[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

На земле и на небесах лишь он один достойный

Дисклеймер: все написанное является лишь мнением автора, с которым можно не согласиться! Читайте на свой страх и риск, а если не поняли, о чем прочитали — по сноскам внизу расположен словарь терминов.

В огромной вселенной Блича мало персонажей, которые вызывают такое же сочетание благоговения, страха и очарования, как Айзен. Один из самых сложных персонажей во всей истории, он превзошел архетип типичного антагониста, став символом манипуляции, контроля и философского неповиновения. Независимо от того, восхищаются ли им как гениальным тактиком или порицают как безжалостного интригана, Айзен остается персонажем, который изменил представление о том, что значит быть антагонистом. Шутара Сенжумару и вовсе назвала Айзена «самим злом во влоти», но так ли это на самом деле?

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

1. Айзен Соске — антагонист без предыстории

У всякой предыстории есть своя цель, но все дороги в конечном итоге ведут к одному — к стремлению объяснить, как что-то появилось, или помочь понять, как что-то работает. Впрочем пресловутое «прошлое» вовсе не обязательно раскрывать, если оно не несет в себе ключ к пониманию какой-либо важной сюжетной вещи. Авторы предпочитают передавать идеи разными способами: зачастую так или иначе многие любят дарить своим персонажам какую-нибудь грустную, разбивающую сердце историю детства, после которой уже любой совершенный поступок можно если не принять, то хотя бы понять. Это ни в коем случае не минус, скорее наоборот подобный литературный прием помогает размыть границы черного и белого и показать так называемую обратную сторону медали — это по меньшей мере удобно с точки зрения нарратива. Однако за большим эмоциональным фасадом, который содержат предыстории, иногда теряется суть — что настоящее, а не прошлое, есть именно тот временной отрезок, где вы можете узнать самые важные факты о персонаже. Предысторию можно раскрыть устно или обрисовать кратко, не прибегая к полному флешбэку — не существует единственно правильного способа что-то написать. И все же у многих поклонников Блича возникает весомый вопрос…

Почему предыстория есть у членов Эспады [11], у Яхве и его штернриттеров, у Гинджо и Цукишимы, а Айзен, будучи самым ярким (если не самым значимым) антагонистом Блича ее «лишен»? Ведь даже в арке, повествующей о событиях, происходивших за сто лет до основной истории, он уже показан злодеем. Не делает ли это Владыку Уэко Мундо [8] непрописанным персонажем с высосанной из пальца мотивацией? Кубо, разумеется, не просто «забыл» дать ему бэкграунд — отсутствие такового у Айзена это намеренная задумка автора. Он так и сказал, что не хочет наделять своего антагониста слезливой и трогающей душу историей детства и тому подобной ересью, потому что злодеи почти всегда получают предысторию только для того, чтобы помочь читателю/зрителю развить симпатию к нему. Посему отвечая на данный вопрос коротко и просто: Кубо не хотел, чтобы кто-то сочувствовал Айзену и его мотивам из-за потенциального трагичного прошлого.

<i>Но что если я скажу, что Айзену действительно не нужна предыстория, и автор совершенно прав?</i>
Но что если я скажу, что Айзену действительно не нужна предыстория, и автор совершенно прав?

Об Айзене стоит думать как о каком-нибудь радикальном мыслителе в нашем с вами реальном обществе — разве у всех философов есть какое-то особенное прошлое, заставившее их думать иначе? Нет, им не нужна предыстория, чтобы отделить свое мнение от остальных и создать собственные убеждения. В своих диалогах Айзен буквально указывает на недостатки в верованиях человечества (например, в их концепции бога). Именно благодаря подобным радикальным/экстремальным мыслителям в нашем мире мы добились значительных улучшений, подтолкнувших человечество шаг за шагом вперед. Именно те, кто достаточно смел, чтобы сделать первый шаг в сторону от мнения большинства, комфортно чувствующего себя в застое, являются причиной того, почему прогресс не стоит на месте. Таким образом, Айзен ясно видел ложь общества и возвысил себя над ней. Отсутствие предыстории жизненно важно для самой сути его характера, это явно означает, что она ему не нужна, ведь Айзен тот, кто ради своих целей отказался от прошлого — оно буквально не имеет больше значения для него. Он как сверхчеловек Ницше отказывается от общества и принимает истину мира такой, какая она есть, учась совершенствоваться и постоянно расти самостоятельно.

Встроенная черта его характера — не преклоняться перед теми, кто выше тебя, поскольку он видит себя Богом, сам создает свой смысл жизни. Никто в Бличе не был способен сделать это, всем нужно было положиться на высшую сущность, чтобы та принесла им цель, иначе у них не было бы смысла. Так, большинство людей (шинигами), если не все, возлагают свою веру на «высшее существо». Айзен считает себя этим высшим существом, он — единственный, кто выделяется в этой ситуации как тот, кто может выйти вперед и создать собственные ценности не только для себя, но и для других. Айзен верит только в свою собственную силу: «Они не смогут выжить, если не будут следовать слепо». Верит, что только он подходит для этой роли, так как у него нет потребности в доверии, чтобы возлагать свои цели и смысл на кого-либо, нет «бремени». Слова Айзена «Боги рождаются» содержат мысль о том, что способ появления богов обусловлен потребностью людей полагаться на высшее существо или силу — люди сами создали концепцию «бога».

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Я искренне считаю, что если бы Кубо решил дать Айзену предысторию, это бы нанесло ущерб его персонажу. Если бы предыстория была ему необходима, Кубо пришлось бы очень много думать о чем-то, что ему идеально подходило бы. Обычное травматическое событие или тяжелое детство не сделали бы ему чести и загубили бы уникальность Айзена как персонажа. Предыстория не должна просто «разбрасываться» тут и там — она должна служить какой-то цели. А для такого, как Айзен, загадочного и до абсурда умного, отринувшего прошлые связи и привязанности и стремящегося стать Королем Душ... добавление пресловутого прошлого разрушит в основном все, чем он является. Самое большее, в чем его предыстория должна заключаться — в том, что Айзен узнал о силе хогьоку [12] и поставил себе цель «слиться» с ней. Все остальное совершенно не имеет значения.

Предыстория, где он теряет кого-то близкого/ подвергается предательству и понимает свое место, потому что его сверстники лучше/ извлекает урок из-за провала и усердно работает, чтобы стать сильнее и т. д., не применима (более того — это бы сделало из его персонажа шаблонную картонку), потому что он был идеален во всех отношениях, включая интеллект и силу. А когда вы остро осознаете, что вы идеальны, то вы, очевидно, подумаете о том, чтобы просто подняться на вершину и устранить любые недостатки и препятствия — такие как, например, пределы своих врожденных способностей или собственная смертность.

Просто знание того, что Айзен был один с самого начала, потому что он и был идеален с самого начала — это вся предыстория и мотивация, которая нам когда-либо понадобится, чтобы его понять.

2. Айзен Соске и Куросаки Ичиго — изменить Сообщество Душ

— Ты сам то понимаешь, почему мы враги?

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Размышляя о Сообществе Душ [3], многие забывают один существенный факт. Сейретей [4] — это посмертие. Шинигами [1] все — души и ходячие мертвецы, и чем дольше они ходят, тем больше забывают, а каково это, собственно — жить (между тем рождённые в Сообществе Душ и подавно этого никогда не знали). Там царит стагнация без конца и края, прикрытая целомудренным покровом традиций, под которыми лишь тлен и обглоданные кости. Каждый день одно и то же, изо дня в день, из года в год. Айзен хотел стать Богом со своей волей, чтобы заменить нынешнего Бога, у которого не было воли (т.е. Короля Душ). Хотел установить цель для всех, включая пустых, а как мы знаем, пустые — это те, кто рождается без ясной цели. Это стремление ставит под вопрос мораль Сообщества Душ и Айзена — а какая сторона в действительности «жестокая»? Та, которая уничтожает пустых [2] из-за их природы, которая, к сожалению, воспринимается как опасная, или та, что дает пустым цель?

Айзен полагает, что если смешать порядок и хаос, то может получиться жизнь, и тут стоит поговорить о его целях в контексте отношений с Ичиго — ведь они как никто другой способны понять друг друга.

Эти двое — единственные, кто имеют и потенциал, и стремление изменить Сообщество Душ. Единственный способ эффективно сделать это — во-первых, быть полностью преданным ему, а во-вторых, обладать достаточной силой, чтобы внести изменения. Другие персонажи, такие как Кьераку и Урахара, знают о несовершенствах системы и даже выражают свое недовольство способами решения проблем Сообществом Душ, но не имеют смелости открыто и радикально действовать в соответствии с этим знанием.

С самого начала истории Ичиго ясно дал понять, что он абсолютно не согласен с политикой Готей 13 [5]. Он подверг сомнению истребление ими модифицированных душ и уничтожение расы квинси, а во время «штурма» Сейрейтея с целью спасти Рукию от несправедливой казни он дает Готею пинок, толсто намекая — мол вам, товарищи, стоит конкретно пересмотреть свои методы. Временный шинигами прямо говорит Бьякуе, который является воплощением законов Сообщества Душ, что если есть в этом мире несправедливый закон, то он, Ичиго, будет стремиться изменить его, а не слепо ему следовать.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

В случае с Айзеном зрителям потребовалось гораздо больше времени, чтобы узнать, что он стремился не просто управлять Сообществом Душ, а также хотел изменить и саму систему. Он презирает Совет 46 (хромосом, кхм) [7] и тот факт, что на своем высоком посту их держит исключительно происхождение, а не реальная сила. Он знает о Первородном Грехе, говоря Урахаре и Ичиго, что рассматривает Короля Душ как «вещь», которая не должна стоять на вершине мира, и желает сломать текущую систему дабы построить свою собственную под своим же правлением. Айзен боролся с чем-то, чего Ичиго доподлинно не знал, но чувствовал его присутствие: чем-то, что заставляло шинигами безучастно смотреть на казнь Рукии, без суда заклеймить вайзардов, изгнать Урахару и Тессая, легко поверить в предательство Иноуэ. Потому что Сейретей не решает проблемы, а просто убирает их подальше, чтобы те не мозолили глаза — и Айзен это прекрасно знал.

У Ичиго и Айзена одна на двоих общая тема одиночества. В рамках сюжета они оба становятся «непревзойденными», существующими на более высоком уровне, чем все остальные — и с этой великой силой приходит великое одиночество.

Они оба доказали, что способны разрывать связи с окружающими ради достижения своих амбиций. Ичиго, занимаясь с Урахарой, держал своих друзей на расстоянии от себя. Тренируясь контролировать своего внутреннего Пустого — он вновь держал своих друзей на расстоянии. Собираясь штурмовать Лас Ночес [9], он пытался не вмешивать в это близких людей. Во время Зимней войны он и вовсе ставил своих друзей позади, в Уэко Мундо, чтобы победить Айзена в Каракуре. У Ичиго отличные друзья, но он буквально не знает, как положиться на них, потому что ему всегда приходилось заботиться о себе самому.

Характер Айзена вращается вокруг того факта, что он отказывается полагаться на людей, считая себя намного выше их — в чем он, собственно, прав. Он так высоко думает о себе и так низко о других, что для него взаимодействовать с окружающими — это рутина, способная как мимолетно развлечь, так и быстро наскучить. Когда ему скучно, он забавляется с ними (вспоминая школьников в Каракуре). Когда люди перестают быть ему полезны, он избавляется от них (как он и поступил с Харрибел и Хинамори). Даже до слияния с хогьеку он уже был сильно впереди всех остальных, а его сила и разум в совокупности с амбициями не позволяли ему испытывать такие людские чувства как привязанность и товарищество.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Здесь нельзя не вспомнить слова Ичиго после победы над Айзеном: «…сила хогьоку состоит в том, чтобы исполнять желания окружающих. Если это так, то может ли быть, что Айзен потерял свои силы по собственному желанию? Когда я сражался с ним, у меня наконец хватило сил почувствовать его меч — в нем не было ничего, кроме одиночества». Ичиго для Айзена, пожалуй, единственный, кто смог увидеть в нем это глубоко сокрытое желание иметь себе равного и не быть более одиноким — он говорит про побежденного врага «мне действительно жаль его, это грустно». Временный шинигами в конечном итоге был единственным, кто искренне посочувствовал тому, кто являлся лишь предателем для всех остальных.

Ичиго также единственный, кого Айзен никогда не пытался подчинить при помощи абсолютной иллюзии Кьека Суйгецу [13], и, я полагаю, единственный, кому он никогда не лгал. Манипулировал событиями в его жизни — да, однозначно, но манипулировал решениями и врал — никогда. Более того, Айзен был готов рассказать Ичиго правду о его происхождении: первый раз в фальшивой Каракуре (прямо перед тем, как появился отец Ичиго и прервал его), а второй раз, как я считаю, во время их битвы против Яхве. В этой сцене бывший Владыка кажется задумчивым, но немного торопливым, как будто чувствует, что времени не так уж много, прежде чем что-то произойдет или кто-то придет, чтобы снова разлучить их, возможно, уже навсегда. Айзен не выглядит конфликтным, но очень похоже, что он собирается начать разговор — и вновь не успевает. Собирался ли он, как и в прошлый раз, когда их прервали, сообщить Ичиго какую-то важную информацию о нем?

И раз уж речь пошла о ТКВ [15] — я считаю крайне примечательными моменты взаимодействия между этими двумя в этой арке. Вновь победа над Айзеном в глазах Ичиго выглядит скорее обязанностью — у него не было той ненависти к Айзену, которую он испытывал к таким антагонистам, как Яхве и Цукишима. Айзен и сам подчеркивает это еще во время их с Ичиго диалога еще в фальшивой Каракуре, утверждая, что не видит в глазах временного шинигами искренней ненависти к нему: «Тебе внушили меня ненавидеть, а раздутое чувство ответственности не позволило отказаться».

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

В ТКВ Айзен размышляет о невозможности слаженных действий, об отсутствии какой-никакой концепции команды во время штурма. В тот момент, когда он приходит к этому пониманию, его мысли перемещаются к Ичиго: «Тот, кто остановил меня, в конечном итоге вошел во Дворец Короля Душ раньше меня. Он невыносим — Куросаки Ичиго». Ранее Айзен постоянно говорил о трансцендентности и о том, как избавиться от оков своей души, но первым, кто действительно достиг этого состояния стал не он, а Ичиго. Это показало нам, что у этого «всемогущего существа» есть соперник в самых неожиданных местах, и это еще раз подчеркнуло одиночество Владыки. Эта часть личности Айзена не могла вынести, что где-то там есть кто-то еще, похожий на него — ведь он все это время «был другим» и использовал это как вескую причину, чтобы отдалиться от окружающих. Однако мысли Айзена тут же обратились к Ичиго, когда он задумался о командной работе. Его оставили «охранять» Сейрейтей, пока остальные отправились во Дворец Короля Душ, чтобы противостоять Яхве и его штернриттерам, но он знает, что все равно скоро будет вовлечен в прямую битву. Он должен предположить, как и с кем будет сражаться, и тот, на кого он рассчитывает — это Ичиго. Айзен как всегда язвителен, и его внутренний монолог, вероятно, примерно таков: он победил меня, отобрал у меня возможность занять место Короля Душ, он невыносим, но я могу и буду сражаться рядом с ним.

К тому времени, как появляется Ичиго, Айзен уже полностью готов работать в команде и делает это исправно — я думаю, что эти моменты показывают, как бывший Владыка принимает решение смириться, чтобы сражаться вместе с ним. Во время их маленького разговора в ТКВ никто не настороже, нет напряжения. Они разделяют момент взаимного доверия и веры в то, что каждый из них выполнит свою часть задачи в столкновении с Яхве. Айзен уважает Ичиго, потому что тот победил его и он силён — нет, Айзен все еще считает себя выше, все еще хочет быть «наверху», но ему нравится Ичиго, потому что для него он «настоящий человек». Ичиго же — это Ичиго, и он ведёт себя достойно и справедливо со всеми, в том числе по отношению к Айзену, он не исключение из правила даже ввиду их прошлого.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Эти два персонажа и их жизненный путь явно дают нам представление о том, насколько же трудно будет изменить Сообщество Душ. Оно существует миллионы лет, сломать такую древнюю систему было бы очень сложной задачей. Однако я думаю, что Кубо создал для Ичиго и Айзена подобную параллель в том числе чтобы показать, что есть те, кто стоит выше системы. Они оба были/являются врагами Сообщества Душ, однако они рискуют своими жизнями, чтобы защитить его (пусть и каждый по своим причинам). Ичиго и Айзен уже одними лишь попытками изменений стоят выше стагнации посмертия, выше коррумпированного Сообщества Душ и выше Нулевого Отряда [6].

3. Айзен Соске — горе от ума и трагедия одиночества

Одиноко быть на вершине — так себя чувствовал Айзен с самого начала, не имея никого, кто мог бы сравниться с ним физически, умственно и духовно. Или, если быть точнее, не было никого, кто мог бы по-настоящему понять его, несмотря ни на что.

— В этом мире нет такой вещи, как «истина» или «ложь»; никогда не было. Есть только простые, суровые факты. И всё же все существа, которые существуют в этом мире, берут только те «факты», которые им удобны, и считают их «истиной».

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Здесь Айзен говорит, что люди в мире верят только в те «правды», которые удобны им. Нет «правды» и «лжи» в четком понимании, поскольку и то, и другое может быть истолковано и извращено. Единственное, что действительно существует — это «суровая реальность» и Айзен хочет, чтобы все ее приняли.

Трагедия личности Айзена — это провал его философии «высшего существа». Своей истинной целью он на публику объявляет свержение Короля Сообщества Душ: «Изначально никто не живет на небесах: ни ты, ни я, ни даже Бог. Но скоро пустое место на небесном троне, которое так грустно видеть, будет занято. Отныне я буду жить на небесах». На деле же, как таковых целей было три:

  1. основная — войти во Дворец Короля Душ, свергнуть марионетку на троне и перекроить коррумпированную систему Сообществ Душ, управляемую Советом 46;
  2. вспомогательная — преодолеть ограничения собственных возможностей, возможностей шинигами и пустых (именно с этой целью были проведены эксперименты с пустофикацией и создан хогьеку);
  3. глубоко личная — создать Ичиго как потенциального равного. Он знал, что у Ичиго есть врожденные качества, которые позволят ему превзойти способности шинигами и пустых, поэтому он помог развить его силу, манипулируя определенными событиями в его жизни, выстраивая их хронологически «правильно».

В свое время бесчисленные поиски равного лишь привели к тому, что Айзен, потерявший какую-либо веру в возможность быть не одиноким, решил спрятать эту мечту ото всех и посвятить себя достижению более высоких целей, не жалея ничего и никого — он освободился от страха, привязанности, чести и жалости, но погрузился еще глубже в свое одиночество. Он не сумел удовлетворить пустоту неустанным стремлением к власти. Айзен был запечатан единственным равным ему по разуму — Урахарой Киске. Оба гении, но с разницей в том, что Киске никогда не пытался дистанцироваться от кого-либо. Он всегда был непринужденным, всегда беззаботным, никогда не позволяя своему интеллекту мешать дружбе с другими.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Отсутствие понимания его окружающими также стало причиной, по которой Гин, предатель предателя, буквально сделавший своей целью многолетнее «втирание» в доверие к Айзену, так и не смог осуществить свой план и убить его. Он в корне не понял Айзена как человека. Так, Гин был убежден, что Айзен хочет стать Богом, поэтому он говорит: «Ты умрешь с дырой в груди — это должно быть сделает тебя счастливым, ведь именно этого ты хотел», поскольку Бог одинок, а значит бессердечен. Вырывая из груди Айзена имплантированный хогьоку, Гин верил, что тот хотел умереть именно так. Однако правда, как я уже сказала, в том, что глубоко внутри Айзен стремился вовсе не к одиночеству, а убежать от него. Вот почему, вместо того, чтобы позволить ему умереть с дырой в груди, так искусно проделанной духовным мечом Гина, хогьеку исполняет желание Айзена, своего хозяина, не умереть одиноким, буквально занимая место его сердца и даруя ему бессмертие. Это еще больше подчеркивает, что Айзен никогда не был понят до конца — даже его ближайшим «соратником».

Проницательный Хирако Шинджи, капитан 5-го отряда, чьим лейтенантом долгое время и являлся Айзен, — один из немногих сумел разглядеть актерскую игру своего подчиненного. Именно поэтому тот делает его своим лейтенантом, придерживаясь убеждения, что врагов надо держать как можно ближе. Вот только Хирако честен отношении к Айзену, не скрывая своих подозрений в его сторону, честность заставляет его держать эмоциональную дистанцию с ним — это и губит Хирако. В конечном итоге Айзен признается своему капитану, что именно его, Хирако, нежелание эмоционально сблизиться с ним и узнать получше позволило манипулировать им — ведь тот настолько не знал и не понимал Айзена, что не заметил как долгое время ему служил не сам Айзен, а его иллюзорная подделка.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Вдобавок к непониманию — Яхве, предлагавший запертому в Мукене [14] Айзену союз словами «у нас с тобой общая цель — уничтожить Сообщество Душ», также не понимал его в корне. Но тут, к сожалению, все тривиальнее — Яхве не интриган, он, грубо говоря, солдат, мир которого нарисован в черно-белых тонах. Айзен был врагом Сообщества Душ, так что в парадигме ценностей Яхве, по сути, у них были одни и те же цели — его не волновал Айзен глубже этого факта. Яхве хотел вернуть мир в его прежнее состояние, чтобы избежать единственного, чего он боялся — смерти. Айзен же хотел, чтобы мир покинул то застойное состояние, которое он видел, и развивался. После поражения Яхве, Айзен, будучи наверняка в силах вернуть себе свободу, по своей воле дал себя вновь запечатать — здесь можно углядеть параллель со столь ненавистным Айзену Королем Душ, который был сильнейшим существом, однако позвонил запечатать и разделить себя для удержания баланса Трех Миров. Король Душ бездействовал, пока не появлялась угроза миру, и Айзен перестал действовать после победы над сыном Короля.

Сам Айзен и сила его духовного меча, Кьека Суйгецу, имеют много общего. Все — иллюзия, абсолютная и всеохватывающая. Он создает и контролирует иллюзии, но и сам он существует в том, что ощущается как иллюзия для окружающих. Он чувствует, что никакая связь, которую он создает, не реальна, никто никогда не сможет понять его или соответствовать ему. Айзен так отчаянно хочет быть понятым и иметь реального равного, что он даже подсознательно желает этого больше, чем стать самим Богом (об этом, к слову, и говорит Ичиго Куросаки после своей победы над ним). В глубине души все, чего Айзен действительно хочет, — это настоящая и реальная связь, но он живет в мире лжи, она буквально вся его суть. Даже искусственно вживленная им самим в свое тело хогьеку и та отвергает своего творца, теперь уже точно оставляя Айзена с дырой в груди и физически, и метафорически, даруя создателю лишь бессмертие. И что еще хуже, теперь, потеряв все что у него было, это дарованное бессмертие стало самым что ни на есть наказанием, он обречен веками страдать в своем одиночестве.

Айзен постоянно жаждет контроля, окружает себя подхалимами и слугами, которые ему не нужны, и всегда старается, чтобы все шло только так, как он хочет. Сила его высвобожденного духовного меча — это способность притворяться, что все по-другому, лгать, а не смотреть правде в глаза. Когда он терпит поражение, мы видим от всегда спокойного Айзена практически истерику, вплоть до детских формулировок в терминах кто «победитель», а кто «проигравший». Он не может просто довольствоваться тем, что он выше, ему нужен кто-то, кто признает, насколько он умен, ему нужно быть на вершине всего этого и даже тогда иметь людей вокруг себя — и все равно сжигает мосты и обрывает связи, ошибочно полагая что большая сила закроет пустоту в его душе.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Айзен — запутавшийся человек с иллюзией контроля. Он говорит о мучениях от того, что наверху никто не контролирует. Сама природа существования Короля Душ для него отвратительна... но когда законный преемник Короля Душ, его сын Яхве, намеревается занять трон — он не принимает это как конец борьбы, а «восстает» и против этого тоже. Он не может выносить нахождения под чужой властью, чья бы она ни была (буквально так он и говорит — «моя единственная цель всегда заключалась в том, чтобы сокрушать всех, кто пытается меня контролировать»). Себя и только себя он видит пригодным на роль власть имеющего... но ирония в том, что Айзен точно также не подходит для этой цели. Там, наверху, одиноко, и Владыка мучается своим одиночеством. Хогьеку исполняет желания своего создателя, и именно желание Айзена иметь себе равного стало причиной его поражения от рук Ичиго — чтобы достичь новой высоты и причины для ее достижения. Он проявляет болезненный интерес к любому, кто может «следовать» за ним, сравняться. Он не тот, кто искренне желает занять место Короля Душ — он одинокий нарцисс с синдромом Бога, ищущий тех, кто соответствует стандартам, которые он устанавливает для себя самого — вот только едва ли кто-то на на такое способен.

Арранкар [10] Айслингер Вернарр заявляет, что они, арранкары, последовали когда-то за Айзеном потому, что у него нет страха, и это вдохновляет «существ, рожденных из страха и боли». Возможно заключение в Мукене заставило Айзена глубже задуматься о концепции страха и смерти и пересмотреть их. В самом конце перед возвращением в Мукен он говорит: «Яхве, мир, который ты хотел создать, действительно может быть лишён страха. Однако в мире без страха смерти люди не смогут столкнуться с этим страхом и искать надежды. Конечно, они могут продолжать идти дальше, просто живя, но это будет сильно отличаться от движения вперед для покорения собственных пределов…» Однако насколько своевременным стало подобное умозаключение это хороший вопрос — ведь теперь Айзена ждет лишь одинокое бессмертие.

[ЛОНГРИД по Бличу] «Одиночество на вершине» — трагедия философии Айзена Соске

Мне нравится контраст аниме и манги в этом моменте. Можно утверждать, что это просто освещение и тому подобное, но в анимированной версии в ТКВ Айзен все еще был той «холодной» версией себя, но уже не самодовольным. Я думаю, что это отличный инструмент «очеловечить» Айзена, показав, что 2 года в одиночестве в Мукене в какой-то степени на него повлияли.

Возвращаясь к словам Сенжумару об истином зле — Айзен не «олицетворение истинного зла», он — амбиции и революция, порожденные одиночеством. Думаю, именно поэтому Ичиго в конце концов простил Айзена. Все, что тот делал от начала и до конца это заполнял дыру в своём сердце. В результате наказание Айзена становится ещё более жестоким, чем смерть — ему предстоит провести 20 000 лет в одиночной камере в Мукене. Не с кем поговорить и некуда пойти. Он остался заперт наедине со своим разумом — тем, что отделяло его от других, и тем, что убедило его искать силу, способную заменить человеческую связь.

Словарь терминов:

[1] Шинигами — защитники душ, проходящих через круг реинкарнации; они следят за балансом душ, проводя процесс духовного погребения. Все шинигами обладают достаточной духовными мечами с уникальными способностями.

[2] Пустые — падшие души, которые потеряли свои сердца из-за отчаяния или слишком долгого пребывания в реальном мире.

[3] Сообщество Душ — загробный мир; здесь живут шинигами и большая часть душ, которые через некоторое время реинкарнируют в мире живых.

[4] Сейрейтей — столица Сообщества Душ.

[5] Готей 13 — военная сила Сообщества Душ, состоящая из 13 защитных отрядов, каждый со своей специализацией.

[6] Нулевой Отряд — избранная из бывших капитанов Готей 13 группа шинигами, основная задача которой это служить королевской семье; они обычно не вмешиваются в дела Готей 13 и не защищают Сообщество Душ.

[7] Совет 46 — административный орган управления, которому беспрекословно подчиняется всё Сообщество Душ, так как Король Душ дал ему абсолютную власть.

[8] Уэко Мундо — измерение, где живут пустые и арранкары, которое находится между миром живых и Сообществом Душ; Айзен был его Владыкой.

[9] Лас Ночес — дворец в Уэко Мундо, база операций армии арранкаров Айзена.

[10] Арранкары — пустые, которые обрели силы шинигами; они имеют более «человеческий» вид.

[11] Эспада — группа из 10 сильнейших арранкаров, подчиняющихся лично Айзену.

[12] Хогьоку — «сфера разрушения», состоящая из вещества, которое способно растворить границы между шинигами и пустыми, позволяя одной расе достичь силы другой. Однако его истинная сила заключается в способности ощущать сердца окружающих и материализовывать их самые глубокие желания.

[13] Кьека Суйгецу — духовный меч Айзена, способность которого это идеальный гипноз, контролирующий все 5 чувств.

[14] Мукен — подземная тюрьма, предназначенная для бессмертных преступников шинигами, состоящая из 8 уровней (чем ниже уровень — тем тяжелее преступление заключенного); Айзен заключен на 8-м, последнем уровне на 20000 лет.

[15] ТКВ — сокращение названия арки «Тысячелетняя кровавая война», события которой происходят спустя 2 года после победы над Айзеном.

<i>Экс-Владыка Уэко Мундо в Мукене — тоже моя работа :з</i>
Экс-Владыка Уэко Мундо в Мукене — тоже моя работа :з
12
11
3
1
1
12 комментариев