ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Именно так выглядит весь ужас полного kit
Именно так выглядит весь ужас полного kit

HTC Vive: революция в виртуальной реальности на момент выхода

В последние несколько лет виртуальная реальность (VR) стала неотъемлемой частью индустрии технологий. Одним из самых известных и революционных продуктов в этой области стал HTC Vive — гарнитура виртуальной реальности, выпущенная в 2016 году совместно с компанией Valve. С момента своего появления Vive произвел фурор, предложив пользователям совершенно новый опыт взаимодействия с цифровым миром, благодаря использованию новейших технологий и продвинутости в области сенсоров.

Прототип системы которую показали относительно широкой публике
Прототип системы которую показали относительно широкой публике

История создания

HTC Vive был разработан в сотрудничестве с Valve — компанией, известной своими игровыми разработками и созданием платформы Steam. Вдохновленные успехом первого шлема виртуальной реальности Oculus Rift, HTC и Valve решили создать систему, которая бы могла обеспечить не только качественное погружение в виртуальный мир, но и поддержку активного взаимодействия с окружающим пространством. Для этого был разработан уникальный набор технологий, включающий в себя камеры и датчики для отслеживания движений пользователя.

Система Vive включает в себя два основных компонента: саму гарнитуру, которая отображает виртуальный мир, и систему отслеживания — базовые станции (Lighthouses), которые позволяют точно отслеживать положение пользователя в пространстве.

Маячок или Лайтхаус.
Маячок или Лайтхаус.

Как же работает Lighthouse?

Эмиттеры Lighthouse состоят из двух компонентов: горсти инфракрасных LED и двух вращающихся инфракрасных лазеров – один по оси X, другой по оси Y. Эти лазеры отличаются от обычных точечных – каждый лазер Lighthouse – это линейный лазер. Они настроены так, чтобы охватывать примерно 180 градусов.

Инфракрасные LED задают старт временного отсчета. Микроконтроллер начинает отсчет когда получает изначальный синхронизационный сигнал, после чего ждет когда X и Y лазеры осветят диод. В зависимости от времени, микроконтроллер напрямую указывает время задержки к X и Y подсчетам. При помощи нескольких фотодиодов, а также зная структуру их расположения, микроконтроллер может вычислить точную позицию ресивера.

Что это значит для тех, кто ничего не понял: LED-диоды дают команду – начинаем вычислять позицию. Фотодиод получает команду и начинает следить за сигналами линейных лазеров. Проходит ось X – он делает пометку о времени. Проходит ось Y – он снова делает пометку. После этого он смотрит на разницу по времени с начала отсчета – зная сколько времени нужно линейному лазеру на проход по оси, он определяет точку по оси X и по оси Y, указывая ее в виртуальном пространстве комнаты. Так как лазерных эмиттера два и они находятся в разных углах комнаты под разным углом, микроконтроллер отвечающий за определение позиции, может использовать данные сразу от 4 лазеров, что позволяет ему точно определить свое положение в трехмерном пространстве. А зная форму расположения фотодиодов, он может вычислить угол, под которым они расположены.

И такое решение очень элегантно по ряду причин:

  • Требуемые вычисления минимальны, особенно в сравнении с системой отслеживания на основе видео-фида
  • Невероятно низкая задержка. В отличие от других методик, системе не нужно ждать пока она получит тяжелые изображения, обработает и проанализирует их. Вычисления микроконтроллеров могут быть очень быстрыми и точно передавать углы наклона. Это критически важный аспект виртуальной и расширенной реальности, где ошибки вычислений и время задержки создают массу проблем и разрушают эффект VR
  • Система полагается на высокие временные разрешения на ресивере для определения углов – что превосходит все другие техники
  • Устройство ресиверов преступно дешево – один фотодиод стоит один цент. Они очень легкие и маленькие, что позволяет использовать их на практически любом объекте. Не зря Valve говорили, что предоставят всем желающим возможность внедрять трэкеры во что угодно.

Теперь о шлеме...

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Шлем HTC Vive имеет продуманный и удобный дизайн, который позволяет комфортно носить его на голове даже длительное время. Он выполнен в минималистичном стиле с черными и синими акцентами, что делает его современным и стильным. В комплекте идут регулируемые ремни для головы и дополнительные поролоновые подкладки для удобства. Также шлем оснащен вентиляционными отверстиями, которые предотвращают запотевание линз.

Вот только продуманным он казался 8 лет назад, сейчас же система ремешков и хлястиков вызывает только вечные правки положения шлема на макушке ибо шлем имеет явный перекос по центру тяжести и так и норовит сползти вниз. Все остальные тезисы не вызывают нареканий.

А что там по техническим характеристикам?

Ну по этому аспекту все на момент выхода было не плохо. Два OLED-дисплея с разрешением 1080 x 1200 пикселей (по 1080 x 1200 на каждый глаз). Частота обновления составляет 90 Гц, что минимизирует размытость движений и устраняет проблему с тошнотой. Поле зрения в 110 градусов, что позволяет лучше погружаться в виртуальную реальность. Шлем так же оснащен различными датчиками для отслеживания движений, включая гироскопы, акселерометры и лазерные датчики, которые фиксируют положение головы и позволяют использовать жесты и движения в реальном времени. Особенно хотелось бы отметить наличие системы подстройки межзрачкового диапазона, при чем не по каким то преднастройкам как у некоторых конкурентов и более поздних автономных шлемах, а полноценную плавную с большим диапазоном.

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

А как там с эргономикой? С эргономикой как я спрашиваю.

А вот тут уже есть огромные проблемы, из-за особенности системы фиксации шлема назвать эргономику выдающейся нельзя. Все дело в ремешках.

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Да сам шлем для своих габаритов легок, но ремешки его надежно на голове не фиксируют, и он всегда сбегает на нос. Да в про версии ребята учли этот нюанс и выпустили самое совершенное крепление которое как по мне до сих пор является самым лучшим(но об этом чуть позже).

А при чем тут Valve?

Valve выпустила платформу для виртуальной реальности - SteamVR. SteamVR был представлен в рамках разработки оборудования, включая шлем виртуальной реальности HTC Vive. Vive был первым продуктом, который интегрировал SteamVR с возможностями «Room-Scale» — технологии, позволяющей пользователю перемещаться в пространстве, создавая эффект полного погружения. Платформа SteamVR также поддерживает другие устройства VR, такие как Oculus Rift, Valve Index и другие, благодаря чему она предоставляет огромный выбор для пользователей.

В чем же не совсем очевидный плюс этой платформы? В Возможности апдейтов своего оборудования которое на ней завязано. А тут уж есть куда разгуляться.

Можно ли что-то добавить еще? Конечно можно но не нужно... Дальше пойдет уже личный экспириенс. Да да я купил себе это исчадие ада и даже смог его про апдейтить.

Personalis experientia. Не матерись...

Я долго размышлял что взять для врыва в VR, сразу с двух кошельков влететь в Индекс\паймакс\вайв про 2 или взять автономку по типу пико4\квест2-3. После некоторых исследований на натуре пришел к решению о покупке БУ вайва первого поколения. Почему он а не например квест2 за чуть большее количество шекелей? Всему причина SteamVR. И возможно проапгрейдить комплект до следующего "уровня".

И вот я уже сижу на сетевой барахолке и покупаю за 17к фуллкит Vive. Но как оказалось есть свои нюансы в этом вот всем БУ рынке, один из контроллеров оказался не совсем рабочим. Пришлось задействовать перк на ремонт шлейфов\обход повреждений.

Для понимания вся дорожка поврежденная толщиной чуть толще ногтя...
Для понимания вся дорожка поврежденная толщиной чуть толще ногтя...
ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Но в целом все остальное отлично работало и проблем не вызывало. Через несколько недель было решено проапгрейдить контроллеры... сразу на Индекс кастеты

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Разница между штатными палками и кастетами такова что ее не передать словами, да цена у них кусючая, но в замен они дают кроме точного позиционирования еще и новые ощущения от взаимодействия с миром в ВР. Нет они не дадут тебе почувствовать мягкость некоушек, или например мягкость бубесов, а жаль. Но вот взаимодействовать в некоторых играх с окружением они позволят, например в ХЛ Аликс ты сжимая рукоятку можешь сжать банку из под газировки, или в The Lab пожать так сильно руку роботу что сможешь ее смять. И все благодаря датчикам сжатия. Так же контроллер отслеживает каждый палец, то есть ты можешь фиги крутить или "козы". Но есть и минусы, в отличии от вайв палок кнаклсы очень хрупкие и лупить ими стены не стоит.

В какой то момент устав от зерна(1080р на глаз это немного больно на светлом фоне) я решил взять себе шлем из про ветки... Ох и натерпелся я с ним...

Оказалось что в линкбоксе на про шлеме стоит блютус, драйвер на который в моем случае винда не смогла поставить и вся система просто не заводилась, немного(5 часов) гуглежа и поисков помогли найти искомый драйвер. Но тут возникла новая проблема(оборудование то бу пусть и хорошо сохранившееся для 6ти летнего устройства), а именно порт линкбокса устал и кабель 3в1 теперь только в определенном положении работает. Ну а я кто? Правильно гаражный маг дакка технологий... Пофиксил все обычным русским лесом(спичкой)

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

И так, что же я получил теперь?

Новые контроллеры, и более совершенный шлем. В чем же его плюсы? Это новое разрешение (1440 х 1600 на каждый глаз), систему отслеживания и управления взглядом( так и не понял нафиг она мне нужна ну пускай будет), крайне удобная система крепления, наличие встроенных наушников.

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт
Между линзами как раз находится сенсор отслеживания взгляда.
Между линзами как раз находится сенсор отслеживания взгляда.

На системе крепления хотелось бы несколько заострить внимание, боль обычного вайва в том что нет противовеса, и маска всегда сплозает, здесь же полностью ее переработали и из ремешков остался только верхний, остальное же заменили на мягкий пластик и добавили противовес на затылок который дополнили мягкими вставками, и как результат шлем теперь сидит как влитой и за счет противовеса менее утомляет пользователя.

Вывод

Для 2024 система устарела, и всему виной разрешение дисплеев, сейчас даже доступные автономные системы имеют 4к разрешение. Но вот в остальном Вайв первого поколения все еще могет. И спасибо нужно сказать платформе SteamVR, ее модульность позволяет и сейчас взять и поменять шлем на какой-нибудь паймакс 8кх с ошеломительными 200 градусами фов и 8к разрешением. И все будет работать.

Отслеживание по базовым станциям многим кажется устаревшим и не удобным, но мнение это ошибочно. Точность, скорость отслеживания такова что ни одному автономному шлему с отслеживанием по камерам и не снилась. Для понимания я вброшу что топ в таблице рекордов Beat Saber занимают исключительно пользователи систем ВР с внешним трекингом. Да и в играх обычному пользователю она позволяет творить грязь даже не взглянув в сторону противника(слепая стрельба) что автономные шлемы например не могут дать ибо почти сразу утеряют трекинг.

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Провода к шлему, да это не совсем удобная штука, без потолочного крепления он вечно под ногами валяется и несколько портит погружение. Но даже на этот случай есть кит для беспроводного соединения, но и тут не все гладко. Если у вас частный или малоквартирный дом то все ок, диапазоны wifi не загажены помехами и картинка почти всегда будет четкой без падения битрейта, но вот в человейниках даже с очень хорошим роутером обеспечить 100% стабильную картинку не выйдет. В проводе так же можно найти плюс, это использование его как ориентира чтобы случайно не уйти в окно).

Можно ли взять например шлем для игры в вр во всякие симуляторы по типу гоночных или летных? Нет, нужно минимум еще одну станцию для отслеживания и это минус , так как шлем с линк боксом можно взять например за 10к, а вот маяк первого поколения минимум 5-9к, то есть проще взять уж полный кит.

А как реагирует тело на ВР? У все индивидуально, но есть и общие моменты. При рваном ФПС тело реагирует тошнотой и головокружением, при варианте перемещения стиком(без телепорта) мозг начинает думать что ты отравился и тоже вызывает рвоту, так как он фиксирует движение но знает что ты ногами не перебираешь и как следствие думает что ты чем то отравился и нужно бы прочиститься. Так же есть проблема с внутренним отслеживанием у некоторых людей, после выхода из ВР не совсем осознают что вышли из него и монитор воспринимают как оперативное окно. Это все самые часто встречаемые "побочки". Но практика и некоторые хинты позволяют сводить на минимум эти пробочки. Так же некоторые люди со специфической подготовкой и работой мозга в целом игнорируют все побочки, так как мозг четко разграничивает реальность и виртуалку и даже сохраняет позиционирование из-за чего не налетает на стены и мебель.

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

Советую ли я попробовать ВР? Да определенно стоит, а вот купить себе уже только по результатам "пробы в десна". Сейчас ВР автономка по типу квеста 2 стоит немногим дороже 20-24к, вайв до 20к можно найти(важно иметь возможность проверить работоспособность и в целом осмотреть устройства). Всякие хорроры в ВР говорят очень хороши. Так же плюсом является тот факт что даже в сидячем режиме физические действия так же совершаются что можно обернуть в занятие фитнесом. Для творцов в блендарах Вр откроет новые грани восприятия, но тут уже наверное нужно иметь про шлем с отслеживанием взгляда.

ЛОНГарус о HTC Vive + личный опыт

В тексте были задействованы материалы из данных источников:

3131
22
11
47 комментариев

Дороха бохато

3

Что? Я Окулус рифт S брал новый за 30к, где никаких палок по комнате ставить не надо и всё такое, а этот хуавей тогда вообще на сдачу с макдональдса продавали и то он нахуй никому не нужен был.

На попробовать норм, а если решил в ВР, то придется покупать норм железки.

1

Для пробы не очень то и дорого можно найти, вопрос только в необходимости

1

Круто)
Сам пытаюсь написать лонг про VR,но с точки зрения доступности

1

Самый доступный вариант это собрать на базе пс мув и китайском шлеме для телефона... цена где-то до 10к) ну и немного техномагии

2

Доступность мы любим

1

А я думал вр покупают чисто для порно. Почему ни слова о нем 🤔