Впервые прошёл Batman: Arkham City (2011) [лонг, спойлеры]

Впервые прошёл Batman: Arkham City (2011) [лонг, спойлеры]

Доброго времени. Я продолжаю знакомиться с серией игр Batman Arkham; в прошлом лонге речь шла Batman: Arkham Asylum, которая стала успешным родоначальником серии. Сейчас же речь пойдёт о сиквеле, который принято считать лучшей игрой в серии.

После прохождения Arkham Asylum я решил посмотреть фильм Кристофера Нолана "Бэтмен: Начало", выпущенный в 2005-ом году; он тоже стал успешным родоначальником серии, но не игр, а фильмов о Бэтмене. Быть может, тоже напишу на него обзор, но скажу следующее: моё знакомство со вселенной Бэтмена только начинается.

Я потратил 35 часов на прохождение игры, и мне есть о чём рассказать (со спойлерами).

Впервые прошёл Batman: Arkham City (2011) [лонг, спойлеры]

Оглавление

1. Сюжет (пересказ за 5 минут с кучей картинок)

2. Сюжет (разбор и критика почти без картинок)

5. Итоги

Сюжет (пересказ)

Обычно в супергеройских играх есть главный герой и главный злодей. Протогонист всю игру идёт к тому, чтобы сразиться с антагонистом в финальном босс-файте. Arkham City к числу таких игр не относится: главного злодея тут нет.

На его роль мог бы претендовать Джокер, если бы не его болезнь. В финале прошлой части он принял дозу Титана, у которого оказалась опасная побочка - отравление крови. Из-за этого Джокер сильно заболел и мало фигурировал в сюжете. Ему нужно лекарство от болезни, создать которое в силах лишь гениальному учёному мистеру Фризу.

Джокер
злодей (но не главный)

Джокер хочет, чтобы Бэтмен помог ему добыть это лекарство. Дабы дать ему большую мотивацию, он переливает свою заражённую кровь Бэтмену, а также сообщает ему, что заражённая кровь была разослана во все больницы Готэма. Чтобы спасти себя и жителей, Бэтмен отправляется на поиск лекарства.

Джокер вливает в Бэтмена свою заражённую кровь
Джокер вливает в Бэтмена свою заражённую кровь

Бэтмен выясняет, что мистер Фриз находится фактически в плену у другого злодея - Пингвина, который захватил здание городского музея. Мы разбираемся с его охраной, с самим Пингвином и освобождаем мистера Фриза из плена.

Пингвин
ещё менее важный злодей

Освобождённый мистер Фриз сообщает Бэтмену, что лекарство от болезни Джокера создать легко, однако оно очень быстро перестаёт действовать. Чтобы оно сохраняло свою эффективность, ему не хватает одного компонента. Бэтмен знает, где его найти, и отправляется к Рас Аль Гулу

Мистер Фриз
злодей с лучшим босс-файтом

Рас Аль Гул - человек, на протяжении 600 лет возглавляющий Лигу Теней. За счёт регулярного погружения в источник бессмертия он может жить так долго; это же привело к появлению к его крови веществ, нужных для лекарства. Мы побеждаем Аль Гула, выкачиваем из него кровь и идём с ней к мистеру Фризу.

Рас Аль Гул
злодей с самым красивым босс-файтом

Наш доктор, добавив кровь Аль Гула, сделал две пробирки с лекарством. Теперь он хочет, чтобы Бэтмен вернул его жену из плена Джокера. Бэтмен же заявляет, что сначала ему нужно выпить лекарства, ибо он присмерти. Мистер Фриз включает обидку, разбивает одну пробирку, прячет вторую в сейф и начинает лучший босс-файт игры.

Босс-файт с мистером Фризом
Босс-файт с мистером Фризом

Разумеется, мы его побеждаем и обещаем отыскать жену (это дополнительное задание). Открыв сейф мы узнаём, что Харли Квинн вырезала его заднюю стенку и украла лекарство. Мы отправляемся к Джокеру, но находим его совершенно здоровым. Неужели всё это время он лишь притворялся больным?

И вот мы стоим с Джокером один на один, как вдрг на Бэтмена падает крыша (объясню через несколько абзацев). Бэтмен не может выбраться из-под обломков, Джокер уже собирается его убить, но тут появляется Талия (дочь Рас Аль Гула) и обещает Джокеру бессмертие в обмен на сохранение жизни Бэтмена. Джокер на это соглашается и уходит.

Талия Аль Гул
она влюблена в Бэтмена

А теперь возвращаемся к тому, что в игре нет главного злодея. Игра начинается не с проблем со здоровьем Джокера, а с митинга против строительства Arkham City. Мэр Готэма продвинул идею создания города в городе, где будут содержаться разные преступники. Брюс Уэйн, как известный миллиардер Готэма, выступает на митинге против этой идеи. Однако его повязывают солдаты доктора Хьюго Стрейнджа.

Брюс Уэйн на митинге против строительства Arkham City
Брюс Уэйн на митинге против строительства Arkham City

Хьюго Стрейндж - опасная шишка. Это он надавил на мэра Готэма, чтобы тот открыл Arkham City. У него есть своя частная армия, выполняющая любые приказы. Он знает, что за маской Бэтмена скрывается Брюс Уэйн. Он - автор "Протокола 10".

Хьюго Стрейндж
Второй кандидат на роль главного злодея

Что такое Протокол 10? У Хьюго был план: создать Arkham City, привезти сюда опасных преступников, объявить чрезвычайное положение и разрушить это место ракетами, убив всех заключённых. Когда на Бэтмена падает крыша - это в неё прилетела ракета, дабы разрушить здание.

Протокол 10 в действии
Протокол 10 в действии

Забегая вперёд скажу, что Хьюго Стрейнджа мы видим только в начале и в конце игры. В начале он заявляет о существовании Протокола 10 и обещает раскрыть личность Бэтмена, если тот ему помешает. В конце он активирует этот самый Протокол. Экранного времени у него немного, в середине игры он не фигурирует (в это время мы занимаемся созданием лекарства). Поэтому и его я не могу назвать главным злодеем игры.

Под конец мы вспоминаем не только про Хьюго Стрейнджа, но о ещё одном персонаже - женщине-кошке. За время игры нам трижды дадут поиграть за неё: два раза в начале и один - в конце. Хоть это и немного, я до сих пор не ясно, зачем её добавили в сюжет.

Женщина-кошка
а зачем она нужна?

В первый раз мы видим женщину-кошку, когда она вламывается в дом Двуликого и пытается что-то украсть оттуда; Двуликий берёт её в плен, но Бэтмен её освобождает. Во второй раз мы играем за женщину-кошку, когда она зачем-то (зачем?) приходит в дом Ядовитого Плюща, и та тоже захватывает её.

Двуликий
его раскроют в финальной части серии

Третье её появление на экране самое абсурдное! Нам объясняют, почему Плющ захватила Кошку: та не поливала цветы, которые сейчас находятся в секретном охраняемом хранилище под землёй Хьюго Стрейнджа наравне с деньгами (что???). Кошка обещает проникнуть в хранилище и украсть оттуда цветочки.

Ядовитый Плющ захватила Женщину-кошку
Ядовитый Плющ захватила Женщину-кошку

Кошка приходит в хранилище, вырубает охранников и пакует деньги в чемоданы (цветочек она растоптала). В хранилище что-то делает телевизор, и по нему показывают Бэтмена, который лежит без сознания под обломками. Игроку дают выбор: уйти с деньгами из города и оставить Бэтмена умирать, или оставить чемоданы в хранилище и пойти спасать Бэтмена?

Спасти Бэтмена или оставить умирать?
Спасти Бэтмена или оставить умирать?

Этот выбор обставлен как в русских сказках: путь направо (оставить Бэтмена) нарисован красной стрелкой, путь налево (спасти Бэтмена) - зелёной стрелкой. Если мы выберем первый вариант, то начнутся финальные титры, а потом игра отматает время назад и предложит ещё раз сделать выбор, на сей раз правильный.

Итак, Кошка приходит к Бэтмену и вытаскивает его из-под обломков крыши. Это был единственный раз за игру, когда она сделала что-то полезное; неясно, почему то же не мог сделать Робин, которого даже добавили в игру, уделив ему одну минуту (!) экранного времени.

Кошка освобождает Бэтмена из-под обломков крыши
Кошка освобождает Бэтмена из-под обломков крыши

Бэтмен поднимается на огромную чудо-башню, находящуюся в центре Аркхэм-Сити, где сидит Хьюго Стрейндж. Он смотрит сверху на уничтожение города и преступников и радуется этому. Как вдруг со спины его убивает Рас Аль Гул! Всё это время Хьюго был марионеткой в его руках, а когда доктор выполнил свою работу, Аль Гул избавляется от него.

Рас Аль Гул убивает Хьюго Стрейнджа
Рас Аль Гул убивает Хьюго Стрейнджа

Перед кончиной Хьюго успевает активировать Протокол 11 - самоуничтожение башни и остановку Протокола 10. Бэтмен падает с башни и выживает, в отличие от Аль Гула. Теперь мы направляемся к его дочери Талии, которая ушла вместе с Джокером и оставила на себе маячок, чтобы Бэтмен смог её найти. Мы находим их обоих, как вдруг Талия убивает Джокера мечом, а Бэтмену отдаёт лекарство.

Талия убивает ненастоящего Джокера
Талия убивает ненастоящего Джокера

Но через минуту в ответ ей прилетает убийственный выстрел из пистолета от настоящего Джокера. Выясняется, что Джокер действительно болен, а его здоровую копию сыграл Глиноликий - бывший актёр, могущий принять любую внешность. С ним у нас происходит неплохой босс-файт, откуда Бэтмен выходит победителем.

Глиноликий
перевоплотился в здорового Джокера

Бэтмен принял половину лекарства, а половину оставил для Джокера. Он находится в раздумьях: спасать ли злодея, который совершил так много убийств? Не успев дать ответа, Джокер на него нападает, Бэтмен роняет пробирку с лекарством на пол и та разбивается. Брюс заявляет, что он и так дал бы ему лекарство. Но Джокер, не смогший его принять, умирает. В сильной финальной сцене Бэтмен выносит Джокера на руках. КОНЕЦ.

Бэтмен несёт мёртвого Джокера на руках
Бэтмен несёт мёртвого Джокера на руках

Сюжет (разбор и критика)

Это первый раз, когда в обзоре на игру я пересказываю сюжет полностью. Он получился годным, особенно запоминающейся стала финальнаяя сцена; кстати, самый первый кадр игры отсывает нас к финалу.

Впервые прошёл Batman: Arkham City (2011) [лонг, спойлеры]

Сюжет состоит из двух линий: найти лекарство от болезни и остановить Хьюго Стрейнджа. Бэтмен полностью выполнил только первую часть, а о сущности Протокола 10 он не узнал вплоть до момента его активации.

Попытка гармонично переплести две сюжетные линии не удалась. Хьюго - очень влиятельный человек со своей ЧВК, связями в правительстве и, самое интересное, он знает личность Бэтмена (не понятно лишь откуда). Этот злодей имеет большой потенциал, но ему дали слишком мало экранного времени.

Джокера мы тоже видим мало - его слишком сильно сразила болезнь; от его первого появления на экране до смерти прошло несколько часов. Игра состоит из того, что мы переходим от одного босса второго плана в другому боссу, но главного босс-файта так и не произошло. Нужен ли он здесь? В принципе, поулчилось и так хорошо.

Некоторым сюжет может показаться запутанным. Сначала появляется Хьюго со своим загадочным Протоколом 10, потом Джокер со своей болезнью. Для спасения Джокера нужен мистер Фриз, а он в плену у Пингвина. А потом для лекарство нужно идти к Рас Аль Гулу. А тут ещё линия женщины-кошки с Двуликим и Плющём...

Со многими из этих злодеев я познакомился именно через эту игру. Тем же, кто погружён в лор Бэтмена через фильмы или даже комиксы, будет значительно проще разобраться с сюжетом, ибо действующие лица- не ноунеймы, а вполне себе известные персонажи.

Почти никак не была раскрыта женщина-кошка. Нам трижды дают возможность за неё поиграть, и лишь третий раз несёт в себе какой-то толк. Если бы Брюса спас кто-то другой (например, Робин, что вполне логично), то Кошку можно было бы убрать целиком. Предположу, что добавили её только из-за внешности: чёрный обтягивающий костюм, почёркивающий выгодные места её тела. От персонажа, за которого мы играем, ждёшь большего.

Досадно, что не была раскрыта Талия. Нам мельком показывают, что вне сюжета между ними были отншения романтического толка: Талия реально любила Брюса, но не получала взаимности. Её смерть - смерть любящего человека. Но опять же, на экране мы её видим дай Бог пять минут, и потому её кончина почти не вызывает эмоций.

Большое достоинство сюжета в его динамизме. Хьюго Стрейдж в начале игры говорит, что до активации Протоколо 10 осталось 10 часов. Каждый час эта фраза повторяется, но время до активации уменьшается от "осталось 9 часов" вплоть до "осталось 10 минут". Параллельно же кровь Джокера, текущая по венам Бэтмена, заставлят героя поторапливаться: если не найдёт лекарство за несколько часов - умрёт.

Я ничего не сказал про сайд-квесты (дополнительные задания). Они, как по мне, слабы с точки зрения и сюжета (не привносят ничего интересного), и геймплея (их выполнять неинтересно). Исключение - загадки Ридлера, но об этом я скажу в следующем разделе.

Подведу итог по сюжету. В обзоре на Arkham Asylum я сказал, что от супергеройских игр не стоит ждать выдающегося сюжета, да он там и не требуется. Сюжет Asylum`а был прост и достаточен. В Arkham City нам ним значительно поработали, и хоть мне не хватило ряда моментов, он получился добротным, а по меркам супергеройских игр - отличным.

Геймплей

Боёвка

В обзоре на Arkham Asylum я сказал, что боёвка мне не понравилась. Во-первых, она представляла из себя долбёжку ЛКМ; во-вторых, персонаж часто делал не то, чего я от него жду (например, нажимаю ПКМ для контрудара, а он не происходит). Там же я отметил, что многие, наоборот, хвалят боёвку, но за 20 часов геймплея я не получил от неё удовольствия.

Признаюсь, я был не прав. Arkham City я решил пройти сразу на максимальном уровне сложности, т.к. у меня был опыт из Asylum`а. Игра сразу начинается со сражения, и, прежде чем его пройти, я умер 15 раз! Чем больше я умирал, тем больше я пытался почувствовать боевую систему: не просто долбить ЛКМ, и наносить точечные удары и вовремя уворачиваться.

Максимальная сложность оказалась для меня слишком большим препятствием, так что я начал новую игру на средней сложности. Однако я и дальше пытался понять и улучшать ведение боя, и у меня получилось! Теперь я действительно ощущаю этот кайф!

Анимации ударов прописаны зрелищно, Бэтмен почти всегда ударяет того противника, которого я и желал ударить, он вовремя контратакует.

Сами противники стали более разнообразными. Если говорить об их дизайне, они делятся на три группы. Те, кто подчиняется Джокеру, носят клоунские маски. Те, кто подчиняется Пингвину, носят чёрно-белую одежду. Те, кто подчиняется Двуликому, носят маски с "раздвоенным" лицом.

Опасность противников постепенно растёт по ходу игры. Если сначала мы преимущественно сражается с безоружными врагами, то потом всё чаще видим вооружённых автоматами и снайперками врагов. Соперники начинают носить щиты и электро-дубинки, отчего им просто так не нанесёшь урон. Порою даже встречаются враги с радиоглушилками, из-за которых бэтменский режим дететива, показывающий врагов через стены, перестаёт работать.

Если подвести итог, то сражаться в игре приятно.

Загадки Риддлера

В Arkham Asylum Риддлер спрятал 240 загадок, и это было много. Теперь же их количество увеличилось до 440! За время прохождения сюжетки я собрал 350 загадок, ещё 50 набил после сюжета. И... мне понравилось!

Мистер Риддлер
он же - Эдвард Нигма, он же - Загадочник

Раньше все загадки были как-то спрятаны, и от игрока требовалось, например, сломать стену или взломать терминал, чтобы добраться до трофея. Теперь же многие трофеи на виду, но, чтобы их получить, нужно выполнить головоломку. Хотя загадок очень много, я не могу назвать их однотипными, хотя их и можно классифицировать по похожести.

Также Риддлер дал нам мотивацию искать его секреты: он захватил заложников, и, чтобы узнать их местоположение, нужно собрать N загадок. Каждая комната с заложником - большое пространство с испытаниями на логику и креативное мышление.

Риддлер сообщает о захвате заложников
Риддлер сообщает о захвате заложников

Отдельно выделю финальную комнату, где и находится Риддлер. В прошлой игре мы не видим этого персонажа, только слышим. Теперь же, собрав 400 загадок, мы можем встретиться с ним и дать пиз...

Бэтмен настиг Эдварда Нигму
Бэтмен настиг Эдварда Нигму

В прошлой игре Риддлер разбросал по локациям карты со своими загадками. Теперь, чтобы загадки отображались на игровой карте, нужно допрашивать врагов, работающих на Риддлера (они подсвечиваются зелёным цветом).

"Зелёные" враги работают на Риддлера
"Зелёные" враги работают на Риддлера

За нахождение загадок нам будут давать биографии персонажей, которые фигурировали в игре, а также концепт-арты разных мест Аркхем-Сити и сведения о них.

Биографии персонажей
Биографии персонажей

Скорее всего, я выскажу непопулярное мнение, но загадки Риддлера в этой игре мне действительно зашли! Чувствуется, что этот сайд-квест был проработан лучше всех остальных.

Прокачка

За нахождение загадок, прохождение миссий и сражения с противниками игрок получает опыт. Набирая N-ное количество опыта, повышается уровень игрока и даётся возможность прокачать один навык.

Мы можем прокачать:

  • костюм Бэтмена (увеличить здоровье);
  • устройства (открыть новые или улучшить имеющиеся)
  • боёвку (открыть новые приёмы и комбо)
  • Режим хищника (решающие удары)
  • всё, что связано с Женщиной-кошкой

Многие из представленных улучшений действительно пригождаются в игре (например, дополнительное здоровье). Но каки-ето навыки или даже устройства Бэтмена я не применял ни разу, т.к. в боях можно спокойно обойтись и без них.

В целом, прокачка нормальная, не особо отличается от других игр.

Атмосфера и графика

Формально действие игры происходит в открытом мире. Arkham City - город в городе, огороженный от остального Готэма огромными стенами. В силу этого открытый мир хоть и получился больше, чем в Arkham Asylum (0,2 км² против 1км²), он всё равно остаётся небольшим.

Карта Arkham City
Карта Arkham City

Тем не менее, город получился живым и наполненным. Так, он делится на несколько областей, отличающихся по дизайну и наполнению. В городе есть несколько зданий, которые снаружи кажутся небольшими, но внутри они огормные (например, Музей или Сталилитейный завод).

В Arkham Asylum было удивительно гармоничное сочетание готической архитектуры и современности. Arkham City пошёл дальше: над городом летают дирижабли (уже в 1930-е годы они устарели), но при этом есть Интернет. Старые здания сочетаюся с неоновыми вывесками. За стенами виднеется Готэм с множеством больших и светящихся небоскрёбов.

Вид на Arkham City с Чудо-башни
Вид на Arkham City с Чудо-башни
Вид на Arkham City
Вид на Arkham City
Вид на Arkham City
Вид на Arkham City

Перед сражения с Рас Аль Гулом Бэтмен выпивает какое-то зелье, и его разум переносится в иной мир с необычным дизайном.

Битва с Рас Аль Гулом
Битва с Рас Аль Гулом
Впервые прошёл Batman: Arkham City (2011) [лонг, спойлеры]

Для 2011-го года графика выглядит прелестно. Для игры не выходили ремастеры, но на Playground`е есть пак с HD-текстурами. Я играл без него, и проблем не обнаружил.

Итоги

Batman Arkham City - образцовый сиквел, где были улучшены сильные стороны и исправлены слабые стороны прошлой части. До 2018-го года она была самой продаваемой супергеройской игрой, но уступила место Человеку Пауку. И по сей день игра имеет очень высокие оценки на Метакритике и является одной и лучших, если не лучшей игрой 2011-го года.

9,5/10

35
17 комментариев