Объясняю сюжет и концовки Clair Obscur: Expedition 33, для самых маленьких
Спойлеры.
В мире Clair Obscur: Expedition 33 живут художники и писатели оживляющие свои фантазии в своих творениях силой хромы (некий магический ресурс).
Одними из таких творцов является семья художников Дессандр. По сюжету конкурирующие с семьей писатели устроили пожар в их поместье, в результате которого погиб Версо - один из детей семьи, а младшая дочь семьи Алисия получила сильные ожоги.
Мать (Алин, в картине - Художница) не смогла пережить эти события и ушла в мир грёз - в картину, некогда нарисованную её умершим сыном Версо, когда тот был мальчишкой. В смерти сына мать винит дочь Алисию, в картине она воссоздает образы взрослых членов семьи, но образ Алиссии оставляет изуродованным после пожара. В след за матерью в картину попадает и травмированная дочь Алисия, но не намеренно, а как в ловушку, заново рождается в семье персонажей из картины, лишившись памяти о реальном мире и с новым именем - Маэль. На момент пролога ей уже 16 лет.
Отец семьи (Ренуар) последовал за женой, чтобы вернуть её в реальность, долгое нахождение в картине убивает. Между супругами происходит конфликт, она запирает его под огромным монолитом, а сама остаётся его сдерживать. Ренуар в стремлении уничтожить картину испускает волны энергии, ежегодно стирая часть персонажей, обитающих в картине, а жена сдерживает энергию настолько, чтобы волна коснулась только старых рисунков. Именно это сдерживание олицетворяют числа на монолите - возраст персонажей, которых ждёт уничтожение (гоммаж).
Старшая дочь семьи Клеа также входит в картину, перерисовывает свой образ и оставляет его заниматься созданием невронов (противники, встречающиеся по миру картины). Таким образом она помогает отцу, невроны служат для выкачки хромы из созданий Алин.
В борьбе с Художницей, не зная правды, персонажи города Люмьер ежегодно формируют экспедиционные группы из людей, которых ждёт ближайшая волна гоммажа (в данном случае 33). Цель группы - победа над Художницей, чтобы остановить гоммаж. В эту группу входят Гюстав, Маэль, Люнэ, Сиель и другие персонажи, которые вскоре после высадки будут убиты. Хоть Маэль и всего 16, она уговаривает поучаствовать в экспедиции 33, поскольку в Люмьере все её близкие уже мертвы, а Гюстав её попечитель. Так начинается путь экспедиции 33.
В конце первой главы Гюстав умирает и вместе с ним умирает и весомая часть колорита игры. Ему сразу же приходит замена - взрослый образ Версо. Он вступает в группу, но скрывает правду о картине и семье Дессандр. По мере повествования в группу также входят Эскье (образ которого взят с детской игрушки Версо) и Моноко (образ собаки, домашнего питомца семьи).
На пути к своей цели группа встречает персонажа по прозвищу Куратор. В конце сюжета им оказывается образ Ренуара, который тайно помогал группе добраться до Художницы, чтобы выдворить её из картины и высвободиться из под монолита.
Группа добирается до Художницы, побеждает её, триумфально возвращается в Люмьер и очередная волна гоммажа стирает всех, кроме Версо, Эскье, Моноко и Маэль. Вспомнив своё реальное прошлое, Маэль открывает в себе силы Художницы и восстанавливает Люнэ и Сиель (но не Гюстава, пошёл он нахуй).
Так они начинают новую экспедицию 33 по уничтожению Ренуара. После победы над ним в группе происходит разделение мнений. Маэль продолжает пиздострадать, хочет сохранить картину и счастливо жить в выдуманном мире. Уговоры её отца не дошли до её пубертатного сознания. А Версо хочет уничтожить картину не желая такой жизни, осознавая себя ненастоящим, прихотью чей-то кисточки. Мнение Люнэ и Сиель (как и любого другого персонажа) никто не спрашивает, они в любом случае обречены умирать или жить по прихоти рисующего.
Выбирая концовку Версо он побеждает Маэль и освобождает свой истерзанный образ мальчика, которого заставляют бесконечно рисовать, берёт его за руку и встречает гоммаж. Сиэль и Люнэ смотрят на него непонимающе, осознавая бессмысленность своего существования и также стираются. Маэль возвращается в реальность, она с семьей, стоит у памятника Версо, прощаясь с братом и образами друзей из картины.
Принимая сторону Маэль, истерзанный образ мальчика Версо продолжает рисовать против своей воли, а взрослый образ Версо умирает. Вскоре события происходят в Люмьере, люди собираются в театре, все персонажи живы, в том числе Гюстав, на сцену выходит заново нарисованный взрослый Версо, садится за пианино и ведёт себя странно, будто не осознавая себя. Маэль его воссоздала, но это уже не тот Версо. В конце показывают Маэль в хромотрансе, в таком же, из которого вытащили её мать Алин (Художницу), напоминая, что она в собственных грёзах.
ИМХО:
Честно говоря, я бы предпочёл и даже воспринимаю такую интерпретацию, в которой нет магической хромы в реальности, а сама картина это просто коллективная шиза депрессивной семейки. А повествования в картине представлены в виде метафоры, в которой муж посещает палату психбольной и пытается вытащить её из психошизы, выдуманного манямирка.
Сама история горькая не из-за трагической судьбы семьи Дессандр, а из-за трагической судьбы любого нарисованного образа в картине. Кончина любого персонажа Люмьера была более жестокой и трагичной, чем все горечи их художников. Даже невроны созданы для страданий, никто не спрашивает мнение населения картины, они обречены в семейных разборках художников.