Дейeнерис Таргариен из Игры престолов не безумна
Матерь Драконов, один из ключевых персонажей в сериале «Game of Thrones». Многих фанатов расстроил финал проекта, особенно неожиданное преображение Дейенерис в безумную сжигательницу городов. Но на самом деле, она не была безумной в клиническом смысле. Рассказываю подробнее в этой статье.
Жестокость Дейенерис из дома Таргариенов — это результат идеологического фанатизма, эмоциональной отчуждённости и трагического, но постепенного превращения спасительницы в тирана.
У Матери Драконов не было родового безумия Таргариенов.
В отличие от своего отца, «Безумного короля» Эйериса, у которого были паранойя и пиромания, Дейенерис действовала рационально и целеустремленно. Ей двигала вера в своё предназначение разрушить оковы, «сломать колесо» и построить новый, справедливый. Это сближает её с реальными революционерами вроде Робеспьера или Ленина, которые оправдывали террор «высшей целью».
Что за «Колесо» хотела уничтожить Дейенерис?
Колесо — это символ цикличной борьбы за власть между знатными домами Вестероса, где простой народ страдает от постоянных войн и смены правителей. Как объясняет Дейенерис в сериале: «Ланнистеры, Старки, Баратеоны... Все они — спицы в колесе. Оно крутится, давя тех, кто на дне».
Дейенерис стремилась уничтожить «Колесо», чтобы власть перестала быть привилегией элиты .
Для достижения своей цели, Дейенерис использует жестокость как инструмент.
Распятие работорговцев в Миэрине — это месть и предупреждение, а сожжение флота Ланнистеров и армии Тарли — военная необходимость. Такие методы не уникальны. Тайвин Ланнистер уничтожил дома Рейнов и Тарбеков, а Серсея взорвала Великую Септу. В мире Вестероса такие методы изначально были «нормой».
Но почему в своей конце истории, Дейнерис резко хоп — и делает то, что делает? А был ли этот хоп таким уж резким?
Что повлияло на радикализацию убеждений Дейнерис:
- Попытки мирных реформ в Миэрине не помогли решить вопрос работорговли. Лишь огонь и физическое устранение Сынов Гарпии, положило конец конфликтам.
- Казнь Мосора (раба, убившего мастера) символизировала крах её идеалов. Она поняла: «Чтобы освободить жертв, нужно уничтожить систему — а значит, и тех, кто её олицетворяет». Это оправдало в её глазах расправу над господами Юнкая и Астапора.
- Гибель двух драконов, которых она считала своими детьми. Утрата драконов усилила её фанатизм: если раньше огонь был крайней мерой, то теперь — основным оружием её «справедливости» .
- Потеря значительной части армии в битве с Королëм Ночи.
- В отличие от Эссоса, где её встречали как освободительницу, в Вестеросе её считали чужестранкой и захватчиком.
- Заметная популярность Джона Сноу, который, к тому же, как оказалось, имеет больше прав на железный трон, так же оказало сильное моральное давление на Дейенерис.
- Заговор Вариса, лишь подкрепил убеждëнность Дейнерис в шаткости её положения.
- Эмоциональная отчужденность Дейенерис, усилившаяся после гибели близких и верных ей Джораха и Мисандеи.
Радикализация Дейенерис — результат системного разочарования:
- В методах: мирные реформы вели к хаосу; только огонь давал контроль.
- В людях: рабы Миэрина предпочли стабильность свободе, вестероские лорды — Джона ей.
- В себе: Потеряв всех, кто сдерживал её (Джорах и Миссандея), она приняла роль карающего дракона.
Её финальный выбор — не слом рассудка, а логика тоталитарного реформатора: «Чтобы построить новый мир, старый должен сгореть дотла». Как резюмирует сериал: «Когда рождается Таргариен, боги подбрасывают монету...». Но падает она не случайно — её толкает история.
События в королевской Гавани стали не неожиданным поворотом, а закономерным итогом развития всей истории Дейенерис.
В Королевской Гавани врагом стало всё население города, не встретившее её как освободительницу. Идеализм Дейенерис превратился в цинизм. Фраза «Они выбрали Серсею» оправдала убийство невинных. Это уже не освобождение, а террор ради власти.
Слова Дейенерис: «Если не любовь, то пусть будет страх» — отсылка к теории Томаса Гоббса о природе власти. На руинах столицы Семи королевств она продемонстрировала свой тезис: неповиновение = смерть.
Уничтожение Королевской Гавани ломало старую систему: «Я пришла сломать Колесо». Как Ленин с расстрелом царской семьи.
Дейенерис не безумна в клиническом смысле.
У Матери драконов не было симптомов безумия, бреда или галлюцинаций. Её логика, пусть и чудовищная, была внутренне последовательной. Дейенерис — жертва собственной утопии.
Уничтожая Королевскую Гавань, она верила, что «жертвы сегодня спасут миллионы завтра». Как отмечает Барристан Селми: «Она не безумна. Она верит, что её жестокость — необходимость».
Жестокость в Королевской Гавани стала кульминацией:
- Военных потерь
- Политических просчётов, таких как неспособность завоевать любовь Вестероса
- Потери близких людей и эмоциональной изоляции
История Дейнерис Таргариен — это трагедия утопизма: вера в исключительную миссию и убеждённость, что цель оправдывает любые средства, превратили освободительницу в угнетателя. Её погубило не «родовое безумие», а идеологический фанатизм.