"Психея" 2004 года - альбом-истерика

"Психея" 2004 года - альбом-истерика

Вступление. Трудности "осмысления" альбома

Скажу прямо - одноименник 2004 года я считаю самой противоречивой пластинкой Психеи. В каком то смысле она мне даже не нравится, что удивительно, учитывая, каким фанатиком Психеи я себя зарекомендовал

Почему не нравится? Если попытаться обобщить, то я вижу этот альбом как "альбом-истерику", в котором, на мой взгляд, Фео и Ко. как в техническом, так и в некоторых музыкальных смыслах сделали шаг... в сторону. Причём этот новый путь, как и те решения, которые ему сопутствуют, действительно местами представляются сумбурными

Психея в 2004 году 
Психея в 2004 году 

Прежде всего, группа ушла от "Капкан Рекордс", начав тем самым свой собственный путь самоиздата. Очевидно, это не могло не сказаться на звучании альбома, на качестве его записи. Я не большой эксперт в звукорежиссуре и в продюсировании, но как по мне, в сравнении с первыми двумя альбомами, "Психея" звучит куда более резко, жужащще. Фео стал петь более надрывно, что называется, на пределе. Возможно, сказались недели и месяцы постоянного напряжения связок. Где то вокал и инструменты сливаются в единый порыв, в котором сложно вычленить что-то конкретное. Альбом также пестрит многими странными музыкальными решениями

Я, однако, не спешу все эти особенности записывать ни в минусы, ни в плюсы. Для меня, когда я первое время слушал третий студийник, он оказался таким же ярким открытием и драматичной музыкальной историей, как и "Герой Поколения Бархат", и "Каждую Секунду Пространства"

Третий альбом открыл новую страницу в истории Психеи - страницу дерганную, кричащую, истеричную, трагичную, но вместе с тем и такую, на которой впервые помимо суицидальных мыслей зазвучали и жизнеутверждающие. "Нет, я уже не хочу умереть", "Сделать шаг и просто остаться в живых", "Главное - дожить до утра" - такие строки звучат из уст Фео на этом релизе

Исходя из всего этого, можно сказать, что "Психея" 2004 года стала новым творческим вектором в истории становления Психеи, отголоски которого будут звучать и в последующих релизах группы

Немного про обложку

Хаотичная, анархичная, ужасающе-"психованная" обложка третьего студийника, которую многие считают лучшей среди всей дискографии 
Хаотичная, анархичная, ужасающе-"психованная" обложка третьего студийника, которую многие считают лучшей среди всей дискографии 

Об обложке альбома можно распинаться довольно долго, поскольку из себя она представляет компиляцию различных символов, образов, фотографий и их кусков. Тут вам и взрывы, и пистолеты, и дискошар, и проститутка, у которой вместо головы перечеркнутая рука, и надпись "Comlete Anarchy", которая недвусмысленно дополняет общий пейзаж ненормальности. Лично у меня первое, что приходит на ум, смотря на нее, так это "хаос", тотальный и бесповоротный, в котором невозможно ничего понять или разобраться и остается лишь отрывисто вычленять отдельные элементы из этой мешанины из идей, чтобы совсем не сойти с ума

В общем-то, обложка, на мой взгляд, в очередной раз прекрасно передает музыкальное содержание пластинки. Как я уже упоминал и еще не раз скажу об этом, альбом "Психея" - это альбом в крайней степени эмоциональный, при чем эмоции в нем часто и резко сменяют, даже перекрикивают друг друга. Это очень удачно сочетается и с данной обложкой, в которой отрывистые образы, налепленные друг на друга, стремятся выйти на первый план и рассказать свою маленькую историю

Поколение ты

Открывает третий студийный альбом Психеи песня "Поколение ты" - боевик, в котором после небольшого вступления, где Фео и Аз в дуалистической манере нашептывают нам, что "Я такой же как ты, такой же как я", но "Я не такой как ты, не такой как я", происходит настоящий музыкальный взрыв, и перед нами в звуковых образах тут же предстает картина того самого хаоса, о котором было сказано выше. Эмоциональный накал тоже выкручивается до предела, Фео с Азом в прокламационной форме зачитывают свой анархически-психический манифест, итоговым заявлением которого становится фраза "Я начинаю войну!". Второй куплет и музыкально, и лирически выдержан в той же форме тотального дебоша и полнейшей мясорубки:

Вчера опять искали свободу, чуть не превысили дозу

Одно слово и бесконечное количество потерянных жизней

Убей себя или кого-нибудь другого? Интересный опыт, пригодится в жизни!
О, не мне тебе рассказывать, лучше сто раз попробовать!

И вновь довершающая общую вакханалию фраза:

День за днем, приход за приходом
Я продолжаю войну!

После этого начинается припев, в котором каким то магическим образом общий градус напряжения и накала повышается еще сильнее, что выражается в искренне-крикливых стенаниях о том, что "Этот ебанный мир рвет меня на куски" и что "Слишком много сил, чтобы остаться в живых" (вновь игра на противоречиях и двойственности, излюбленный в этом альбоме прием Фео)

Далее следует мозговыносящий и такой же кричащий брейк, а затем вновь куплет. Таким образом завершается эта ни на секунду не прекращавшаяся чувственно-музыкальная какофония(на правах комплимента)

Лезвием сердца

Традиционно, дабы дать слушателю немного отдохнуть, после такого яростного боевика следует более уравновешенная и трогательная песня, ставшая на сегодняшний день классикой - "Лезвием сердца". Многие считают ее лучшей во всем альбоме. Я, хоть и не сторонник таких категоричных суждений, тоже нахожу эту композицию наиболее пронзительной и пробирающей, поскольку, несмотря на то, что речь, как полагается, идет о наркотиках и наркозависимости, это не мешает находить в ней глубоко личный отклик, а великолепная музыкальная аранжировка и вовсе не оставляет никаких шансов на то, что у слушателя по телу не побегут мурашки, глаза по крайней мере не заслезятся, а в сердце что то не ёкнет от эмоционального напряжения

Из интересного, в припеве песни ловко обыгрывается один момент. Впервые слушая песню, вам наверняка послышится "Замерзай и прячь в ладонях еще один вдох". Не могу ручаться наверняка, но мне кажется, Фео либо предвидел такой исход событий, либо просто не хотел использовать повелительное наклонение в своем тексте, поэтому первая строка на самом деле звучит так:

Замер зрак, и прячу в ладонях еще один вдох

Если рассматривать песню структурно, то тоже откроется множество интересного, поскольку здесь вам и загадочное атмосферное вступление, резко переключающееся в куплет, и припев, в котором несколько непохожих друг на друга музыкальных секций великолепно перетекают одна в другую и удачно дополняют общую картину происходящего, и трагическая вставка перед вторым куплетом, в котором говорится, что:

Капитан пиратского корабля сказал что земля смертью встретит меня.
На землю не схожу - жить хочу

И не менее пробирающий бридж с читкой от Аза, оканчивающийся печальным выводом:

Мы с тобой — значит мы есть, но помни:
Нас тоже скоро не будет

И, что мне больше всего нравится, фантастическое заключение-эпилог, в котором диджейский скретчинг и ремиксинг идеально сочетаются с гитарным соло и lo-fi инструментами на фоне

Одним(почти) словом - шедевр, навсегда западающий глубоко в душу, который хочется слушать и переслушивать вновь, и вновь, и вновь. На "Лезвием сердца" есть и замечательно-снятый самой группой клип, который я категорически рекомендую заценить, учитывая, что выполнен он в излюбленном Психеей психоделичном формате, когда на экране одновременно происходит множество вещей:

Лезвием Сердца. Официальный клип 

Так сколько там стоит твоя свобода?

Изначально третьим треком в альбоме шла композиция с названием весьма провокационным - "Убей мента". Содержательно, да и, на мой взгляд, музыкально, песня соответствовала своему названию. Что громогласные, революционные строки, вроде:

Сколько же стоит твоя свобода?
Цена все ничтожнее год от года
Бейте меня, топчите ногами,
Рвите на части, я уже невменяем

что сам инструментал, который я мог бы описать примерно следующим образом:
Если гражданская война, со всей ее разрушительностью, страданиями, кровью и горем, и должна как то звучать, то, должно быть, так

Стоит упомянуть и тот факт, что в этой песне на фит к Психее вновь заскочил легендарный поэт и фронтмен группы ПТВП Леха Никонов, вновь взорвав сознание слушателя своими искрометными поэтическими афоризмами:

Возможно мир - это мусорная корзина,
В которую брошена горящая зажигалка
Пристального взгляда солнца.
Хуже, чем черви в гниющем мясе,
Крошатся времена года.

До определенного момента на стримингах была доступна инструментальная версия песни под названием "Столько же стоит твоя свобода", сейчас, как я понимаю, и ее убрали из доступа.
Тем не менее, при желании и наличии ВитиПетиНикиты, можно ознакомиться с оригиналом, еще с нулевых годов занимающим почетное 805-е место в известном списке известных материалов. Однажды Психею даже принял наряд за исполнение уже запрещенной песни на концерте. Обещали "пирсинг весь вырвать", но, благо, обошлось

Задняя сторона диска с альбомом
Задняя сторона диска с альбомом

От А(да) до (ра)Я

За крышесносным и даже социально опасным боевиком вновь следует более уравновешенная, личная песня о чувствах и переживаниях, которой проникаешься с первых нот. "От А(да) до (ра)Я", дамы и господа, как уже видно по одному названию - это уникальная, очень изобретательная композиция, одна из ярчайших проявлений психейского фирменного киберэмокора, поскольку и электрические элементы, и гитарные запилы, и проникновенная, эмоциональная лирика - все здесь

И даже так, первая половина композиции выдержана, я бы сказал, весьма умеренно. Да, припев кричит и пробирает до мурашек. Да, строки и манера исполнения исполнены трагичностью:

Я разрушаю привычные связи
Не успевая оглянуться
На сто сантиметров назад

Рад, я действительно рад!
Яд, кисло-сладкий на первый вкус
Как укус — не боюсь

Особенно хотелось бы отметить очень оригинальные строчки:

Я не волк, не собака гончая
Молча я...
Деепричастием к самому сердцу -
Стекая
Ты тоже без сна
Я всё понимаю...
Так тянет из этого РАЯ

Однако стоит только отзвучать второму припеву, как начинается кульминационная вторая половина песни, в которой музыкальная прогрессия и эмоциональный накал заставляют душу слушателя буквально воспарить и лететь на огромной скорости куда то в неизвестность вместе с лирическим героем, который кричит:

Нет, я уже не хочу умереть
Этот файл ты не в силах стереть
Одним легким движением вспороть
Я не дам свою душу, лишь плоть

Послесловием, подводящим итог и оставляющим неясное, удивительное послевкусие, аналогично тому, как это было в "Лезвием сердца", становится финальный электронно-диджейско-гитарный проигрыш

(Не могу не отметить на правах заметки потрясающий кавер на песню от супер-ансамбля MOSKWITCH, сперва в виде совместки с самой Психеей, а после и в виде самостоятельного переосмысления в альбоме "ЧЕРНОБЕЛЫЙ", куда заскочил и Леха Никонов):

MOSKWITCH - От А(да) до (ра)Я

Люди врут тебе, ты врешь людям, но чаще ты врешь сам себе

Эта песня с длинным названием, идущая пятой по счету в альбоме, вновь бросает слушателя в эмоциональные американские горки, где на этот раз ключевой темой, по поводу которой загоняется лирический герой(во всяком случае я эти ломанные, дерганные, обрывистые образы в строках интерпретирую так) - тема становления личности, стремления отыскать и не потерять свое настоящее "Я", возможно тема всеобщего лицемерия и фальшивых улыбок, масок. Все это, конечно же, приправлено новой порцией убойных гитарных рифов, молотящих барабанов и разного рода электроники

Вообще, как мы уже отмечали выше, этот альбом во многом носит экспериментальный характер, поскольку группа записывала его сама, без лейбла. Наиболее ярко это, на мой взгляд, проявилось в том, что у Психеи стало куда больше скретчинга и других ваку-ваку диджейских элементов, в чем я вижу огромный плюс. В последующих альбомах эта фишка будет дополнена и усовершенствована, и мы получим тот волшебный, неповторимый звук, который и по сей день радует фанатов на концертах

Отметим также в песне "Люди врут тебе..." невероятный, отправляющий слушателя в нокаут своей тяжестью, прямо-таки отдающий деткором брейк, в котором повторяется:

Может быть, это всё — он?
Может быть, это всё — сон?
Может быть, это всё — он?
Может быть, это всё — сон?

На самом деле, вокально эта композиция так и пестрит нестандартными решениями и идеями, некоторые из которых я, увы, нахожу неудачными или странными. То есть, если гроулы и отдельные скримы звучат как надо, уместно и убойно, то вот, скажем, бридж, звучащий после брейка, в котором поется:

Глюк, иллюзия, фантом, и воздух жадно хватая ртом
Что будет завтра, лучше не думай
Я за всё заплатил сполна
Тем, что сошёл с ума
Смотрим глаза в глаза, дуло в дуло

И далее:

Всё! Теперь я ставлю точки над "ё"
Мне и так никогда не забыть обо всём
Я обещаю, я больше не буду
Читать страницы чужих книг
Да, будет сложно, я так привык
Но лучше уж так, чем жить за двоих

Из-за то ли раздвоенного голоса Фео, то ли из-за наложения вокала Аза и Фео друг на друга, звучит диссонансно и в целом сомнительно, ибо становится не разобрать, кто что поет, да и в общем это звучит так себе, имхо. С другой стороны, на это можно взглянуть и под другим углом - возможно, такое раздвоенное, развязное, выпадающее из общей композиции пение было призвано создать ощущение дискомфорта, ненормальности происходящего, словно ноты, специально сыгранные неправильно. В данном случае остается только гадать, что было на уме у музыкантов, хотя я все же склоняюсь к первому варианту

Альтернативная, еще более конченная обложка альбома 
Альтернативная, еще более конченная обложка альбома 

Э> aka "Десятьдевятьпятьноль"

Парад странных названий продолжает шестая песня в альбоме под лаконичным, но не шибко понятным названием "Э>". Признаться, я так и не понял смысла этого названия, да может и не пойму никогда, но не в этом суть. Особенность этой композиции прежде всего в пестрой лирике, в которой можно отыскать большое множество неясных, неожиданных и даже неприятных образов и эпитетов. В качестве примера, как вам такие строки:

Так узки, глубоки наши норы
Сжав слабой моей груди
Пальцами рук соски, чтоб не спорил

Или вот такие:

В яме помойной или в тёмном углу
Прячется смесь легковзрывоопасная
Это! Эмо! Эго!

В то же самое время, "10 9 5 0" - очень поэтичная и трогательная песня. В припеве Фео и команде впервые аккомпанирует скрипка, добавляющая всей композиции грустного пафоса и глубины. Этому же способствуют другие, менее вычурные строки:

Ты, ты, ты!
Выключи свет
И медленно дай
Мне к тебе прикоснуться
Наизнанку моя боль и любовь
Дай! И ты не захочешь
Внезапно очнуться

Отдельно отмечаем еще один качевый, взрывной мини-брейк, за которым прямо следует просто убийственное по своей трагичности жужжаще-звенящее гитарное соло под аккомпанемент все тех же струнно-смычковых, которое позже еще и довершается электроникой. Словом - композиция звучит на стыке множества жанров, инструментов и направлений, что и делает ее такой уникальной и замечательной

Романтичный сборник ремиксов песен группы, вышедший в 2005 году, куда помимо прочего вошел и "Э>"
Романтичный сборник ремиксов песен группы, вышедший в 2005 году, куда помимо прочего вошел и "Э>"

Рефлекс Хичкока

Шутить про названия и про то, что я их совершенно не понимаю, уже надоело, поэтому перейдем сразу к делу - седьмая композиция альбома Психея - "Рефлекс Хичкока". Одна из моих любимейших композиций в альбоме, поскольку здесь, как мне кажется, гораздо меньше сумбурных решений, если вообще есть.

Песня открывается электронным битком и неброским гитарным соло, которые плавно и легко перетекают в певуче-кричащее интро. Просто и со вкусом, как говорится. Далее песня не сбавляет обороты, энергетика плотным ходом несется вперед, в очередной раз рассказывая нам знакомую, но как в первый раз болезненную историю непринятия себя лирическим героем, историю его страданий и переживаний. Пение Фео и речетатив Аза, их общая кульминация в припеве, где герой отчаянно вопрошает кого-то, не то слушателя, не то самого себя:

Что ещё? Что я сделать мог?
Я не знаю (я не знаю!)
Мой alarm красными цветами
Расцветает

Отдельно отмечу великолепные строки на излюбленные мною тему полета на крыльях:

Вырваны крылья мои хладнокровно на память
Подбрось меня вверх!
И я в пропасть сорвусь, словно камень
Больше нечего ждать — открой меня и смотри
Как безысходность и страх меня сожрут изнутри!

И, как вишенка на торте - еще один мощнейший брейк, своим мотивом и ритмкой не на шутку раскачивающий все естество

Future Клон и Если ты меня слышишь...

Последние песни альбома сохраняют энергетику и задор более ранних треков, сочетая крикливую, душераздирающую лирику, тяжелые гитарные запилы, речетатив, а также электронные элементы и скретчинг

Так, "Future Клон" выступает в качестве громкого социального комментария, где рисуется образ идеального человека будущего с "блестящим покрытием", "внутренностями робота", и "мордой свиньи", у которого "мысли отсутствуют, давление в норме", тем самым предостерегая слушателя от того, чтобы становиться одним из этих Клонов будущего

В целом, от композиции музыкально так и веет пугающим антиутопизмом, либо даже чем-то куда более кровавым и страшным, ибо в припеве в гипнотической манере поется:

Сделай мне больно
Теперь уже можно
Сделай мне больно
Я знаю тебе ведь не сложно

Ближе к концу трек переходит в инструментал, а фоном звучит речь Гитлера/Гимлера и овации фашистов. То есть градус ужаса происходящего повышается еще выше. В самом конце вовсе звук переходит в помехи и постепенно пропадает, словно конец света, закат человечества, который предвещал лирический герой в песне, все же настал
Одним словом, опыт весьма яркий и уникальный, хотя Психея и, на мой взгляд, не совсем об этом

Песня же "Если ты меня слышишь...", как понятно из названия, посвящена любовным переживаниям лирического героя. Здесь лично я музыкально мало чего нового услышал, если сравнивать с предыдущими песнями. Отмечу только раздвоенный вокал в припеве, который в отличие от аналогичной ситуации в "Люди врут тебе..." звучит гораздо лучше, лаконичнее и приятнее. Как так получилось - загадка
Ну и несколько ярких образов и строк можно выделить, пожалуй:

Руки — те же крылья по сути

Больше можно, меньше нельзя
Лишь бы дольше касаться тебя

После. Всё, что будет после
Вряд ли оно того стоит
Людям сны, что завтра забудут, снятся

Как итог - композиция добротная, своего слушателя непременно найдет, но чего-то выдающегося увидеть не смог

ШШШ...

С предпоследней песней в альбоме ситуация иная - ее необычный, плывуче-игривый мотив, завывания вокалистов, странное, ломанное соло и музыкальный проигрыш, наполненный резкими пробелами с нестандартной ритмикой, а также прекрасная лирика, почти лишенная в этот раз вводящих в ступор образов и двойственности: все это играет на руку композиции, отчего она слушается очень свежо, бодро и интересно в контексте всего альбома:

Я так долго искал в этой стуже
Огонь внутри себя самого, чтоб плавить лёд снаружи

Кто
Расколол наших глаз печаль кристаллами слёз?

Не слова, а времени дыра
На вопрос "куда?" — ответ "пора"

Чтобы помолчать об этом, не нужны слова

Сбрасывать кожу, зря питать себя
Говорят, шрамы забыть нельзя
В самом центре Вселенной, у последней черты
В лаве чувств и желаний рождаешься ты

Миф о розовых деликатесах. Финал.

Финальная песня альбома в некотором роде отсылается к первой - к Поколению Ты, сохраняя ее крикливость и эмоциональность, музыкальную драйвовость, при этом отбрасывая в сторону прокламационность и отдавая предпочтение теме личных переживаний и самокопаний
Я склонен думать, что "Миф о розовых деликатесах" - это обращение лирического героя из конца альбома к самому себе из начала, либо же еще раньше, к временам "Героя Поколения Бархат" и "Каждую Секунду Пространства"

Фео образца 2004 года. Тру эмо
Фео образца 2004 года. Тру эмо

Знаю, это может звучать несколько притянуто за уши, ибо в одной из строчек мы слышим обращение к лицу женского пола:

Как ты могла знать и ничего не сказать?

Да и в другой тоже:

Переключая каналы, ты ни о чём не знала

Но если отбросить конкретно эти строчки, и взглянуть на первые три альбома Психеи в контексте становления личностей его авторов, в первую очередь Фео, ибо он - неизменный автор текстов для песен, то данная гипотеза начинает играть новыми красками, ибо многие вещи, о которых ранее пелось, так или иначе мелькают и повторяются. Лирический герой, олицетворяя собой внутренние переживания и эмоции ДБ, которые накопились в нем за годы творчества, гастролей и нахлынувшей славы, находят свое отражение в этом альбоме, кульминацией которого и становится финальная песня. И таким образом, оглядываясь назад, на весь тот путь, который группа прошла за 9 лет своего существования как коллектив и за +-4 года пребывания в Санкт-Петербурге, Фео пытается найти ответы на волнующие его вопросы:

Покажи, как ты делаешь это
Задавай мне вопрос
На который не нужно ответа!

Упоминаются и вездесущие суицидальные мысли:

В такие секунды до самоубийства
Один телефонный звонок
Есть проверенный способ
Без лишних вопросов нажать на курок

Бесконечные музыкальные поиски, также как и поиски самого себя в этом мире, который, как мы помним из КСП "такой большой, такой чужой":

Все стихи — лишь строчки
Ищи между строк!

Здесь же и более, скажем, бытовые и насущные проблемы и раздражители, которые уже не осталось никаких сил терпеть и даже видеть:

Стоп! Так чаще пульс от неизбежной разлуки
Звуки, паузы, звуки, звуки, звуки
Шлюхи, как вы все заебали!
Люди — грязные суки, бляди!
Стоп! Я где-то видел всё это!
Так мгновенья взрывают планеты
Так чаще пульс от неизбежной разлуки..

И главная мысль, к которой Фео, возможно, шел эти три альбома, через музыку занимаясь рефлексией и постоянными самокопаниями; главная мысль, о которой он, возможно, и задумывался, но отбрасывал ее или не мог на ней зафиксироваться; главная мысль, которая теперь ясно и отчетливо предстала перед ним, задавая кардинально новый вектор не только его творчеству и деятельности группы Психея, но и его личной жизни и душевному состоянию:

Давай же, сука, возьми себя в руки!

:) и Постлюдия

Все вышеуказанное, скорее всего, как обычно, лишь плод моего СПГС или какой-то больной проекции и с реальностью имеет мало общего. Либо же, как вариант - правда лишь отчасти. Может быть, в песне "Миф о розовых деликатесах" несознательно и были заложены те мысли и чувства, о которых написано выше, хотя изначальная задумка была связана в большей степени с тематикой отношений. Кто знает. Но порассуждать и пофантазировать на эту тему, мне кажется, всегда интересно. Как никак, это открывает новые смыслы и видения любимой музыки, дает доступ к новым, удивительным интерпретациям

Как бы там ни было, а альбом-одноименник 2004 года, о котором мы сегодня разглагольствовали, заканчивается маленькой композицией с грустным, если смотреть в контексте альбома, названием ":)", в котором играет, как мне кажется, видавшая виды музыкальная шкатулка. Лично я, слушая эту вещь, ожидал какой-то скример или другой подвох, но ничего подобного не оказалось. Это просто маленькое, улыбающееся окончание очень эмоционального, полного переживаний альбома

"Психея", как я уже сказал - это альбом-истерика. В этом сомнений остается мало, стоит немного его послушать. Это также и альбом-надрыв, ибо эмоциональный накал здесь практически в каждой песне на пределе. Но одновременно с этим - это альбом-надежда. Альбом-обновление. Альбом-осознание. Альбом-новый шаг, новая страница в истории Психеи. И я уверяю вас, что эта новая страница, это всеобщее обновление и очищение - есть нечто удивительное, очаровательное и незабываемое

И мы непременно со всем этим внимательно познакомимся в недалеком будущем, уже в следующем обзоре

Психея Навсегда!
Психея Навсегда!
87
4
2
2
2
1
99 комментариев