От SMS за 160 рублей до 2.3 млн копий в Steam: дикая история Alawar, которую вы не знали [ЛОНГ]
Короче, Alawar! Покажите мне хотя бы одного человека, который не слышал название этой компании, который не видел болванок, подписанных "шарики для мамы", и лежащих на столике рядом с пивом.
Контора из Новосибирска. История охуенных игр, длинною более 20 лет. Рассказываю как так вышло.
Оглавление
Почему ты вообще про них вспомнил?
Безработный беззаботный субботний вечер, кружка нефильтрованного безалкогольного кофе, и недавняя активность моих друзей в стиме. Смотрю! а там BrowJey (Бровян) покупает себе Beholder: Conductor, медленно тянусь к названию, нажимаю, мои глаза опускаются ниже... думаю, бля, что-то знакомое, ALAWAR! Это же те самые, которые делали "Веселую ферму"!
Полез гуглить. Охуел. Им 26 (ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ) лет уже!
И тут, ну как же иначе, меня накрывает волной патриотической ностальгии. Это же была целая эпоха, надо бы рассказать!
Верните мне мой, 2008-ой, ностальгия
У меня реально до сих пор где-то валяются эти диски. Вы вообще помните как оно работало?
Качаешь игру (или покупаешь диск на рынке в моем случае), устанавливаешь, а тебе синее окошко: "У вас 180 минут на поиграть ХА".
И ты, как абсолютный дебил, сидишь с таймером в руках, несешься через все уровни, чтобы в один момент: "Купите полную версию! Всего 160 рублей по SMS!"
160 рублей в 2008, ну вы поняли, контора. Как сейчас отдать больше 300 рублей отдать за инди проект, НО некоторые платили! Я не платил.
Откуда вообще вылезли эти парни
Новосибирск, НГУ, самый конец 90х
Сидят значит два студента - Лысковский и Занин. 1999 год, в стране полный пиздец, а они такие: "Давай делать игры!" (ну просто два гения)
Сначала назвались Ab Initio Design Group. Не удивительно, что ничего не взлетело лол
7 ноября, 1999 года, переименовались в Alawar. Никто не знает откуда вообще взялось это название, но я слышал, что Занин просто набухался и придумал (думайте...)
Бизнес-план, уровень "темщики"
В чем собственно заключался смысл:
- Делаем игру
- Даем 60 - 180 минут бесплатно (shareware называется, умное слово, запоминаем DTF-еры)
- Потом? Плати!
- ???
- PROFIT!
Проблемы? Да, блять, одна большая, называется: "Россия 1999-ого года"
- Интернет по КАРТОЧКАМ
- Банковские карты? Ы))))))))
- PayPal? Ы))))))))
- Пиратство? ДА! 95% контента
Сам Лысковский потом говорил: "Нормально платить начали только в 2006 году, когда SMS появились."
7 (СЕМЬ) ЛЕТ. Они ждали семь лет, чтобы люди смогли нормально платить. Факт: среднее время терпения DTF-ера - 7 секунд.
Первые игры (спойлер: вы помните их ВСЕ)
НО, мы проедемся только по самым интересным и важным:
Puzzle Rally (1999)
Пятнашки скрестили с гонками. Звучит не очень, но мне нравилось.
Bubble Bobble Nostalgie (2000)
Клон старой игры с Dendy. Динозаврики, пузыри, nostalgie (ностальжи). Многие тогда вообще первый раз увидели логотип Alawar.
Magic Ball (2001)
Вот это, уже реально было КРУТО! 3D-арканоид, графика - ВАУ, и физика, и разрушаемость. Короче говоря, утерянные технологии предков в современных играх.
Так вот, знаете че? В 2009 году (ЧЕРЕЗ 8 ЛЕТ) эту игру переиздают на PlayStation 3. На плойке. НАШУ игру.
SMS-платежи или "картельный сговор"
2006 год, переломный момент
Появились SMS-платежи. И как вы думаете, кто внедряет их первым? Nevosoft, прямой конкурент Alawar, но в выигрыше оказываются все.
До SMS: покупали не больше 10%
После SMS: уже более 30-40% начали платить, и приносить первые деньги
И тут, внимание, самое смешное. Представьте, 2007 год, конференция Casual Connect, и Лысковский говорит: "Мы все издатели собрались и договорились держать цену 160 рублей. Да, это был картельный сговор."
КАРТЕЛЬНЫЙ СГОВОР, блять. Как в Narcos, только с казуалками, назовем это Casualcos (для патриотов CaZualcos).
ФАС тогда походу реально было пофиг, такое время, ничего не поделать.
Золотая эра: игры, которые захватили страну
Farm Frenzy или Веселая Ферма (2008)
Игру разрабатывала Melesta, издавал Alawar. На КРИ-2008 получает награду - "Лучшая казуальная игра".
Механика? Все просто:
- Приходят медведи, пиздят твоих кур
- Ты кликаешь по ним, чтобы прогнать
- Вода кончается
- Яйца протухают
- Ты орешь, приходит мать
- Ты больше не орешь
До сих пор вспоминаю со слезами на глазах.
Supercow или Супер Корова (2007)
В этот раз делали Nevosoft, но распространяли все также Alawar.
Супер-геройская корова в плаще звучит как бред, НО только посмотрите, до чего она смогла добраться:
- 2007 - ПК
- 2008 - Mac
- 2009 - Xbox 360
- 2011 - iOS
И снова, русская корова, на ИКСБОКСЕ в 2009 году! Ждем эксклюзивное переиздание на PlayStation 6, наконец появится реальная причина купить консоль.
Сокровища Монтесумы (2007)
В представлении не нуждается, три в ряд. Делали Realore.
И знаете что? Прошло уже 17 лет, а она все еще продается в Стим (только 3 - 5 части)
2010-2014 или когда все пошло по пизде
Собственно, хронология пиздеца:
2008 - iPhone 2009 - FarmVille в фейсбуке 2010 - Angry Birds просто везде 2011 - Все играют в телефоне 2012 - ПК казуалки мертвы
Alawar в панике!
- Начинают переносить все на мобилки - не работает
- Делают free-to-play
- Лезут в соцсети, но все места уже были заняты
- Открывают и закрывают студии, тотальный хаос!
Ирония судьбы
2012 год, Forbes ставит Alawar на 24 место в топ-30 российских интернет-компаний
Признание пришло когда бизнес уже умирал. Классика.
НО ТУТ 2015-2018 НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ
Alawar делают то, чего никто не ожидал.
Что именно? Забивают на казуалки! И запускают Alawar Premium.
Что входило в новый план:
- Нахуй фермы (скорее всего лично бухим Заниным)
- Издаем инди со смыслом
- Целимся в бородатых хипстеров, а не мамочек
- STEAM! никаких своих порталов
2016: Beholder
Warm Lamp Games сделали. Alawar издали.
Если вдруг кто-то забыл или не играл - игра про управление домом в тоталитарном государстве. Следишь за жильцами, стучишь на них, убиваешь, если нужно. Советую!
В двух словах - экзистенциальный кризис, но в виде игры.
Награды? Да дохуя!
- DevGAMM 2016 - Best Indie Game
- DevGAMM 2016 - Excellence in Game Design
- GDC 2017 - Best in Play
- Game Connection 2017 - Most Creative & Original
- Game Connection 2017 - Best Indie Game
НО главная цифра!
2.3 миллиона проданных копий к 2020 году
Это на секундочку больше, чем у некоторых ААА (или даже АААА) проектов.
Несколько отзывов со Steam:
Дальше-больше
They Always Run (2021)
Alawar уже сам начал делать игры. 2D экшен, где у героя, внимание, ТРИ руки!
Не просто какой-то визуальный прикол, а настоящая механика, чтобы драться сразу с тремя врагами.
Song of Farca (2021)
Что-то типа Do Not Feed the Monkeys, но ты хороший. Детектив, где ты сидишь на камерах и читаешь переписки.
Wall World (2023)
И снова, ну просто ГЕНИАЛЬНО, слушайте:
Ты значит, на гигантском пауке, который робот, который бурит стену, находишь ресурсы, строишь на этом пауке пушки, и отбиваешься от монстров. Ну КРУТО же!
200000 (ДВЕСТИ ТЫСЯЧ) копий за 2 месяца!
Necrosmith (2022)
Тоже, достаточно интересный концепт, где ты собираешь скелетов из частей, отправляешь воевать, где они что? естественно сдыхают, лутаешь новые части, и так пока не надоест.
И снова, 200к копий. В 2024 вышла вторая часть.
1 июня 2023 или Конец Эпохи
Alawar закрывают свой магазин. Тот самый, с синими окошками, с демками на пару часов...
20 лет проработал
Конец эпохи, что сказать. Я реально взгрустнул когда узнал.
Что же сейчас? 2024-2025
Necrosmith 2 уже вышел, фанатам вроде нравится
Karate Survivor рогалик про каратиста, вроде скидка была, мем какой-то
Beholder: Conductor вышла в апреле этого года, очень положительные отзывы (88% из более чем 2000 обзоров)
Компания жива и делает игры. Меньше, но лучше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если задуматься, 26 лет! Они начинали, когда у нас интернет был по карточкам. Пережили пиратские нулевые, смерть казуалок, мобильную революцию, санкции. Nevosoft сдохли. MyPlayCity исчезли. А эти живы!
Знаете почему? Потому что вовремя меняли курс. Когда все цеплялись за казуалки - они делали Beholder. Когда все ломанулись на мобилки - перешли в премиум-инди сегмент.
И самое главное, потому что они понимали РЕАЛЬНЫХ нас. Которые качали демки, потом искали способы обхода на торрентах, а через лет так 10 покупали в Steam, чтобы отчиститься и поблагодарить разработчиков. Они не пытались бороться с этим, а наоборот, работали с этим.
Мне было лет 12, когда я день за днем играл в ферму. 160 рублей конечно не платил (еще бы, отдавать литров так 20 дюшеса с чипсами)
Сейчас мне почти 30, а я все также вспоминаю эту ебаную ферму, с медведями, курицами, и свиньями.
Но что важно, между этими двумя моментами, целая жизнь! И Alawar прошли ее вместе с нами. От простых кликеров до игр про моральный выбор. От пивных поцарапанных дисков на кухне, до цифровых. От "мам, дай уже я поиграю", до "блять, что я наделал" в Beholder.
И действительно, некоторые истории стоят того, чтобы их поддерживать до конца. Даже если начиналось все с пиратского диска и надписи маркером.
P.S. Если вы реально платили за игры по SMS в нулевых, пиздец, жму вам руку. Без иронии. Только благодаря вам эти ребята дожили до сегодня.