"Психея" 2004 года - альбом-истерика
Вступление. Трудности "осмысления" альбома
Скажу прямо - одноименник 2004 года я считаю самой противоречивой пластинкой Психеи. В каком то смысле она мне даже не нравится, что удивительно, учитывая, каким фанатиком Психеи я себя зарекомендовал
Почему не нравится? Если попытаться обобщить, то я вижу этот альбом как "альбом-истерику", в котором, на мой взгляд, Фео и Ко. как в техническом, так и в некоторых музыкальных смыслах сделали шаг... в сторону. Причём этот новый путь, как и те решения, которые ему сопутствуют, действительно местами представляются сумбурными
Прежде всего, группа ушла от "Капкан Рекордс", начав тем самым свой собственный путь самоиздата. Очевидно, это не могло не сказаться на звучании альбома, на качестве его записи. Я не большой эксперт в звукорежиссуре и в продюсировании, но как по мне, в сравнении с первыми двумя альбомами, "Психея" звучит куда более резко, жужащще. Фео стал петь более надрывно, что называется, на пределе. Возможно, сказались недели и месяцы постоянного напряжения связок. Где то вокал и инструменты сливаются в единый порыв, в котором сложно вычленить что-то конкретное. Альбом также пестрит многими странными музыкальными решениями
Я, однако, не спешу все эти особенности записывать ни в минусы, ни в плюсы. Для меня, когда я первое время слушал третий студийник, он оказался таким же ярким открытием и драматичной музыкальной историей, как и "Герой Поколения Бархат", и "Каждую Секунду Пространства"
Третий альбом открыл новую страницу в истории Психеи - страницу дерганную, кричащую, истеричную, трагичную, но вместе с тем и такую, на которой впервые помимо суицидальных мыслей зазвучали и жизнеутверждающие. "Нет, я уже не хочу умереть", "Сделать шаг и просто остаться в живых", "Главное - дожить до утра" - такие строки звучат из уст Фео на этом релизе
Исходя из всего этого, можно сказать, что "Психея" 2004 года стала новым творческим вектором в истории становления Психеи, отголоски которого будут звучать и в последующих релизах группы
Немного про обложку
Об обложке альбома можно распинаться довольно долго, поскольку из себя она представляет компиляцию различных символов, образов, фотографий и их кусков. Тут вам и взрывы, и пистолеты, и дискошар, и проститутка, у которой вместо головы перечеркнутая рука, и надпись "Comlete Anarchy", которая недвусмысленно дополняет общий пейзаж ненормальности. Лично у меня первое, что приходит на ум, смотря на нее, так это "хаос", тотальный и бесповоротный, в котором невозможно ничего понять или разобраться и остается лишь отрывисто вычленять отдельные элементы из этой мешанины из идей, чтобы совсем не сойти с ума
В общем-то, обложка, на мой взгляд, в очередной раз прекрасно передает музыкальное содержание пластинки. Как я уже упоминал и еще не раз скажу об этом, альбом "Психея" - это альбом в крайней степени эмоциональный, при чем эмоции в нем часто и резко сменяют, даже перекрикивают друг друга. Это очень удачно сочетается и с данной обложкой, в которой отрывистые образы, налепленные друг на друга, стремятся выйти на первый план и рассказать свою маленькую историю
Поколение ты
Открывает третий студийный альбом Психеи песня "Поколение ты" - боевик, в котором после небольшого вступления, где Фео и Аз в дуалистической манере нашептывают нам, что "Я такой же как ты, такой же как я", но "Я не такой как ты, не такой как я", происходит настоящий музыкальный взрыв, и перед нами в звуковых образах тут же предстает картина того самого хаоса, о котором было сказано выше. Эмоциональный накал тоже выкручивается до предела, Фео с Азом в прокламационной форме зачитывают свой анархически-психический манифест, итоговым заявлением которого становится фраза "Я начинаю войну!". Второй куплет и музыкально, и лирически выдержан в той же форме тотального дебоша и полнейшей мясорубки:
Вчера опять искали свободу, чуть не превысили дозу
Одно слово и бесконечное количество потерянных жизней
Убей себя или кого-нибудь другого? Интересный опыт, пригодится в жизни!
О, не мне тебе рассказывать, лучше сто раз попробовать!
И вновь довершающая общую вакханалию фраза:
День за днем, приход за приходом
Я продолжаю войну!
После этого начинается припев, в котором каким то магическим образом общий градус напряжения и накала повышается еще сильнее, что выражается в искренне-крикливых стенаниях о том, что "Этот ебанный мир рвет меня на куски" и что "Слишком много сил, чтобы остаться в живых" (вновь игра на противоречиях и двойственности, излюбленный в этом альбоме прием Фео)
Далее следует мозговыносящий и такой же кричащий брейк, а затем вновь куплет. Таким образом завершается эта ни на секунду не прекращавшаяся чувственно-музыкальная какофония(на правах комплимента)
Лезвием сердца
Традиционно, дабы дать слушателю немного отдохнуть, после такого яростного боевика следует более уравновешенная и трогательная песня, ставшая на сегодняшний день классикой - "Лезвием сердца". Многие считают ее лучшей во всем альбоме. Я, хоть и не сторонник таких категоричных суждений, тоже нахожу эту композицию наиболее пронзительной и пробирающей, поскольку, несмотря на то, что речь, как полагается, идет о наркотиках и наркозависимости, это не мешает находить в ней глубоко личный отклик, а великолепная музыкальная аранжировка и вовсе не оставляет никаких шансов на то, что у слушателя по телу не побегут мурашки, глаза по крайней мере не заслезятся, а в сердце что то не ёкнет от эмоционального напряжения
Из интересного, в припеве песни ловко обыгрывается один момент. Впервые слушая песню, вам наверняка послышится "Замерзай и прячь в ладонях еще один вдох". Не могу ручаться наверняка, но мне кажется, Фео либо предвидел такой исход событий, либо просто не хотел использовать повелительное наклонение в своем тексте, поэтому первая строка на самом деле звучит так:
Замер зрак, и прячу в ладонях еще один вдох
Если рассматривать песню структурно, то тоже откроется множество интересного, поскольку здесь вам и загадочное атмосферное вступление, резко переключающееся в куплет, и припев, в котором несколько непохожих друг на друга музыкальных секций великолепно перетекают одна в другую и удачно дополняют общую картину происходящего, и трагическая вставка перед вторым куплетом, в котором говорится, что:
Капитан пиратского корабля сказал что земля смертью встретит меня.
На землю не схожу - жить хочу
И не менее пробирающий бридж с читкой от Аза, оканчивающийся печальным выводом:
Мы с тобой — значит мы есть, но помни:
Нас тоже скоро не будет
И, что мне больше всего нравится, фантастическое заключение-эпилог, в котором диджейский скретчинг и ремиксинг идеально сочетаются с гитарным соло и lo-fi инструментами на фоне
Одним(почти) словом - шедевр, навсегда западающий глубоко в душу, который хочется слушать и переслушивать вновь, и вновь, и вновь. На "Лезвием сердца" есть и замечательно-снятый самой группой клип, который я категорически рекомендую заценить, учитывая, что выполнен он в излюбленном Психеей психоделичном формате, когда на экране одновременно происходит множество вещей:
Так сколько там стоит твоя свобода?
Изначально третьим треком в альбоме шла композиция с названием весьма провокационным - "Убей мента". Содержательно, да и, на мой взгляд, музыкально, песня соответствовала своему названию. Что громогласные, революционные строки, вроде:
Сколько же стоит твоя свобода?
Цена все ничтожнее год от года
Бейте меня, топчите ногами,
Рвите на части, я уже невменяем
что сам инструментал, который я мог бы описать примерно следующим образом:
Если гражданская война, со всей ее разрушительностью, страданиями, кровью и горем, и должна как то звучать, то, должно быть, так
Стоит упомянуть и тот факт, что в этой песне на фит к Психее вновь заскочил легендарный поэт и фронтмен группы ПТВП Леха Никонов, вновь взорвав сознание слушателя своими искрометными поэтическими афоризмами:
Возможно мир - это мусорная корзина,
В которую брошена горящая зажигалка
Пристального взгляда солнца.
Хуже, чем черви в гниющем мясе,
Крошатся времена года.
До определенного момента на стримингах была доступна инструментальная версия песни под названием "Столько же стоит твоя свобода", сейчас, как я понимаю, и ее убрали из доступа.
Тем не менее, при желании и наличии ВитиПетиНикиты, можно ознакомиться с оригиналом, еще с нулевых годов занимающим почетное 805-е место в известном списке известных материалов. Однажды Психею даже принял наряд за исполнение уже запрещенной песни на концерте. Обещали "пирсинг весь вырвать", но, благо, обошлось
От А(да) до (ра)Я
За крышесносным и даже социально опасным боевиком вновь следует более уравновешенная, личная песня о чувствах и переживаниях, которой проникаешься с первых нот. "От А(да) до (ра)Я", дамы и господа, как уже видно по одному названию - это уникальная, очень изобретательная композиция, одна из ярчайших проявлений психейского фирменного киберэмокора, поскольку и электрические элементы, и гитарные запилы, и проникновенная, эмоциональная лирика - все здесь
И даже так, первая половина композиции выдержана, я бы сказал, весьма умеренно. Да, припев кричит и пробирает до мурашек. Да, строки и манера исполнения исполнены трагичностью:
Я разрушаю привычные связи
Не успевая оглянуться
На сто сантиметров назад
Рад, я действительно рад!
Яд, кисло-сладкий на первый вкус
Как укус — не боюсь
Особенно хотелось бы отметить очень оригинальные строчки:
Я не волк, не собака гончая
Молча я...
Деепричастием к самому сердцу -
Стекая
Ты тоже без сна
Я всё понимаю...
Так тянет из этого РАЯ
Однако стоит только отзвучать второму припеву, как начинается кульминационная вторая половина песни, в которой музыкальная прогрессия и эмоциональный накал заставляют душу слушателя буквально воспарить и лететь на огромной скорости куда то в неизвестность вместе с лирическим героем, который кричит:
Нет, я уже не хочу умереть
Этот файл ты не в силах стереть
Одним легким движением вспороть
Я не дам свою душу, лишь плоть
Послесловием, подводящим итог и оставляющим неясное, удивительное послевкусие, аналогично тому, как это было в "Лезвием сердца", становится финальный электронно-диджейско-гитарный проигрыш
(Не могу не отметить на правах заметки потрясающий кавер на песню от супер-ансамбля MOSKWITCH, сперва в виде совместки с самой Психеей, а после и в виде самостоятельного переосмысления в альбоме "ЧЕРНОБЕЛЫЙ", куда заскочил и Леха Никонов):
Люди врут тебе, ты врешь людям, но чаще ты врешь сам себе
Эта песня с длинным названием, идущая пятой по счету в альбоме, вновь бросает слушателя в эмоциональные американские горки, где на этот раз ключевой темой, по поводу которой загоняется лирический герой(во всяком случае я эти ломанные, дерганные, обрывистые образы в строках интерпретирую так) - тема становления личности, стремления отыскать и не потерять свое настоящее "Я", возможно тема всеобщего лицемерия и фальшивых улыбок, масок. Все это, конечно же, приправлено новой порцией убойных гитарных рифов, молотящих барабанов и разного рода электроники
Вообще, как мы уже отмечали выше, этот альбом во многом носит экспериментальный характер, поскольку группа записывала его сама, без лейбла. Наиболее ярко это, на мой взгляд, проявилось в том, что у Психеи стало куда больше скретчинга и других ваку-ваку диджейских элементов, в чем я вижу огромный плюс. В последующих альбомах эта фишка будет дополнена и усовершенствована, и мы получим тот волшебный, неповторимый звук, который и по сей день радует фанатов на концертах
Отметим также в песне "Люди врут тебе..." невероятный, отправляющий слушателя в нокаут своей тяжестью, прямо-таки отдающий деткором брейк, в котором повторяется:
Может быть, это всё — он?
Может быть, это всё — сон?
Может быть, это всё — он?
Может быть, это всё — сон?
На самом деле, вокально эта композиция так и пестрит нестандартными решениями и идеями, некоторые из которых я, увы, нахожу неудачными или странными. То есть, если гроулы и отдельные скримы звучат как надо, уместно и убойно, то вот, скажем, бридж, звучащий после брейка, в котором поется:
Глюк, иллюзия, фантом, и воздух жадно хватая ртом
Что будет завтра, лучше не думай
Я за всё заплатил сполна
Тем, что сошёл с ума
Смотрим глаза в глаза, дуло в дуло
И далее:
Всё! Теперь я ставлю точки над "ё"
Мне и так никогда не забыть обо всём
Я обещаю, я больше не буду
Читать страницы чужих книг
Да, будет сложно, я так привык
Но лучше уж так, чем жить за двоих
Из-за то ли раздвоенного голоса Фео, то ли из-за наложения вокала Аза и Фео друг на друга, звучит диссонансно и в целом сомнительно, ибо становится не разобрать, кто что поет, да и в общем это звучит так себе, имхо. С другой стороны, на это можно взглянуть и под другим углом - возможно, такое раздвоенное, развязное, выпадающее из общей композиции пение было призвано создать ощущение дискомфорта, ненормальности происходящего, словно ноты, специально сыгранные неправильно. В данном случае остается только гадать, что было на уме у музыкантов, хотя я все же склоняюсь к первому варианту
Э> aka "Десятьдевятьпятьноль"
Парад странных названий продолжает шестая песня в альбоме под лаконичным, но не шибко понятным названием "Э>". Признаться, я так и не понял смысла этого названия, да может и не пойму никогда, но не в этом суть. Особенность этой композиции прежде всего в пестрой лирике, в которой можно отыскать большое множество неясных, неожиданных и даже неприятных образов и эпитетов. В качестве примера, как вам такие строки:
Так узки, глубоки наши норы
Сжав слабой моей груди
Пальцами рук соски, чтоб не спорил
Или вот такие:
В яме помойной или в тёмном углу
Прячется смесь легковзрывоопасная
Это! Эмо! Эго!
В то же самое время, "10 9 5 0" - очень поэтичная и трогательная песня. В припеве Фео и команде впервые аккомпанирует скрипка, добавляющая всей композиции грустного пафоса и глубины. Этому же способствуют другие, менее вычурные строки:
Ты, ты, ты!
Выключи свет
И медленно дай
Мне к тебе прикоснуться
Наизнанку моя боль и любовь
Дай! И ты не захочешь
Внезапно очнуться
Отдельно отмечаем еще один качевый, взрывной мини-брейк, за которым прямо следует просто убийственное по своей трагичности жужжаще-звенящее гитарное соло под аккомпанемент все тех же струнно-смычковых, которое позже еще и довершается электроникой. Словом - композиция звучит на стыке множества жанров, инструментов и направлений, что и делает ее такой уникальной и замечательной
Рефлекс Хичкока
Шутить про названия и про то, что я их совершенно не понимаю, уже надоело, поэтому перейдем сразу к делу - седьмая композиция альбома Психея - "Рефлекс Хичкока". Одна из моих любимейших композиций в альбоме, поскольку здесь, как мне кажется, гораздо меньше сумбурных решений, если вообще есть.
Песня открывается электронным битком и неброским гитарным соло, которые плавно и легко перетекают в певуче-кричащее интро. Просто и со вкусом, как говорится. Далее песня не сбавляет обороты, энергетика плотным ходом несется вперед, в очередной раз рассказывая нам знакомую, но как в первый раз болезненную историю непринятия себя лирическим героем, историю его страданий и переживаний. Пение Фео и речетатив Аза, их общая кульминация в припеве, где герой отчаянно вопрошает кого-то, не то слушателя, не то самого себя:
Что ещё? Что я сделать мог?
Я не знаю (я не знаю!)
Мой alarm красными цветами
Расцветает
Отдельно отмечу великолепные строки на излюбленные мною тему полета на крыльях:
Вырваны крылья мои хладнокровно на память
Подбрось меня вверх!
И я в пропасть сорвусь, словно камень
Больше нечего ждать — открой меня и смотри
Как безысходность и страх меня сожрут изнутри!
И, как вишенка на торте - еще один мощнейший брейк, своим мотивом и ритмкой не на шутку раскачивающий все естество
Future Клон и Если ты меня слышишь...
Последние песни альбома сохраняют энергетику и задор более ранних треков, сочетая крикливую, душераздирающую лирику, тяжелые гитарные запилы, речетатив, а также электронные элементы и скретчинг
Так, "Future Клон" выступает в качестве громкого социального комментария, где рисуется образ идеального человека будущего с "блестящим покрытием", "внутренностями робота", и "мордой свиньи", у которого "мысли отсутствуют, давление в норме", тем самым предостерегая слушателя от того, чтобы становиться одним из этих Клонов будущего
В целом, от композиции музыкально так и веет пугающим антиутопизмом, либо даже чем-то куда более кровавым и страшным, ибо в припеве в гипнотической манере поется:
Сделай мне больно
Теперь уже можно
Сделай мне больно
Я знаю тебе ведь не сложно
Ближе к концу трек переходит в инструментал, а фоном звучит речь Гитлера/Гимлера и овации фашистов. То есть градус ужаса происходящего повышается еще выше. В самом конце вовсе звук переходит в помехи и постепенно пропадает, словно конец света, закат человечества, который предвещал лирический герой в песне, все же настал
Одним словом, опыт весьма яркий и уникальный, хотя Психея и, на мой взгляд, не совсем об этом
Песня же "Если ты меня слышишь...", как понятно из названия, посвящена любовным переживаниям лирического героя. Здесь лично я музыкально мало чего нового услышал, если сравнивать с предыдущими песнями. Отмечу только раздвоенный вокал в припеве, который в отличие от аналогичной ситуации в "Люди врут тебе..." звучит гораздо лучше, лаконичнее и приятнее. Как так получилось - загадка
Ну и несколько ярких образов и строк можно выделить, пожалуй:
Руки — те же крылья по сути
Больше можно, меньше нельзя
Лишь бы дольше касаться тебя
После. Всё, что будет после
Вряд ли оно того стоит
Людям сны, что завтра забудут, снятся
Как итог - композиция добротная, своего слушателя непременно найдет, но чего-то выдающегося увидеть не смог
ШШШ...
С предпоследней песней в альбоме ситуация иная - ее необычный, плывуче-игривый мотив, завывания вокалистов, странное, ломанное соло и музыкальный проигрыш, наполненный резкими пробелами с нестандартной ритмикой, а также прекрасная лирика, почти лишенная в этот раз вводящих в ступор образов и двойственности: все это играет на руку композиции, отчего она слушается очень свежо, бодро и интересно в контексте всего альбома:
Я так долго искал в этой стуже
Огонь внутри себя самого, чтоб плавить лёд снаружи
Кто
Расколол наших глаз печаль кристаллами слёз?
Не слова, а времени дыра
На вопрос "куда?" — ответ "пора"
Чтобы помолчать об этом, не нужны слова
Сбрасывать кожу, зря питать себя
Говорят, шрамы забыть нельзя
В самом центре Вселенной, у последней черты
В лаве чувств и желаний рождаешься ты
Миф о розовых деликатесах. Финал.
Финальная песня альбома в некотором роде отсылается к первой - к Поколению Ты, сохраняя ее крикливость и эмоциональность, музыкальную драйвовость, при этом отбрасывая в сторону прокламационность и отдавая предпочтение теме личных переживаний и самокопаний
Я склонен думать, что "Миф о розовых деликатесах" - это обращение лирического героя из конца альбома к самому себе из начала, либо же еще раньше, к временам "Героя Поколения Бархат" и "Каждую Секунду Пространства"
Знаю, это может звучать несколько притянуто за уши, ибо в одной из строчек мы слышим обращение к лицу женского пола:
Как ты могла знать и ничего не сказать?
Да и в другой тоже:
Переключая каналы, ты ни о чём не знала
Но если отбросить конкретно эти строчки, и взглянуть на первые три альбома Психеи в контексте становления личностей его авторов, в первую очередь Фео, ибо он - неизменный автор текстов для песен, то данная гипотеза начинает играть новыми красками, ибо многие вещи, о которых ранее пелось, так или иначе мелькают и повторяются. Лирический герой, олицетворяя собой внутренние переживания и эмоции ДБ, которые накопились в нем за годы творчества, гастролей и нахлынувшей славы, находят свое отражение в этом альбоме, кульминацией которого и становится финальная песня. И таким образом, оглядываясь назад, на весь тот путь, который группа прошла за 9 лет своего существования как коллектив и за +-4 года пребывания в Санкт-Петербурге, Фео пытается найти ответы на волнующие его вопросы:
Покажи, как ты делаешь это
Задавай мне вопрос
На который не нужно ответа!
Упоминаются и вездесущие суицидальные мысли:
В такие секунды до самоубийства
Один телефонный звонок
Есть проверенный способ
Без лишних вопросов нажать на курок
Бесконечные музыкальные поиски, также как и поиски самого себя в этом мире, который, как мы помним из КСП "такой большой, такой чужой":
Все стихи — лишь строчки
Ищи между строк!
Здесь же и более, скажем, бытовые и насущные проблемы и раздражители, которые уже не осталось никаких сил терпеть и даже видеть:
Стоп! Так чаще пульс от неизбежной разлуки
Звуки, паузы, звуки, звуки, звуки
Шлюхи, как вы все заебали!
Люди — грязные суки, бляди!
Стоп! Я где-то видел всё это!
Так мгновенья взрывают планеты
Так чаще пульс от неизбежной разлуки..
И главная мысль, к которой Фео, возможно, шел эти три альбома, через музыку занимаясь рефлексией и постоянными самокопаниями; главная мысль, о которой он, возможно, и задумывался, но отбрасывал ее или не мог на ней зафиксироваться; главная мысль, которая теперь ясно и отчетливо предстала перед ним, задавая кардинально новый вектор не только его творчеству и деятельности группы Психея, но и его личной жизни и душевному состоянию:
Давай же, сука, возьми себя в руки!
:) и Постлюдия
Все вышеуказанное, скорее всего, как обычно, лишь плод моего СПГС или какой-то больной проекции и с реальностью имеет мало общего. Либо же, как вариант - правда лишь отчасти. Может быть, в песне "Миф о розовых деликатесах" несознательно и были заложены те мысли и чувства, о которых написано выше, хотя изначальная задумка была связана в большей степени с тематикой отношений. Кто знает. Но порассуждать и пофантазировать на эту тему, мне кажется, всегда интересно. Как никак, это открывает новые смыслы и видения любимой музыки, дает доступ к новым, удивительным интерпретациям
Как бы там ни было, а альбом-одноименник 2004 года, о котором мы сегодня разглагольствовали, заканчивается маленькой композицией с грустным, если смотреть в контексте альбома, названием ":)", в котором играет, как мне кажется, видавшая виды музыкальная шкатулка. Лично я, слушая эту вещь, ожидал какой-то скример или другой подвох, но ничего подобного не оказалось. Это просто маленькое, улыбающееся окончание очень эмоционального, полного переживаний альбома
"Психея", как я уже сказал - это альбом-истерика. В этом сомнений остается мало, стоит немного его послушать. Это также и альбом-надрыв, ибо эмоциональный накал здесь практически в каждой песне на пределе. Но одновременно с этим - это альбом-надежда. Альбом-обновление. Альбом-осознание. Альбом-новый шаг, новая страница в истории Психеи. И я уверяю вас, что эта новая страница, это всеобщее обновление и очищение - есть нечто удивительное, очаровательное и незабываемое
И мы непременно со всем этим внимательно познакомимся в недалеком будущем, уже в следующем обзоре