Андрей Тарковский. Кинематографический поэт

Один из величайших режиссеров мирового кинематографа, чьи фильмы, наполненные глубокой философией, до сих пор завораживают и не оставляют равнодушным даже самого заядлого киномана. Его творческая «фишка» - непрерывный кадр. Долгий фокус на одном плане лёг в основу его уникальности как режиссера.

Андрей Тарковский. Кинематографический поэт

Андрей Тарковский родился в семье поэта. Он унаследовал от отца это особое чувство прекрасного. Стихи отца являются неотъемлемой частью фильмов Тарковского. Они имеют свою особенную значимость, что и понятно, ведь это его наследие. Мало, кто знает, но Тарковский имел музыкальное образование. Он даже подумывал стать композитором. Это объясняет тщательно подобранные композиции к его фильмам, где музыка - это не просто фон, а важный элемент картины.

Андрей Тарковский. Кинематографический поэт

Свою режиссерскую карьеру Тарковский начал с фильма «Иваново детство» (1962), получившего признание на Венецианском кинофестивале. За «Ивановым детством» последовали «Андрей Рублев» (1966), столкнувшийся с цензурными трудностями. Никому не дающий покоя, «Солярис» (1972) с новаторскими для того времени спецэффектами. Не менее гуляющий на слуху «Сталкер» (1979), съемки которого были омрачены техническими проблемами и болезнью режиссера. Автобиографичное «Зеркало» (1975), пронзительная «Ностальгия» (1983) и финальное «Жертвоприношение» (1986), снятое уже в эмиграции. Все эти фильмы стали культовыми в истории кино.

Андрей Тарковский. Кинематографический поэт

Интересные факты: «Иваново детство» (1962). Для достижения максимального реализма в сценах военных действий Тарковский настоял на использовании настоящей взрывчатки, подвергая съёмочную группу риску. Фильм получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, принеся молодому режиссёру международное признание.

Кадр из фильма «Иваново детство» (1962)
Кадр из фильма «Иваново детство» (1962)

«Андрей Рублев» (1966). Фильм столкнулся с серьезной цензурой в СССР из-за своего нетрадиционного повествования исторических событий и религиозных тем. Полная версия фильма была показана только спустя несколько лет после завершения съемок. «Андрей Рублев» считается одним из ключевых фильмов о русской истории и духовности.

Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966)
Кадр из фильма «Андрей Рублев» (1966)

«Солярис» (1972). Фильм о глубоком размышлении о природе человеческого сознания и контакта с внеземным разумом. Спецэффекты, использованные для изображения космической станции и планеты Солярис, считались чем-то «нечто» в кинематографе того времени.

Кадр из фильма «Солярис» (1972)
Кадр из фильма «Солярис» (1972)

«Сталкер» (1979). Съёмки фильма были омрачены проблемами, включая повреждение пленки. Это вынудило Тарковского переснимать значительную часть материала. Место съемок — заброшенная электростанция, недалеко от Таллина. Как впоследствии оказалось, уровень токсичности в том месте превышал допустимую норму, что, предположительно, повлияло на здоровье режиссёра и некоторых членов съёмочной группы.

Кадр из фильма «Сталкер» (1979)
Кадр из фильма «Сталкер» (1979)

«Зеркало» (1975). Глубоко личный, автобиографичный фильм, наполненный воспоминаниями из детства Тарковского, стихами его отца и кадрами документальной хроники. Нелинейное повествование создают эффект «потока сознания», погружая зрителя во внутренний мир героя. Рекомендую к просмотру, если не видели.

Кадр из фильма «Зеркало» (1975)
Кадр из фильма «Зеркало» (1975)

«Ностальгия» (1983). Фильм снят в Италии. Рассуждения на тему тоски по Родине, духовного отчуждения и поиска смысла жизни в изгнании. Знаменитая сцена с героем, несущим зажжённую свечу через пустой бассейн, была снята одним дублем и стала одним из самых запоминающихся моментов в истории кино.

Кадр из фильма «Ностальгия» (1983)
Кадр из фильма «Ностальгия» (1983)

«Жертвоприношение» (1986). Последний фильм Тарковского, снятый в Швеции. Это размышление о вере, жертве и надежде на спасение человечества. Кульминационная сцена с горящим домом, символизирующая жертву главного героя, была также снята с одного дубля и потребовала сложной подготовки. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля (посмертно).

Кадр из фильма «Жертвоприношение» (1986)
Кадр из фильма «Жертвоприношение» (1986)

Трагическим эпизодом в жизни Тарковского стал запрет на въезд в СССР после его отъезда в 1982 году.

Андрей Тарковский. Кинематографический поэт

Андрей Тарковский ушел из жизни в 1986 году, оставив после себя небольшое, но невероятно значимое наследие.

Его фильмы, наполненные духовными поисками, метафизическими вопросами и пронзительной красотой, продолжают вдохновлять и волновать зрителей по всему миру.

4
19 комментариев