Обзор на Love, Money, Rock'n'Roll: хорошая игра от создателей Бесконечного лета или безнадежная посредственность?
Писал эту рецензию давно, публикую здесь только сейчас.
Love, Money, Rock'n'Roll - компьютерная игра в жанре визуального романа, разработанная и изданная командой Soviet Games, участвовавшей в создании визуальной новеллы «Бесконечное лето».
Относительно недавно(4 августа) прошел год с релиза данной игры и я решил всё-таки допройти ее полностью, то есть на все концовки. На самом деле для общего понимания игры достаточно и двух рутов(а то и одного), но внутренний перфекционизм заставил меня пройти игру на все фоны, иллюстрации и музыкальные композиции. В рецензии могут быть спойлеры.
Аннотация и геймплей игры
События игры разворачиваются в 1980-е года вокруг Николая Анохина, сына советских инженеров, эмигрировавших в Японию. По ходу игры за ним(а если точнее за документами о проекте, в котором участвовали его родители) охотятся КГБ, американцы и японская разведка.Сюжет развивается на протяжении 28 игровых дней. Всего в игре 14 концовок; каждая из них зависит от решений, принятых Николаем во время прохождения, а также от количества уделяемого внимания каждой из девушек.
Система выходов на руты
Тут, также как и в БЛ за некоторые выборы даются баллы в пользу какой-либо девочки, за некоторые отнимаются. Все бы ничего, но создателям в голову пришло сделать неочевидное решение в виде разделить выбор героя на две части: либо Кетрин или Химицу, либо Эли или Кагоме. Странное решение, но возможно оно и было бы уместным, при более продуманной системе рутов. Но реализовано все слабо, ибо за выход на одну из двух веток отвечает лишь один выбор: искать ответы(выводит на рут Эли или Кагоме) или пойти на обед(выводит на рут Кетрин или Химицы). И как игрокам без подсказок из коммьюнити можно было понять, что этот на первый взгляд обычный выбор влияет на 90% сюжета игры. И тут непонятно либо разрабам кажется это интересным ходом, либо они напросто забили на это и не придумали ничего лучше.
Персонажи и немного о содержании самих рутах
Николай Анохин - главный герой , который при этом заслуженно носит титул самого худшего персонажа в этой игре, это человек, который срывается на всех почти в любой ситуации, его тупость не входит не в какие рамки, а к людям, которые всячески помогают ему, не проявляет никакой благодарности. Немного сравнения двух похожих главных героев, но в тоже время разных по качеству прописанности персонажей. Люди, которые проходили БЛ, сразу найдут сходство гг с Семеном. Его тоже можно назвать хиккой, неуверенным в себе челом, лентяем и тому подобное. Однако, по ходу игры Семёну всё-таки хочется сопереживать, да и мои мысли зачастую схожи его мнением, что является довольно важным фактором для визуальных новелл, а вот с героем ЛМР этого не происходит. Также почти во всех хороших концовках он живёт за счёт девушек, а сам ничем не занимается.
Химицу - это лучшая подруга гг, которая общается с ним на протяжении 10 лет. Живёт на против его дома, готовит еду, убирается у него дома, таким образом заботиться о нем, потому что слишком сильно любит нашего чепуха. Гг считает ее хорошей подругой, но всем и так понятно, что она давно уже хочет выйти из френдзоны, да никак не может. На самом деле за ее добротой и заботой скрывается некое лицемерие, но об этом поподробнее будет в руте следующей деффки.
Кетрин Винтерс или же как ее любит называть гг - Катя, бывшая Коли, которую он очень любил, но потерял, ибо она в один момент бросила его без объяснений и улетела в Америку. Ее образ, можно сказать, противоположен образу Химицу. Она немногословная, холодная и равнодушная, однако все это только на первый взгляд, ведь под маской безразличия скрывается хрупкая и беззащитная натура. На самом деле вопрос вокруг ее внезапного исчезновения крутится весь ее рут и ближе к концу мы получаем ответ на этот вопрос, причем не от нее, а от Химицу. Внезапно игра перетекает в беременна в 16, ведь оказалось, что причина ее уезда была в том, что она залетела от нашего горе протагониста. Естественно, Коляну она сообщить побоялась, а вот Химицу между делом рассказала. И тут проявляется другая сторона Химицу, ведь она способна на любые методы, чтобы у нашего протагониста не осталось никого, кроме нее, собственно, она рассказывает все матери Кати, поэтому они и уезжают в Америку, потому что там ... Рожать будет лучше? Не совсем понятна эта логика, хотя в любом случае у Кати случается выкидыш. Самый странный момент заключается в том, что она все-таки сообщила гг о своей ситуации в письме, но Николай настолько загнался, что решил его не читать. После ее отъезда он мучился, места себе не находил, но письмо распечать не решился. И в этой ситуации я даже не знаю чем руководствовался протагонист. По ходу всей игры, абсолютно во всех рутах во всех неподходящих ситуациях он так и скандинировал: «КЕТРИН КЕТРИН КЕТРИН КЕТРИН КЕТРИН КЕТРИН»; но ее письмо прочесть так и не решился. Гениальные идеи приходят к нему, но он быстрее. Несмотря на местами их странные диалоги её всё-таки можно понять и пожалеть, поэтому уже лучше Химицу.
Эли Кобаяши - будущая наследница Кобаяши Корпарейшен, на первый взгляд кажется типикал дочкой богатого отца(деда точнее, родители мертвы), но и как в случае с Кетрин, все не совсем так, как кажется на первый взгляд. В свободное время она пишет песни и выступает на концертах со своей группой Z FEEL Z, несмотря на запреты и указания от деда. Так сказать, яляется бунтаркой, старается особо не вестись на подачки от деда и не желает стать таким же королем бюрократии как он. Сразу скажу, что она моя фаворитка среди 4 героинь, так как ее я больше всего понимаю и ей хочется сопереживать, плюсом она не является истеричкой и психопаткой. Хотя ближе к концу ее рута выясняется неожиданный твист. Она наркоманка. Такой факт был буквально ни к чему, ведь он подан достаточно странно и ни к месту. Мне кажется, что создатели поняли, что она слишком хороша для этой игры, а это обязательно нужно исправить, поэтому под конец игры и решили добавить ей какой-нибудь недостаток. Странное решение, но зато у коммьюнити есть мемы про нюхачку. Также самые лучшие композиции встречаются именно в ее руте. Рок композиции, тот же референс на БЛ. Если так подумать, то только она и может в полной мере ассоциироваться с этой игрой, ибо у нее есть все составляющие названия игры: Любовь есть, деньги есть, рок-н-ролл есть. Чего не скажешь о других тянках. По ощущениям у нее самый короткий рут и это даже к лучше, ведь игра и так слишком затянутая.
Ивамура Кагоме - одноклассница Николай и по совместительству староста. На протяжении игры над ней больше всего издеваются другие школьники из-за ее бедной семьи и странного характера. Это все конечно грустно и печально, но ее странное поведение действительно может посоперничать с нашим гг. Что будет если все вокруг будут подозревать невинновного человека в том, что он убил 8 человек? Думаю очевидно, что в таком случае человек будет отрицать это и предоставлять алиби. Кагоме же так не считает, ведь когда КГБ специально подставляет ее, убивая 8 человек, с которыми у нее не очень хорошие отношения, девочка с каре не отрицает это, не подтверждает, и каждый раз повторяет что-то вроде: «ты считаешь, что я могла убить 8 человек?». Плюсом в плохой концовки Эли, она специально старается как можно больше видеться с Колей, чтобы вызвать у Кобаяши ревность. И у нее получается. Эли бросает гг, а Кагоме теперь спит с ним каждый день. Но это сделано не из-за настоящих чувств, а для мести. Эли совсем впадает в депресняк и умирает от передоза, Коля повторяет судьбу за ней(референс на плохую концовку Лены). А она и ждала подобное стечение обстоятельств.Романтические линии здесь прописаны слабо, только под конец что-то да раскрывается. Но теперь мы переходим к ещё более странной части игры. Мораль, хоть какой-нибудь вывод, идея самой игры. Это все здесь отсутствует, ведь она ничему и не учит. В Бесконечном лете есть идея, которая будет оставать актуальной ещё долгое время, а вот идеи в ЛМР нету, и отчасти поэтому актив у нее уже через год ниже, чем актив БЛ спустя аж 9 лет. В этой же игре были вопросы, которые можно было бы интересно раскрыть, но реализация вышла слабой. Вопросы про родителей Николая так и остались открытыми, а про такой масштабный межнациональный секретный проект кажется вообще забыли, ведь узнать о нем со всех рутов можно лишь поверхностно.Много косяков, недочётов, но хорошие стороны всё-таки в ЛМР имеются.
Визуал, фоны и иллюстрации сделаны на хорошем уровне. Почти на всех пикчах есть изменение эмоций на лицах героях, спрайты выглядят качественно. Также радуют и анимированные фоны, на которых может двигаться что-то вроде стрелок на часах, вентилятора или облака. Когда Николай сидит в поезде, а в его окнах мелькают машины и здания, это делает игру более динамичной или даже живой что-ли. В общем, визуальная составляющая игры не может не радовать.
Музыка
Ещё одна хорошая, если не лучшая часть игры. Все композиции звучат уместно, есть музыка на каждый случай в жизни. Некоторые треки вполне можно добавить себе в плейлист. Единственный минус, что есть некоторые повторения в инструментальных композициях иногда кажется, что это один и тот же трек, но на деле названия разные. Прикрепил кстати референс на главную тему из бесконечного лета.
Немного скажу про длительность игры. По ощущениям руты разного хронометража, но даже самый короткий рут в итоге затянут. Не знаю зачем здесь 28 игровых дней, когда большая часть времени уходит на графоманию. Значительную часть, которая никак не влияет на сюжет можно было бы убрать и дней 15 вполне бы хватило. Стоит ли проходить: если вы огромный любитель визуальных новелл, то на один рут пройти можно, чисто насладиться визуалом и музыкой, остальным не стал бы рекомендовать. Общая оценка: 5/10