От Пола Томаса Андерсона: 5 эрекций Шона Пенна из 5 — вот что такое “Битва за битвой”
Новый фильм Пола Томаса Андерсона «Битва за битвой» снят по роману Томаса Пинчона Vineland. В главных ролях Леонардо Ди Каприо, Шон Пенн и Бенисио дель Торо.
Это самый дорогой фильм Андерсона — бюджет 115 миллионов долларов, а Ди Каприо за роль получил 20 миллионов.
Андерсон — один из самых молодых классиков Голливуда, который уже снял несколько культовых фильмов и теперь впервые попробовал работать с IMAX. Что же у него получилось в итоге?
Почему я решил написать этот обзор? Несмотря на восторженные оценки критиков (10 из 10 на ряде площадок, высокий рейтинг на Metacritic и «клеймо шедевра»), в зале на премьерном сеансе оказалось меньше десяти человек. И это при том, что «Лило и Стич» и очередные кинокомиксы собирают полные залы и идут по десять раз в день. Может, мой текст привлечёт внимание хотя бы одного зрителя к этой картине — и это уже будет победа.
Первые пятнадцать минут — настоящий спермотоксикоз идей: революция, бунт, быть отбитым леваком с автоматом никогда еще не было так сексуально. Не зря я упомянул в названии эрекцию Шона Пэнна: она играет огромную сюжетную роль. И это лишь один из многих провокационных элементов. Слово «Киска» — и я имею в виду не домашнего питомца — здесь звучит чаще, чем в любом другом фильме, и тоже крайне важно для сюжета.
Сначала кажется, что мир фильма — это какая-то леволиберальная агитка. Потом — наоборот, будто он играет на правом поле. Тем, кому и этого мало, фильм предлагает гипертрофированную конспирологию, от которой диву даёшься, но она остаётся лишь бледной копией того, что происходит на самом деле. Готовьтесь встретиться с ку-клукс-кланом времен Трампа — глупым и беспощадным, который атакует трансгендеров и пытается навязать свою версию «гейской маскулинности».
А самое страшное — когда смотришь на наш мир: весь этот гротеск теряет силу, если открыть ленты новостей. Ближе к финалу понимаешь: фильм высмеивает всех — левых, правых, полицейских, солдат, активистов. И те, и другие сражаются неистово, и оба лагеря выглядят уморительно смешно сами по себе. Вот только сама битва в фильме кровавая и безжалостная.
Технически фильм выполнен великолепно. Музыка почти не замолкает, но она настолько органично связана с происходящим на экране, что каждая сцена ощущается цельной и завершённой. Без этого фильм не воспринимался бы таким мощным и впечатляющим.
Это настоящий учебник для всех, кто хочет заниматься кинопроизводством. Я не могу представить такой визуальный ряд и историю отдельно от звуковой дорожки. Ничего подобного в этом году я точно не видел.
Визуально фильм полон запоминающихся сцен, но финальная погоня подарила мне ощущения, которых я никогда прежде не испытывал. Мастерство операторской работы передало не только скорость — меня действительно укачало, и я смог полностью прочувствовать физическое состояние персонажей. Даже в фильме F1, который многие признают за лучшие съёмки гонок и ощущение скорости, такого эффекта не было. Это совершенно новый опыт.
Актёры — это огонь, который доводит фильм до кипения. Ди Каприо и Пенн на грани карикатуры, но при этом страшно убедительны. Бенисио дель Торо, хоть и появляется реже, дарит такую глубину персонажу, что хочется вручить ему Оскар уже сейчас. У каждого героя есть монолог или сцена, которые будут цитировать и пародировать ещё долгие годы. Фильм мгновенно превратится в источник мемов — если не хотите оказаться тем, кто опоздал к тренду, бегите смотреть его как можно быстрее.
В итоге «Битва за битвой» — это фильм, где намешано всё: политика, абсурд, секс, сатира, драма и боевик. Но именно в этом хаосе — его сила. Лучший фильм года? Для меня — да. Классика? Без сомнений. Получит ли он «Оскар» — большой вопрос, но это уже не имеет значения.