Когда "Я" остаётся лишь эхом
Впервые запуская "The Alters", я ожидал короткого и довольно простого выживания в sci-fi сеттинге. Ожидал увидеть непримечательные пейзажи. А получил настоящий лабиринт собственной души на одни из самых эмоциональных в моей жизни 30 часов…
Не стану выдавать очередной обзор, которых за эти 3 дня с выхода игры расплодилось на многие месяцы вперёд, хочется лишь выпустить в мир свои личные ощущения, моменты, тронувшие и изменившие определённые грани моего личного мировоззрения, открывшие глаза на некоторые события, случившиеся со мной в прошлом.
Лучше сразу начну с того, что первое, оказавшее на меня неподдельное удивление – абсолютная, гнетущая изоляция, окутывающая игрока с самого старта: бесконечные скалы опасной, но такой завораживающей и такой чуждой для Яна планеты, капсулы с погибшими членами экипажа космической миссии, раскиданные по побережью, скрипы стыковочных модулей передвижной базы, полное одиночество и нарастающее чувство обреченности, давящее с каждым пережитым днём всё сильнее.
Когда Ян нашёл в себе силы и рвение к жизни, был создан первый альтер – мой альтер, но другой – мне стало не по себе. Это был не просто помощник, созданный в надежде на выживание его отчаявшегося "оригинала", это был призрак нереализованных возможностей.
Именно альтеры стали главными проводниками в самые глубокие слои погружения в игру и самопорицания Яна. Они стали для меня якорем, который не отпускал до самых титров, превратились в настоящую семью, частью которой чувствовал себя и я, хоть и понимал, что эта семья совсем скоро останется лишь грустным воспоминанием о пережитом прошлом.
Сильнее всего врезались в мою память Ботаник и Учёный, которые могли бы стать кем-то намного более значительными для своих близких и общества "там", но внезапно стали обречены на смерть, столкнувшись с удручающим "здесь". Их отсутствие злобы на Яна, присущей Механику и отрицания реальности, которому поддавался Шахтёр, обреченная покорность и лишь редкие вопросы, адресованные больше не Яну, а пустоте: "Почему именно я? Почему не мой шанс сделать всё правильно?" – вызывали невероятную тяжесть и вину. Каждый разговор с ними был как нож, медленно режущий сердце.
Эмоционально выбивали и те сцены, где альтеры делились с Яном своими несбыточными планами на будущее, нереальными воспоминаниями о своей прошлой жизни – фрагментами жизни, которых у Яна не могло и быть. Слушать, как твоя версия рассказывает о детях, которых у тебя никогда не будет, или о карьере, от которой ты отказался... Это слишком сюрреалистично и болезненно.
Сложность выбора? Это больше не про "спасти всех", а про экзистенциальный груз. Каждое решение о выделяемых ресурсах, о том, чью сторону занять, кому помочь, а кому отказать, всё это ощущалось как предательство части себя. Игра не просто показывает последствия – она заставляет их чувствовать физически: через молчание отвергнутого альтера, через пустующее место в каюте.
Для меня, как я писал выше, "The Alters" стала мощнейшим толчком для рефлексии о собственных выборах. Она не спрашивает "Что, если…?", она кричит: "Вот оно, твоё упущенное "Что, если…?", смотри на его разрушенную твоими действиями реальность и живи с этим!". И это действительно заставило меня остро осознать цену каждого решения, что было для меня в новинку.
Игра показала, что "Я" – это не данность, а лишь хрупкий результат миллиона развилок, удач и потерь, и каждый альтер – не просто "альтернатива", а живой укор или немой вопрос к тому пути, по которому шел Ян. Идея изоляции перестала быть физической – она стала метафорой одиночества перед лицом собственных решений.
По прошествию этих фантастически быстро пробежавших 30 часов, мои ощущения остаются меланхоличны. Не триумфальными и не катастрофическими. Тихими… С ощущением огромной потери и принятия неизбежного. Я спас то, что мог, но плата висит непосильно тяжелым камнем.
Послевкусие – вот, что главное. Спустя время в голове вновь начинают звучать фразы альтеров, их интонации, но на душе осталось лишь чувство странной пустоты, как после прощания с близким другом. Тяжёлая, но чистая ясность о цене человеческого пути. Переиграть? Пока нет сил. Эмоционально это было слишком интенсивно. Возможно, позже, чтобы посмотреть в глаза другим "себя" и снова пройти через это – уже осознанно.
"The Alters" – определённо точно не для всех. Она для тех, кто готов к медленному, болезненному погружению в себя, к встрече с неудобными вопросами без готовых ответов.
Это не развлечение – это опыт.