Саван (The Shrouds, ужасы, 2024) || Обзор

Карш Релих – владелец компании Gravetech, которая сочетает похоронный бизнес и современные технологии. Его ноу-хау – ультратехнологичные саваны, в которые встроены камеры, сканеры и датчики, позволяющие следить в реальном времени за тем, как укутанные в них тела понемногу разлагаются в могилах. Несколько лет назад Карш похоронил таким образом свою жену Ребекку, умершую от рака, но однажды ее могилу вместе с несколькими другими уничтожают неизвестные вандалы. Пытаясь разобраться, кто и зачем это сделал, Карш отслеживает несколько безумных теорий, каждая из которых может оказаться правдой.

Дэвид Кроненберг – общепризнанный классик хоррора, который за более чем полувековую карьеру снял несколько десятков фильмов, ставших вехами в развитии жанра. Он стоял у истоков такого направления, как боди-хоррор, его всегда привлекала тема взаимодействия технологий и органики, слияния мертвого и живого, красоты и уродства плоти, а также размышления о том, каким может быть будущее человечество в мире, где искусственное неотличимо от природного.

Сейчас режиссеру уже за восемьдесят, его дети пошли по стопам отца и как минимум двое из них, Брэндон и Кэйтлин, выросли в самостоятельных творцов, развивающих и углубляющих затронутые им когда-то темы, но Дэвид на пенсию пока не собирается, раз в несколько лет возвращаясь с очередным проектом. Подлинных шедевров, сравнимых с его лучшими работами, мы от него не видели уже давно, но это не значит, что его можно списывать со счетов – просто Кроненберг, как многие творцы, потерявшие необходимость кому-то что-то доказывать, снимает кино уже больше для себя, пытаясь уловить и отрефлексировать что-то недосказанное, недоосмысленное, недопонятое раньше.

В «Саване» Кроненберг возвращается к своим излюбленным темам – в фильме можно увидеть отголоски «Видеодрома», «Автокатастрофы» и «Паука». От первого здесь интрига, замешанная на политике, заговорах и технологиях, от второго извращенная сексуальность физического несовершенства, от третьего – зыбкая параноидальная условность того, что мы называем объективной реальностью. Разбираясь с тем, что происходит, Карш начинает видеть свою умершую жену, общается с ее сестрой-близняшкой, заводит роман с новой клиенткой, слепой женой умирающего богача, и пытается вычислить вандалов, которыми с равным успехом могут оказаться исландские эко-террористы, китайские шпионы или русские хакеры.

Все это уже звучит, как горячечный бред, но это еще не все – ключевым моментом, который пытается осмыслить Карш, являются странные наросты на костях его полуразложившейся жены, которые он успел увидеть до того, как ее могила была уничтожена. Что это – следы рака, какие-то супертехнологичные датчики или просто глюк сканирования, останется без ответа даже в финале – неоднозначном, открытом для самых разнообразных интерпретаций. Как настоящего самурая, Кроненберга не интересуют ответы и какие-то выводы, ему важен путь – сам процесс наблюдения за тем, как наша жизнь меняется под влиянием технического прогресса, который, в свою очередь, все равно неспособен победить базовые человеческие инстинкты. Сам Кроненберг говорил, что «Саван» – очень личное для него кино еще и в том плане, что в нем он пытается отрефлексировать смерть собственной жены, скончавшейся в 2017 году, и жизнь после ухода любимого человека. Если вам интересно поразмышлять обо всем этом вместе с ним – добро пожаловать, но тем, кому в первую очередь важна внятная осмысленная история, этот «Саван» можно даже не примерять.

Видеообзоры на новые фильмы ужасов и триллеры:
https://rutube.ru/u/scarymovies/videos/
https://www.youtube.com/@scarymovieru/videos

3
2 комментария