Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

Baldur's Gate 3 – большая и проработанная RPG, в которой я с огромным удовольствием провел больше трех сотен часов. Упрекнуть ее за отсутствие вариативности и возможности отыгрыша нельзя. Но есть один момент, который достоин не похвалы, а критики — Путь злодея.

*В этом посте есть спойлеры, поэтому читайте на свой страх и риск.

Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

Когда я завершаю прохождение игры, я сразу же иду на второй заход, если она мне понравилась. Особенно, если вариантов прохождения достаточно. Так было и с Baldur's Gate 3.

364 часа: 3 полных прохождения, одно из которых для этого поста, 1 неудачный забег на Доблести, и продолжающийся забег на ней же с другом (пока удачный)
364 часа: 3 полных прохождения, одно из которых для этого поста, 1 неудачный забег на Доблести, и продолжающийся забег на ней же с другом (пока удачный)

Еще перед тем, как проходить ее впервые, друг мне рассказал, что на первом прохождении лучше не брать Темного соблазна, поскольку могут быть запороты многие сюжетные моменты из-за того, что это по сути злой персонаж. Поверив ему тогда, я взял Астариона (отчасти зря). И когда с "добрым" прохождением я закончил, что само по себе забавно, если играешь за вампира, я сразу пошел на второе прохождение за Темного соблазна. По злому пути.

Решив тогда отыгрывать злодея, я очень быстро свернул с этого пути. Потому что все злодейства я совершал не потому что есть причина, а просто потому что. В сценарном плане уже на старте я увидел, что здесь есть проблемы. Однако, есть условно злые моменты, которые наоборот хорошо работают на отыгрыш Темным соблазном.

Первый момент

Когда происходит первое знакомство с Гейлом, нужно либо подавить свой соблазн оторвать ему руку, пройдя проверку, либо поддаться ему. И это хорошо работает независимо от того, вытащили вы Гейла, или только его руку.

Знакомство с Гейлом через крепкое "рукопожатие"

Второй момент

Увидев белочку возле лифта в Роще друидов, нет никаких вариантов предотвратить ее гибель. Темный соблазн в любом случае убьет ее.

Неминуемая гибель Веточки

Третий момент

В один из моментов во время долго отдыха к нам в лагерь может прийти Альфира – тифлинг-бард из Рощи. Разрешив ей остаться, последует ее неминуемая гибель от рук Темного соблазна.

Бессознательное убийство Альфиры
Бессознательное убийство Альфиры

Эти три ситуации дают понять, что у главного героя есть тяга к садизму и убийствам – чаще бессознательная и тяжело контролируемая. И они показывают последствия этой тяги – бессмысленное и ничем не подкрепленное насилие. И я считаю, что эти три смерти обязательны. Если Гейла еще можно спасти, то Альфира и Веточка в качестве жертв отлично показывают – это то, с чем нужно бороться. Они закладывают сюжетный фундамент, в котором драматургически верно будет отказаться от темных позывов, а не следовать им.

А выбирать злые поступки – лишено смысла. Что в целом, что в рамках сюжета, потому что главные твисты Темного соблазна кроятся в конце второго и в третьем актах.

Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

Как я написал выше, на первом злом прохождении я быстро свернул с этого пути. Мне не нравилось, что я принимаю "злые" решения просто потому, что могу их выбрать. В итоге прохождение за Темного соблазна у меня получилось скорее хорошим, чем плохим. И теперь, чтобы написать этот пост, я прошел игру уже чисто злым персонажем, чтобы увидеть всю несуразность и не проработанность злого пути.

Пытки – лучший способ выведать информацию

В спутники я выбрал Астариона, который максимально подходит для злого прохождения – он одобряет вообще все злодейства, что я делаю. Подумывал взять еще Лаэзель, но ее моральный компас настроен немного иначе.

Первое и глобальное в рамках первого акта "злое" решение принимается в случае с Рощей друидов. Тифлинги стараются выживать, Кага в отсутствие Хальсина их угнетает. И как только мы оказываемся в этой роще, нас встречает Зевлор, просящий о помощи. Но почему мы должны?

И действительно, явных причин помогать им у нас нет, что хорошо подчеркивает Астарион, если сразу же согласиться. Но Зевлор дает понять, что среди друидов может найтись целитель, который избавит нас от личинки, но это, что называется, вилами по воде. Однако, причин вырезать всю Рощу друидов все еще нет.

Доминирование путем насилия
Доминирование путем насилия

По пути в Лагерь гоблинов, мы примерно понимаем, что из себя представляет Абсолют – это некая богиня, вокруг которой сформировался культ, и довольно жестокий. Помощь в обороне Рощи друидов вначале, встреча тех же гоблинов в вымершей деревне, и посещение самого Лагеря гоблинов – во всех этих местах и ситуациях нет ничего, что могло бы убедительно заявить "Да, эти ребята реально мне помогут вытащить личинку". Можно посчитать, что культ Абсолют поможет лучше, просто потому что у них больше мощи, однако и они помогают ровно столько же, сколько и в Роще друидов. То есть – никак.

Нападение на Рощу друидов

Когда дело сделано, а роща вырезана, у нас в лагере устраивается праздник. И Воло, который снова находится в клетке, задает максимально резонный вопрос – а зачем все это?

Действительно – что это за цель?
Действительно – что это за цель?

Я, например, не могу себе ответить на этот вопрос. Можно было бы парировать чем-то вроде "Абсолют мне поможет вытащить личинку", но такого варианта ответа нет. Да и за всю сюжетку Роща-Гоблины нет уверенности, что именно они помогут в этом.

Хотя игра дает выбрать вариант в диалоге c Зевлором, что Абсолют якобы может помочь. Но я за 3 прохождения не увидел ничего, что могло бы меня в этом убедить.
Хотя игра дает выбрать вариант в диалоге c Зевлором, что Абсолют якобы может помочь. Но я за 3 прохождения не увидел ничего, что могло бы меня в этом убедить.

После празднования, поскольку у меня женский персонаж, я устроил ножницы с Минтарой. После же предлагается свернуть ей шею, пока она спит. Естественно, я это сделал (злодей я или где?), хоть и не считаю, что у этого действия достаточно оснований.

Есть Минтара — нет Минтары

Немного о Темном соблазне

С самого начала он(а) предстает загадочным персонажем, который помнит о себе только свое имя — Темный соблазн. И по ходу сюжета вуаль таинственности постепенно рассеивается: впоследствии становится ясно, что Соблазн — дитя Баала, — и поглощающее желание убивать исходит от него; план с подчинением старшего мозга – затея именно Темного соблазна. И если вдруг кто-то сомневался, что в таких играх нет главного героя в истории, то не сомневайтесь – есть. Конкретно в Baldur's Gate 3 – это Темный соблазн.

Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

К чему тут абзац про Темного соблазна

ТС – единственный персонаж, играя за которого есть крохотная, но по-прежнему очень жидкая причина совершать злые поступки. И то, это только при условии, что вы уже знаете сюжет этого персонажа. Конечно, есть Астарион, который в целом за все жестокое и злодейское и MORE POWER. Но тут кроется еще одна проблема.

Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

Ни один персонаж не раскрывается в полной мере, если выбрать его основным. Исключение – Темный соблазн. Выбрав Астариона в свое первое прохождение, у меня не было полного представления о персонаже. Я пошел по пути, который кажется мне наиболее логичным – если брать сюжет игры, то это скорее доброе прохождение с некоторыми "серыми" решениями. И такое прохождение не вяжется с Астарионом – с вампиром, которого 200 лет мучали, пытали и измывались. Ждать от него, что он будет добрым... Не так. Ждать от него, что он не будет подозрительным, не будет жестоким, и не будет желать иметь власть на другими также, как владели им, было бы наивно.

Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

И лишь во второе прохождение, взяв вампира в отряд, я увидел, что он на самом деле тот еще злобный говнюк. Не без причин, конечно. Раскрытие героя, его переживания и все остальное, что делает персонажа объемным, я узнал только не выбрав его основным. Какого бы героя игрок не выбрал — он фактически чистый лист, у которого из раскрытия только запись в дневнике о его личном квесте и продвижение по нему. Мысли, эмоции и реакции на события игроку неизвестны. Принятие "злых" решений – это прихоть игрока, а не сюжетно-сценарное обоснование. Да, можно вырезать всех тифлингов в Роще друидов. Но какая почва у такого решения?

Продолжение зловещего приключения

Завершив все дела, Темный соблазн вместе с Астарионом направляются в Лунные Башни, путь к которым лежит через Пораженные темный проклятьем земли. Поскольку Минтара мертва, от Нере в Гримфордже можно узнать, как попасть в Лунные Башни, избежав воздействия проклятия.

Прибыв в Лунные Башни, Темный соблазн встречается лицом к лицу с Кетериком Тормом. То ли он не узнал своего бывшего союзника (что странно), то ли сделал вид. Так или иначе, дабы продолжать идти по пути Абсолют, мы принимаем новую цель – доставить Кетерику Песнь ночи. И как будто мало было того, что от Абсолют мы не дождались никакой помощи ранее, мы все равно принимает правила игры. Я напомню, что обе условные стороны – светлая и темная – каждый раз кормят обещаниями, когда дело касается извлечения личинки из мозга.

Однако, следовать даже не доброму пути, но хотя бы не злому, все еще лучше. Так в путешествии рядом с тобой будут верные союзники и друзья, которые объединены одной целью – не погибнуть, и не дать погибнуть этому миру, чтобы продолжить жить дальше.

Смерть Джахейры

По ходу сюжета к Темному соблазну приходит его дворецкий. Первый раз он появляется после бессознательного убийства Альфиры. Во второй – дать задание убить Изобель, Жрицу Селунэ. Причина, конечно, прекрасна: она слишком чудесная, чтобы жить.

Убив Изобель и доставив Кетереку Песнь ночи, я расстроился. С ним нельзя заключить союз. Более того, когда Кетерик изливает душу Темному соблазну, рассказывая, как он пришел к такой нежизни, тот не узнает бывшего союзника. И я убежден, что это сценарный прокол, потому что с момента похищения и до текущих событий прошло совсем немного времени. Да, я знаю, что есть один из вариантов развития событий, где Кетерик сразу узнает Соблазн, после чего сразу следует сражение. И это подтверждает мои слова выше. Такой сюжетный ход не должен быть доступен только при определенных действиях.

Вспомните Готику 2. Там многие не сразу узнают Безымянного. Те же бандиты на болотах – узнает его только один, а все остальные вспоминают его только в процессе диалога. И их забывчивость легко объяснима тем, что Безымянный все время где-то бегает и что-то делает, никогда не задерживаясь на чьем-то виду. Что даже подчеркивается в одном из диалогов с Торусом.

Дальше получается странно. Мы все это время были преданы Абсолют, однако нас все равно закидывают на эксперименты Бальтазару. Есть еще момент, который я не смогу показать, потому что не осталось нужных сейвов, чтобы снять футаж, поэтому придется вам поверить мне на слово.

В Лунных Башнях есть разлом в стене, откуда доносятся голоса. Если взаимодействовать с ним, туда затянет руку ГГ, и как я понимаю, если играть за Темного соблазна, Абсолют узнает в нас своего бывшего хозяина, и будет просить вернуться. Сделано хорошо: добавляет деталей в сюжетный паззл *голосом рассказчицы* Dark Urge. Но когда мы стоим и ждем приговора, у Абсолют случается та же амнезия, что и у Кетерика. Профит у этого только один – это легкий способ пропустить первый бой с Кетериком Тормом.

Конец зловещего пути

В третьем акте все важные "злые" события происходят в конце игры, поэтому я перейду сразу к ним.

Отродье Баала

Baldur's Gate 3: пара слов про путь злодея

Играя за Темного соблазна, и следуя по злому пути, сценарно мы только по дороге к Горташу узнаем наверняка, почему мы вообще это делаем. Темный соблазн – это отродье Баала. Отсюда позывы, которые скорее всего вообще не принадлежат герою. Полагаю, давние фанаты оригинальной дилогии почтительно поджали губы, когда дошли до этого момента в игре, либо когда догадались обо всем раньше.

Явление Баала

И только сейчас можно хоть как-то оправдать свое устойчивое желание убивать всех и вся и совершать все злодеяния. А ведь у остальных персонажей вообще нет сценарно-сюжетного обоснования идти по пути злодея.

Приняв свою сущность от отца своего, мы обязуемся убить всякого в этом мире, пока не останется никого, кроме нас.

Герой, пожертвовавший собой

Но есть и другой путь – отказать своему отцу. И я еще раз скажу, что именно такое решение драматургически верное. Как и весь сюжет до этого отказываться от темных позывов.

Тут я лишь подчеркиваю, насколько более правильным и логичным это выглядит в рамках всей истории. Герой, пожертвовавший собой, дабы больше не поддаваться темным соблазнам, доставшимся от отца, и освободиться от его оков. И, быть может, таким образом ты не спасешь весь мир от нависающей угрозы, но хотя бы спасешь его от самого себя. Классическая жертва героя.

Финал

Мне нравится вариативность в этой игре. Ее много. Сюжет, различные ситуации и мелкие сюжетные арки можно проходить по-разному. Из-за чего я вообще не удивлен, что у многих по 500+ часов в этой игре, при этом, что многим даже не интересен режим Доблести.

Предательство Императора

Выбрав путь злодея в Baldur's Gate 3, у игрока нет явных причин совершать злодеяния. Как я писал выше, сюжетно вы, кого бы ни выбрали – чистый лист. И тот или иной злой поступок совершается лишь по выбору игрока. И выбрать его можно, потому что его дали, а не потому что есть внятная мотивация. Это ролевой отыгрыш в ролевой игре, я все понимаю. Но этот отыгрыш должен быть обоснован в рамках того сюжета, который приготовили сценаристы. Тут же мы получаем примерно следующее: я злой, потому что я злой.

Если вы дочитали всю эту пасту до конца – огромное спасибо за ваше время и внимание. Если просто долистали. Ну, тоже спасибо :)

На последок оставлю вам прикол с Горташем.

Собственно, прикол)
97
12
8
1
1
1
184 комментария