Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Хотя, мнение непопулярное.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Хейтеры TLOU 2 напоминают графодрочеров, которые в любой игре, вместо того чтобы оценивать визуал в целом, дизайн и арт-дирекшн, роют носом, выискивая редкие мыльные текстуры, а потом орут, что графика в игре говенная. Типичная ситуация, когда за деревьями не видят леса. То же самое часто проделывают с сюжетом TLOU 2. Вырывают из контекста отдельные эпизоды и остервенело их пинают, пытаясь разобрать на атомы с точки зрения строгой рациональной логики. С таким подходом можно сломать любой сюжет. И я не вижу в этом смысла в случае с TLOU 2. Это не документалка, не научное исследование или байопик, в общем не что угодно к чему стоит подходить с такой строгой меркой. Все равно как прийти в театр и трястись от того, что декорации искусственные и прочее.

Художественная, драматическая составляющая сюжета часто превыше логики, важнее рациональности действий персонажей. Например, если смотреть строго рационально, то невозможно поверить в то, что Энди Дюфрейн 25 лет ковырял стену в камере молоточком и этого никто не заметил, и что вообще для него в итоге все сложилось настолько удачно. А Уолтер Уайт, по жесткой логике, просто сидел бы на цепи у Туко или Фринга и варил до конца дней под угрозой жизни семье, так же как Джесси варил на цепи для нациков. И тогда этих и множества других произведений просто не случилось бы, безжалостная логика перечеркнула бы их и отправила в мусорное ведро.

Трейлер разрывной

Или, скажем, никто не оставил бы Элли и Томми в живых в особняке. По логике, жизненной - да, очень может быть, что так и было бы. Но тогда, опять-таки, надо отречься от драматургии как таковой и создавать только строго выверенные, научные и документальные работы. С другой стороны, людям свойственно в моменты стресса следовать эмоциям, а не логике, и в игре это проговаривается. Эбби и ее группа хоть и солдаты, но не безумные мясники или бандиты хладнокровно убирающие свидетелей, по крайней мере не все, и они пришли только за Джоэлом.

Нагляднейший пример с фермой в концовке, которая очевидным образом символизирует обретение дома, покоя и уединения для Элли, привлекла внимание людей только высотой забора и отсутствием вышек с вертухаями и пулеметами... Что с вами не так, блять? Это же не важно в данном случае. Суть художественного произведения, как правило, в том чтобы рассказать историю, выстроить драматургию, создать образы и вызвать эмоции, а не попасть в палату мер и весов. И, по-моему, TLOU 2 справляется с этим превосходным образом, что называется, отбиваясь по эмоциям на 12 из 10. Хотя даже эти отдельные моменты, до которых обычно докапываются, вполне имеют свое объяснение, пусть и без научной дотошности излишней.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Я понимаю, почему многие эту игру, ее сюжет, так яростно ненавидят. Потому что не просто не получили в ней чего хотели, а получили то чего хотели бы меньше всего. А чего хотели? Трудно сказать, возможно, какой-то более лайтовой, безопасной истории, продолжение семейных похождений Элли и Джоэла, с непременным хэппи-эндом. Или вроде того. А получили выстрел в колено и клюшкой по черепу.
Уж не знаю чего на самом деле добивался Дракманн, разворачивая продолжение таким образом, жестоко убивая одного из главных героев. Было это просто желание похайпить и спровоцировать публику или же искренний творческий порыв, не знаю, но это уже и не важно. Важно что это сильный и смелый сюжетный ход и он работает: одновременно мощнейше бьет по эмоциям и создает завязку сюжета.
В чем тут смелость? В том чтобы суметь абстрагироваться от яркого успешного образа, персонажа, не стать его заложником, постепенно превращая в объект эксплуатации, как это часто бывает.

Джоэл мог умереть другим образом? Конечно. Его могли разорвать зомби, застрелить мародеры, он мог напороться на арматуру, как в первой части, просто свернуть шею, лазая по заброшкам, в общем, найти смерть соответствующую миру в котором он живет и тому, чем он в нем занимался: контрабандой, убийствами, выживанием. И то как он умер, по-моему, вполне органично ложится в картину его жизни и выборов, которые он делал. И в картину мира игры, в котором идет постоянная борьба за выживание. Сара, Райли, Тесс, Генри и Сэм, Марлин, Нора, Джесси, Оуэн и Мэл, Мэнни, Яра, Айзек. Джоэл стал просто очередным звеном в длинной цепи смертей, если забыть на минуту что он один из главных героев. И он сам был одним из инициаторов событий, приведших к его смерти.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Если смотреть отстраненно (а уж тем более с точки зрения Эбби), то в госпитале Цикад Джоэл действовал как натуральный мясник, положив кучу нейтрального народа, зарезал отца Эбби, пристрелил Марлин, которая сохранила ему жизнь, хотя вполне могла приказать убить. Я не обвиняю его ни в чем, если что, просто констатирую. Я на 100% понимаю и принимаю его выбор спасти Элли любой ценой, он вполне обоснован сюжетом, только так и мог он поступить, но важно смотреть на события с обеих сторон. Он должен был понимать, что последствия его выбора могут однажды его настигнуть. Да, он вполне мог умереть просто спасая Элли от каких-нибудь зомбей или бомжей. Но, выглядело бы это, скорее всего, слишком банально и пафосно для этой вселенной, для той картины миры что уже успели нарисовать авторы, и вряд ли бы дало столь же мощный эмоциональный импульс сюжету. Трой Бэйкер очень точно ответил на это, сказав: вам не нравится? Ок, покажите мне лучшую версию истории. И это правда, я ни разу за 5 лет не видел лучшей версии. Люди часто говорят "надо было по-другому", но как именно никто не знает.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Фанбойство по Джоэлу и Элли после первой части замылило людям глаза. Они зачем-то пытаются ассоциировать себя с ними, с уже сформированными персонажами, со своими характерами, привычками и всем прочим. Вместо того чтобы смотреть на них и их историю со стороны. Это не только TLOU касается, кстати. Разработчиков игр, вообще любых авторов, часто обвиняют в том, что они идут легким безопасным путем при создании сиквелов, стараясь угодить толпе. Ну и вот Naughty Dog пошли путем суперопасным, анти-удобным. И что же? Это к тому, что многим людям в принципе невозможно угодить и их неизменное нытье и претензии не должны вообще удостаиваться внимания, и уж тем более служить ориентиром. Многие ведь и впрямь думают, что они лучше знают как надо или не надо двигать сюжет, а на сценаристах в Naughty Dog сидят какие-то дурачки, не смыслящие в профессии. И как они только умудрились создать столько успешных игр, им бы на реддитах комменты писать. Это и смешно и грустно.

И вот эта слепая ненависть как раз и порождает все эти глупые придирки и вымыслы, вроде того, что Джоэл назвал Эбби свое имя, хотя изначально его назвал Томми. Или как столь опытный Джоэл мог вообще поехать в этот особняк, к незнакомым людям, а другие отвечают, что он мол размяк от спокойной жизни (хотя в этом и нет ничего удивительного, вполне мог позволить себе расслабится за 4 года). И те и другие будто не замечают, либо игнорируют развитие событий всего эпизода и тот факт, что иного выбора там просто не было, когда за тобой в лютую пургу и мороз гонится орда зомбаков, ни о чем другом кроме как бежать в укрытие здесь и сейчас думать невозможно, каким бы опытным ты не был.
Или знаменитая "беременная в патруле", хотя никакого патруля там не было, они просто ехали в военный штаб. Да и вообще, беременность не инвалидность, тем более учитывая условия в которых они живут. Ничего сверхъестественного она там не делает, а во время боевых стычек держится сзади и в драки не лезет. И вообще, странная зацикленность на беременных, которую предъявляют Дракманну, скорее у тех кто видит в этом проблему, потому что беременных во всей игре всего две - Дина и Мэл. Это превышение некой допустимой нормы что ли?

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Да, я тоже терпеть не могу так называемую woke-повестку, когда авторы нагло и активно тычут ею тебе в нос, рассказывая и показывая как надо говорить, думать и чувствовать. Само собой, это неприемлемая дичь. Но, это можно делать грубо, а можно спокойно и деликатно, едва заметно. Понятно, что Дракманн и Хэлли Гросс вставляли в сценарий эти моменты намеренно, с одной стороны это явно часть их мировоззрения, что нормально, с другой, явно с целью угодить определенной части аудитории, что само по себе глупо, но в таком уж мире мы живем. Однако, проходя игру, лично я не замечал чтобы мне пытались насильно скормить какую-то идеологию. Развитие сюжета и судьбы персонажей всегда были на переднем плане. И это самое важное. Все эти многочисленные байки о том, что игра до краев набита той или иной повесткой оказались только байками. Смотря Grounded 2, я не могу поверить, что люди так жестко выкладывались только ради повестки.

Например, Дракманн, будучи евреем, добавил в игру синагогу. Казалось бы, ну, добавил и добавил, че бухтеть-то, прохождение ее длится минут десять от силы и в иудаизм там вроде никто не обращает, но некоторые все равно порвались.
То что Элли лесбиянка, было известно еще с 2014 года и, собственно, с чего бы это должно быть проблемой? Лесбиянки, внезапно, существуют. А еще существует такой вид лицемерия: "ненавижу лесбух, но с радостью теребонькаю на лесбийское порно".
Эта тема фигурирует только в двух коротких эпизодах с Диной (вечеринка в Джексоне и во время их патруля), и в моменте с Сетом. Все. Элли не кричит на каждом углу, что она ущемленная лесба, наоборот она старается не афишировать это, даже смущается, когда об этом заходит речь с Джесси и Джоэлом.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Трансгендерность Лилли/Лева. Или, правильнее сказать, что у него гендерная дисфория, вполне вероятно, вызванная стрессом и давлением соплеменников, психологический протест ребенка на приказ стать чьей-то женой. То есть, вообще не факт, что спустя время и при других обстоятельствах его мысли и эмоциональное состояние не поменяется вновь, так бывает. При этом, этот момент тоже упоминается вскользь, буквально в двух коротких диалогах и более никак эта тема не педалируется. И этому дано вполне внятное объяснение. Буквально диалог:
- Ты слышала, как они меня называли?
- Да.
- Хочешь спросить почему?
- А ты хочешь, чтобы я спросила?
- Нет.
- Ок.
Всё. И это, несомненно, тысячекратно лучше, чем, например, печально известный высер "so im non-binary" с последующей козлячей истерикой в Вейлгарде. Так что у меня вообще нет с этим проблем. Подозреваю, что если бы не шум в интернетах, многие просто пропустили бы этот момент мимо ушей, настолько он мимолетен. Да если бы все игры и фильмы подавали повестку так же сдержанно как TLOU 2, я был бы счастлив.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Перекачанная Эбби. Ну, это проблема только для малолетнего спермотоксикозника, который видит в каждом женском персонаже только сексуальный объект, и если этот объект внешне не соответствует его вкусам, то все остальное ему уже не важно, либо вовсе принимается в штыки. То есть, в реальности игры никакой проблемы внешности Эбби вовсе не существует, женщины способны так выглядеть, это, что называется, медицинский факт, исторический, какой угодно. Посмотрите как выглядят женщины тяжелоатлеты, штангистки какие-нибудь, ничего удивительного. Я совсем не против сексуализации женских персонажей, только всему есть свое место и время. И, по-моему, в дилогии TLOU ей совершенно точно не место.
Да, в более ранней версии она выглядит чуть иначе: легче, спортивнее, рельефнее и в целом симпатичнее. Зачем ее изменили в итоге? Подозреваю, чтобы для большинства она выглядела еще более неприятно, отталкивающе. Чтобы ей еще труднее было сопереживать. Чтобы создать наибольший контраст с Элли. Это тоже вопрос авторского компромисса: сделать из нее приятную фитоняшку, чтобы толпа не возмущалась или до конца следовать замыслу, концепции приземленного мира и сюжета, в котором очень много неприятного и отталкивающего.

Отдельный вопрос для многих то, как Эбби вообще смогла обрести такую физическую форму. Проблема отпадает если играть достаточно внимательно и слегка пораскинуть мозгами: 1) Она живет в огромном поселении, которое помещается аж на целом стадионе. То есть там живут, как минимум, сотни людей, у них там целая ферма, а значит еды предостаточно. 2) Она, очевидно, находится там в привилегированном положении, судя по тому, что она из приближенных к Айзеку и по лидерству в ее группе, из чего несложно сделать вывод, что иметь доп. паек для нее не проблема. При этом, я бы не сказал что она выглядит прям как культурист, бодибилдер, больше похоже на непрофессиональный набор мышечной массы: жратва и постоянные физ. нагрузки, будь то в качалке на стадионе, в патрулях или просто в тяжелом пост-апок быту. К тому же во флэшбеке, где она на 4 года младше уже видно, что она далеко не худышка и, вполне возможно, просто предрасположена к набору веса. Ну и понятна мотивация качаться, с одной стороны это попытка заглушить стресс, с другой жажда мести, которая потребует быть сильнее и выносливее, поднять статус в коллективе.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Эбби вообще малоприятный персонаж. По крайней мере, изначально. Она эгоистичная, наглая. Мало того что жрет за троих, она еще пытается увести Оуэна у беременной от него Мэл, трахается с ним. Пользуясь статусом, собирает людей в смертельно опасный поход за Джоэлом, хотя, по большому счету, это не нужно никому кроме нее. И по сути это она виновата в их смерти. А с другой стороны абсолютно понятна ее мотивация и жажда мести. У нее убили отца, можно сказать на ее глазах. Не потому что он добрый, заботливый и спас зебру, нет. Просто потому, что убили ее отца, единственного родного ей человека, и тут ничего более не требуется, чтобы желать забить его убийцу до смерти. А потом она проникается к Яре и Леву, потому что видит, что они не звери, а обычные люди, хоть и со своей псевдорелигиозной придурью. Они спасают ей жизнь, помогают сбежать от зараженных и она раскрывается с другой стороны.

Потеря отца, потеря Оуэна, с которым у нее ничего не получится, и свершившаяся после долгих лет ожидания месть лишают ее цели в жизни, она пытается ее отыскать и находит, отчасти, в этих двоих несчастных. А потом отчаянно порывается отыскать Цикад в Санта-Барбаре. Вместе с этим она явно разочаровывается в ВОФ. Когда Айзек назначает ее командовать атакой на Серафитов, это совсем не вызывает у нее воодушевления. И рассказ Оуэна о стычке с Серафитами этому тоже способствует. В общем, она противоречивая, как и положено хорошо прописанному, комплексному персонажу. Не можете проникнутся к ней симпатией? И не надо. Я тоже не могу в полной мере, как к Элли и Джоэлу. Но только это не делает ее хуже именно как персонажа, как сюжетную единицу, не значит что она не имеет права на существование. Единственная ее проблема, чисто техническая, в том что мы прошли с ней половину игры, а с Элли и Джоэлом полторы. Отсюда недостаток эмоциональной связи с ней и это вполне нормально. Хотя, вряд ли общее отношение к ней изменилось бы в лучшую сторону даже если бы у нее было больше экранного времени.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Почему Элли отпустила Эбби.
Тут целый ряд, или вернее, целый клубок причин.
По мне, совершенно очевидно, что в Санта-Барбаре, пробираясь по логову мародеров, Элли уже подсознательно понимает, что не сможет и не будет убивать Эбби, даже если найдет ее живой. Это видно по ее лицу, слышно по голосу: она в смятении, у нее нет прежней одержимости, она иссякла. Она, конечно, все еще жаждет найти ее, чувствует вину перед Джоэлом и обязанность найти Эбби, хочет выместить злобу, но убить она уже не сможет. Прошло слишком много времени, ярость и жажда мести уже подостыли. А уж после того, как она видит, Эбби на столбе и то, что она снимает со столба Лева без сознания... У Элли была возможность убить ее тысячу раз в этот момент. Но, она видит что, Эбби уже все равно, ее эта история уже не волнует, у нее есть другая цель - спасти Лева. Того, кто в театре спас Дину и, возможно, саму Элли. И что если она убьет теперь Эбби, то Лев останется один, и если выживет, то тоже будет мстить. И она все это понимает. Понимает и то, что Эбби уже заплатила за Джоэла с большими процентами. За одного Элли забрала у нее пятерых близких. И при этом Эбби дважды сохранила ей жизнь. И то, что Джоэла все равно не вернуть и сколько не убивай, легче ей не станет. И то, что она не успела его простить и виновата в этом не только Эбби, но и она сама, из-за своей упрямости. И что теперь это чувство будет с ней всю жизнь и смерть Эбби его не сотрет. Все эти мысли сидят у нее в голове. Она не прощает Эбби, она просто уже морально не может ее убить, после всего что произошло.
Если бы у нее была такая возможность тогда, в начале пути, в Сиэтле, то убила бы, несомненно, но теперь - нет.
Есть мнение, что надо было дать выбор - отпустить или убить. Мне тоже так казалось в какой-то момент. Но, нет. Это не рпг с выборами и развилками сюжета, это целостная, киношная история. Если давать такой выбор здесь, то надо было бы его давать и в других местах, и делать разные концовки, а это уже совсем лишнее.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

С этим моментом связана невероятная дичь.
Так называемый, мать его за ногу, лудонарративный диссонанс. Звучит как диагноз, как некая разновидность ментального расстройства. Что, подозреваю, недалеко от истины, потому что диссонанс этот существует только в головах у людей, которые его себе выдумали или услышали, но никак не в игре. Короче, это называется и всегда называлось игровая (она же художественная) условность, если вдруг кто-то позабыл или не знал, и никак иначе, потому что это все еще игра, а не научная диссертация. Видеоигры, как и кино, живут с этими условностями всю свою историю. Людям, страдающим подобными диссонансами должно быть вообще противопоказаны видеоигры и нелинейное повествование, если они неспособны переключатся между реальностью и художественным вымыслом. Тот факт, например, что персонажи в игре исцеляют огнестрельные ранения едой и перемоткой руки никаких диссонансов не вызывает? Расскажите про этот диссонанс тому, кто прошел всю игру по стелсу, а соответственно убивал только по сюжету, и там нет никаких десятков трупов. И есть очень важная разница между убийством при самообороне, в пылу бойни и тем как это происходит в кат-сценах, когда, скажем, Элли забивает трубой беззащитную Нору, от чего ее после и трясет. Потому что, как минимум, Нору, Мэл и Оуэна Элли вообще убивать не собиралась, и явно переоценила свои моральные силы.
Так же как и Дракманн переоценил аудиторию, ее уровень эмпатии, понимания драматических приемов и уж тем более их принятия. "Он просто давит на эмоции" - да, можно и так сказать, но, во-первых, это совсем не просто. Во-вторых, что в этом плохого? Художественные произведения создаются с целью вызывать эмоции. Только у хороших это получается, у плохих - нет. Историй способных умело и сильно надавить на эмоции в принципе не так уж и много, особенно среди игр. Ну и, само собой, это зависит от степени эмоциональной вовлеченности каждого отдельного человека, среди которых нередко встречаются абсолютно непробиваемые, которые будут ковырять в носу и гыгыкать независимо от того, что происходит на экране. Лично мне вообще неважно, по большому счету, что хотел сказать Дракманн, каких тараканов из своей головы он закладывал в сюжет или не закладывал, потому что я рассматриваю и оцениваю историю саму по себе, а не Дракманна и его мировоззрение. Оно находится где-то там, за кадром, с ним даже необязательно знакомится. Главное, что история работает, увлекает, удивляет, заставляет сопереживать, задумываться и обсуждать.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

Для меня TLOU это история не столько про апокалипсис, зомби-вирус и даже не столько про пресловутые циклы насилия, хотя и о них тоже. Мир игры здесь выполняет роль декорации для сюжета. Камерность, плотность локаций и событий, напоминает театральную постановку. Глобально, это история о людях, их взаимоотношениях, о сущности человеческой природы, ее изменчивости под давлением обстоятельств.
Я обожаю нарративный стиль этих игр. Неторопливость, приземленность событий и характеров персонажей, лаконичность диалогов, без развесистых соплей, напускной драмы, несмотря на всю кинематографичность. Минимум персонажей, каждое сюжетное событие значимо, повествование строго последовательно и не отвлекается на лишнюю ерунду.
Отдельные сцены накрывают и разрывают эмоционально, либо навевают меланхолию.
Шишка дымится от сочетания оглушающей тишины, повсеместной зелени и пасмурной погоды, от видов поглощающей цивилизацию природы.
Атмосферу хоть бензопилой режь, что называется. Мастерски созданный саундтрек, идеально ложащийся в эту атмосферу. Песни, подобранные столь точно, будто их писали для игры.

И экшен поставлен в такой же приземленной манере, без лишней болтовни, глупого пафоса, долгих перестрелок. Зачастую схватку решают 1-2 выстрела или удара. Лицевые анимации и анимации движений, возможно, лучшие из существующих, мало что может сравнится. Плавные переходы от геймплея к катсценам и наоборот, вкупе с блестящей актерской игрой и постановкой сцен, заставляют воспринимать персонажей гораздо ближе, словно живых людей. В мир игры и происходящее очень легко поверить, несмотря на то, что это фантастика. Ну и если не докапываться к мелочам, не имеющим прямого отношения к сюжету.

Правда, разнообразие и увлекательность геймплея зависит примерно 50/50 от уровня сложности и от уровня самого игрока, насколько он способен импровизировать и грамотно реагировать на обстоятельства. Я проходил и на нормале и на граундеде, и игра блестяще раскрывается и как напряженный стелс, и как зрелищный жесткий боевик. Да, ИИ здесь тоже далеко не идеален, как и в любой игре, иногда противники могут жестко тупить, не видеть в упор и это можно абузить, но игра все равно постоянно создает напряженные ситуации, динамичные зрелищные бои и перестрелки. Особенно если не пытаться специально ломать игровую логику и играть более-менее как задумано. Враги реагируют на все издаваемые звуки (даже на перезарядку), на найденные трупы, собаки преследуют по запаху, люди никогда не бросаются толпой, как идиоты, на брошенную бутылку, перегруппируются, окружают. Там уйма разных деталей геймплейных. В бою шикарный импакт от выстрелов и ударов, повреждения конечностей, звук сочнейший, мясо, кровища. Че еще надо-то!? Но, нет, все только и ноют про унылый стелс в кустах и прочую чушь. Ну, не хочешь стелсить - устрой бойню, настройки сложности широчайшие, позволяют играть как угодно.

Здесь когда-то зафорсилась фраза про маяк игровой индустрии. Из нее, конечно, тут же сделали насмешливый локальный мем. Но, как показывает время, в ней много правды. Потому что все эти пять лет люди, нравится им игра или нет, стабильно и повсеместно сбегаются ее обсуждать до мелочей и спорить до посинения, этот факт уже о многом говорит. И просто потому, что это одна из лучших игр в истории. Одна из тех, у которой лично я почти не вижу слабых мест. Это не значит, что их нет, это значит что их совсем не хочется замечать, потому что достоинства и общее впечатление от игры их или вовсе затмевают или снижают их значимость, а это важнее, чем ковыряние в текстурах. Игр такого уровня исполнения единицы. Если TLOU 2 плохая игра, то хороших не существует вовсе.

Поэтому, ждем продолжение.

Ничего особенного, просто очередной поток сознания по The Last of Us 2. [МНОГАБУКАВ]

*Данный пост создан при помощи бионейросети.

68
15
5
3
2
1
1
93 комментария