Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Для меня эти две игры воспринимаются как единая вещь. Да, у первой и второй части немного разные посылы но все же, «Чумные Истории» произведение целостное.

!ОСТОРОЖНО ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ!

О мышах и людях

Игры в которых вам дают напарника не редкость, в некоторых они ощущаются обузой или отталкивают, вместо того чтобы привлекать. К таким можно отнести пресловутую Эшли из Resident Evil 4 или высокомерную Миранду Лоусон из Mass Effect 2, Трико из The Last Guardian (соглашусь - он очень милый, вызывает эмпатию, но из-за технической стороны движка как же порой он раздражал). Но есть и культовые игры, напарники в которых настолько хорошо прописаны и с геймпленой и с сюжетной составляющей что влюбляешься в них безповоротно. Атрей из дилогии God of War, Элли из The Last Of Us, вышеупомянутый Трико из The Last Guardian тоже сюда соотносится, хоть и был мною записан в «напарники-раздражители». Так и Хьюго (Гуго, кому как созвучнее, выберите сами) напарник спорный: как напарник-помощник он раскрывается ближе к финалу первой части, за все прохождение его нытье или глупое упрямство порой раздражало, но в первую он ребенок и такое поведение ему свойственно, во вторую в него веришь, это очень хорошо прописанный персонаж который подкупает многими чертами, не только потому что он осиротел и родословно проклят.

Хьюго де Рун
Хьюго де Рун

На протяжении всей истории мальчик проходит буквально через адище (хоть отчасти и является его катализатором), лишается детства и становится лакомым куском для фанатичных деспотов которые хотят использовать его силы в своих интересах и т.д. Но вместе с тем он старается быть добрым, вежливым и открытым ребенком, а ведь казалось бы происходящие вокруг них с с сестрой события должны его максимально ожесточить, озлобить на весь мир. Разработчики из Asobo Studio осознанно прибегли к такому приему, дабы сдобрить драму пронзительностью и решили главными героями сделать детей, они сами в этом признавались. A Plague Tale мною воспринималось как очень хорошее роуд-муви (игры ведь своего рода тоже кино).

Меня редко настолько с головой зятигавала история, атмосфера и персонажи что мне не терпелось узнать что же там в следующей главе и я засиживался перед телевизором до поздней ночи. Амисия (Амиция, правильное подчеркнуть) персонаж иного нарратива, она хоть и не до конца взрослая но более сознательная чем Хьюго, потому что в отличии от него хотя-бы иногда выходила в мир, а не была заперта на территории поместья.

Амисия де Рун
Амисия де Рун

Ей на плечи легло бремя воспитания младшего брата, это и в обычной то жизни мало кому нравится а здесь чума на дворе, инквизиция дышит в затылок, и брат которого все больше и больше пожирает загадочная хворь. И вот эта химия между младшим братом и взрослой сестрой очень прекрасно передана.

Крысиные бега или первый всадник Апокалипсиса

Стоит отметить и антураж который выбрали авторы, тема крысиной чумы в играх не особо заезженная и от того ее интерпретацию от французов было интересно наблюдать на протяжении всего времени прохождения.  Безусловно тема чумы тесно связана с первой частью Dishonored, даже геймплейно как и в Plague Tale, может быть создатели и подсмотрели пару приемов у соотечественников из  Arkane Studios но у ребят из Asobo Studio эта механика вышла более сочнее что-ли, завораживающее. Чума и механика тушения факелов разными средневековыми гаджетами использовалась и в старенькой Thief:Deadly Shadow, но чуму там коснулись лишь косвенно а вместо пращи Гарретт использовал лук с различными типам стрел (очередное заимствование?может быть). Но в Plague Tale чума проработана и вплетена в кор-геймплей намного глубиннее чем в выше упомянутых тайтлах. Она неотделима ни от механик геймплея, ни от основного сюжета, все завязано на ней.

Жуткая средневековая инсталляция
Жуткая средневековая инсталляция

Убрать полчища крыс и останется лишь посредственный «травяной» стелс.

Вообще проект конечно ощущается как AA, но как показала недавно вышедшая Clair Obscure:Expedition 33 - не всегда малобюдженость и ограниченные бюджетные рамки это плохо. Не отвлекаясь на блокбастерность, горящая идей команда способна выдать великолепный продукт в который будет интересно играть, а ведь это самое главное. В Невинности топорная анимация лиц персонажей? Да, но зато актеры озвучки отрабатывают на должном уровне и лично я этой «безэмоцианльности» лиц не замечал. Стелс не выдает уровня лучших представителей жанра? Верно, он простоватый, но менее увлекательным от этого не становится.

Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Имея небольшой арсенал в своем инструментарии команда  Asobo Studio смогла реализовать кучу интересных игровых ситуаций завязанных на решении несложных логических задач, решение которых погружает в атмосферу и дает эмоциональный отклик. Стражников можно отвлечь банально кинув камень в железки или потушив неподалеку факел, но вот когда героям преграждают путь «ковры» из крыс, здесь ребята выкрутили фантазию на максимум. Каждый раз ищя как себе осветить путь , дабы распугать беснующихся крыс, во мне немного ликовал внутренний ребенок находя нужную комбинацию действий.

Один из самых запоминающихся уровней первой части, в котором героям приходится пробираться по трупам через поле битвы, освещая себе путь, поджигая висячие сетки катапульт.
Один из самых запоминающихся уровней первой части, в котором героям приходится пробираться по трупам через поле битвы, освещая себе путь, поджигая висячие сетки катапульт.
Тоже запоминающийся уровень на ферме, в конце которого нужно быстро бежать и при этом поджигать себе снопы сена, которые быстро прогорают. Вроде ничего выдающегося, но играется очень бодро.
Тоже запоминающийся уровень на ферме, в конце которого нужно быстро бежать и при этом поджигать себе снопы сена, которые быстро прогорают. Вроде ничего выдающегося, но играется очень бодро.

Распространенная начинающих студий в своих играх использовать темноту как экономный инструмент, наверное поэтому в инди так популярны простенькие хороры. Но здесь темонота логически обоснована ведь грызуны смертельно боятся света. Все эти манипуляции с огнем, алхимические коктейли для пращи Амисии, полчища постоянно движущихся крыс - вызывают восторг, разработчики проделали действительно колосальную работу, в это приключение веришь.

От таких лавин крыс предстоит убегать довольно часто, особенно в Реквиеме
От таких лавин крыс предстоит убегать довольно часто, особенно в Реквиеме

От них веет опасностью, один неосторожный шаг в неосвещенную область и Амисию с ног до головы окутывает вихрь из пищащих, кровожадных грызунов. Тебе действительно неуютно находится посреди этого бушующего моря черных тварей и хочется как можно скорее добраться до источника света, ведь только перед ним они бессильны. Крысы действительно ощущаются как неотвратимая сила, которая управляется таинственной и коварной Prima Macula.

Лишь полчища крыс и «аккидук» вдали
Лишь полчища крыс и «аккидук» вдали

Гася факел очередному стражнику, мне становилось жутко, физически неуютно наблюдать как его на глазах пожирали крысы.

Грызуны облепляют людей за пару секунд. Выглядит это жутко эффектно.
Грызуны облепляют людей за пару секунд. Выглядит это жутко эффектно.

Гиеньские флешбеки

Тематика ПТСР в играх заезжена до дыр, и лишь в некоторых проектах она показана достаточно достоверна. Обычно для того чтобы показать что у героя надломленна психика после ужасных событий, используют одинаковые клише - персонаж либо бухает напропалую, либо использует более разрушающие препараты, намеренно и неоправданно рискуют своей жизнью. Безусловно, это все сопутствующие вещи, но разработчики зачастую показывают их однотипно и поверхностно. И практически 80% ПТСР в видеоиграх сопряжено с войной.. Поэтому наблюдать за птср-персонажем, в лице девушки-подростка, в средневековом сеттинге, было необычно и интересно. Вообще в плане раскрытия героя с пост-травматическим стрессовым расстройством, справились на отлично авторы Spec Ops: The Line и The Last Of Us Part 2. Капитан Уокер и Элли это персонажи по которым действительно видишь, как ПТСР ментально калечит человека. После завершения A Plague Tale:Requiem, в эти ряды мне захотелось вписать и Амисию. Еще до начала «чумной» стадии сюжета, с первого часа игры, становится понятно что Амисия обделенный материнской любовью ребенок. Видно как она отчаянно тянется к матери, но та к сожалению все свое время проводит с Хьюго, в поисках эликсира для облегчения его болезни. Но в тот момент, Амисия не в курсе всех этих нюансов о Prima Macula. Буквально перед ее глазами убивают отца, человека с которым она была по настоящему близка, это события оставит на ней свой отпечаток, но не направит ее на путь мести, а ввергнет в перманентное состояние страха и тревожности, по крайней мере в первой части дилогии.  Будучи подростком, убив взрослого человек (рыцаря Конрода, обезумевшего от смерти своего ребенка от чумы), хоть и вынуждено, Амисия становится на кровавый путь Защитницы (так в лоре игры называют человека ответственного за сохраность носителя Макулы), и с каждым убийством ей становится все тяжелее морально выносить весь этот ужас.

Она неоднократно упоминает что убивать ей не хочется, ей просто не оставляют выбора. Убийство Виталиса в конце Невинности становится последней точкой в развитии у Амисии ПТСР, этот момент ей будет снится в кошмарах, во второй части.

Глава инквизиции Виталис Беневан. Нужно отдать должное художникам по персонажам - старик даже внешне получился у них очень отталкивающим.
Глава инквизиции Виталис Беневан. Нужно отдать должное художникам по персонажам - старик даже внешне получился у них очень отталкивающим.

Также в одной из глав она ударившись головой о камень и потеряв сознание, видит кошмарный сон, в котором ее подсознание корит Амисию устами близких людей. Она винит себя в ошибках допущенных ею в начале их общению с Хьюго, что завидовала его возможности много времени проводить с матерью. Эгоистично таила зло на нее в свою очередь, когда та пыталась облегчить мучения ее брата при помощи алхимии. Кроме того её преследуют призраки убитых ею людей. Одна из необязательных (коллекционных) сцен, ближе к финалу Реквиема, показывает как Амисия психически сломлена, она рыдая падает на колени и спрашивает напрямую у Бога (впервые за игру кстати) за что им с братом все эти испытания, когда они закончатся? Признаться, этот момент великолепно срежиссирован, у меня самого ком в горле подступил.  Как и момент когда Амисия приходится отбиваться от толпы настигнувших их стражников в амбаре, когда она гневно сражается как загнанный зверь, теряя при этом холодную голову , чуть ли не подвергает самых близких ей людей опасности.

Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Создатели игры очень хорошо показали как рушится психика человека, прошедшего через череду таких запредельных испытаний. Благодаря совокупности всех этих моментов, Амисия не раздражает как большинство женских персонажей в современных проектах. Она сильная не просто «потому что», она вынуждена такой быть ради единственного оставшегося в живых любимого, близкого человека. Сильной она становится проходя через череду невероятно стрессовых ситуаций, при этом авторы показывают и слабость персонажа, она не становится «неуязвимой» для этого мира, как раз таки наоборот. Именно этим она и подкупает.

Prima Macula и Крысиный король

Нет, не тот что обитает в подвале заброшенной больницы. Все куда прозаичнее. Не скажу что сюжет этой дилогии умопомрачителен, в нем есть слабые стороны, много вопросов так и осталось без ответов, архетипы тут задействованы одни из избитых - несчастные дети и злая инквизиция у них по пятам, столкновение добрых сил с плохими и т.д. НО вместе с тем, сюжет попросту интригующий, это одна из тех игр которая доказывает что не нужно изобретать «сценарный» велосипед по новой, главное хорошо отполировать свое детище и нивелировать шероховатости сюжета, запоминающимися персонажами и интересными игровыми ситуациями. Но обо всем по порядку. Дети рода Де Рунов росли в изоляции от большого мира, родители знали о проклятии своего сына и всячески старались оградить Хьюго от негативных эмоций, которые мог вызвать жестокий мир средневековой Франции, тем более в период Столетней войны. Амисию в свою очередь отец как будто специально готовил к трудностям, зная какие опасности могут выпасть на их с братом долю. Так они и росли, в отрыве друг от друга - отец уделял больше времени дочери, а мать сыну. Это в свою очередь оставило небольшой осадок на обоих героях. В один из ничем не примечательных дней в поместье семейства врываются вооруженные люди посланные инквизицией во главе с пугающим рыцарем с крестом на забрале.

Местный «Deus Vult»
Местный «Deus Vult»

Хьюго де Рун, мальчик пяти лет, обременен мистической болезнью известной как Prima Macula. Заболевание это существовало еще на заре времен, но откуда конкретно оно появилось и как его излечить, Орден алхимиков фигурирующий в истории, выяснить так и не смог. Пытается разобраться как вылечить злосчастный недуг Хьюго его мать, имеющая кое-какие познания в алхимии, а в дальнейшем Лукас (Лука кому как… ну вы поняли). Этот самый Лукас на мой взгляд является самым рациональным персонажем во всей истории, он буквально источает рациональный подход, стремление к знаниям и холодную голову, эдакий герой «чистого разума». Мне из всех присоединившихся по ходу истории персонажей, он запал больше всех в душу.

Лукас, талантливый алхимик и просто хороший парень.
Лукас, талантливый алхимик и просто хороший парень.

Именно он многое поведает героем о Макуле, ведь подмастерье выдающегося алхимика. В частности Лукас поведает что Макула течет в крови некоторых семейств и никак не проявляется. Это наталкивает на мысли что носитель может появится где угодно, в любой период времени. В этот раз не повезло Хьюго, Макула взывает к нему и пагубно на него влияет - вызывает резкие головные боли и слабость, расползается черной вязью по венам и самое главное пробуждает крыс.

Макула берет своё
Макула берет своё

Вообще Macula с латыни переводится как пятно, что можно трактовать двояко - ведь на одной из картин изображающей такого носителя на коленях матери, Макула расползалась черным пятном от сердца, или появление такого проклятого чада знаменует темное пятно выпавшее на долю людей живущих с ним в один период времени.

Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Из второй части мы узнаем что Хьюго не единственный ребенок кто был проклят этим заболеванием, столетия назад тоже жил маленький мальчик Базилиос, но родился он не в знатной семье как наш герой, и был подкинут матерью монахам, которые испугались его способностей и хотели было уже его убить, посчитав его способности за длань дьявола, но вмешался упомянутый выше Орден алхимиков и забрал его к себе. Они долгое время изучали его, также держа мальчика подальше от цивилизации. К Базилиосу также была приставлена Защитница, в лице девушки по имени Алия. История как будто повторяется из раза в раз. Но что за способности дарует Макула своему Носителю? Мать Хьюго, в начале второй части дилогии объясняет ему что Макула на самом деле дар, но лишь для того кто научится ей управлять, а не наоборот.  Отсюда становится понятен мотив главы инквизиции Виталиса, который переливал кровь Хьюго себе. Будучи укушенным (в игре кстати, несмотря на название, практически не используется слово «чума», вместо этого эпидемию именуют «укус»), он стремился объединить кровь мальчика себе, чтобы завладеть его способностью подчинять себе полчища крыс. Старик был одержим жаждой власти, быть главой епархии ему было мало.  Между Носителем и крысами существует невероятно сильная связь, он связующее звено между Макулой и грызунами. Вернее будет сказать что грызуны, инструмент воздействия Макулы на этот мир, ее физическое воплощение. Поэтому увидев какой властью обладает мальчик, Виталис решил перелить себе его кровь, чтобы тоже стать Носителем Макулы, и помимо этого поручил алхимикам инквизиции вывести под свой контроль белых крыс, которые подчинялись бы только ему.

Когда Хьюго пробирается через бастион инквизиции, можно подслушать разговор этих алхимиков. Оказывается Макула овладевает Носителем постепенно, каждый раз пересекая один из «порогов», носитель уступает Макуле. Приблизившись к первому порогу Макула поглощает потерянного Носителя и следует за тем кто в состоянии её приручить.

Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Именно на это и рассчитывал Виталис. Отсюда также можно сделать вывод: нашествие крыс и распространение Укуса, всего лишь следствие того что Хьюго слишком молод и  неспособен контролировать такую мощь. Об этом вскользь упоминал Лаврентиус, учитель Лукаса - крысы сами по себе дезорганизованы, ими может управлять Хьюго, или Макула через Хьюго, она развивается в его крови, позже Лукас даже сделает предположение что Макула развивается вместе с Носителем. Именно поэтому в городе мы видим только черных крыс, тогда как белые, которые подчиняются лишь Виталису, появляются только в соборе, когда ему угрожает смертельная опасность. В пользу этого факта выступает и то, как за месяц заточения Хьюго в бастионе, разрушился и запустел в плане болезни город. Виталис пытался заставить Хьюго преодолеть порог, вызывая стресс, на что крысы всегда реагируют крайне негативно и разрушительно для всего окружающего. Макула прогрессирует при негативных эмоциях у Носителя. Нашествие крыс это всего лишь реакция Макулы на страх, панику Носителя. Крысы пытаются прийти ему на помощь, в дальнейшем призывая Носителя управлять ими, но не получив должного ими начинает двигать животные инстинкты (потребность есть, размножаться). Этим кстати объясняется, почему крысы без управления нападают и на Хьюго, и потому не трогают героев в разрушенном городе, ближе к концу первой части, когда он немного научился брать их под свой контроль. Поэтому воссоединившись с матерью, мальчик вновь обретает хорошее ментальное состояние, и крысы отступают (уходят глубоко под землю, как мы узнаем из Реквиема), впадают в спячку.

Из лора я уловил что крысы Макулы распространены по всей планете, и не следуют за Носителем, как может показаться в начале а пробуждаются в некотором радиусе от него, если он испытывает негативные эмоции.

Epilogus

Концовкой в принципе я остался доволен, она пронзительна, от нее подступают слезы, но хэпи энд, здесь был бы попросту неуместен. Хьюго доказал что он был ребенком с большим сердцем. Он осознал что Носитель, является своего рода лакмусовой бумажкой. Появляясь в определенный отрезок времени, и от отношения к нему социума, Макула решает достойно ли такое общество существовать или его предпочтительнее истребить. На его долю с сестрой выпали тяжелейшие испытания, люди либо хотели их убить, либо использовать. Становится ясно какой приговор вынесет Макула, такому времени. Но вместе с тем, за время своего бегства, им повстречались и хорошие люди, они и дали мальчику небольшую надежду, что не все еще потеряно в этом мире. Именно поэтому он принял решение принести себя в жертву, дать миру еще один шанс. Ведь он видел что только убийство Базилиоса, смогло остановить Юстинианову  чуму.

Останки Базилиоса
Останки Базилиоса

Поступок Амисии тоже достоин уважения. Решив простить всю ту жестокость, что вылилась на них с братом за последний год, отпустить злость на сволочей которые терзали их с братом, она самолично убивает Хьюго, ставя точку в их страданиях.

В одной из необязательных сценок в Реквиеме одна женщина говорит Амисии "Волосы это корона женщины!" Очень символично что под конец истории этой "короны" она лишилась, как и многого другого.
В одной из необязательных сценок в Реквиеме одна женщина говорит Амисии "Волосы это корона женщины!" Очень символично что под конец истории этой "короны" она лишилась, как и многого другого.

Resonance

Дальнейшее развитие серии интригует. Поскольку авторы могут развивать франшизу в нескольких направлениях. На данный момент они решили сделать приквел, главным героем которого выступит контрабандистка София, из второй части. Персонаж она интересный, по ней видно что она тоже видела «некоторое дерьмо», как раз про него наверное и пойдет речь в предстоящей игре.

Дилогия A Plague Tale 🐀, лонгрид о Произведении- с большой буквы П

Единственное что меня смущает, разработчики рассказали что сделают ставку на динамичные сражения на мечах и отойдут от стелса. Крыс тоже по всей видимости можно не ждать, так как история видимо совсем не про это, поэтому наверное Plague Tale убрали в названии на второй план. Еще вызывает опасения концепцию что выбрали Asobo Studio в этот раз - лабиринт Минотавра, эта светящаяся нить Ариадны в трейлере, круглый артефакт у Софии на поясе, от этого веет какой-то вторичностью из   Assassin's Creed Odyssey.  Но мне очень хотелось бы ошибаться, возможно разработчики снова выстрелят и вновь представят миру необычное и увлекательное произведение! В любом случае у них есть два пути отступления, в случае неудачи.

  • Первый: Амиссия в конце Реквиема, выдержав траур, отправляется странствовать по миру, ставя перед собой цель обнаружить следующего Носителя, передать ему свои знания о Макуле, чтоб череда трагических обстоятельств, как в случае с его братом, не повторилась. Историю можно развить в этом ключе. Единственной палкой в этом колесе может стать цикличность повторения болезни, между ними может быть промежуток от 100 и более лет.
  • Второй: Сцена после титров в Реквиеме как раз даёт понять что Макула добралась и до наших дней. В коротком видео нам показывают руку ребенка, по венам которой расползается Макула, на фоне слышен стук удаляющихся каблуков (по видимому медсестры) и звук пульсометра, что явно дает понять что ребенок этот родился в наше время.

К слову, себе в коллекцию приобрел этот замечательный бандл.

182
10
3
1
1
1
1
80 комментариев