Кто же настоящий маскот серии игр DOOM? 🤔
Где-то в аду, среди серных испарений, уже тридцать лет горит один и тот же вопрос. Нет, не “почему в аду так много взрывающихся бочек” и не “зачем стены открываются, если по ним ударить кулаком”. Главный вопрос — кто настоящий символ Doom? Кто тот демон, чьё лицо мы должны представлять сразу после зеленого шлема, дробовика и саундтрека, от которого шевелится кожа?
На первый взгляд — ну, конечно, КАКОДЕМОН! Красный, одноглазый, шарообразный. Его видели все, он узнаваем с любого ракурса, будто йога-мяч попал в ад и начал плеваться плазмой. Но на официальных постерах чаще красуется рыцарь ада — или даже старший брат, барон. Кто же из них настоящий маскот, а кто просто иконка для тех, кто любит плюшевых демонов? Давайте разбираться!
Какодемон — харизматичный шар из ада
Какодемона придумал Том Холл, вдохновившись иллюстрацией монстра Astral Dreadnought из Dungeons & Dragons. Одноглазый, зубастый, парящий — всё как надо. Но идея прижилась не сразу. В ранних набросках фигурировали и другие чудовища, но именно какодемон вызвал восторг всей команды.
Почему? Всё просто — он мгновенно читался на экране. Огромный, красный, со светящейся рожей — его невозможно было спутать с кем-то другим.
Адриан Кармак, арт-директор id Software, отрисовал пиксельный спрайт вручную. Получился образ, одновременно и комичный, и угрожающий. Отдельным фактором стало то что какодемону не нужен был сложный скелет или анимации — он просто летел и орал, а ты уже знал: сейчас будет плохо.
Он не столько пугает, сколько притягивает. В нём нет пафоса, он не играет роль "босса" — зато он идеально вписывается в темп игры, и даже звук его появления — «пшшш-шрааа» — стал своего рода аудиосимволом игровой эпохи. И уж если Какодемон — не лицо DOOM, то точно его улыбка.
Рыцарь и барон ада — воплощение силы
С другой стороны — барон ада, или, позднее, рыцарь ада, появился как антагонист совершенно иного уровня. Это не милый мячик, это мясной бодибилдер с рогами и вечной злобой. Первый босс, первый настоящий страх. E1M8. Phobos Anomaly. Помните? Ты идёшь по коридору, усеянному телами, открываются стены — и в тебя летят два фаербола с характерным рёвом. И всё, шутки закончились.
Модель барона лепилась вручную — буквально. Кармак создавал глиняную скульптуру, фотографировал под нужными ракурсами, а затем переводил снимки в пиксель-арт. Это была не просто работа художника, это было воплощение ада через физический труд. Никаких сканеров, никаких шейдеров, ничего такого к чему привыкли современные художники. Чистая злость и скальпель.
Почему именно он — на обложке DOOM? Потому что визуально он работает. Он олицетворяет силу, агрессию, угрозу. Это не просто монстр — это иконографический образ, как чёрт с триптиха Босха. Он не карикатурен, он — воплощение ада, мясистое, рогатое и зубастое. Если Doom — это мясной балет, то барон — главный танцор с кувалдой.
Позже, в Doom II, барону дали младшего брата — рыцаря ада. Те же формы, но похилее, серее, проще. Скорее массовка, но КАКАЯ. Зато появлялся он чаще. И стал частью визуального кода DOOM— без излишней харизмы, но с нужным объёмом мускулов 💪
Так кто же всё-таки маскот?
Какодемон — это любовь. Его ставят на футболки, рисуют на кружках, делают плюшевым. Он стал мемом, и даже DOOM (2016) сделал его чем-то вроде талисмана: достаточно вспомнить момент, где палач бережно берёт игрушку в форме какодемона. Это тот самый случай, когда из «просто врага» рождается образ узнаваемый и любимый миллионами.
Барон ада — это респект. Он пугает. Он старший. Он был в самом начале. Он — тот, кто стоит за спиной всех остальных монстров, как строгий директор ада. Ему не нужны мемы — он символ всерьёз, говорящий с обложки всем зевакам: «Слышь, купи! Ща буит мясо!».
В конечном счёте тут история, как с Mortal Kombat: кто главный — Скорпион или Саб-Зиро? Ответ один — оба. Один нравится фанатам, второй — маркетологам.
И всё-таки...
Если выбирать образ, который чаще всего вызывает улыбку, ностальгию и желание крикнуть "аААА!", когда ты его слышишь в темноте — это будет какодемон. Он понятен, он запоминается, он стал иконой не потому, что его везде ставили, а потому, что игроки сами его туда возвели.
А барон… он как отец: строгий, важный, внушительный. Но в футболке ты будешь ходить всё-таки с этим красным глазастым мразишкой.