Трилогия «Shadowrun»: любовь со второго раза
Около года назад я маялась от игрового безделья и хотела, из кучи купленных игрушек в стиме, выбрать ту самую, которая бы меня приятно впечатлила.
Выбор пал на «Shadowrun Returns», после приобретения трилогии в стиме, следом за лонгом на DTF о годных стратегиях. Я наиграла около трёх часов и, увы, бросила. Если вы думаете, что дело в сюжете, графике или игровой механике, то вы, разумеется, ошибаетесь.
Неожиданно, но оттолкнул меня от шэдоуран... размер шрифта! Так как читать приходится в этой игре тонны текста, то мои бедные, уставшие глаза в какой-то момент подняли бунт и вынудили отказаться от дальнейшего прохождения данной ролевой игры.
Жёлтые малюсенькие буквы на чёрном фоне, которые сливаются между собой в сплошное светящееся мессиво, — это, конечно, рай для тех самых товарищей, которые умели разглядывать абстрактные картинки на обложках тетрадей. Мною же сразу был поднят рэдфлэг и услышан призыв отложить игру до лучших времён (типо, вдруг зрение когда-нибудь улучшится, лол).
Однако мой бесючий перфекционизм постоянно стучался снизу и коварно напоминал о том, как ужасно я поступила с, казалось бы, неплохой игрушкой. Время шло, и вот я, стиснув зубы и сжав кулаки, агрессивно скачала шэдоуран и приготовилась возмущаться дальше.
[возмущений, конечно же, не было]
ВНИМАНИЕ! Присутствуют спойлеры!
1. «Shadowrun Returns»
Вот знаете, а ведь именно эта часть больше всего в итоге мне и понравилась!
Играла я, не поверите, снова за магичку эльфку. Остаюсь верной себе :D Прокачивала силу и, как обычно, харизму. Как показывает практика, в любой игрушке харизма решает :)
Изюминка же первой части в том, что мы, за столь недолгое время, узнаём буквально весь лор, во всех его мелочах, при этом участвуем в пошаговых боях, выстраиваем стратегию и расследуем одно большое дело. Если бы у «Cyberpunk 2077» и «Disco Elysium» был ребёнок, то им бы точно оказался этот детективчик в антураже киберфэнтези. Мрачно, нуарно, без искусственного растягивания хронометража, с достойными сюжетными ходами. Интригующе и захватывающе.
Сиэтл встретил дождиком, дешёвыми отелями, грязными улочками, преступными бандами, бесючими сектантами, чокнутыми учёными и роскошными барами, где тусуются местные авторитеты.
Я разобралась, кто такие бегущие в тени (раннеры), декеры, чем занимаются корпорации, как сильно пипец придавил мир, и как далеко зашли люди в своём желании развивать и внедрять в жизнь технологии.
Мне понравилось, что в шэдоуране, в отличие от лора киберпука, имеют место быть магия, духи, шаманы и иже с ними. Понравилось и то, что нам дают побегать в матрице, чего так сильно не хватало в том же старшем брате (сужу по дате выпуска настолок, откуда обе игры берут корни).
Сражения с боссами на высоких уровнях сложности требуют внимательности и, действительно, продумывания каждого шага. Да и само повествование от лица бомжеватого раннера, на которого свалилось задание от старого товарища, предвещающее солидный куш, вызвало восторг. Играть за спившихся неудачников — непередаваемый вайб XD
Единственный недостаток, который я обнаружила после того, как ознакомилась со следующими частями, — отсутствие по-настоящему важных напарников. Как-то, знаете, не вызывали у меня диалоги с ними ощущение единства. Да и дружбой совсем не пахло... так, чисто деловое партнёрство. Хотя, быть может, это наиболее реалистичное решение для такой мрачной игры.
Из потенциально крутых собутыльников выделю Джейка Армитиджа, мистера Клюве и Дрездена.
Арлекин, появившийся к последней миссии, тоже заслуживает внимания.
Моё почтение и поднятой теме, проходящей красной нитью сквозь сюжет — "Можно ли искупить грехи после смерти?" Похоже, если у вас есть такие преданные друзья, как Сноу (или алчные до денег, опционально), то, наверное, да. Но какой ценой? Есть над чем задуматься.
Итак, поиски Потрошителя Изумрудного города быстро переросли в раскрытие куда более масштабной тайны, повороты сюжета увлекали с каждым разом всё сильнее и, когда случился финал, я сидела с выражением лица "А МОЖНО ЕЩЁ?!"
2. «Shadowrun: Dragonfall»
Моей добавкой стала вторая часть серии. Игра заметно подросла и эволюционировала. Появилась "база" — Крейцбазар — небольшой район Берлина, где мы знакомимся с довольно колоритными неписями. У каждого из них своя история. Несмотря на то, что нет шкалы отношений, мы можем как подружиться с ними (и даже решить их проблемы), так и разозлить, открыв путь к новому конфликту. Кто-то доживёт до финала, кто-то — увы, нет. Мир реагирует на решения гг, и это не может не радовать.
Я... догадались, да? Играла за эльфа, но, на сей раз, парня. Мой гг прокачивался аналогичным образом, и, так как я уже влетела в игру довольно-таки прошаренным игроком, то быстро раскидала очки таким образом, что мой персонаж стал невероятно крутым раннером практически с самого начала.
Отмечу, что вторая часть уже не про одного бегущего, который еле-еле сводит концы с концами; она, напротив, о команде, о дружбе, о цене лидерства и доверии.
Кого обхаживаем: престарелого шамана, а в прошлом — панка, Дитриха; загадочную и бесстрастную, но очаровательно красивую тихоню Глори; воинственную и поначалу совсем не дружелюбную Айгер; болтливого и подозрительного Блица. У каждого, опять же, свой бэкграунд, свои миссии и, к концу прохождения, они становятся одной семьёй, готовой прикрыть друг друга в случае любой опасности. Если, конечно, вы, как и я, следуете принципу "мирдружбажвачка".
Из забавного. В самом начале, когда нас знакомили с лором и механикой игры, я моментально невзлюбила Монику и очень обрадовалась, когда в состав основной команды она не вошла!
Вторая часть буквально выстреливает остросоциальными темами: цена власти, затягивающее в пропасть прошлое, мораль серой зоны, фанатизм и милосердие. В этом мире нет добра и зла. Есть враги в разных обличьях. Есть далеко не идеальные идеологии. Есть могущественные корпорации и создания былых времён и реальностей, стремящиеся вырваться на свободу. Лично я терялась, чему/кому отдать предпочтение. Выбираем из худшего менее плохое)))
Во второй части есть камео. Как понятные, в лице таинственного Элжернона, так и туманные, в лице Ганса (ставлю на то, что все они драконы).
Были и небольшие отсылки в обожаемом мной "BBS Мир Теней" — форуме, который разбавляет серьёзный тон игры юмором и поясняет за обстановку. Так, например, там упомянули Потрошителя Изумрудного города.
Ещё раз напомню, что вторая часть куда более масштабная. Ощущается ли растянутым хронометраж? Скорее нет, чем да. Были скучные миссии, но, в целом, они дали прочувствовать жизнь раннера. Экшен, перестрелки, предательства, испытания... всё в наличии. Конечно, нуарного детектива тут уже и близко нет, но атмосфера заводит в другие дебри, лучше прописанные и значительно глубокие по своему основному замыслу.
Особенно меня впечатлил побочный квест за Глори. То, что пережила эта девушка, — настоящий ад в мире шэдоурана. Финал же и вовсе обрушился таким мощным контентом, что я долго думала, правильно ли поступила. Намекну, что продалась ИИ))) Кошмар, ахах.
Ещё мне зашло, как лихо команду могло закинуть, после загрузочного экрана поездки домой, в открытый бой с недовольными выбором игрока неписями.
И, разумеется, наш пушистый спутник.
Прохождение второй части оставило неприятное послевкусие. Виной тому злость на саму себя за сделанные выборы. Как мне показалось, я повергла мир, с его заговорами корпораций, в ещё большую безысходность из-за пробуждения куда более опасной силы.
Расстроило и то, что Глори ушла, но обещала вернуться.
Семья распалась, и о её судьбе мы, скорее всего, больше не услышим.
3. «Shadowrun: Hong Kong»
Не услышим, потому что на очереди новый город, Гонконг, со своими приколюхами.
Если первая часть — нуарный детектив, вторая — корпоративный боевик, то третья — фэншуйный мистический триллер.
Эльф... магичка... ну, вы поняли)))
В общем и целом, моя гг, с прикольным прозвищем Динь-Динь, являет собой мастера иллюзий и напускного ребячества. Её голосок, как звоночек, нашёптывает о грозящей опасности или, наоборот, о приближении тех, кому можно довериться. Полезное свойство, с учётом того, что надо постоянно рулить немного туповатым братом. Уверенно водя за нос и Добрейшую Чэн, и корпоратов, и полицию, и всяких разных пешек, она всегда, в конечном счёте, добивается своего.
Третья часть вновь подкидывает игрокам старых знакомых. Так, Элжернон, ака Стэн Ли, неотъемлемый персонаж серии, возвращается. Жаль только, что его камео стало совсем уж незначительным в Гонконге.
Незначительным показалось мне и камео Заака. Со своими эликсирами он добрался из Берлина аж в Хеой, но с ним даже побазарить нормально не дали! Купля-продажа и ни-ни! Зачем было вводить его персонажа, в таком случае, — непонятно!
Зато есть упоминание панк-группы Дитриха "Мессеркампф", музыка которой стала в Гонконге очень популярной. Вот наш анархист удивился бы!
Да и гг прибыла из Сиэтла. Сиэтл в сердечке навсегда!
Локации в третьей части ещё более продуманные, квесты... не такие интересные, как во второй части, но тоже вайбуют.
Глаза, действительно, разбегаются при взгляде на локации: техвыставка, ресторан, тусовка в пентхаусе — всего понемножку. Меня очень обрадовало возвращение к истокам. Были дела, требующие расследования, и выборы тоже влияли на их завершение.
Спутники же, к сожалению, блеклые, по сравнению с, опять же, второй частью, но готова всё простить за Рактера! Капец, да про него я и не прочь отдельную игру прикупить, если бы таковая была! Русский кибернетик, философ, механик, холодный рационалист, за вежливостью которого сквозит шиза и маниакальный бред. Но бред ли это? Опустим диагноз (а он реально поставлен, лол) и на секунду вникнем в его идеи. Насколько они небезосновательны? Отрыв от человечности превратил Рактера в ходячую оболочку с маской интеллигента. Моя гг, конечно, поддалась изысканным манерам психопата, но... его понять и впрямь можно. Как и у многих плохишей, у Рактера есть воспоминания из детства, которые, на мой взгляд, тоже сыграли свою роль в будущем. Не дай Бог встретить, конечно, такого шизоида в жизни, но как прописанный персонаж он уделал всех, кого я когда-либо встречала в игровых вселенных!
Жители Хеоя тоже не так просты. От них веет безнадёгой, в основном из-за кошмаров, возвращающихся каждую ночь в сновидениях. Нотка хоррора с "зубной феечкой", а также миссия с "крысиным монстром" навсегда останутся в моей памяти!
Мне также показалось, что в третьей части ещё большая вариативность. Одну из финальных миссий я прошла практически без боя, пользуясь навыками убеждения и интеллекта.
За декера (играть в матрице по-своему увлекательно) отвечала Из0бель, поэтому я наслаждалась разрешённым разрабами читтерством по полной программе! То малое, что бесило в данном процессе, — взлом льда. Кто придумал такую запару?! Жесть. Мозг можно сломать))) После дня работы в школе, запоминаются бегающие циферки ооочень плохо!
Поднятой темой "отцов и детей" я особо не прониклась, но как отправная точка она хороша. Искупление, карма и уничтожение финального босса тоже нашли отклик в моём сердце. Как и кат-сцены)) Спасибочки, разрабы.
Имел место быть и юмор. Я уже просто в открытую смеялась с очередного объявления в моём любимом форуме бегущих о поиске опытного декера в команду. Автор такой неудачник, я не могу! Или неудачники те, кто к нему нанимаются... хм.
Гоббет со своей стряпнёй, которую моя гг уплетала за обе шёки — палец вверх!))
В общем, обветшалый порт с лодками и корабль "Кракен" стали такими родными... даже роднее Сиэтла!
Увы, в третьей части нет продолжения темы драконов. Нет и особо поражающих сюжетных хитросплетений. Кто играл, признайтесь, вы тоже с первых упоминаний кошмаров и деталей дела о "пропавшем" отце поняли, чем всё закончится? Как по мне, очевидная очевидность.
Только я взгрустнула, что время путешествия подошло к концу, как... внезапно... обнаружила DLC! Оооо, да! Что же оно приготовило своим ненасытным игорькам?
4. «Shadows of Hong Kong»
Итак, сработал перенос сохранений, это радует.
Очнулась моя гг в тёмной комнате допросов с выбивающим ответы троллем. Фига се начало))
Скажу так. DLC напоминает больше вторую часть по схеме прохождения, нежели сам «Hong Kong». Локация бандитского района сменилась сначала ограждённой зоной c подозрительными агентами, а затем — самым настоящим пиратским кораблём. Жаль, что в рамках DLC раскрыть всех новых персонажей не было времени.
Но в наличии остросюжетные повороты, разборки с корпами и очередные технологии, подлежащие уничтожению.
"BBS Мир Теней" вновь пестрит смешными переписками. Много наших односельчан затесалось в рядах раннеров! Как, допустим, "ЛедышкаСаша" из Владивостока)))
Очень зацепила миссия со спасением необычной девочки. Из худших вариантов развития событий выбрать менее наихудший — та ещё запара!
Прохождение дополнения не обошлось без багов. В финальной миссии, перебив машин-пауков и кучу вояк, игра не засчитала мои успехи и упорно продолжала требовать следующий ход персонажей. Спасибо великому интернету и консоли, баг разбагился! Но это была очень сложная миссия, и я прям перенервничала из-за одной только мысли, что придётся в третий или четвёртый раз её перепроходить!
Пару слов о главном спутнике. Дункан словил на корабле не морскую болезнь, а отупение 100500лвл. Как при ранении персы теряют хп, так с него вытекает мозг. Очень бесячий персонаж, который вообще не улавливает нити повествования собственной жизни. Ну и фиг с ним. Чел продолжает наивно верить в добро, когда ему предлагают восстановить свою личность, не задумываясь ни на секунду, насколько циничны корпорации, и что однажды он подставит этим не только себя, но и "сестру", и членов команды.
Ну а моя гг, вы уж простите за спойлеры, выбрала жизнь в тенях под покровительством Жёлтого Лотоса. Чэн хоть не строит из себя добродетельную даму, и с ней ясно, что ожидать от сотрудничества. Прозвище "Добрейшая" остаётся прозвищем.
А выбор вернуть личность... чтобы что? Как сказала Из: «Стоять за прилавком в Лавке Жрачки? Продавать электрошокеры в Глобальной оружейне?» И я представить себе такой исход не могу, после всего, что ребята вынесли.
В общем, Сиэтл, Редмонд, встречайте новых крутышек!
Гонконг, пока!
P.S.: о грустном.
Продолжения, как я поняла, не предвидится. Жизньболь.