сложнее, но если присмотреться к герою, то можно заметить все признаки аффективного расстройства (депрессии) : сниженное настроение, нежелание ничего делать, ощущение скуки и отсутствие радости (ангедония). Клементина своей нестандартностью вывела Джоэла из пучины витальной печали. Такое длительно затянувшееся депрессивное состояние нередко приводит к суицидальным мыслям, вполне возможно, что если бы не эта судьбоносная встреча двух одиночеств, то всё могло закончиться очень трагично. Пара Джоэл - Клементина нестабильна, но они взаимодополняют друг друга, покрывая потребность в любви и принятии, отчего их отношения становятся созависимы. Они необходимы друг другу, но из-за противоречий стадии отвержения и инфантильности обоих, не могут перейти на следующий этап.

Ренессанс или отыграть назад

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"

Проживя все чувства вновь, между Клементиной и Джоэлом происходит некое возрождение, они удалив память друг о друге, встречаются снова и теперь у них есть шанс на ренессанс отношений. Подобные размышления наводят на мысль, что если бы каждый имел шанс отыграть назад? Конечно, фильм не лишен комического компонента, но если взглянуть серьезно, то это действительно воодушевляет. Чтобы бескровно преодолеть стадию отвержения, партнерам важно относиться к друг другу с уважением и прорабатывать обиды. Понимать, что человек не состоит исключительно из положительных качеств, а также имеет и недостатки. Важно слушать и слышать, принимать личность в целом, а не по совокупности отдельных свойств, давать право на ошибку, ведь все мы не идеальны.

Как только пара придет к пониманию, что партнер отдельная реальная личность, а не плод собственных грез, научившись принимать друг друга целиком, уже не стараясь «переделать под себя», то начнется переход на стадию терпимости. Именно на ней зарождается любовь, построенная на силе воли, осознанности и уважении. Финал фильма не дает нам увидеть смогут ли Клементина и Джоэл перейти на эту стадию или вновь потерпят крушение, это остается за кадром и каждый решит уже для себя. Однако надежда на возрождение всегда есть и для этого не нужно иметь фантастический аппарат для стирания воспоминаний, нужно лишь во время прийти к пониманию и вспомнить почему вообще эти люди сошлись и что пережили. Ломать легко, а строить и конструктивно общаться намного сложнее, умение не только слушать, но и слышать, принимать личность в целом, а также разрешать возникающие противоречия, могут стать верными помощниками на пути к исцелению рушащихся отношений.

Отыграть назад или ренессанс в отношениях: психологический разбор фильма "Вечное сияние чистого разума"
2323
11
12 комментариев

О как раз думал что посмотреть, пропустил этот фильм будет на вечер под что покушать свою одбивнушку с пюрешкой))

5

Очень скучный и сумбурный, пришлось забросить.

3
2

"Почему я влюбляюсь в каждую женщину, которая проявляет ко мне интерес?.."
ну реально же нетленка!

3

Когда мне было 20 лет был одним из любимых фильмов. Когда посмотрел в 30 уже на старте понимаешь, что ничего у них не выйдет. Нереально.

3

вполне вероятно, но это остается за кадром

В повседневной жизни человек с ПРЛ впадает в крайности постоянно, меняя решения на ходу, особенно ярко это видно по цвету волос Клементины, она меняет их также часто, как и свое отношение к Джоэлу.Она не меняет цвет часто, просто хронология показана не в линейной последовательности, временные периоды смешаны. Ориентироваться в истории можно именно по цвету волос Клементины: зеленый (начало отношений), красный (их развитие), синий (конец).

2

Отличный фильм. Пересматриваю переодически. Очень понравилось визуальное сопровождение.

2