Незнакомцы, ведущие нас сквозь игровые миры [Лонг]

Рассказ о том, как Dark Souls, Sky и Death Stranding ткут невидимые нити, связывающие игроков через время и пространство, превращая каждое действие в часть чужого приключения.

Готов узнать, как игры помогают людям стать ближе, несмотря на километры и годы, что нас разделяют?

Мы же на ПДФ, а тут читать не принято. Поэтому специально для Вас, мои уважаемые пользователи, этот лонгрид есть в видеоформате.

Тыкай на видео и наслаждайся

Мы всегда искали связь

На протяжении всей своей истории человечество искало способы общения, которые позволили бы преодолеть границы пространства и времени. Сначала это были наскальные рисунки, которыми люди пытались увековечить свою жизнь, передать послание потомкам, рассказывая о значимых событиях. Со временем появилась письменность, за ней книги, живопись и другие формы искусства. Все это является мостом, соединяющим творцов и их зрителей.

Виртуальные миры стали продолжением этого древнего желания. Создание цифровых игровых пространств отражает ту же глубокую человеческую потребность – оставить частицу себя и передать свой опыт. Разработчики не просто проектируют новые вселенные со своими законами и правилами, они вкладывают в эти миры свою душу. И в каждом из этих творений, несмотря на их виртуальную природу, ощущается стремление создателя сделать так, чтобы их работа осталась в памяти людей. Не канула в небытие.

Процесс разработки Psychonauts 2

Пользователи, погружаясь в игровые миры, также стремятся оставить свой след в цифровом пространстве. Они создают уникальных персонажей и генерируют удивительные истории, возводят замки, побеждают боссов и исследуют порой бескрайние земли. Каждый их шаг – это проявление внутреннего желания стать частью чего-то большего. Да, игры устаревают, сервера закрываются, а былые заслуги испаряются, хотя существуют и исключения – проекты, живущие десятилетиями, где вклад людей продолжает быть значимым и актуальным. Но даже зная, что их усилия могут оказаться забыты, игроки продолжают стремиться к самовыражению. Им важно, чтобы их действия имели смысл, даже если они осознают, что со временем все это может стать лишь воспоминанием.

Однако стремление людей оставить свой след в игровом мире выражается не только в их личных достижениях, но и в более глубоких формах взаимодействия. Так, в некоторых проектах игроки находят свое предназначение в помощи другим, а кто-то, наоборот, в создании для них препятствий. Хорошим и в каком-то смысле банальным примером служат игры серии Dark Souls, ну и Elden Ring.

Dark Souls: союз и тьма

Здесь одиночное прохождение переплетено с многопользовательскими элементами, создавая уникальный симбиоз. Уже многим знакома механика вторжения, когда в ваш мир могут неожиданно прийти недоброжелатели, дабы сразиться в дуэли и показать свое превосходство. Но помимо агрессии, существует и другая сторона – сотрудничество. У пользователей есть возможность попросить о помощи, оставив на земле знак призыва, дабы вместе с фантомом-игроком убить босса или пройти сложную локацию.

Знаки призыва в Elden Ring

Кроме того, можно обойтись и без прямого контакта с другими игроками. Просматривая кровавые пятна на полу, удастся узнать, как гибли чужие персонажи, и на основе этих данных легко выстроить безопасный маршрут, избегая ловушек и глупых ошибок.

Кровавые пятна в Demon’s Souls Remake

Еще одной альтернативой для связи с внешним миром является система подсказок. Она позволяет оставлять и читать заранее сформированные фразы, используя наборы предложений и ключевых слов. Это своего рода анонимная коммуникация, где один человек может предупредить другого об опасности, дать полезный совет или просто разрядить обстановку шуткой.

База или уже генштаб?

Сообщения, которые оставляют игроки, не только могут спасти жизнь, но и непосредственно влияют на игровой процесс. Например, если несколько людей положительно оценят комментарий, его автор получит восстановление здоровья, возможно, в самый нужный момент, что поощряет оставлять действительно полезные надписи.

За секунду до...

Хотя есть и обратная сторона медали – не все подсказки хотят нам помочь. Некоторые пользователи намеренно оставляют дезинформирующие сообщения, обозначая опасные места как “безопасные” и без зазрения совести рекомендуют прыгнуть в пропасть под предлогом нахождения там ценного лута.

Таким образом, сопричастность игроков в Dark Souls представляет собой целый комплекс механик, создающих эффект присутствия других людей в мире, который в остальном кажется пустынным и враждебным. Игра предлагает разные способы общения между пользователями – как для помощи, так и для предательства. Хотя всегда есть возможность не выбирать вовсе, и проходить все в оффлайн режиме.

Тем не менее, не все проекты, стремящиеся к социальному взаимодействию, строятся на ощущении напряжения и скрытой угрозы. В противовес суровому Dark Souls есть Sky: Children of the Light, который предлагает более дружелюбный подход.

Sky Children of the Light: свет и дружба

В Sky процесс коммуникации довольно необычен. Когда игроки встречаются впервые, они видят друг друга лишь в качестве таинственных силуэтов, лишенных каких-либо индивидуальных черт. У них нет способности общаться напрямую.

Первая встреча

Однако на таком раннем этапе знакомства у пользователей есть шанс установить контакт через особое действие – зажечь свечу и поделиться светом. С этого момента они смогут увидеть внешний облик друг друга, что позволит немного лучше понять, с кем же произошло соприкосновение.

Соприкосновение

После первого обмена светом игроки могут решить, хотят ли они пойти дальше. Если да, то появляется опция стать внутриигровыми друзьями, что открывает новые способы коммуникации, например, общение с помощью различных эмоций, а также использование уникальной функции “взяться за руку".

А вы держались за ручки?

Этот жест, редко встречающийся в других проектах, вспоминается лишь Little Nightmares 2, позволяет одному игроку буквально вести другого за собой. В такие моменты пользователь, следующий за инициатором, почти полностью теряет управление и вынужден полагаться на своего спутника. Ведущий может провести по скрытым уголкам карты, помочь с решением головоломок, требующих участия нескольких человек, или открыть доступ к секретным заданиям и контенту, о котором невозможно было и подозревать.

Бежим навстречу приключениям

Для тех, кто стремится к более тесному общению, игра тоже предлагает интересные альтернативы. Например, если два пользователя находят скамейку и садятся на нее, они открывают доступ к текстовому чату, который позволяет им обмениваться мыслями и впечатлениями. Но для начала необходимо зажечь свечу, и вот, пока она несколько минут горит, есть шанс быстренько что-то обсудить.

Посиделки у свечи

Если же хочется более расслабленной и неспешной беседы, то в хаб-локации под названием “Город Света” есть уютная таверна. Здесь люди свободно общаются друг с другом, наслаждаясь моментом и делясь историями. Это заведение становится местом, где легко завести разговор, обсудить недавние приключения и расслабиться в компании единомышленников, забыв о заботах. И, что особенно приятно, здесь нет временных ограничений в виде горящей свечи. Разговоры текут неспешно, словно сама жизнь.

Поболтушки

Однако в Sky взаимодействие выходит далеко за пределы реального времени. Это уже не просто совместные беседы, а целые механики, позволяющие поддерживать связь с другими путешественниками в любое время дня и ночи. Одной из таких возможностей являются “фрагменты памяти”, представленные в виде кристаллов, которые разбросаны по всем локациям.

¿Por qué estás leyendo esto?

Контактируя с ними, ты встречаешь образы других игроков, которые, можно сказать, оставили здесь частичку себя. Так, например, они могут сидеть и играть на музыкальных инструментах, создавая новые прикольные мелодии или, наоборот, исполнять что-то до боли знакомое. Интересно, что люди часто любят вживую собираться на больших открытых пространствах для совместных музыкальных импровизаций. Даже если ты сам не участвуешь, можно просто наслаждаться звучанием различных инструментов и их гармоничными сочетаниями.

С Новым Годом, друзья!

Еще “фрагменты памяти” содержат образы персонажей игроков со свечками в руках, что помогает подзарядиться светом, важным ресурсом для восстановления жизненных сил и крыльев с помощью которых намного проще перемещаться по местности и ее исследовать.

Греемся у костерка

Помимо этого, здесь есть размышления других игроков о красотах здешних локаций, советы по прохождению или просто истории и наблюдения. Но мысли людей живут не только в кристаллах. Они находят свое выражение и в бумажных корабликах, дрейфующих на водной глади. Подобные послания нередко содержат философские вопросы о взаимопонимании, личной свободе и поиске цели в жизни. Интересно и порой трогательно читать чужие размышления на такие непростые темы.

Стихотворение

Хотя конечно, не все сообщения столь глубоки. Среди множества кристаллов и кораблей встречаются и те, кто просто попрошайничает внутриигровую валюту, столь необходимую для прогресса. По сути, это тоже часть мира Sky. Здесь есть место как для интересных завораживающих мыслей, так и для подобного рода просьб.

Когда в игре сталкиваешься с подобным способом общения где полезные советы, да и вообще различного рода поддержка исходят от чужого тебе человека, невольно начинаешь размышлять о том, как же все-таки интересно устроена цифровая социальная структура. Несмотря на то, что ты не общаешься с человеком лично, его действия все равно оставляют заметный след в твоей игровой истории. Чувство, что ты незаметно помогаешь одним незнакомцам и одновременно получаешь помощь от других, удивительно перекликается с темой, лежащей в основе онлайна в Death Stranding.

Death Stranding: одиночество и помощь

В этом мире одиночество кажется неизбежным: бурные реки, непроходимые горы, пустынные равнины создают атмосферу полной изоляции. Однако именно на фоне этой тотальной оторванности игра выстраивает систему виртуальной социальной поддержки, в которой игроки помогают друг другу.

Ярче всего эта идея проявляется в перспективе строительства и улучшения объектов, по типу почтовых ящиков, станций подзарядки и укрытий от темпорального дождя. Сооружения, возведенные в одном мире, появятся и в других, позволяя каждому воспользоваться результатами усилий остальных. Взаимодействие также принимает и коллективную форму: пользователи могут вкладывать свои материалы в завершение объектов, начатых кем-то другим. Видите недостроенный мост? Добавьте немного недостающего металла и керамики, чтобы закончить чужую постройку и сделать ее доступной для всех. Совместный труд особенно помогает при реконструкции дорог, требующих огромного количества ресурсов, а объединение усилий значительно облегчает и ускоряет процесс.

Активное строительство магистрали

Помощь, однако, не сводится лишь к строительству. Каждый игрок может оставлять на карте знаки, обозначая ими важные и не очень места. Такие метки могут предупреждать об опасных Тварях и указывать безопасный маршрут. Иногда знаки дают небольшие бонусы к выносливости или скорости передвижения, что хоть и мало влияет на игровой процесс, но все равно приятно.

Предупреждения о том, что в этой зоне находятся враги

Часто из-за нападений врагов или сложных условий местности теряются вещи. В таких случаях другие пользователи могут подобрать их и доставить до ближайшего перевалочного пункта, чтобы загрузить в терминал, где позднее груз можно будет забрать. Аналогично есть возможность помогать и другим игрокам, возвращая им их утраченный багаж.

В терминалах также есть опция оставить найденные ничейные посылки, если не хочется тащить их через всю карту до нужного нпс. Кто-то другой, вероятно направляющийся в ту сторону, захочет взять на себя эту ношу ради небольшой прокачки отношений с поселенцем и пары сотен опыта в виде лайков. О да, лайки – это своего рода форма благодарности и социального поощрения. За заказы от нпс начисляются лайки синего цвета. По достижению определенного уровня будут даваться различные улучшения, такие например, как уменьшение усталости и увеличение грузоподъемности главного героя.

Лайки от НПС

Лайки же зеленого цвета можно получить только от реальных игроков. Чтобы их заработать, нужно строить дороги и сооружения, заключать нитевые договоры, ставить знаки на карте, оставлять транспорт в сетевом гараже, короче взаимодействовать по максимуму. Чем больше этой своеобразной валюты у вас будет, тем больше построек других игроков вы сможете увидеть в своем мире.

Лайки от игроков

Такими приемами Death Stranding подчеркивает важность связи между людьми даже в условиях тотальной изоляции. Сетевой режим здесь не похож на привычные кооперативные игры, где пользователи сражаются плечом к плечу. Здесь отношения скрытые, ненавязчивые, но от этого не менее значимые. Эта идея о единении и взаимном присутствии, даже когда мы находимся на огромном расстоянии, делает нас более человечными и создает ощущение общности в мире, полном одиночества.

В этот момент мне вспомнилась одна трогательная история, которую я когда-то прочитал на Reddit.

Письмо памяти в World of Warcraft

Пользователь под ником Footlin рассказывал о своем отце, который ушел из жизни 15 лет назад. Он описывал, как WoW стал их общим увлечением, которое они разделяли с самого детства. Отец скончался от редкой болезни двигательного нейрона, когда сыну было всего 11, оставив в его жизни пустоту, которую невозможно было заполнить. Однако перед смертью он передал сыну внутриигровое письмо – частичку себя, которая должна была напоминать, что папа всегда рядом, наблюдает и поддерживает.

Незнакомцы, ведущие нас сквозь игровые миры [Лонг]

Эта записка стала символом их единства, которое ничто не могло разорвать. С тех пор прошло много лет, но письмо до сих пор хранится в инвентаре сына, как вечное напоминание о том, что отец по-прежнему с ним. Каждый раз, возвращаясь в игру, Footlin в первую очередь открывает и перечитывает его, ощущая связь с отцом. Такие истории заставляют задуматься о том, как технологии могут стать мостом между прошлым и настоящим, сохраняя память о дорогих нам людях. Даже в цифровом пространстве мы умудряемся находить способ ощутить их присутствие, пусть и не напрямую.

Призрак в Colin McRae Rally

Еще один рассказ, на который я наткнулся в интернете, продолжает эту тему. Молодой парень случайно обнаружил старую карту памяти от PlayStation 1 с сохранениями Colin McRae Rally. В этой игре лучший рекорд на трассе фиксируется в виде прозрачной текстуры машины, продолжающей с тобой бороться в следующих заездах. Решив сыграть, парень как раз таки и заметил этого “призрака”, который неожиданно напомнил ему о былых временах.

Оказалось, что странный автомобильный силуэт принадлежал его отцу, который много лет назад увлекался игрой. Отца уже давно не было в живых, но этот рекорд, оставленный им в игре, казалось, позволял ему незримо присутствовать на трассе. Каждый раз, садясь за игру и приближаясь к тому, чтобы побить рекорд, сын специально притормаживал, чтобы не стереть след этого “призрака”. Он ждал, пока автомобильный силуэт вырвется вперед, будто снова позволяя отцу стать победителем. В эти моменты игра переставала быть просто развлечением – для сына это было ощущение, что он снова проводит время с родным человеком.

Никто не отрицает, что данные истории могут быть фейковыми и выложены в интернет только для набора классов, но а если нет. Что, если это действительно правда? Что, если за ними скрывается реальность?

Эти истории показывают, как даже через такие, на первый взгляд, простые вещи, мы можем сохранить связь с теми, кого больше с нами нет. Это напоминание о том, что поддержка и любовь близких могут оставаться с нами, несмотря на их физическое отсутствие. Виртуальные миры становятся местом, где мы можем вновь ощутить присутствие дорогих людей, пережить с ними особенные моменты и почувствовать, что они все еще рядом.

И, так ведь, может быть и в приведенных сегодня мною играх. Возможно, преодолевая тяжелый участок пути, вам на помощь пришел игровой дух человека, которого уже нет в живых.

Когда никто не увидит

Виртуальные миры предлагают совершенно новый способ взаимоотношений, где связь между людьми становится необязательной в привычном смысле, но сохраняется на уровне действий. Ты играешь, путешествуешь по пустым землям и вдруг, на твоем пути появляется помощь – мост, лестница, подсказка, но ты не видишь того, кто оставил этот отпечаток. Это не случайная встреча в реальной жизни, это не прямой контакт, где ты явно видишь и общаешься с другим человеком. Это нечто более загадочное и глубинное – след чужого присутствия, оставленный где-то в прошлом, но действующий здесь и сейчас, в моменте твоего пути.

Эта форма взаимодействия позволяет переосмыслить наше место и роль в цифровом пространстве. В этих невидимых связях проявляется новое понимание человеческого опыта – понимание того, что наше влияние может быть куда шире, чем кажется, и даже в мире пикселей и алгоритмов мы можем оставаться полезными. Онлайн-миры выступают своего рода полем для размышлений, где каждый наш шаг и каждое действие может найти своего адресата, даже если этот адресат никогда не узнает о нас, даже если и нас самих уже нет.

56
1
1
11 комментариев