👄 Почему «Грешники» мой заочный фильм года?

👄 Почему «Грешники» мой заочный фильм года?

Наконец-то вещаю про свою новую гипер-фиксацию после «Претендентов», новый форс года, новую "Римскую Империю", если угодно, про свой персональный фильм года, чей титул, я почти уверен, до конца 2025-го уже ни одна картина не отобьет, — про магнум опус Райана Куглера — «Грешники».

💙 больше контента про кино, инфоповоды, мемы и подкаст в telegram @westside_movieclub

Как-то так у меня повелось, что планкой для всех фильмов, которым я по итогу просмотра ставлю свою наивысшую оценку (это 9 из 10 на КП или 5 звезд на Letterboxd), стал «Все везде и сразу» — образец превосходной жанровой, смысловой и тональной контрастности, творческого фана и креативного безумия. «Грешники» по всем этим параметрам не просто добираются, а пробивают эту планку. Такую планку, когда во время просмотра хочется одновременно плакать, смеяться и аплодировать от восхищения (стоя при этом в планке).

Все везде и сразу, 2022
Все везде и сразу, 2022

Начну с того, о чем обычно принято писать в последнюю очередь, но что в «Грешниках» по значимости идет в первых рядах, а именно магическая музыка Людвига Йоранссона, который сотрудничает с Куглером уже не в первый раз, и даже обязан ему первым «Оскаром» за саундтрек к «Черной пантере». И здесь Йоранссон делает уверенную заявку на второй «Оскар», помимо прочих технических и основных номинаций, которые я предрекаю фильму.

Про некоторые вещи принято говорить, что они "сделаны с душой". В случае «Грешников» — их душой, их жизнью и пульсом выступает именно музыка. Это не просто крутой аутентичный блюз, который вайбует с эпохой. И не просто контрастирующие гитарные риффы, хип-хоп и этническая афро-музыка, которые неожиданно переплетаются в лучшей сцене фильма (и в одной из лучших сцен этого года). Помните, на чем заканчивается «Вавилон» Дэмьена Шазелла? В фильме есть очень похожая по смыслу сцена, которая дает понимание, почему именно музыка в фильме — главный сюжетный элемент и главный объект и инструмент для высказываний, но от постановки этой самой сцены и от ее исполнения челюсть просто пробивает подвал. Музыка — это целый сюжетный двигатель фильма, а также его ключевой макгаффин, который становится катализатором всех событий.

Людвиг Йоранссон
Людвиг Йоранссон

Что сопоставимо с крутейшей и важнейшей партитурой картины, так это его красота и постановка. Райан Куглер с операторкой Отем Дюральд, которая, кстати, стала первой женщиной-оператором, работавшей с тяжеленными IMAX-камерами, чередовали разные камеры, форматы и объективы для пейзажей и для камерных сцен, и тем самым сотворили магию уже на уровне визуала. Зной дельты реки Миссисипи, размах пейзажей хлопковых плантаций, аутентичная атмосфера 1930-х, пламя и жар ночных сцен из джук-джойнта проливаются с экрана в глаза только так, а ТА САМАЯ сюрреалистичная, плавящая реальность сцена — это и вовсе постановочный и операторский подвиг. Я мог бы еще не один абзац настрочить про роскошный визуал картины, но понять все его величие можно только пропустив его через себя.

Отем Дюральд (справа)
Отем Дюральд (справа)

Каст и его персонажи — еще кое-что, что впечатывает в кресло на все 2+ часа. Райан Куглер спросил у Майкла Б. Джордана, кого он хотел бы сыграть, вампира или человека, а тот ему ответил лаконично: «ДА». Пылающая харизма Джордана (даже двух Джорданов) с первых же сцен приковывает к экрану, а все его (их) характерное окружение не оставляет никаких шансов даже на секунду отвлечься от экрана и заставляет внимать каждую эмоцию и каждую реплику. Признаюсь в кромольной вещи: раньше мне не очень нравилась Хейли Стайнфелд, но после «Грешников» я просто 😍

👄 Почему «Грешники» мой заочный фильм года?

Радует очень нативная экспозиция, когда введение во взаимоотношения этой кучи персонажей подается не через ленивое "я твоя жена, ты мой муж, это наша дочь", как в последнее время часто предпочитают деграднуть и упростить себе работу сценаристы, а через какие-то символы, эмоции и визуальные намеки. Очень показательная в этом плане сцена, как один из братьев в самом начале фильма навещает свою бывшую жену.

Ну и антагонисты, конечно же, которые через экран завораживают и искушают не хуже, чем внутри самого фильма. И которым, кстати, тоже умудряешься посочувствовать, потому что Куглер делает из них не обезличенных зверей-кровососов, а бедствующий обделенный народ и создает тем самым огромный простор для трактовок его высказываний и центральной морали.

👄 Почему «Грешники» мой заочный фильм года?

Режиссер скандирует о том, насколько важна культурная идентичность и ее сохранение. В первую очередь, конечно же, речь о культурной идентичности африканцев/афроамериканцев, но Куглер не забывает и про идентичность азиатов и даже белых, в данном случае конкретно идентичность ирландцев. С одной стороны он делает из белых вампиров-ирландцев красноречивую метафору культурной апроприации. С другой — сочувствует им же, показывая их отчуждение, гонения и одиночество, из-за которых они и вынуждены приобщать к себе других, ибо те же "другие" приобщать их к себе не стремятся.

Я даже не могу ответить для себя на вопрос, а точно ли Куглер считает однозначно плохим то, что разные культуры смешиваются, интегрируются друг в друга и друг друга поглощают. Может он не так категоричен и всего лишь призывает не забывать свои истоки, но при этом осознавать, что "диффузия" культур — это что-то само собой разумеющееся и неотвратимое, подобно водам реки Миссисипи, которые неизбежно расползутся в дельте и станут частью одного большого Мексиканского залива.

👄 Почему «Грешники» мой заочный фильм года?

Почему «Грешники» заочно стали для меня фильмом года? Потому что это образец ослепительного творческого угара. Пример того, как развлекательное кино, совершающее кульбиты между драмой, экшеном, комедией, хоррором и чуть ли не мюзиклом, не скатывается в треш или брейнрот, а умудряется быть еще и умным с кучей метафор и смыслов, побуждающих на подумать после сеанса, погуглить и посмотреть разборы от умных людей, потому что сам явно уловил только что-то на поверхности.

Кстати говоря, ждать от фильма прям много экшена в духе «От заката до рассвета» здесь не стоит. Это процентов на 80 разговорное кино, а какой-то экшон добирается до нас лишь под конец в третьем акте.

👄 Почему «Грешники» мой заочный фильм года?

А еще «Грешники» мой фильм года с запасом по причине моего очень особенного кинотеатрального опыта, который преумножил все впечатления. Я посмотрел фильм в Москве, где ему на всю столицу были выделены буквально считанные сеансы в двух кинотеатрах. И, о боже, как же круто и ценно было впервые за очень долгое время посмотреть кино в почти полностью забитом кинозале, когда ты разделяешь с незнакомыми людьми свой восторженный киноопыт и подхватываешь все их воздыхания, хлопки и вербальные возгласы.

Когда я в составе этой толпы уже направлялся к выходу из зала, кто-то из парней выдохнул очень жизовое "бля, ну THIS IS CINEMA", тем самым лаконично выразив общие впечатления всех, кто тогда находился со мной в зале в день премьерного показа.

41
17
4
1
1
43 комментария