"Работяга" / A Working Man (2025, реж. Дэвид Эйр)
Жанр(ы): боевик со Стэйтемом
Когда-то Левон Кейд служил в Королевской морской пехоте Великобритании , путешествуя из одной горячей точки в другую, но прошлое осталось в прошлом. Теперь он - обыкновенный американский работяга, отчаянно стремящийся жить своей жизнью, ведь чужой жизнью жить у него вряд ли бы получилось. Вот только добро с кулаками не может сидеть сложа руки, если зло начинает бесчинствовать. Пора Кейду показать негодяям, что его истинное призвание - не укладывать кирпич и месить цемент, а вселять в черные сердца ужас и образцово-показательно ломать челюсти! Скоро содрогнутся даже самые могущественные негодяи: работяга собирается уработать их одного за другим!
Между высоколобыми критиками и рядовыми зрителями не всегда царит согласие, но кое в чем они обычно солидарны: если посмотреть практически любой боевик со Стэйтемом, то можно считать, что познакомились с большей частью его фильмографии. Как и поздние киноработы Лиама Нисона, всех этих "Защитников", "Механиков", "Перевозчиков" и "Профессионалов" уже можно считать отдельным поджанром экшена. Типичный сюжет с участием сурового бритоголового англичанина повествует о вышедшем в тираж силовике, спортсмене или киллере, который пытается не ввязываться в неприятности, но по какой-то причине (защита слабых, месть и т.д.) отправляется в крестовый поход против считающих себя неприкосновенными злодеев - и вскоре в одиночку сокращает их популяцию до нуля. По этой же схеме построены и "Пчеловод" (2023) Дэвида Эйра, и новая коллаборация режиссера с Джейсоном Стэйтемом - "Работяга", в официальном дубляже нареченный "Мастером".
Сильвестер Сталлоне еще в 2010-х загорелся идеей снять сериал, основанный на приключениях Левона Кейда из весьма брутальных книг Чака Диксона, планируя выступить сценаристом и продюсером, а заодно сыграть протагониста. Но вскоре внимание звезды "Рэмбо" и "Рокки" переключилось на "Короля Талсы", поэтому от исполнения главной роли, как и в случае с "Последним рубежом" (2013), он отказался в пользу близкого друга Стэйтема, с которым вместе появлялся на экране во франшизе "Неудержимые".
"Работяга" заполнен клише боевиков - например, выстрелы из дробовика отбрасывают людей так, будто их на полном ходу сбил грузовик, а враги нападают на героя поодиночке или парами, чтобы ему поудобнее было эффектно отправить их в нокаут. К слову, в отличии от оригинального романа "Сделка Левона", фильм завершается хэппи-эндом - похищенная мафией Дженни не умирает от передоза наркотиками, а благополучно возвращается к родителям. Основные антагонисты "Работяги" - Bratva (в дубляже - Синдикат), представляющие из себя русских гангстеров с именами, вроде Воло и Ванко. Первого играет не кто иной, как Джейсон Флеминг - с тезкой Стэйтемом они снимались еще в ранних фильмах Гая Ричи.
Стоит отметить, что "Работяга" отчасти напоминает экранизации комиксов а-ля "Каратель: Территория войны" и "Стрела". Не в последнюю очередь этому способствуют весьма колоритные персонажи: чего только стоят слепой лучник Леферти (Дэвид Харбор) и лидер банды байкеров "Серафимов" Датч (Чиди Аджуфо), восседающий на подобии Железного трона, сделанном из мотоциклетных запчастей! Но есть и более веские причины сходства "Работяги" с кинокомиксами: во-первых, автор первоисточника Чак Диксон уже много лет сочиняет приключения для супергероев DC; во-вторых, Дэвид Эйр перенес в сценарий "Работяги" элементы сюжета из его так и не запущенного в производство спин-оффа "Отряда самоубийц". Согласно слухам, зрители увидели бы историю превращения обыкновенного паренька из гетто Флойда Лоутона в смертоносного Дэдшота и его вражду с Пингвином. Неудивительно, что один из второстепенных злодеев "Работяги" - низкорослый аристократ в цилиндре, дымящий сигаретой на мундштуке...
Эйр снял фильм для аудитории, которой для счастья достаточно в очередной раз увидеть брутального Стэйтема, с каменной физиономией расправляющегося с бандитами. И вправду, зачем чинить то, что и так прекрасно работает?