Я перевёл с Letterboxd интервью Тима Бертона о 20-летии «Трупа невесты», любви фанатов и вечной силе стоп-моушна
Тим Бертон, или просто отец целого поколения подростков-меланхолистов. В этом интервью режиссер рассказал о «Трупе невесты», любви фанатов, стоп-моушне, о том, почему ручная анимация все ещё жива, и как он работал над фильмом параллельно с «Чарли и шоколадной фабрикой»
Этот год стал особенным для всех поклонников его творчества — «Трупу невесты» исполнилось 20 лет, и фильм возвращается в кинотеатры в обновленном виде. За эти годы он успел превратится в настоящий культ, когда бьют тату с его героями, устраивают в их стиле свадьбы, и спорят, кто все-таки заслуживает Виктора.
И, разумеется, юбилей не обошtлся без ностальгического интервью. На Letterboxd сам Тим Бертон рассказал, как оживлял «Невесту», почему всё ещё верит в силу рукодельной анимации и каково это — видеть, как фанаты буквально носят твой фильм на коже. Интервью получилось тихим, личным и немного грустным — как сама Эмили.
Принеси меня к жизни: Тим Бертон о двадцатилетней любви сообщества Letterboxd к «Трупу невесты»
Когда «Труп невесты» возвращается из мира мертвых, чтобы снова украсить киноэкраны, готический крестный отец Тим Бертон приглашает Эллу Кемп оглянуться на его интимную сказку — и предлагает несколько идей для будущих фанатских монтажей.
За последние двадцать лет фильмы Тима Бертона стали синонимом целого образа жизни: особого стиля, одежды, макияжа, дизайна интерьера и многого другого. Его дебют как режиссера, «Большое приключение Пи-Ви», вышел ровно сорок лет назад, и с тех пор любовь к готическим мирам Бертона не ослабевает. В XXI веке, когда панк-культура 80-х уступила место эпохе эмо, его эстетика обрела новое дыхание — и на Letterboxd поклонники «человека, очарованного смертью» активны как никогда.
Сегодняшний повод для праздника — двадцатилетие одного из самых изящных проектов Бертона (всего 77 минут!), обожаемого нашим сообществом — «Трупаневесты». Фильм входит в клуб «Двух миллионов просмотров» и в топ-150 картин с наибольшим числом фанатов. История «Трупа невесты» ведет прямую линию к юности Бертона в Бербанке, когда он, будучи подростком, увлекся стоп-моушеном и снял в 1982 году свой первый короткометражный мультфильм «Винсент». Спустя два десятилетия он наконец выпустил свой первый полнометражный анимационный фильм, поставив «Труп невесты» вместе с аниматором Майком Джонсоном.
Они вместе рассказали историю любви между мирами — меланхоличную сказку о том, как в мрачной английской деревушке жених по ошибке обручился… с умершей невестой, вернувшейся из могилы, чтобы никогда больше не расставаться со своим возлюбленным.
Сотни отзывов на Letterboxd делятся любовью к фильму, который объединяет поколения. Теперь, когда он возвращается в кино в новой реставрации от Park Circus, рецензентка Андреа подытоживает это лучше всех:
«Я не люблю романтические фильмы, если в них нет тоски, трупов и исхудавшего героя, страдающего от чахотки. И, боже, этот фильм это все дает!»
От продюсера к режиссеру: путь в мир стоп-моушна
Вопрос: Вы были продюсером «Кошмара перед Рождеством» и «Джеймса и гигантского персика» до того, как сняли «Труп невесты». Как изменилось ваше восприятие процесса — от продюсера до режиссера?
Бертон: Первый фильм, который я сделал, был «Винсент», тоже в стоп-моушне. Я вырос на Рэе Харрихаузене и Кареле Земане — я всегда замечал эти вещи, даже в детстве. Разница зависит от проекта. «Кошмар» я разрабатывал почти десять лет — это был, наверное, самый завершенный проект, с которого я начинал. Мы пытались сделать его детской книгой, потом телеспецом, но я держался за идею, что это должно быть именно стоп-моушен. Когда ты не режиссер, ты просто не находишься на площадке каждый день. Генри Селик — потрясающий художник, и в то время почти никто не занимался кукольной анимацией, кроме Aardman. Поэтому собрать такую команду было невероятно вдохновляюще — все казалось новым.
Вопрос: У вас, безусловно, родство между «Кошмаром» и «Трупом невесты». Никогда не хотелось самому снять «Кошмар»?
Бертон: Нет. Я тогда занимался другим проектом, и чувствовал к нему сильную привязанность. С «Трупом невесты» было так же — анимация идет медленно, всего по 30 секунд в неделю, и последнее, чего хочет аниматор, — чтобы ты стоял у него за спиной и командовал.
Этот «медленный» процесс как раз и дает пространство для творчества. В отличие от игрового кино, где ты нужен постоянно, тут можно переключаться. Благодаря этому я смог совмещать два фильма.
О параллельной работе над двумя проектами
Вопрос: Тем проектом был «Чарли и шоколадная фабрика». Каково это — днем снимать «Чарли», а вечером работать над «Трупом невесты»?
Бертон: Это было утомительно, но я наслаждался процессом. Переключение между проектами даже помогало — они казались совершенно разными. «Чарли» снимался днем, а Джонни или Хелена могли вечером записывать голоса для «Невесты». Я гиперактивный человек, а стоп-моушен идет так медленно, что возможность переключиться давала ощущение свежести.
Вопрос: Цветовая палитра «Невесты» словно отражает это раздвоение — мир живых серый и приглушенный, а загробный мир сияет, как если бы «Шоколадная фабрика» ожила.
Бертон: Интересное наблюдение, но я не связывал их напрямую. Они просто очень разные. И это мне нравилось.
Влияние классики и техника
Вопрос: Вы часто упоминаете Рэя Харрихаузена. Как он повлиял на вас?
Бертон: «Ясон и аргонавты» — первый фильм, который я вообще помню. Его работы производили огромное впечатление. Он — художник, и в каждой его модели чувствуется человеческая рука. Даже в монстрах есть эмоция.
Когда я встретился с ним лично, это был невероятный момент. Он показал мне модели — даже полуразрушенные — и я чуть не расплакался. В них было столько простоты и красоты, почти дзен.
Из любимых его фильмов — 20 миллионов миль на Землю и Седьмое путешествие Синдбада. А еще я люблю Земля против летающих тарелок — даже в такой странной теме он сумел добавить человечности.
Об эмоциях, технике и рукотворности
Хотя «Труп невесты» снят в стоп-моушне, многие зрители принимали ее за компьютерную анимацию — настолько она детализирована. Куклам приходилось двигать ткань буквально по кадру. Но именно это придает фильму ощущение живости. Даже если зритель не осознает этого, он чувствует человеческое прикосновение — «рукотворное» качество.
Бертон: Это то, что я люблю в этой технике — ты чувствуешь душу создателя.
Возвращение на экраны
Вопрос: Есть ли сцена, которую вы особенно хотите вновь увидеть на большом экране?
Бертон: Определенно сцена с бабочками. Мы сделали новую пленку и улучшенный звук, и это возвращает ощущение новизны, как будто фильм только что создан. Ничего не меняли, просто очистили и усилили восприятие.
Об анимации, актёрах и соратниках
Вопрос: Вы также принесли анимацию в живое кино — например, в «Дамбо».
Бертон: (смеется) Ты, наверное, единственная, кому он понравился!
Вопрос: Да, я рецензировала его — для меня оригинальный мультфильм был первым фильмом в жизни, так что это было особенное чувство.
Бертон: Вот именно. Фильм не обязан быть великим — важно, что он особенный для тебя.
Вопрос: Расскажите о работе с актерами в «Трупе невесты».
Бертон: Я стараюсь не кастовать людей просто потому, что их знаю. Все зависит от персонажа. На «Невесте» единственной, кого я прослушивал специально, была Хелена (Бонэм Картер). Остальные — просто идеально подходили. Мне повезло работать с такими, как Альберт Финни, Эмили Уотсон, Ричард Э. Грант. Это был последний фильм Майкла Гофа, и я рад, что он в нем участвовал.
О вдохновении и наследии
Вопрос: На чем была основана история?
Бертон: На очень расплывчатом фольклорном рассказе, который предложил Джо Ранфт из Pixar. Просто идея — «труп невесты и любовный треугольник». Я не хотел углубляться в мифологию — мне хотелось, чтобы это было скорее сказкой.
Вопрос: Многие зрители на Letterboxd сравнивают треугольник из фильма с «Challengers».
Бертон: (смеется) Я не видел этот фильм! Но можно попробовать — как в старом эксперименте с Pink Floyd и The Wizard of Oz: наложите саундтрек «Challengers» на «Труп невесты» и посмотрите, что выйдет!
Культура смерти и жизнь в Англии
Вопрос: «Труп невесты» кажется очень британским фильмом.
Бертон: Да, Джоанна Ламли и Альберт Финни были великолепны — они прекрасно понимали этот стиль сдержанности и абсурда, свойственный британской культуре.
Я вырос в Калифорнии, где День мертвых был известным праздником, но в Бербанке смерть считалась чем-то негативным. А рядом, в Мексике, я видел, как её празднуют — ярко, радостно, с юмором. Мне это всегда нравилось: видеть красоту и жизнь в образах смерти.
Я даже шутил, что можно пройтись по Кэмдену в Лондоне — и подумать: «Вот оно, место для "Трупа невесты"».
Семья и преемственность
Когда «Труп невесты» вышел, моему сыну было два года. Теперь я показываю своим детям старые фильмы, например, Рея Харрихаузена, и мне приятно, что, несмотря на все современные технологии, они видят в них искусство. Они чувствуют душу в этих простых моделях, сделанных вручную.
«Труп невесты» возвращается в кинотеатры Великобритании и Ирландии с 10 октября в новой версии с улучшенным звуком и изображением. В США фильм уже доступен в 4K через Warner Bros.
На этом все. Подписывайтесь, ставьте классы, оставляйте комментарии. Если вы хотите поддержать меня, то можете сделать это здесь или на моем Boosty. Всем спасибо!
Опять ни о чем, опять ИИ, опять рано выложил, опять опечатки, опять не дочитал, опять не та обложка, опять нейромусор, опять фальшивый пост, опять рекламная подводка, опять скучно, опять кликбейт, опять унылая подводка, опять пост ради поста, я это уже видел, опять пересказ Википедии, опять текст будто писал ЖПТ, опять весь смысл в заголовке, опять пять абзацев ради одной фразы, лучше прочитаю источник, только картинки интересные, ИИ-картинка — значит и текст ИИ, опять бездушно, опять не зацепило, опять слишком идеально написано, все правильно, аж не верится что человек писал, ноль эмоций, написал полный бред, одинаковые формулировки, пустые слова, якорный контент ради галочки, автор сам не понял зачем это, опять комментариев больше смысла чем в статье, дизлайк и летишь в бан, опять отписка, не смешно, почему это на главной?, что сказать то хотел?, опять редакция спит, опять бот пишет, опять украл пост, опять в конце этот бусти, опять странно написано, опять повтор темы недели, опять цитаты ради цитат, опять тот же стиль, опять все серое, опять пустота, опять картинка без контекста, опять эстетика ради эстетики, опять украл идею, нет смысла, опять хвалят скуку, опять "глубокий" пост, опять хочется кинуть в ЧС, опять дизлайк, опять отписка, ну хоть что-то интересное написал, опять обсуждают не тему, а картинку, опять спор ни о чем, опять устал, опять грустно, опять пусто, опять DTF как всегда.