Депрессия, игры — и как выжить с их помощью

У нас было два пакетика успокаивающего чая, три пачки сертралина и несколько видеоигр в придачу

Депрессия, игры — и как выжить с их помощью

Главная беда современного общества - растущий уровень стресса и следующие за ними беды. Наш мозг еще недостаточно эволюционировал, чтобы воспринимать нынешний мир без накладывания концепции бей и беги на любую стрессовую ситуацию. По-другому мы просто не можем. И если раньше нам это помогало выживать, то сейчас в большинстве ситуаций это уже рудимент.

Но одно дело стресс, хуже когда вследствие всего этого психика перестает справляться, и человек начинает скатываться в депрессию. Собственно, тут я и начну свою историю. С началом института, мои сомнения в учебе, понимание моего места в мире и ворох проблем за спиной в итоге скатились в один большой снежный ком, который ежедневно меня давил.

По итогу меня спасли от всего этого две вещи - терапия (психиатр + психолог) и видеоигры. Первый пункт понятен, стандартная классика лечения любого психического заболевания. Второй же скорее вспомогательный, но не основной. Так что, во-первых если вы зафиксировали у себя те же симптомы, которые я описал выше бегом к профессионалам, а уже потом учимся справляться с этим при помощи развлечений.

Тут же я хочу показать какие игры помогали мне с этой борьбой, и как они это делали, попутно выставляя баллы, чем выше, тем лучше они с этим справлялись. Я буду рассуждать либо жанрами, либо же какими-то конкретными сериями, потому что у каждого свои фокусы и методы взаимодействия с игроком. Собственно, давайте начнем.

Диаблойды

Диаблойды моя давняя любовь еще со школы, когда на компьютере своего дяди гонял в Sacred, а потом заряжался вещами потяжелее. И не удивительно, что в свои худшие времена я обратился сначала именно к ним. У диаблойдов есть одно важное преимущество - много быстрого дофамина. Каждая новая шмотка, которая заряжает тебя верой в великий рандом. Продвижение по билду, словно ты становишься лучшей версией себя. И в целом толпы врагов, которые приятно зачищать дабы утолить свою жажду крови.

Это лишь кажется прекрасным зрелищем ...
Это лишь кажется прекрасным зрелищем ...

Однако это дает и минусы, ближе к любому эндгейму или перепрохождению игры на высоких сложностях, темп прогресса замедляется и замедляется пока не ударяется в часы гринда, ради нужных шмоток, и уровней ради получения новых талантов. Когда все оформляется в единую картину и персонаж уже, как бы, готов, но становится скучно и вот ты снова вспоминаешь, какая у тебя ужасная жизнь.

Тут конечно разнится от игры к игре, но лучше всего я удерживался там где был какой-никакой эндгейм и долгая прогрессия. А именно Path of Exile и наверное Grim Dawn. Диабло 3 слишком быстро успевает наскучить, особенно если закрыть сезон. Вторая часть хороша сама по себе, но в какой-то момент я начинал уже скучать при перепрохождении на новой сложности. А остальные по типу Torchlight веселые но короткие.

В этом плане диаблойды хороши на расстоянии, не слишком много от них ждать и просто скрасить вечер когда его красить уже нечем.Поэтому 3 из 5 баллов

Dark Souls

Итак прелесть соулсов как по мне начинается с их требования к концентрации. Мы полностью вовлечены в любой бой. Игра требует быть внимательным и самое важное для любого тревожника - не торопиться.

Тревога как инструмент конечно полезный, но часто ее заносит и если вовремя ее не остановить, то в итоге ты будешь мертвым грузом лежать и думать, что все кончено в твоей жизни из-за несданной вовремя курсовой. Тревога сама себя подпитывает, бесконечными мыслями о будущем, поэтому собственно один из инструментов борьбы со всем этим - попытаться сконцентрироваться на настоящем. Так мы хотя бы можем не подпитывать порочный круг зла нашими мыслями.

У соулсов с этим всем просто замечательно, как говорил, игра затягиваетт в себя с головой, ставит нам хоть и туманные, но определенные цели, и дает весь инструментарий для его достижения. Однако с первого взгляда кажется, что для человека с депрессией или тревогой соулсы меньше всего подходят именно из-за частых смертей. Но самое забавное, лично для меня здесь смерть не является чем-то из-за чего надо орать, злиться и выключать игру. Скорее наоборот, некое извращенное удовольствие, урок усвоен — могу теперь могу двигаться дальше спокойнее.

Идеал босса для меня, по части концентрации
Идеал босса для меня, по части концентрации

И чем дальше в лес, тем глубже соулсы в себя погружают, плюс меланхоличный мир на грани смерти, помогает побыть в одиночестве с самим собой. Все что обычно заботит, билд который выстраиваешь и нынешнюю цель до которой идешь. Плюс редкие награды, помогают получать огромное удовольствие от их нахождения. Короче, соулсы в плане рекреационной функции справляются на отлично. Поэтому 5 из 5 баллов

Cимуляторы

Выше разобрал, что основа борьбы с депрессией и тревогой - умение сконцентрироваться на нынешнем и дофамин для поведенческой активации. Этими же свойствами обладают мои любимые симуляторы (а-ля Factorio, Stardew и т.д).

Основное ради чего я люблю такие игры, это крафт. Если он длинный, большой и толстый, то радости моей нету предела. А еще если крафт взаимосвязан друг с другом, то все я пропаду навечно. Мои часы в Factorio и Rimworld не дадут соврать. Опять же такие вещи в себя хорошо погружают, вот мы скрафтили вещь X и вещь Y, а с помощью них можно дойти до вещи Z, которая нужна для другого и вот уже не замечаешь как прошло несколько сотен часов, и ты все еще не дошел даже до половины игры.

Склянки, скляночки любимые
Склянки, скляночки любимые

В стардью я фанатично пытался сделать свою идеальную красивую ферму, и закрыть все активности. В факторио выполняя одну задачу, ты невольно понимаешь, что для ее выполнения нужно сделать еще пару мелких, а для этих мелких еще и т.д по списку. Римворлд, это про препятствия которые ты преодолеваешь и плюс строительство своей лучшей базы для жизни, этакий симс но с приличной долей рандомности.

Но если брать и те симуляторы в которых нет длинных списков задач, крафта и прочего, и вы хотите более простого геймплея то всегда добро пожаловать в симс. Тут я обожал строить домики, даже не играя в основной симулятор, и находил из этого удовольствия. Хотя когда и дело доходило до управления человечишками, если я затянулся, то это надолго.

Поэтому три важных критерия для любого симулятора, чтобы он мог помочь забыться и справиться с депрессией таковы: реиграбельность; наличие множества задач, которые уложены в понятный список и хороший набор чая для атмосферы.

Но все же я поставлю 4 из 5 балла, где один балл уходит на одну из проблем таких симуляторов при очень долгой игре — слишком много задач, от которых мозг перегружается. Поэтому в идеале соблюдать баланс все-таки надо

Серия свитков

Серия свитков, вообще хороша как очень длительная медитация. Если все совсем плохо, если жизнь не щадит я всегда обращаюсь к этой серии. Правда, с 3 по 5 часть. Первая — это ад, вторая, ну вторая просто еще не зацепила. А вот идеальная формула как раз была получена как по мне с 3 части.

Все еще держим в голове, концентрация и дофамин да. Для этого у свитков в инструментарии есть большой открытый мир, который приятно исследовать (и я считаю, что все части в этом плюс минус хороши, даже спорная обливион) и вид от первого лица. Не знаю, какая магия в таких играх присутствует, но когда я не вижу персонажа и сам махаю мечом, у меня происходит более сильный процесс погружения нежели обычно.

Райское место номер один по версии Телванни
Райское место номер один по версии Телванни

По части открытого мира, первое преимущество внезапно музыка. Джереми Соул чертов гений, раз все его саундтреки меня сразу же вводят в медитативный транс. Вся его музыка словно одна нескончаемое полотно из множества тканей, где швы между ними вообще не заметны, все так плавно перетекает из одного в другое. Второе преимущество, тут приятно пылесосить карту (да да вопросы из Ведьмака 3, я вас все еще помню). Каждый закуток, хранит полезности и сокровища, либо же новые квесты и возможности, ну это вы и без меня знаете.

Свитки, я бы вообще поставил на первое место по части помощи с депрессией. Мне не бывает скучно, сюжет достаточно простой, дабы в него погрузиться не задумываясь, а если вдруг появляются интересные квесты, то так даже еще лучше. Плюс минус приятная боевка, несмотря на косяки в каждой части (начиная от рандома Морровинда, заканчивая урезанностью магии в Скайриме). Поэтому 5 из 5 баллов

Стратегии и около

Стратегии первая моя любовь как только мне купили компьютер в детстве. Варкрафты, старкрафты, властелины колец, звездные войны и цивилизации сколько воды уже утекло с тех лет. Но давайте по порядку

Грубо разделю стратегии на глобальные и RTS. И начну с последних. Первой игрой с которой я познакомился в этом жанре - Варкрафт. Еще до того как получить свой комьютер, я в нее играл днями и ночами у своего дяди. И в целом в нынешние времена любовь к жанру все еще осталась.

РТС как и многие стратегии сами по себе реиграбельные, мне нравится переигрывать различные сценарии, комбинации и возможности в борьбе с ботами (я слишком слаб духом для настоящих игроков). Все игры жанра всегда были про разнообразие средств достижения победы, а даже если это сюжетная кампания, то хорошие РТС всегда удерживали внимание ограничениями, которые снимали в каждой главе, давая ощущения прогресса.

Родное древо технологий
Родное древо технологий

Все тоже самое касается и глобальных стратегий, но у них еще более сильное погружение как по мне. Возможно дело в их комплексности, и более высокому требованию к механикам игры. То же желание закрыть все древо науки в цивилизации удерживало меня сутками. Они уже тут перекликаются с симуляторами о которых я говорил выше, т.е много механик которые складываются друг в друга.

И вот тут если возвращаться к ртс, у них такого уже нет, это не минус, но когда у тебя депрессия, то медленные стратегии лучше, чем быстрые. Поэтому РТС я дам 3 балла из 5, а глобальным стратегиям дам 5 из 5

Выводы

Вообще говорить обо всех играх могу долго, но это основа, которая плюс минус помогала мне. Так что от человека к человеку список может быть разным. Возможно это поможет и вам, но всегда понимайте, игры это вспомогательный элемент в лечении, а не средство для того, чтобы забыться.

Вот например как у меня, где попытка забыться и закрыться при помощи игр, лишь только навредила, отсрочив момент лечения на три года вперед. Где по итогу я уже рефлексирую по пропущенным временам.

Поэтому если вы ощущаете на себе первые признаки депрессии, повышенной тревоги или, еще хуже их комбинацию, сразу идите к врачу и начинайте свое лечение. Поверьте, деньги, репутация и прочие неприятности, которые вы в голове прокручиваете не стоят ничего в сравнении с вашим здоровьем.

И плюсом ко всему этому, вы во время терапии научитесь адекватно справляться с проблемами, и с трезвой головой относится к стрессовым ситуациями. Ну и немножечко разберетесь в себе, это так легкий бонус ко всему.

Всего вам хорошего и не хворайте!

20
11
2
1
51 комментарий