Потерян, но не сломлен: путеводитель Миши по Вьетнаму в «Высокий сезон»
Миша (Павел Попов), герой сериала* «Высокий сезон», прекрасно проводил отпуск во Вьетнаме со своей девушкой Аней (Анна Завтур), пока та, буквально за день до возвращения домой, не пропала после встречи с бывшим бойфрендом Сахаром (Артур Бесчастный). Миша бросился на поиски любимой, но одно дело — пить коктейли на безмятежных пляжах, и совсем другое — искать человека в самых темных и опасных уголках страны, о которой знаешь лишь из туристических проспектов. Герою пришлось изучить зачастую враждебное окружение быстро и экстремально и даже составить небольшой путеводитель для таких же, как он. Мы смогли найти рукопись и публикуем ее в первозданном виде.
Что посмотреть, пока ищешь Аню
Нячанг
Город-курорт с пальмами, белым песком и круглосуточными магазинами. За райским фасадом — хаотичное дорожное движение, хамоватые торговцы сувенирами и хитрые местные. Советую не ездить по городу без проводника, мой — капитан Тао (Донг Ань Куинь), суровая девушка, которая реально знает, куда соваться можно, а куда нет. Без нее каждый второй поворот ведет либо к нелегальной мотобазе, либо к фотозоне с толпой туристов.
Центральный пляж
Центральный пляж Нячанга — многокилометровая витрина вьетнамского курортного оптимизма: золотистый песок, ровно подстриженные пальмы, стройные ряды лежаков с вводящими туристов в состояние аффекта надписями «Занято с утра» и куча кайтсерферов. С одной стороны — ласковое Южно-Китайское море, с другой — оживленная набережная, где днем торгуют кокосами, а ночью — коктейлями и чем покрепче.
Пара шагов в сторону — и попадаешь в районы, где приезжих можно встретить меньше, а колорита и опасностей — больше. Мой вам совет: если надумали делать девушке предложение в одном из пляжных баров, подумайте еще раз. Мало ли кто объявится в самый ответственный момент — и придется, как мне, искать невесту по всему Вьетнаму.
Хошимин
Если Нячанг — курортный роман, то Хошимин — бурный брак по расчету. В этом городе бетонные башни соседствуют с улочками, где наливают лучший кофе мира в пластиковые стаканчики. Старое название — Сайгон, и многие до сих пор называют его именно так: звучит романтичнее.
В крупнейшем экономическом центре страны девять миллионов жителей, восемь миллионов байков и ни одного официального способа переходить дорогу. Секрет, как и со всем во Вьетнаме, прост: нужно двигаться плавно, и тогда мопеды объедут тебя, словно вода обтекает камень. Хошимин — город, который тебя либо съест, либо полюбит. Или даст понять, что здесь твоя жизнь — всего лишь еще одна история в шуме моторов.
Чамские башни Понагар
Древние башни, куда лучше прийти до заката. Можно представить себя археологом‑романтиком, но, если забудешь воду, быстро превратишься в утомленного солнцем туриста. Добраться легко на такси или байке: навигатор прозаично показывает храм рядом с базаром.
Пагода Лонг Шон
Другое название — храм белого Будды. Я отправлялся туда в надежде найти просветление и ответ на самый важный вопрос, где же искать Аню. Все, что нашел, — жару, комаров и ощущение, что до дома ужасно далеко. Впрочем, Лонг Шон — отличное место, чтобы задуматься о смысле жизни — или о покупке средства от ожогов.
Vin Wonders
Настоящий вьетнамский Диснейленд: американские горки, аттракционы и длиннющие очереди. На тот час, что прошел между покупкой билета и финалом водного шоу, я забыл обо всех проблемах, включая отсутствие Ани. И главное — в парке есть мороженое, только не стоит подставлять его под струи воды: придется брать еще одну порцию.
Вунгтау
Вунгтау — курорт для тех, кто устал от открыток: серое море, порой капризный ветер и пляжи, на которых шезлонги мирно соседствуют с рыбацкими лодками и любителями кайтсерфинга вроде нас с Аней. Зато по выходным город оживает: сюда приезжают толпы сайгонцев — погулять по набережной, съесть ведро моллюсков и заодно приобщиться к олдскульному южновьетнамскому отдыху. Здесь главное — не картинка, а живое ощущение приморского провинциального уикенда.
Темная сторона Вьетнама
Водопады Бахо
Если верить блогерам, это идиллия. Но один неверный шаг — и тебя унесет в чащу вместе с твоими иллюзиями. Водопады Бахо — не просто природное чудо света, а целый туристический комплекс в сердце джунглей, где можно любоваться достопримечательностями, а можно арендовать лодку или попасть на представление.
Ночной рынок
В Нячанге рынков море, почти все — ночные, и практически на каждом туристов ждет стандартный набор безделушек, специй и дешевой одежды, остатки которой потом продадут в модные дома Европы под видом экзотической коллекции. Но мне-то нужны были вещи посерьезней, чтобы на поиски Ани отправляться во всеоружии, поэтому пришлось походить между рядами и познакомиться с весьма сомнительными мужчинами. Будьте готовы, что среди торговцев найдутся не только любезные старички, но и улыбчивые парни с минимальным знанием английского и максимальным желанием заработать на ничего не понимающем туристе.
Тра Он в Виньлонге
Огромный плавучий рынок, где нет места фотогеничной чистоте. Запах рыбы, курица в тазу, бабушка с топором — и ты уже не просто посетитель, а свидетель чего-то сокровенного. Как и любой другой базар, Тра Он притягивает массу туристов, а за ними — и темных личностей, для которых раскрывший рот покупатель сувенирной продукции — лазейка в светлое будущее или хотя бы способ заработать на ужин.
Парикмахерская в квартире
Или на складе, я не очень понял, куда попал, когда добропорядочный на вид вьетнамец проводил меня к своим коллегами по рыночному делу в здание, напоминающее одновременно гараж и коммуналку. Но внутри оказались очень улыбчивые люди, один из которых как раз заканчивал наводить порядок на голове. Мне-то стричься не хотелось, я пришел купить средства самообороны. Но, судя по всему, место пользуется бешеной популярностью, раз там было столько мужчин. Правда, мы с Тао устроили небольшой беспорядок, но, уверен, бизнесу это не помешало.
Район улицы Буй Вьен в Хошимине
В этом эпицентре неонового декаданса можно встретить людей со всего мира. Местность вокруг часто называют районом бэкпекеров: здесь полно дешевых отелей для любителей путешествовать налегке. Буй Вьен почти никогда не замолкает, шумят бары и клубы, а старейший рынок Хошимина Бен Тхань прельщает туристов свежими фруктами и футболками с банальными надписями. Тао говорит: «Умный на Буй Вьен сможет найти то, что ищет, а глупец — потерять даже брюки». Так и не понял, о чем она, ведь я хожу в шортах.
Сайгонские трущобы
В узких проходах стоят собранные из всякого хлама хижины, где живут рабочие, нелегальные мигранты и те, кому некуда больше идти. В трущобах время течет иначе, а люди прекрасно понимают, кто свой, а кто чужой, поэтому заходить туда без особой надобности (а в поисках Ани куда меня только не заносило) и проводника не стоит.
Утешение в тарелке
Даже когда мчишься наперегонки со временем, пытаясь опередить похитителей возлюбленной, не стоит забывать о еде. Вьетнам предложил мне не только модный фо бо, но и несколько других питательных и красивых блюд. Подкрепился — и дальше на поиски Ани.
Бун ча — формально суп, но на самом деле лапша со свиным шашлыком. Тонкие ломтики мяса маринуют особым способом в специях и соусе, а потом тщательно обжаривают на гриле. Рядом лапша и бульон — настоящее пиршество для поникших духом.
Нем нуонг — свиные рулетики на гриле, которые согреют сердце даже такой ледяной дамы, как капитан Тао.
Бо не — вьетнамский стейк с яйцом, идеальный завтрак для начала сложного дня. Туристы могут урвать это блюдо на горячей сковородке в форме коровы, а простые ребята вроде меня довольствуются обычной тарелкой, что, конечно, ни в коем случае на качество сочной говядины в томатном соусе не влияет.
Чтобы лучше понимать местных, учите русский
Во время беготни по Вьетнаму кого я только не встретил. С местными помогала Тао, но что делать, если увидел русских, которые давно осели в Юго-Восточной Азии и придумали кучу своих словечек? Я решил составить небольшой разговорник, чтобы лучше понимать соотечественников, сосредоточенных на просветлении и темных делах.
«Пакетный» — турист, прибывший по путевке. Узнаётся по браслету, выгоревшей коже и фразе «у нас все включено».
«Камбучу пьешь?» — проверка на уровень погружения в экспатскую жизнь. Вопрос с подвохом, ведь те, кто давно в теме, уже делают ее сами.
Фо-шмо — общее название вьетнамских супов. Иногда с легким презрением, если ел это несколько дней подряд, а иногда с благоговейным трепетом, если не ел вообще.
В кондитерке — не пекарня, а обменник валют. Иногда за массажным салоном.
Мужик из Фантхьета — старожил, который приехал в 2007-м, открыл ресторан, развелся, снова женился и знает о Вьетнаме все.
Тряпка — байковый шлем без защиты. Уровень безопасности — как шапка из «Ну, погоди!».
Редакция предупреждает: путеводитель Миши — одновременно триллер, комедия и дневник потерянного туриста, но точно не полноценный гид. Вьетнам не всегда картинка с открытки. Как и любая страна, он бывает добрым, притягательным и щедрым, а бывает строгим, отталкивающим и корыстным. Там можно как потеряться, так и найти себя. Как Миша.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.