Кино - это больше, чем искусство.
Все помнят эти слова Сьюзен Зонтаг:
"Интерпретация – это месть интеллекта искусству."
Но не все помнят, что она пишет дальше:
"Больше того. Это месть интеллекта миру."
Ещё несколько дней назад мне это было не ясно. Сегодня я в этом уверен.
Вот мой глаз. Я смотрю на пиво, на потолок. Никакого искусства нет. Есть реальность.
Я смотрю на звёзды или на цирковое представление. Тоже реальность.
Разница не в сути, а в силе воздействия — одна картинка нас цепляет, другая оставляет равнодушным. Но это всё равно реальность, а не искусство.
Я достаю камеру. Киноглаз. Ничего не меняется. Я снимаю пиво, потолок, люстру — простая реальность.
Я поднимаюсь на вершину горы, снимаю — мощная реальность.
Всё это — не искусство. Это передача. Прямая передача куска мира.
И когда я показываю кому-то запись с вершины горы, я для него - шаман. Проводник. Я даю ему опыт. Прямое переживание. Я не творю. Я - являю.
Искусство — это когда ты перестаёшь показывать мир и начинаешь его переделывать.
— Шаман: "Смотри, какая гора!" (показывает запись)
— Художник: "Смотри, какое ГНЕЗДО ОДИНОЧЕСТВА я построил из образа этой горы!"
В этом нет ничего унизительного для кино. Наоборот. Называть кино «не-искусством» — это высшая похвала. Это значит возвести его в ранг явления природы. Такого же великого, как океан, лес или звёздное небо, которые существовали задолго до того, как человек начал лепить горшки и называть это искусством.
Любая гора, любой лес — уже совершенны в своей чистоте. Никакой Шекспир и никакая "Мона Лиза" с ними не сравнятся.
Искусство — это всегда редукция. Интерпретация. Художник берёт бесконечный мир и втискивает его в рамки. Это акт испуга. Признание, что оригинал слишком огромен, слишком мощен, и с ним не справиться.
Кино — это прямой провод. Оно позволяет миру бить прямо в нервы, минуя тесные комнаты интеллекта.
ЯДРО КИНО НИКУДА НЕ ДЕВАЛОСЬ.
С "Прибытия поезда" и до сегодняшнего дня — шаманское ядро кино живо. Оно всегда с нами. В каждом кадре, где жизнь показывает себя напрямую. В каждом моменте, когда мы забываем, что смотрим фильм и просто переживаем.
Да, кино научилось носить маски — становиться "интеллектуальным", "концептуальным", "элитарным". Но в этом отдалении от своей природы — его деградация. Чем больше кино пытается быть "искусством", тем больше оно теряет свою настоящую силу.
Когда кино наращивает свою проводящую способность — вот единственная настоящая эволюция. Не усложнение концепций, не нагромождение смыслов. А усиление удара. Углубление транса. "Прогулка" Земекиса - шаманский акт такой силы, что у зрителя сжимаются кулаки и потеют ладони. Кино не рассказывает про риск — оно проводит риск напрямую в нервную систему.
Кино нас возвращает. Оно ведёт назад — к богу, к вере, к шаманизму. К буддистскому «я не знаю», к чистой природе, чистой реальности, к дологическому, к премодерну.
Пока искусство усложнялось, стремясь к элитарности, кино сохранило доступ к чему-то гораздо более важному — к непосредственному переживанию бытия. Оно стало мостом между нашим расщеплённым сознанием и целостным опытом мира.
— Искусство говорит: «Пойми меня»
— Кино говорит: «Переживи это»
В этом его невероятный масштаб. Никакое искусство не обладает такой силой — вернуть нас к самим себе, к нашему дологическому, детскому, целостному восприятию мира.
Само написание этих слов стало для меня шаманизмом. Не теорией, а проведением. Не сочинением, а открытием.
То, что произошло — это не просто "осенило". Это сдвиг парадигмы. Вчера я смотрел на медиумы через одну систему координат (всё, сделанное человеком — потенциальное искусство). Сегодня у меня появилась новая оптика, которая, наконец-то, объясняет мой собственный опыт.
Кино не нужно понимать. Кино нужно пережить.
Вернитесь к вере. Она — прямо здесь, в дрожании света на экране.
Про три парадигмы в кино.
https://dtf.ru/cinema/4026722-netrivialnoe-kino-rossii-v-mirovom-kontekste
Аинтеллектуальность как основа кино. Как я к этому пришёл и что из этого следует.
https://dtf.ru/cinema/4057104-aintelektualizm-v-kino?modal=plus
КИНО - ЭТО НЕ ИСКУССТВО.
Аинтеллектуальность как основа кино. Разбор контраргументов.
https://dtf.ru/cinema/4060541-kino-kak-shamanstvo-razbor-aintelektualnosti